Картотека бесед по формированию ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте.
картотека (старшая группа)
Данная картотека бесед поможет педагогам расширить знания детей по формированию ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_besed_po_zozh.docx | 45.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1 БЕСЕДА ЗОЖ Правила личной гигиены . Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми. Ход беседы Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля. Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения К. Чуковского. Мойдодыр: Я – великий умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир. - Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего? - Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа) Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке. |
Карточка №2 БЕСЕДА ЗОЖ Таблетки растут на грядке . Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. Ход беседы. Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами. Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть. |
Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими. Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год. Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят. |
Карточка №3 БЕСЕДА ЗОЖ Как организм человека перерабатывает пищу. Цель: Познакомить с пищеварительным трактом; воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи; закрепить представление о здоровой пище; учить сервировать стол. Ход беседы Воспитатель: Что значит – человек сыт, голоден? Когда человек бывает сыт? Сколько раз в день человеку нужно есть? Как называются регулярные приемы пищи? (Ответы детей.) Давайте посмотрим на картинку и поймем, как идет пища внутри организма. Сначала пища попадает в рот, смачивается слюной и идет по пищеводу в желудок. (Дети находят месторасположение желудка в своем организме.) В желудке есть специальная жидкость (желудочный сок), которая пропитывает пищу и растворяет даже твердые ее кусочки. Но когда в желудок попадает хорошо переваренная пища, ему легче с ней справиться. Переворившись в желудке, пища переходит в кишечник – тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Длина кишечника – приблизительно 7-9 метров. (Показывает детям веревку соответствующей длины.) |
В теле человека кишечник свернут. Переваренная пища идет по кишечнику, и в это время ее полезные вещества забирают себе разные органы. А все, что организму не нужно, мы отбрасываем в туалет. На столе разложены карточки с изображением продуктов. Детям предлагается разложить карточки на три группы: 1. продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, крупа и т.д.); 2. продукты, без которых человек может обойтись (конфеты, вафли, торты, печенье и т.д.); 3. продукты, вредные для здоровья (чипсы, гамбургеры, кока-кола и т.д.). Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации-инструкции по сервировке стола. Дети рассказывают о том, как сервируют стол дома и в детском саду. Правильно сервируют стол для куклы, которая принимает гостей. |
Карточка №4 БЕСЕДА ЗОЖ Мои помощники. Цели: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться к жизненно важным органам. Ход беседы. Дети рисуют людей, которые идут, стоят, играют, работают и т.д. затем рассматривают рисунки. Воспитатель: Можем ли мы по изображению понять, чем занимается человек? Как мы это можем понять? (Ответы детей.) Да, действительно, по положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы можем догадаться, что он делает. Мы уже знаем, зачем человеку нужны руки и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи ног мы ходим, бегаем, приседаем; руки помогают нам выполнять необходимые для жизни действия. Какие? (Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держат ложку, причесываются, одеваются, рисуют ит.д.) Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (Ответы детей.) |
Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают ноги (руки) детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение. Воспитатель: Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы органами чувств. А почему им дано такое название? (Ответы друзей.) Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем. (Проводится беседа о значимости органов чувств, о необходимости бережного отношения к ним.) |
Карточка №5 БЕСЕДА ЗОЖ Роль лекарств и витаминов. Цели: Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах; дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни. Ход беседы. Воспитатель: Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажите, почему человеку так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием работает и играет.) А что должен делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье? (Он должен соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.) К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.) Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей. Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.) Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему лекарства.) |
Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся? (Ответы детей.) Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны. Воспитатель показывает яркие упаковки с витаминами. Воспитатель: А это что такое? (Витамины.) Для чего они нужны? Можно ли вылечиться, принимая только витамины? Как вы думаете, витамины – это скорее лекарства или конфеты? Правильно ни то ни другое. Витамины не лечат организм, как лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя. Витамины съеденные в большом количестве, нанесут вред здоровью. Помните – детям нельзя есть витамины всегда, когда хочется. |
Карточка №6 Беседа ЗОЖ Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья. Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой. Ход беседы. Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и что такое спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов? Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать спортсменом? Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым. Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из семейных альбомов. Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады. Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые». |
Дети делятся на 2 команды. Педагогом подбираются 5-6 спортивных упражнений на скорость и ловкость. Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай». Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол», «хоккей», «мяч», и т.д. Умывальников начальник И мочалок командир. - Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего? - Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа) Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке. |
Карточка №7 БЕСЕДА ЗОЖ Полезная и вредная пища Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу. Ход занятия. Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе. Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.) Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине. |
Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется. Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные |
Карточка №8 БЕСЕДА ЗОЖ Знакомимся со своим организмом. Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании. Ход беседы. Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди.) А одного из нас? (Человек.) Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга. Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах. Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека. Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют мотором организма. |
Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее. Воспитатель: Благодаря каким органам мы дышим? (Легким.) Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие. Воспитатель: Какие органы вы еще знаете? Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах, находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания. Воспитатель: - Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание? Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье. Воспитатель: А как мы с вами можем заботиться о своем здоровье? Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные для здоровья, - долгое сидение у телевизора или компьютера, малая подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом |
Карточка №9 БЕСЕДА ЗОЖ Здоровье – главная ценность человеческой жизни Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п. Ход беседы. Воспитатель: Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку. Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы детей.) Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек. Вспомните, что чувствовали вы, когда болели. (Ответы детей.) Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы детей.) Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие или врач. (Ответы детей.) Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. |
Карточка №8 БЕСЕДА ЗОЖ Знакомимся со своим организмом. Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании. Ход беседы. Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди.) А одного из нас? (Человек.) Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга. Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах. Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека. Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют мотором организма. |
Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели? (Ответы детей.) Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого? Дети отвечают на вопрос. Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня. Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации. Воспитатель: Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре? (Ответы детей.) Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь, почитать книжку младшему брату или сестренке. А самое главное – вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать. |
Карточка №10 БЕСЕДА ЗОЖ Травма: как ее избежать? Цели: Продолжать учить оказывать посильную помощь при травме; воспитывать чувство милосердия и сострадания; учить правильно вести себя дома и на улице; избегать получения травмы. Ход беседы. Дети рассматривают плакаты и иллюстрации, демонстрирующие оказание первой помощи при травме. Пытаются понять, что произошло с человеком в каждом конкретном случае, как и почему человек получил травму. Дети вспоминают аналогичные случаи из своей жизни: рассказывают, как были получены травмы; рассуждают, можно ли было избежать травмирования. Затем заводится разговор об общей осторожности, соблюдении правил безопасности дома и на улице. Дети должны понимать, что часто человек сам бывает виноват в том, что с ним происходит. Целесообразно наибольшее внимание уделять примерам из жизни детей (разбил коленку или нос, посадил занозу в палец, ударился, упал и т.п.) Важно объяснять детям, что в случае травмы следует немедленно попросить о помощи взрослых. Но в некоторых случаях можно и самим попытаться что-то сделать. Например, к обычной царапинке прикладывают чистый носовой платок или лист подорожника. Игра «Помощь при травме» с карточками или предметами. Дети выбирают «травмированного» (рисунок, игрушку) и оказывают ему помощь. Попутно рассказывают, что и как они делают. |
Карточка №11 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Актёр. Это одна из самых древних и любимых профессий. В старину бродячие актёры устраивали представления прямо под открытым небом. Они выступали на ярмарках и во время праздников, доставляя людям большую радость.
В процессе беседы для наглядности используется иллюстративный материал, костюмы, парики, театральные персонажи. |
Карточка № 12 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Врач Врач лечит людей, маленьких и больших. Это очень трудная работа и древняя профессия. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками. Раньше врачи лечили людей с помощью различных природных веществ. Сейчас тоже при многих болезнях врачи советуют использовать отвары различных трав. Но в наши дни у врачей есть помощники – специальные приборы и лекарства. Одни приборы нужны врачам, чтобы поставить диагноз, другие – чтобы лечить людей. Все вы, наверное, были в кабинете у зубного врача и видели, какие там сложные приборы. Чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться! Ведь от врача зависит здоровье и жизнь человека. Врач должен много знать и уметь. Нужно уметь распознать болезнь человека, выбрать подходящее лекарство (которых очень много, врач должен все их знать). Но самое главное для врача – это любить и жалеть людей и очень хотеть помочь им выздороветь. - Ребята, вы были на приёме у врача? О чём спрашивал вас доктор? |
Что ещё он делал? (смотрел горло, слушал дыхание, выписывал рецепт) .
|
Карточка №13 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Шофёр Хорошо быть шофёром! Машина огромная, а слушается твоей руки. Нажмёшь ногой одну педаль – машина поедет. Нажмёшь на другую – остановиться. Руль повернёшь – объедешь ямку на дороге. Шофёр должен быть очень внимательным и не пропускать дорожных знаков. Вот дорожный знак – поворот, а вот знак «Осторожно, дети». Хороший шофёр – мастер на все руки. Он знает устройство своей машины и может её починить. Машин разных очень много. Есть автобусы, лесовозы, самосвалы, легковые автомобили. Есть машины «Скорой помощи», «Пожарные». И все эти машины подчиняются умелому шофёру. И за рулем какой бы ни было машины, шофёр всегда придёт на помощь другому водителю. Шофёр – надёжный и верный друг, особенно в дальних рейсах!
(Изобразительный ряд: машины, руль, настольная игра «Дорожные знаки») |
Карточка № 14 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Ветеринар Если тебе нездоровится, то мама вызывает врача на дом, которому вы вместе рассказываете о симптомах болезни. В сказке о докторе Айболите звери сами рассказывали о своих болезнях. Но на самом деле, заболевшее животное не умеет говорить, и ему на помощь приходит особый врач – ветеринар. Ветеринара тоже можно вызвать на дом – посмотреть кошку или собачку, на ферму - к заболевшей корове, в цирк – к захворавшему слону, в зоопарк – к раненому тигру. Ветеринару приходится внимательно смотреть, весёлые ли глаза у животного, блестит ли шерсть. Он узнаёт у хозяев, хорошо ли животное ест, двигается. Ветеринары помогают больным животным так же, как врачи людям. Дают лекарство, промывают раны, делают уколы, даже проводят хирургические операции. Кроме того, с больной зверюшкой можно прийти в ветеринарную клинику, где ветеринар ей окажет помощь. |
Ветеринару нужно очень любить животных. Хороший ветеринар много знает и умеет!
|
Карточка №15 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Строитель Качества необходимые строителям разных специальностей: Отличное владение профессией. Физическая закалка. Огромное трудолюбие и немалая физическая сила. Умелые руки и желание делать полезное людям дело. Своим трудом приносить людям радость. 1. Беседа о профессии строителя. Вопросы: а) Почему профессия строителя — одна из самых важных? б) Из чего строили в старину? Почему? в) Из чего теперь строят дома? г) Как называют строителей строящих деревянный дом? Какими инструментами пользуются плотники? |
д) Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома? е) Как называют рабочих, укладывающих кирпичи? ж) Как называют рабочих, которые кроют крышу? з) Каких рабочих называют «отделочниками»? и) Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои? к) Кто устанавливает оконные рамы, двери? л) Кто знает, как укладывать керамическую плитку? |
Карточка №16 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Слесарь Протекает дома кран. «Надо позвать слесаря!» — говорит мама. Поломался велосипед, «Надо отнести слесарю», — говорит папа. Что же это за мастер на все руки? Это старинная профессия. Слесарь работает с металлом. Металлург выплавляет металл. Кузнец делает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого металла. Слесарь работает с холодным металлом, очень прочным и твердым. Чтобы справиться с металлом, у слесаря есть специальные инструменты. Например, молоток и зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молотком — кусок металла отрубил! Можно отпилить нужный кусок металла специальной пилой-ножовкой. У нее очень острые зубья, и сама она сделана из прочного металла. Есть у слесаря для работы дрель со сверлом и хитрый инструмент — метчик. Метчиком в отверстии нарезают резьбу, чтобы потом винт вкрутить. Винты вкручивает слесарь отвертками, а вот для болтов с гайками есть у него гаечный ключ. |
Напильники помогают ему сделать поверхность металла совсем гладкой. Чтобы все детали сделать точно по размеру, слесарь использует специальные измерительные инструменты. У них очень трудные названия: кронциркуль и штангенциркуль. Слесарь и новые вещи из металла делает, и готовые чинит! Во многих школах сейчас знакомят учеников со слесарными инструментами. Даже можно поработать ими в школьной мастерской! |
Карточка №17 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Столяр Что за дом без мебели? Мебель делает столяр. Для работы по дереву есть свои особенные инструменты. Это рубанок, стамеска, долото, ну и, конечно, пила! Во многих семьях взрослые сами, делают столярные работы — полочки мастерят, табуретки. Дети очень любят помогать им: инструменты подавать, стружку собирать. Свежая стружка так пахнет лесом! Прямо на глазах дощечки превращаются в какую- нибудь полезную вещь! Хорошие столяры делают из дерева вещи необыкновенной красоты, Особенно ценятся столяры- краснодеревщики. Они делают - из ценных пород дерева самую красивую мебель. Это настоящиехудожники по дереву! |
Карточка №18 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Инженер Машин и механизмов на свете очень много. Всех их вместе называют одним словом — техника. Когда мы говорили с тобой о космонавтах? врачах, летчиках, ткачах, мы упоминали еще и профессию инженера. Кто же такие инженеры? Это люди, которые все знают о работе различных машин и создают новые машины. Первые инженеры были военными. Они создавали военную технику и укрепления. Но вот появились мирные машины: паровые двигатели, насосы, станки. Люди построили железные дороги, заводы и фабрики. Машины стали работать в воздухе и под водой. Всю эту технику создают и делают все лучше и лучше инженеры. А ещё инженеры помогают людям других профессий управлять техникой. Сейчас уже у самих инженеров больше двухсот специальностей! Они работают на заводах и стройках, на транспорте и в шахтах, в сельском и лесном хозяйстве, помогают ученым и врачам. |
Поэтому не удивляйся, встречая в нашей книжке слово «инженер» почти на каждой странице. Всю сложную технику сначала инженеры придумывают в голове и рисуют на бумаге. Потом по этим рисункам делают чертежи. По чертежам рабочие собирают из деталей нужную машину. Эту машину испытывают. А инженеры руководят испытаниями. Любая техника вокруг нас когда-то была придумана инженерами. |
Карточка №19 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Архитектор Что нам стоит дом построить, — нарисуем, будем жить! Как бы не так. Если строить дом без хорошего плана, потом горя и забот не оберешься. Чтобы горя и забот в строительстве поменьше было, есть на свете уважаемая профессия — архитектор. Хороший архитектор сначала строит в уме дом такой, какой вам нужно. Затем — рисует свои задумки на чертежах, так чтобы строителям было понятно, что делать. Хороший дом должен быть прочным, теплым, красивым, удобным, светлым. Он должен красиво выглядеть среди соседних домов и не портить своим видом пейзаж. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия. И очень древняя. Ты, наверное, видел в книгах или по телевизору, как не похожи друг на друга многие старинные здания. Особенно — в разных странах. |
Некоторые из таких особенно редких по красоте и устройству старинных зданий люди называют с уважением «памятники архитектуры». Знаешь ли ты, какие памятники архитектуры есть в твоем родном городе? Обязательно узнай! И подумай о том, как славно потрудились много лет назад архитекторы истроители. В наши дни строят так много зданий, что уже трудно стало делать их не похожими друг на друга. |
Карточка №20 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Писатель Пишут книги писатели. Недавно в нашей стране торжественно отмечали двести лет со дня рождения Пушкина. Это самый любимый наш писатель. Наверное, все дети знают его сказки. Кто-то любит сказку о золотой рыбке. Кому-то нравится сказка о царе Салтане. В наши дни тоже есть хорошие писатели. Кто из вас не знает наизусть стихов Корнея Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михалкова, Агнии Барто? Многие дети знают и любят истории про Чебурашку и мальчика по имени «дядя Федор». Их сочинил писатель Эдуард Успенский. Писатели П.П. Бажов и Е.А. Пермяк сочиняли сказки и истории для детей о замечательных мастерах-умельцах. Очень любят взрослые и дети занимательные книги Григория Остера и увлекательные истории про клуб КОАПП, которые сочинил писатель Майлен Константиновский. Книги пишут не только писатели. Есть еще науч ные книги и всякие справочники. Их больше читают взрослые. |
А дети любят истории, в которых много чудес! Хороший писатель не просто сочиняет для детей интересные истории. Он это так умело делает, что читатель становится участником этих историй, ему хочется быть лучше, помогать другим и верить в добро. Хорошая книга — самый лучший друг на всю жизнь. |
Карточка №21 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Журналист Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? — Журналист! Журналисты путешествуют за новостями по всему миру — с геологами и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесменами. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки, где идет война или случилась какая-то катастрофа. Они встречаются с учеными и военными, писателями ихудожниками. Всех расспрашивают, все записывают в блокнот или на магнитофон. Потом рассказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах. |
Карточка №22 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Военный Мы с вами живем в стране, которая называется Россией. Россия — наше Отечество. На Земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они— защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся военная техника должна быть в полном_порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьютеры. Еще защитники Отечества изучают военную историю. У некоторых военных профессий есть свои отдельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников. В июле — у военных моряков. В августе — у летчиков. |
В сентябре — у танкистов. В ноябре — у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики — все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный — профессия героическая, уважаемая и очень нужная! |
Карточка №23 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Каптан На корабле главный человек — капитан! В дальнее плавание ходят на очень больших кораблях. Там дружно трудятся люди разных профессий. Обязательно есть на корабле боцман и матросы. Есть также штурман, механик и радист. Есть судовой врач и повар (на корабле говорят не повар, а кок!). Но капитан — самый главный. Его слушается вся команда. Он все знает про корабль. Про волны и шторма. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и, конечно, морское дело! В плавании могут встретиться разные опасности. И капитан должен сделать все, чтобы спасти корабль! Если все же с кораблем случится беда, то капитан покидает его последним. Замечательная это профессия! Многие дети мечтают быть капитанами. Особенно мальчики. О капитанах написано много интересных книг. О них созданы фильмы и спектакли. Когда подрастешь, узнаешь про увлекательные приключения капитана Врунгеля, капитана Немо и капитана Гранта. И, конечно, ты прочитаешь книгу писателя В. Каверина «Два капитана». У главного ее героя Сани Григорьева был прекрасный девиз: «Бороться и искать, найти — и не сдаваться!» |
Карточка №24 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Водолаз Капитан, конечно, самый главный человек на флоте. А слыхал ли ты о такой профессии, как водолаз? Это одна из древнейших профессий. Давным-давно люди научились нырять в глубину и добывать жемчуг, кораллы, губки. Правда, называли таких людей в старину не водолазами, а ныр яльщиками. Под водой человек долго не может пробыть: ему не хватает воздуха. Он обязательно должен вынырнуть через несколько минут и подышать. Сейчас водолазы спускаются под воду в специальных скафандрах. В скафандре можно находиться под водой очень долго. Туда подают воздух по специальным трубкам, и водолаз им дышит. Это трудная и опасная профессия. Водолазом может стать только очень смелый человек. И умелый! В наши дни водолазу приходится быть мастером на все руки. И строителем, и монтажником, и ремонтные работы под водой делать. А еще водолазы снимают фильмы о жизни под водой. Может быть, ты видел такие фильмы по телевизору? |
Карточка №25 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Пограничник Пограничник — военная профессия. У каждой страны на Земле есть своя граница. На карте границу страны рисуют ярким цветом. На самом деле ее отмечают пограничными столбами. Это только в сказках герои переносятся из страны в страну на ковре-самолете или Коньке-Горбунке, и у пограничников разрешения не спрашивают. В наши дни из одной страны в другу ю можно попасть только через специальные пограничные пункты. Тех, кто пытается тайком перейти границу страны, пограничники задерживают. Потом таких людей очень строго наказывают. Иногда нарушители границы бывают очень хитрыми и даже опасными. Но пограничники все равно их ловят: помогают им в этом собаки-следопыты и военная техника. |
Карточка №26 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Пожарный Все звери боятся огня и бегут от него прочь. Только люди умеют сами разжигать огонь и получать от него пользу. Люди умеют греться у огня, готовить на нем пищу. Огонь помогает людям варить сталь и резать металл. Первые паровозы и пароходы тоже двигала сила огня. Но с огнем нельзя шутить и баловаться. К сожалению, часто огонь вырывается на свободу. Тогда беда: пожар! Огромный вред может принести пожар. Сгорают дома, посевы, леса. Гибнут в огне или остаются без крова и пищи люди и животные. Чтобы этого не случилось, есть люди особой профессии — пожарные. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей, Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи. Многим детям - нравятся красивые блестящие каски; пожарных и ярко-красные пожарные машины. Дети любят интересные рассказы о смелых пожарных. |
Есть даже рассказ об отважной собаке, которая помогала пожарным. Однажды эта собака сначала вынесла из - огня маленькую девочку, а затем снова бросилась в огонь и спасла — кого бы вы думали? — большую куклу! Все были очень рады. Пожарная служба есть в каждом городе, каждом населенном пункте нашей страны. Для того, чтобы приехали пожарные, нужно позвонить по телефону 01 и сказать, кто звонит, что случилось и назвать адрес. |
Карточка №27 БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Космонавт Все знают имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина! Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. Юрий Гагарин был летчиком. Сейчас в космосе побывали люди и других профессий. Врачи, инженеры, ученые. Но все они — космонавты! У космонавтов трудные условия работы. Во время старта и приземления корабля они испытывают большие перегрузки. Тело становится тяжелым, руки и ноги невозможно понять. Зато когда космический корабль вращается вокруг Земли, в нем наступает невесомость. Непонятно, где пол, а где потолок. Все предметы плавают, как пушинки в воздухе. И космонавты тоже плавают. Пить и есть им приходится из специальных тюбиков, чтобы пища и вода не плавали где попало. В космическом корабле много приборов, и все их космонавт должен знать. Это приборы и для управления кораблем, и для научных исследований. |
А также он должен уметь стрелять, ловить рыбу, находить пищу в пустыне и во льдах... Зачем? На тот случай, если корабль приземлится далеко от космодрома. Так что, если ты мечтаешь о полетах в космос, постарайся не терять времени. Учись всем полезным делам! |
Карточка №28 БЕСЕДА ОБ ЭТИКЕТЕ Мальчики – будущие мужчины
|
Карточка №29 БЕСЕДА ОБ ЭТИКЕТЕ Мальчики – защитники слабых (девочек)
|
Карточка №30 БЕСЕДА ОБ ЭТИКЕТЕ Девочки – маленькие принцессы.
|
Карточка №31 БЕСЕДА ОБ ЭТИКЕТЕ Девочки – маленькие хозяюшки.
|
Карточка №32 БЕСЕДА что делают наши мамы и папы? Цель: беседа формирует у детей представление о разных профессиях, показывает значимость каждой профессии. Содержание: в начале беседы педагог помещает на фланелеграфе сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: доктора, строителя, парикмахера, повара, летчика, моряка и т.д. Он предлагает детям внимательно на них посмотреть и сказать, чем заняты взрослые на каждой из этих картинок. Педагог обобщает ответы: кто умеет лечить людей, кто строит дома, готовит детям обед и т.д. Каждого, кто занят полезным делом, надо уважать. Предложить детям подумать, почему они должны уважать взрослых за их труд. Например: — если бы не было повара, некому было бы сварить суп. Строитель строит дома. Если бы некоторые взрослые не стали этого делать, нам негде было бы жить. Летчик водит самолеты Доктор лечит нас от кори, – это очень хорошо. Есть учительница в школе. Повар делает компоты Мамы разные нужны, – это тоже хорошо. Мамы всякие важны. С. Маршак. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Картотека бесед по воспитанию нравственности старший дошкольный возраст
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстника...
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Беседы по экологии...
Беседы с детьми по безопасности дорожного движения (Картотека бесед по ПДД для детей дошкольного возраста)
Беседы с воспитанниками, которые помогут им ориентироваться на дороге и быть послушными пешеходами....
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Картотека бесед по воспитанию нравственности старший дошкольный возраст
Картотека бесед по воспитанию нравственности...
Картотека бесед о безопасности в старшем дошкольном возрасте
Картотека бесед о безопасности в старшем дошкольном возрасте КАРТОЧКА №1Беседа по теме: «Передвигаемся по детскому саду»Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по д...