ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Физкультурные досуги развивают физическую активность, образное мышление, воображение, речь, устойчивость внимания, взаимоотношения со сверстниками, но их общее значение — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание каких-то действий, сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Именно в дошкольном возрасте формируются и совершенствуются двигательные качества, навыки и умения, являющиеся базой для адекватного психического и физического развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Своевременное и разностороннее развитие движений — одно из основных условий и один из основных показателей физического и нервно-психического развития ребёнка. Движение развивает и совершенствует функции центральной нервной системы. Оно приводит к более интенсивному протеканию физиологических процессов, что приводит к улучшению работы всех внутренних органов и систем. Недостаточное развитие и совершенствование движений негативно влияет на организм ребенка и создает определенные трудности в более старшем возрасте для его полноценного развития. Движения оказывают большое влияние на развитие речи детей.
Все вышесказанное, определяет одну из основных задач по физическому воспитанию и организации досуга детей дошкольного возраста — формирование и совершенствование двигательных навыков.
Физическая культура для детей дошкольного возраста должна стать необходимостью, так, как только регулярные физические нагрузки могут восполнить недостаток двигательной активности детей.
Наиболее эффективно задачи формирования и совершенствования двигательных навыков и умений решается на занятиях физической культурой, где усвоение и совершенствование навыков выполнения движений происходит в определенной, созданной специально обстановке.
Одной из интереснейших форм приобщения детей к активным занятиям физической культурой и спортом является участие их в массовых спортивных физкультурно-оздоровительных мероприятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Необходимо создание таких условий для совершенствования движений, чтобы ребенок научился не только технике их выполнения, но и использованию этих движений в различных условиях, сочетая их с другими видами движений.
К сожалению, педагогами дошкольных учреждений большое внимание уделяется первоначальному разучиванию основных движений, часто не придается значения дальнейшему их совершенствованию. Это приводит к тому, что разученные в специально организованной обстановке движения автоматически не переносятся в повседневную жизнь и деятельность. Решить проблему связи накопленного при изучении движений опыта и использования его в повседневной реальности помогают физкультурные досуги.
Такие мероприятия, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне и дают детям возможность познать ощущение радости движений, учат сталкиваться с самыми необычными ситуациями и находить себя в них, помогают познать самого себя, почувствовать локоть товарища, понять ответственность перед своим коллективом. Кроме того, во время физкультурных досугов и праздников у детей развиваются необходимые двигательные качества, определяющие правильность физического развития ребенка.
Использование физкультурных досугов для организации двигательной активности детей дошкольного возраста.
Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы у детей, развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус своего организма, восстанавливает работоспособность.
Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха. Все вышеперечисленные условия, гармонично объединены и воплощаются в физкультурном досуге дошкольников.
Организация физкультурных досугов имеет следующие требования: они должны строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала; удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость; давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников; приобщать детей к деятельности соревновательного характера, побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков. [14, 154.]
Разрабатывая программу физкультурного развлечения, учитываются следующие моменты:
1. Содержание программы согласовывается с пройденным учебным материалом;
2. Используются игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;
3. Размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;
4. После игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планируются загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;
5. После фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;
6. Обязательное музыкальное сопровождение;
7. Создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;
8. Формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок, драматизации, гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов.
Разрабатывая сценарии досугов, необходимо творчески подходить к выбору темы и форме проведения.
По тематике досуги можно условно разделить на 4 основные группы:
- Развлекательные. "Весёлые старты ", "Петрушкины забавы" и др.
- Познавательные. "Спортивная викторина", "Форт Байярд".
- Нравственно-патриотические. "Папа, мама, я — спортивная семья", "Народные забавы "
- Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".
Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга:
- Физкультурный досуг может строиться на хорошо знакомых детям играх и упражнениях;
- Состоять из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков и т.д.
- Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание, прыжки через короткую скакалку.
- Физкультурный досуг «Весёлые старты» строится в основном на играх эстафетах, хорошо знакомых детям упражнения.
При планировании и подготовке физкультурного досуга необходимо:
- Обозначить задачи досуга, дату, время и место его проведения;
- Подготовить игры, конкурсы, соревнования;
- Определить количество участников (желательно чтобы участвовали все дети, независимо от уровня их двигательной активности).
- Обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников физкультурного досуга.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные досуги, проведённые на открытом воздухе. [6;145-147]
Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, (можно начинать и с 1 младшей группы) один раз в месяц. В младшей и средней группах в течении 20-30 минут, в старшей – 30-35 минут, в подготовительной к школе – 35-40 минут. Организуются они во второй половине дня. В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводиться и первой половине дня, после завтрака.
Таким образом, досуги играют огромную роль для развития двигательных навыков и умений. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как «день здоровья», физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако, допустимо объединение двух одно возрастных и разновозрастных групп.
Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений
Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Мероприятие может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1―2 игры большой подвижности, после этого ― 2―3 аттракциона. Завершается физкультурный досуг спокойной игрой и ходьбой.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается. Проводится воспитателем или инструктором по физической культуре в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение желательно оформить. На это не требуется много времени. Праздничность создают помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.
Развлечения целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам; необходимо использовать музыкальное сопровождение, которое создаёт праздничную атмосферу.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).
Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов, руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.
В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования навыков. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.
Образовательные программы выделяют основные требования к проведению физкультурных досугов в разных возрастных группах:
Вторая младшая группа
Физкультурный досуг проводится во второй половине дня 1-2 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя или инструктора по физической культуре привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях.
Структура физкультурного досуга:
1. Сюрпризный момент (появление литературного героя).
2. Выполнение обще развивающих упражнений с крупными предметами (надувными мячами).
3. Игровые задания для всей группы (допрыгнуть до колокольчика, пролезть в обруч.
4. Подвижная игра.
5. Обще групповые игровые упражнения (сбей кеглю).
6. Награждение сувенирами.
Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы.
Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки. [5;302]
Средняя группа
Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут.
Следует постепенно вводить в содержание досуга игры с элементами соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.
Структура физкультурного досуга:
1.Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).
2. Игровое задание для всей группы (проехать на лыжах через трос ворот, находящихся на расстоянии 5-6 шагов друг от друга).
3. Игровое упражнение для всей группы(карусель на лыжах вокруг елки в концентрических окружностях).
4. Игра хоровод.
5. Соревнование двух команд(упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т.д.).
6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.
Старшая группа
Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего, физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи. Игры и упражнения следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. Целесообразно чередовать физические упражнения с предметами и игры соревновательного характера. Эстафеты с хороводами и обще групповыми подвижными играми. При подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Важно, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях.
Структура физкультурного досуга:
1. Приветствие команд.
2. Соревнование команд (игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).
3. Соревнование капитанов
4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).
5. Подведение итогов.
Физкультурный досуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, а также закаливанию организма детей.
В зимнее время физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона страны. В случаях неблагоприятных условий физкультурный досуг проводится в хорошо проветренном помещении.
В программу физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным и спортивным играм, комбинированные и комические эстафеты, аттракционы. Также можно предусмотреть домашнее задание, придумать приветствие соперникам, номера художественной самодеятельности, конкурсы капитанов.
Успех физкультурного досуга во многом зависит от четкой его организации. Прежде всего, надо сформировать несколько команд из детей одной возрастной группы. В каждой группе можно создать 2-3 команды по 8-10 человек, которые выступят во всех видах соревнований или поочередно. В программу физкультурного досуга можно включить игры, как для смешанных команд, так и для мальчиков и девочек отдельно. Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма: хорошо оборудовать место для соревнований, проводить их в строгом соответствии с правилами при соскоках с препятствий использовать гимнастические маты, скамейки для болельщиков установить на расстоянии 1-2м от игровых площадок. Лучше не включать б программу бег по узкому бревну, лазанье по канату и спуск с него на скорость. Важно за 2-3 дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафеты. Тогда дети успеют потренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания.
Включать в физкультурные досуги игры и эстафеты целесообразно лишь такие, которые интересны детям.
Подбирая упражнения, надо всегда учитывать возраст детей и их физическую подготовку. Важно помнить, что в эстафетах чаще всего все задания выполняются на скорость, а это снижает точность движений, ловкость, глазомер.
Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощение или награждение значками. Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.
Таким образом, методика проведения физкультурных досугов имеют свои особенности в разных возрастных группах, а так же отличаются от физкультурных занятий всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов и т.д.). Физкультурный досуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз лишней траты времени на организацию, он не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками. Введение в практику дошкольного учреждения данного мероприятия позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...
Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста
Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навы...
Формы организации двигательной активности детей раннего возраста
Формы организации двигательной активности детей раннего возраста...
Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .
Статья раскрывает разнообразные формы организации двигательной активности детей дошкольников вне занятий....
Консультация для педагогов "Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста"...
Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в сложноорганизованном пространстве физкультурного комплекса С.Реутского
Каким мы хотим видеть растущего человека – пассивным, ограниченным, боящимся совершить ошибку или обладающим безграничным творческим потенциалом, способным создавать целые миры? Одной из в...