Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста
методическая разработка ( группа) по теме

Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навыки. Формировать привычки и потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение двигательной активности детей средствами спортивных игр и использование элементов художественной гимнастики детей дошкольного возраста.

А. Луначарский говорил, что базой для всего остального в жизни является физическое образование. Мы никогда не сможем получить здорового поколения, если не введем правильно физкультуру и спорт, в процесс развития ребенка. Чем раньше дети будут приобщаться   к занятиям гимнастикой, тем, естественно, лучше.

Не утешают результаты состояния здоровья  детей, поступающих в  детский сад. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности «как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека».

Одним из приоритетных направлений работы детского сада  является оздоровление воспитанников. В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы в целом неуклонно растёт. Причина кроется в гиподинамии ребёнка, недостатке двигательной активности.

По мнению П.Ф. Лесгафта, основные элементы развивают "кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть и руководствоваться при всех своих действиях".

Одним из возможных подходов к повышению эффективности процесса физического воспитания в ДОУ является применение известных и положительно зарекомендовавших себя средств, например, различных видов гимнастики, на основе теоретико-методологических положений развития кинезиологического потенциала в онтогенезе человека и концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания. Как указывает В.К.Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей.

Наряду с традиционными  формами  физкультурно-оздоровительной работы такими, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке, совместные с родителями досуги, развлечения, дни здоровья, спортивные праздники, в детском саду широко используются вариативные формы и методы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Одним  из  таких  методов  работы  с  детьми   является художественная гимнастика.

Красота и грация – два слова, которыми можно описать детскую художественную гимнастику. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 веке до нашей эры и до  сих пор  живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта.  

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо – физиологическим и психологическим особенностям женского организма.    Детская гимнастика, по мнению врачей, для развивающегося организма очень полезна. Особенно благотворное влияние она оказывает на сердечно - сосудистую, дыхательную и вегетативную систему организма. Кроме того, детская гимнастика способна укрепить иммунитет, повысить работоспособность и выносливость организма.

В   основу   работы    заложена динамика развития двигательно-игровых навыков у детей 3— 7лет:

  • основные движения (ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, ползание, лазанье);
  • упражнения на спортивных снарядах (гимнастической стенке, турнике, канате-шесте, кольцах, веревочной лестнице,  школьном козле, гимнастической скамейке, буме, батутах, горизонтальной и наклонной лесенках);
  •    зимние спортивные упражнения (катание на санках с ледяных горок и на дорожках и др.);
  •  летние спортивные упражнения (катание на самокате, велосипеде);
  •  корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения в ползании, ходьбе, прыжках и беге, релаксация и точечный массаж;
  •  акробатические упражнения, перекаты, группировки и кувырки;
  •  развивающие игры с физкультурными пособиями: кеглями, мячами, палками, летающими тарелками, обручами и др.;
  •  подвижные и малоподвижные игры, хороводы без использования предметов;
  •  игровые упражнения с элементами спорта: волейбол, баскетбол, футбол,  хоккей,  бадминтон,  большой теннис,  городки.

Применение элементов художественной гимнастики в соответствии с образовательными задачами программы оказывает наиболее положительное влияние на физическое развитие воспитанников, прежде всего, на  повышение адаптации организма к физическим нагрузкам, улучшение гибкости, растянутости мышц, повышение координации движений, увеличение времени выполнения равновесия, улучшение осанки. Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разной скоростью и различным напряжением мышц.

При проведении разных форм организации двигательной деятельности  мы используем доступные элементы художественного движения:

  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
  • упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
  •  упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
  • упражнения с элементами хореографии и танца;
  • упражнения на согласованность движений с музыкой;
  • ритмические упражнения;
  •  упражнения на релаксацию;
  •  элементы акробатических упражнений.

Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях.

Прежде чем приступить к внедрению художественной гимнастики и использованию её элементов   в  образовательном процессе, был приобретен спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи,  ленты), который в этом году был пополнен.        Двигательное творчество обогащается использованием обруча, скакалки, гимнастической скамейки, шведской стенки, каната. Упражнения включаются  в сценарии спортивных праздников и развлечений. Показать свое мастерство и умение дети готовы на любых праздниках. Спортивные номера украшают утренник, делают его многограннее. 

Для воспитателей были организованы консультации, мастер - классы, цикл занятий «Использование элементов художественной гимнастики в двигательной активности воспитанников»; подготовлена картотека подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости; разработан ряд физкультурных досугов с использованием элементов художественной гимнастики для дошкольников.

Применение методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания в условиях ДОУ способствует положительной динамике показателей, характеризующих состояние здоровья и физического развития детей 4-7 лет, что выражено в следующем: снижении простудной заболеваемости (с 60 до 32% у детей 5-6 лет и с 72 до 45% у детей 4-5 лет);

Использование методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает позитивную динамику показателей их физической подготовленности, что заключается в следующем:

  • улучшение результатов во всех двигательных тестах
  • улучшении качества освоения двигательных умений, что характеризуется более выраженным снижением числа детей с низким уровнем (от 50 до 5%) и увеличением числа детей со средним (от 45 до 70%) и высоким уровнем (от 0 до 35%).

Создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов, оказывает позитивное влияние на динамику показателей психического развития детей.

В результате проводимых работ  воспитанники показывают высокие результаты на спортивных и хореографических соревнованиях, фестивалях.

        Дети учатся выступать и самоутверждаться, особенно те, которые чувствуют себя неуверенно. Это видно в проводимых в ДОУ интересных, необычных физкультурно-оздоровительных мероприятиях: секционной работе с детьми по художественной гимнастике в рамках научно-практической конференции; «Веселых стартах»; соревнованиях по аэробике и акробатике; праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставках детских творческих работ «Мы любим спорт», «Семья и активный отдых»; тематических комплексах утренних зарядок: «Зарядка для зверей», «Надо спортом заниматься».

Опыт работы показал, что занятия по художественной гимнастике в комплексе с другими мероприятиями по физической культуре (утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения) дали хороший результат. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильными, выносливыми, гибкими. Это подтверждается ежегодным мониторингом..

Результатом эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка считаем, то, что дети каждый день с радостью идут в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 258»       Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке в летний период (консультация для воспитателей).

В материале представлены варианты организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке летом: подвижные игры, упражнения, игры с элементами спорта. Это поможет грамотно и интересно организов...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста

Статья для начинающих инструкторов по физической культуре и воспитателей....

«Организация двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы физического развития детей обусловлена некоторым противоречием между потребностью современного общества в личности творческой, гармонично развитой, активной,  физически здор...