Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста
методическая разработка ( группа) по теме
Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навыки. Формировать привычки и потребности в здоровом образе жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение двигательной активности детей средствами спортивных игр и использование элементов художественной гимнастики детей дошкольного возраста. А. Луначарский говорил, что базой для всего остального в жизни является физическое образование. Мы никогда не сможем получить здорового поколения, если не введем правильно физкультуру и спорт, в процесс развития ребенка. Чем раньше дети будут приобщаться к занятиям гимнастикой, тем, естественно, лучше. Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности «как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека». Одним из приоритетных направлений работы детского сада является оздоровление воспитанников. В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы в целом неуклонно растёт. Причина кроется в гиподинамии ребёнка, недостатке двигательной активности. По мнению П.Ф. Лесгафта, основные элементы развивают "кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть и руководствоваться при всех своих действиях". Одним из возможных подходов к повышению эффективности процесса физического воспитания в ДОУ является применение известных и положительно зарекомендовавших себя средств, например, различных видов гимнастики, на основе теоретико-методологических положений развития кинезиологического потенциала в онтогенезе человека и концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания. Как указывает В.К.Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей. Наряду с традиционными формами физкультурно-оздоровительной работы такими, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке, совместные с родителями досуги, развлечения, дни здоровья, спортивные праздники, в детском саду широко используются вариативные формы и методы укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Одним из таких методов работы с детьми является художественная гимнастика. Красота и грация – два слова, которыми можно описать детскую художественную гимнастику. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 веке до нашей эры и до сих пор живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта. Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо – физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Детская гимнастика, по мнению врачей, для развивающегося организма очень полезна. Особенно благотворное влияние она оказывает на сердечно - сосудистую, дыхательную и вегетативную систему организма. Кроме того, детская гимнастика способна укрепить иммунитет, повысить работоспособность и выносливость организма. В основу работы заложена динамика развития двигательно-игровых навыков у детей 3— 7лет:
Применение элементов художественной гимнастики в соответствии с образовательными задачами программы оказывает наиболее положительное влияние на физическое развитие воспитанников, прежде всего, на повышение адаптации организма к физическим нагрузкам, улучшение гибкости, растянутости мышц, повышение координации движений, увеличение времени выполнения равновесия, улучшение осанки. Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разной скоростью и различным напряжением мышц. При проведении разных форм организации двигательной деятельности мы используем доступные элементы художественного движения:
Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях. Прежде чем приступить к внедрению художественной гимнастики и использованию её элементов в образовательном процессе, был приобретен спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ленты), который в этом году был пополнен. Двигательное творчество обогащается использованием обруча, скакалки, гимнастической скамейки, шведской стенки, каната. Упражнения включаются в сценарии спортивных праздников и развлечений. Показать свое мастерство и умение дети готовы на любых праздниках. Спортивные номера украшают утренник, делают его многограннее. Для воспитателей были организованы консультации, мастер - классы, цикл занятий «Использование элементов художественной гимнастики в двигательной активности воспитанников»; подготовлена картотека подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости; разработан ряд физкультурных досугов с использованием элементов художественной гимнастики для дошкольников. Применение методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания в условиях ДОУ способствует положительной динамике показателей, характеризующих состояние здоровья и физического развития детей 4-7 лет, что выражено в следующем: снижении простудной заболеваемости (с 60 до 32% у детей 5-6 лет и с 72 до 45% у детей 4-5 лет); Использование методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает позитивную динамику показателей их физической подготовленности, что заключается в следующем:
Создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов, оказывает позитивное влияние на динамику показателей психического развития детей. В результате проводимых работ воспитанники показывают высокие результаты на спортивных и хореографических соревнованиях, фестивалях. Дети учатся выступать и самоутверждаться, особенно те, которые чувствуют себя неуверенно. Это видно в проводимых в ДОУ интересных, необычных физкультурно-оздоровительных мероприятиях: секционной работе с детьми по художественной гимнастике в рамках научно-практической конференции; «Веселых стартах»; соревнованиях по аэробике и акробатике; праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставках детских творческих работ «Мы любим спорт», «Семья и активный отдых»; тематических комплексах утренних зарядок: «Зарядка для зверей», «Надо спортом заниматься». Опыт работы показал, что занятия по художественной гимнастике в комплексе с другими мероприятиями по физической культуре (утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения) дали хороший результат. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильными, выносливыми, гибкими. Это подтверждается ежегодным мониторингом.. Результатом эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка считаем, то, что дети каждый день с радостью идут в детский сад.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...
Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 258» Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации...
Организация двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке в летний период (консультация для воспитателей).
В материале представлены варианты организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке летом: подвижные игры, упражнения, игры с элементами спорта. Это поможет грамотно и интересно организов...
Организация двигательной активности детей дошкольного возраста
Статья для начинающих инструкторов по физической культуре и воспитателей....
«Организация двигательной активности детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы физического развития детей обусловлена некоторым противоречием между потребностью современного общества в личности творческой, гармонично развитой, активной, физически здор...