Психологическое здоровье ребенка
консультация
КОНСПЕКТ родительского собрания. Тема: «Психологическое здоровье ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rs_psihologicheskoe_zdorove_rebenka.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Солнышко» с. Николо – Березовка»
муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
родительского собрания
Тема: «Психологическое здоровье ребенка».
Провела: воспитатель
младшей группы Васендина Г.Р.
Дата проведения: 04.12.2019г.
с. Николо – Березовка, 2019г.
В настоящее время неуклонно растет число детей, страдающих психосоматическими заболеваниями, когда психическое и соматическое неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям относят:
Гипертония – следствие детских страхов и тревог.
Ребенок старается соответствовать требованиям родителей, которые навязывают ему правильную модель поведения:
Ребенку постоянно указывают на его ошибки.
Сравнение ребенка с кем-либо, чтобы заставить его быть лучше.
Завышенная планка требований к ребенку.
Подавление детской личности.
Невозможность проявления самостоятельности.
Он подавляет в себе злость, агрессию, свои собственные желания. Когда такая ситуация наблюдается на протяжении длительного времени, то это уже входит в привычку. Уже став взрослым, человек продолжает скрывать свои истинные чувства из страха, что это отразится на его внешнем облике негативным образом.
Язвенная болезнь 12-перстой кишки - эмоциональная изоляция, ощущение себя хуже, чем другие.
Бронхиальная астма - Недостаток любви и взаимопонимания от своих близких. С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления человека, потребность в защите выражается астматическими приступами.
Сахарный диабет (недостаток любви родителей).
Родители постоянно заняты, у них не находится времени на ребенка.
Потеря родного человека, чаще матери.
Развод родителей.
Избиения и/или изнасилование.
Панические атаки или паника от ожидания негативных событий. Любая психическая травма может привести к этой болезни.
Нейродермиты (экзема, псориаз). Кожа – это защитная оболочка. Посредством кожи происходит взаимодействие с другими людьми на физическом уровне. Она также отражает общее состояние организма и психологические проблемы. Через нее проходят любовь при нежном прикосновении и боль при грубом и жестком воздействии. Одна из причин психосоматики нейродермита – воспитание в семье, где мать отличается доминантностью, проявляет эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Такие мамы изначально выказывают к ребенку холодность или чрезмерно его опекают, что может быть признаком компенсации его глубокого эмоционального неприятия.
Артрит - причины могут скрываться в сильном желании или нежелании чего-то. Чаще всего это результат переживания за близкого человека. Сильно сжатые кулаки при нервном напряжении могут привести к появлению артрита в суставах пальцев.
Во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.
Нервничают, нестабильны родители – нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери – торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-девять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного воспитания»:
Эгоцентрическое воспитание:
Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.
В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает любые преграды.
Воспитание по типу неприятия:
Сюда относятся: нежелательность ребенка по полу (рождение мальчика вместо желаемой девочки), нежелание одного или обоих родителей иметь детей. К такому же типу можно отнести жесткое, тираническое воспитание, не учитывающее запросов ребенка, его индивидуальные особенности, ироническое отношение к ребенку, недооценка его психических и физических данных, особенно если реально существуют физические или психологические дефекты. Все это ведет к развитию чувства неполноценности, мнительности, тревожности. При воспитании по типу «неприятия» родители либо чрезмерно требовательны, тщательнейшим образом регламентируя и контролируя действия ребенка, навязывая ему единственно возможный тип поведения, либо пускают все на самотек, полностью игнорируя его трудности.
Оно чаще встречается в семьях, где родители тревожны, мнительны, особенно в отношении статуса ребенка среди сверстников, его успехов в учебе, спорте. Такое воспитание обычно бывает в семьях с единственным ребенком, нередко слабым физически; в семьях, где родители уже «в возрасте», где наконец-то появился долгожданный ребенок. В таких семьях большое число взрослых, и каждый из них чрезмерно печется о развитии ребенка, вносит свою лепту в его воспитание.
Сверхсоциализация ребенка:
Для гиперсоциализирующего воспитания характерны требования «кормить в строго определенное время», «учиться только на пятерки», «говорить только правду в глаза». Дети, как правило, получают многопрофильное образование с обязательным требованием успехов в каждом виде занятий (иностранные языки, математика или физика, балет, музыка, спорт и т.д.). Далеко не все дети могут справиться с такими физическими и информационными перегрузками.
Неудачи в таких случаях неизбежны, а они ведут к чувству «не оправдавшего надежд», к ощущению собственной неполноценности. Это чувство усиливается частым напоминанием отца или матери, что они в эти годы достигли таких-то высот. Дети приобретают черты зависимости, гиперсоциальности, легко истощаются, устают. Тревожность и мнительность – обычное явление в таких случаях.
Тревожно-мнительное воспитание
Страх за ребенка рождается вместе с его появлением на свет, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он уже подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Участковые врачи хорошо знают этих родителей и не удивляются постоянным вызовам на дом, в том числе и скорой помощи, когда у ребенка всего лишь немного поднялась температура. Заботой семьи может стать аппетит ребенка и его стул, особенности поведения и развития, характер и привычки. Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полной сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Его рано начинают обучать чему-либо (иностранному языку, музыке), досконально готовят его к поступлению в школу, и все это делается для того, чтобы обезопасить будущее ребенка, дать ему преимущество в борьбе за жизнь. Иногда в ожидании предстоящих трудностей не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас.
Мама во что бы то ни стало хотела, чтобы ребенок поступил в гимназию. Объясняла она своё желание так: «После окончания этой школы больше поступить в институт и избежать армии». При этом сына пугали тяготами армейской жизни и мягко, но очень настойчиво заставляли ежедневно подолгу заниматься. Запугивания мамы большая нагрузка оказались непосильными для психики мальчика, у него нарушился сон, по ночам снились кошмары, в которых дядьки в военной форме заставляли его есть ужасную еду. Позже появились навязчивые движения, суетливость и приступы паники.
Игра «Как надо», ведущий называет негативную установку и ее последствия, а родители – позитивную.
Негативные установки и последствия:
«Горе ты мое!» - Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.
«Нытик, плакса!» - Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.
«Ты копия своего отца!» - Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.
«Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!» - Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
«Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.» - Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
«Займись чем-нибудь, отстань!» - Отчуждение, озлобленность.
«Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!» - Агрессия, капризы, истерики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...
Психологическое здоровье ребенка и телевидение.
консультация для родителей...
"Счастливый билет" в будущее. Забота о психологическом здоровье ребенка.
Какими мы родители и педагоги хотим видеть своих детей? Здоровыми, энергичными, умными, сильными! А самое главное- счастливыми! Только счастливый ребенок может быть здоров физически, душевно и гармони...
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...