"Счастливый билет" в будущее. Забота о психологическом здоровье ребенка.
статья (младшая группа) по теме
Какими мы родители и педагоги хотим видеть своих детей? Здоровыми, энергичными, умными, сильными! А самое главное- счастливыми! Только счастливый ребенок может быть здоров физически, душевно и гармонично развиваться. В статье описываются основные причины соматических заболеваний и методы преодоления этих причин. Описываются основные сензитивные периоды развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastlivyy_bilet.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАБОТА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Педагог-психолог МДОУ ЦРР д/с № 9
Лисницкая О.А.
«Счастливый билет» в будущее
Какими мы, родители и педагоги, хотим видеть своих детей? Здоровыми и умными. Послушными и успешными… (список можно продолжать до бесконечности). Мы создаем и внедряем новые программы и технологии- развиваем, закаливаем, водим и возим детей на мероприятия, обсуждаем достигнутые успехи… Но часто забываем главное- дети должны расти счастливыми! Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, и гармонично развиваться.
Разные специалисты по-разному определяют психическое здоровье. Но все сходятся в одном- это, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. В детском возрасте психологическое здоровье дает «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех функций и душевных качеств.
Дошкольный период имеет свои специфические черты. Главная- это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. Интенсивно формируются структуры головного мозга, происходит становление и организация психических функций (все это очень подвержено неблагоприятным воздействиям).
Для правильных организаций развивающих воздействий важно и необходимо знать этапы и закономерности созревания детской психики. Главное, что необходимо детям в дошкольном возрасте- двигательная активность, игры и творчество. Ведь именно эти виды деятельности способствуют формированию тех структур и функций головного мозга, которые лягут в основу учебной деятельности (пространственная ориентация, моторика, произвольная регуляция, анализ, синтез и т.д.)
Психологи уже давно бьют тревогу, что многие дети не умеют играть с другими, не умеют принимать и выполнять правила, у них снижена любознательность, не сформирована ориентировочная деятельность, они слабо контролируют свои действия и недостаточно последовательны в достижении цели.
Лишив детей естественного и необходимого содержания дошкольного детства, подменяя его школьно ориентированным обучением, мы нарушаем развитие ребенка, создаем ему и себе значительные проблемы.
Надо помнить о тесной взаимосвязи психологического состояния ребенка и его здоровья. Созревание и развитие организма требуют активного состояния НС. И стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира и позитивными эмоциями. Чем активнее ребенок, тем больше интереса у него вызывает окружающий мир.
В то же время нарушения физического здоровья, снижая психоэмоциональный тонус, негативно влияют на развитие ребенка.
Психоэмоциональное состояние ребенка оказывает существенное воздействие на его физическое состояние- могут возникать т.н. психосоматические заболевания (когда душевно состояние ребенка проявляется нарушением телесных функций). Душевное неблагополучие часто заявляет о себе знаками телесных болезней: различными, подчас необъяснимыми болями, беспричинным повышением температуры, частыми простудами.
Самый яркий пример нарушения жизнедеятельности при душевном страдании- депрессия, которая возникает у некоторых младенцев при отрыве от матери. Беспокойство и плач сменяются у них апатией, безразличием к окружающему, снижается аппетит, повышается чувствительность к инфекциям, нарушается сон, ребенок начинает отставать в весе, в развитии.
У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои переживания, телесная маска душевных проблем скорее правило, чем исключение. Различные боли, отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, температура, аллергические состояния, возникающие, казалось бы, на пустом месте, настораживают.
Иногда душевное страдание приобретает форму вполне определенных болезней. Нейродермит, БА, язва, колит, мигрень, ВСД, ожирение- при любом из этих заболеваний стоит задуматься о душевном благополучии ребенка.
Встречаются случаи, когда болезнь непонятна: выраженность болей, интенсивность и т.д. Не стоит упрекать ребенка в симуляции- просто так ничего не бывает!
Т.н. соматизация может произойти и при состояниях тревоги. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение и пр. нарушают гармоничность жизнедеятельности организма. Могут возникать вегетативные реакции- бледность, покраснение кожи, потливость, дрожание рук и т.д. У ребенка могут возникать панические расстройства: сердцебиение, боли в области сердца, головокружение, головная боль, тошнота, , ощущение жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает остро.
Повышенная тревога или страх возникает у детей в разных ситуациях: при неврозе страха. Внешне проявляется телесными расстройствами: сердцебиением, головокружением, обмороками, болями в области сердца, в животе, поносом, рвотой, одышкой, расстройством сна и аппетита.
Если врач распознает истинную причину болезни, то ребенок попадет в поле зрения психолога, психотерапевта. Если нет, существует риск неблагоприятного хода событий- формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий.
С другой стороны- душевное неблагополучие часто заявляет о себе признаками телесных болезней. Проявления болезни часто помогают маленькому человеку найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка. Это сигнал для взрослых- что-то не так, есть веская причина, которая приводит к расстройствам.
Педагогам необходимо знать сензитивные периоды развития дошкольников. Недостаток педагогического воздействия в эти периоды может привести к задержке развития психологических и физических функций.
- Ограничение подвижности в первые годы жизни тормозит развитие опорно-двигательного аппарата, задерживает формирование координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.
- В период становления речи скудное общение замедляет речевое развитие, уменьшает словарный запас, выразительность речи и т.д.
- Если упускается время для нормальной исследовательской деятельности малыша- возникает задержка психологического развития, искажающая дальнейшее развитие личности (снижается познавательная активность ребенка).
Старший дошкольный возраст- сензитивный период для формирования социальных установок ребенка, его системы ценностей, тех личностных особенностей, которые в дальнейшем станут необходимы в формировании учебной мотивации. Когда ребенок предоставлен сам себе, у него не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственность, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.
Конечно сегодня дети-маугли редкость. Но существует другая крайность- избыточное количество стимуляции. Детям создают специальные условия, чтобы они росли гениальными: колыбели со счетами, развивающие игры и игрушки, ранние буквари и т.д. Не исключено, что теория раннего обучения стала причиной многих эмоциональных расстройств детей.
Игнорирование сензитивных периодов развития или, напротив, навязывание гиперразвития приводит к печальным последствиям: ЗПР, девиантному поведению, психосоматическим расстройствам и т.д.
Важна роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка, в формировании его душевного состояния, социальных установок и взаимодействий.
Взрослый создает условия, необходимые для двигательного и умственного развития, ухаживает за ребенком, обеспечивает режим и питание, создает вокруг него поле эмоций и отношений, которые ребенок впитывает, не осознавая, не будучи способным критически к ним отнестись.
От взрослого зависит, с каким багажом установок и самоощущений войдет ребенок в большой мир, как сложатся его отношения с другими людьми и самим собой (физическое и психологическое насилие).
Только объединив усилия всех специалистов, работающих с детьми, можно добиться улучшения психического здоровья подрастающего поколения, а значит и улучшения качества жизни в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Забота об эмоциональном здоровье ребенка
Детство – это период жизни, наполненный радостью, играми и непосредственностью. Это особое время без каких-либо забот. К сожалению, это утверждение справедливо не для каждого ребенка...
Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...