Формирование современных условий здоровьесбережения в работе воспитателя
методическая разработка
Методическая разработка по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sovremennyh_usloviy_zdorovesberezheniya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дырда Татьяна Юрьевна воспитатель
ГБДОУ Детский сад №15 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Формирование современных условий здоровьесбережения в работе воспитателя
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
В качестве средств, позволяющих решить задачи здоровьесбережения, может выступать: непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
реабилитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
Оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, разные виды массажа, элементы упражнений йоги, привитие детям гигиенических навыков.
Простейшие навыки оказания первой помощи.
Физкультминутки во время занятий, функциональная музыка.
Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
Пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций, проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение. посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий и развивающей среды.
Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Подбор картотек, разработка отдельных оздоровительных комплексов, ведение кружков.
Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.
В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:
Осуществление профилактики простудных заболеваний.
Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.Проведение закаливающих процедур.
Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:
Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
Рациональное питание, оптимальная двигательная активность, соблюдение режима дня.
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»
Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...
Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»
Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...
«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...
Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в работе воспитателя"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20315866","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20315871","attributes":{"alt":"","class"...
"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)
Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...
МБДОУ «Красномаяковский детский сад» ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Консультация для родителей. Воспитатель высшей категории Анисимова Жанна Сергеевна.
МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель высшей категории Анисимова Жанна Сергеевна. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...