Консультация для родителей «Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста»
консультация
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-7 лет появляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания на лицо и, особенно, в глаза воды, в постоянном желании держаться за любую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в передвижении, появляется затрудненность дыхания. Ребенок боится тех ощущений, которые вызывает присутствие его в воде. Обычно это называют водобоязнью, одной из форм страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Но на самом деле эта проблема является эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию.
Результаты многих исследований причин неумения и боязни плавать показали, что
- решающая роль принадлежит психогенной напряженности обучающихся, иными словами самовнушенная водобоязнь;
- страх беспомощного одиночества в неизвестной среде, бесполезности усилий, отсутствие твердой опоры
- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
- ужас неведомого и невиданного;
- страх перед неудачей, боязнь самого процесса плаванияличный опыт утопления (подскальзывания в воде, захлебывания, а также приобретенный в младенческом возрасте или результат увиденного или услышанного про несчастный случай с другим человеком
Установлено, что главная опасность на воде не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Основная трудность у детей психологическая – погрузится с головой в воду, открывать в воде глаза, выдохнуть в воду. Люди, которые страдают водобоязнью, в любом возрасте мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощности в воде и под водой и надеются, что когда – нибудь сами преодолеют эту фобию и наконец – то, сами научатся уверенно держаться на воде.
В связи с этим можно сказать, что водобоязнь, прежде всего, отражает неспособность проявить духовную силу, преодолеть себя, выдержать испытание.
Эти особенности значительно усложняют процесс освоения навыков плавания при обучении.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей- родителей-педагогов, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Часто бывает так, что ребенок систематически и успешно купается в ванной, но в бассейне или летом, когда он с родителями приехал на большой водоем (море, озеро, река) и малышу предложили искупаться, он не решился даже зайти в воду. В этом случае играют свою роль психологические факторы: огромное водное пространство, неизвестная глубина водоема, «высокое небо», множество купающихся и веселящихся в воде неизвестных людей.
Советы родителям по преодолении и освоению с водной средой водобоязни
Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду. Необходимо постепенно, шаг за шагом, глядя на более смелых сверстников, рядом с родителями и их спокойным голосом, объяснениями, стихами, рассказами, добротой и вниманием он сможет преодолеть этот психологический барьер. Для облегчения процесса преодоления водобоязни предлагаем Вам общие упражнения в ванне, которые можно выполнять с детьми с трех – четырехлетнего возраста.
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Начинайте игры в тазике с водой, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из леечки, ковша, начиная с ног. Следите за температурой воды, она должна нравиться ребенку. К душу приучайте постепенно.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Рассмотрите под водой руки, ноги. Покажите предметы, игрушки под водой, предложите их достать (сначала не опуская лицо в воду).
3. В ванне посадить или поставить ребенка под душ, направив струю воды на плечи, затылок. Если ребенок положительно, с радость воспринимает эти процедуры, направьте струю воды на макушку. Стараться не отворачивать головы при попадании воды на глаза, не закрывать их руками.
4. Предложить ребенку сделать глубокий вдох через рот, задержать дыхание и подставить лицо под струю воды. Отодвинув лицо от воды, сделать выдох через нос. Глаза стараться не закрывать, часто моргать
5. Сделать вдох через рот, задержать дыхание и самостоятельно облить лицо водой. Подождать, пока скатится вода, сделать выдох и дышать. Лицо руками не вытирать! Лицо должно привыкнуть к воде. Лучше часто моргать, сбрасывая воду с ресниц.
6. Научите ребенка опускать рот, нос, глаза, лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»)
7. Следующий шаг – открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение – нужно к этому привыкнуть. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде, и, увидев лежащий предмет, достать его. Обязательно подбадривайте малыша, хвалите.
Еще одна немаловажная составляющая плавания – дыхание. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через нос и рот. Ребенку можно дать задание «Спой песенку рыбкам»: на выдохе нужно произнести звук «У-У-У-У-У-У…»
8. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, на спине с опорой на предплечья.
9. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
10. Предложите малышу лежа на спине, на задержке дыхания убрать руки со дна, выпрямить их вдоль туловища, а сами поддерживайте ему затылок рукой.
11. Также дома можно научить ребенка ритмично работать ногами способом кроль. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты. Затем помогите ребенку принять горизонтальное положение в воде, с опорой (без опоры) на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполнить движения ногами в воде. На поверхности воды должны образоваться маленький фонтанчик без брызг.
12. НО ВОТ И ВОДОЕМ! Надо помнить, что поведение взрослого на воде – это пример подражания для вашего ребенка.
- Подбадривайте его и чаще хвалите.
- Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям.
- Постепенно заходите в воду
- Погружайтесь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой
- Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках вдоль берега. Предложите детям рассмотреть дно, отойдя от берега, найти красивый камушек, игрушку под водой, опустив лицо в воду
- Лежа в упоре на руках, плечи под водой поползать в воде на мелкой части
- Оттолкнувшись от дна ногами проскользить по направлению к берегу, или вдоль береговой линии (используя любую плавающую игрушку – нудл, мяч и т. д)
- Стоя в воде по грудь, после вдоха оттолкнуться двумя ногами и лечь на живот. Ребенка можно поддерживать под грудь и живот
- Сесть на дно, руки стоят на дне. После вдоха поднять таз, положив голову на воду.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО! Научите ребенка принимать вертикальное положение из горизонтального: посмотреть вперед, спокойно согнуть ноги, опустить таз вниз, опустить туловище вниз и встать на ноги
Если детьми успешно пройден барьер боязни воды, они станут с удовольствие посещать занятия в бассейне. Опыт подсказывает, что своевременное ознакомление с водой и умение плавать являются навыком необходимым человеку в сохранении жизни. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь. И наша с вами задача, уважаемые взрослые, помочь детям преодолеть страх перед нашим другом и помощником – ВОДОЙ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_vodoboyazni_i_osvoenie_s_vodnoy_sredoy.docx | 91.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Преодоление водобоязни и освоение с водной средой»
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие.
Дети любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения. Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.
Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Попробуйте провести игру –занятие в домашних условиях. Помните: вы рядом, вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте его, хвалите.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:
Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»).
Следующий шаг - открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания (Подводная лодка). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
На задержке дыхания спине, убрать руки со дна и сами поддержите ему затылок рукой. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем приняв горизонтальное положение в воде, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образовываться маленький фонтан без брызг.
Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов построенных на ведущем...
Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста.
Статья для родителей, как помочь ребенка преодолеть водобоязнь....
Консультация "Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста"
Игры — это не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений...В. А. Сухомлинский...
Консультация для родителей "Игровые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Первые ориентиры дошкольников в мир природы...
Консультация для родителей. «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» 16.03.2022г
Консультация для родителей.«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»16.03.2022г...
Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:- воспитание звуковой культуры речи. Например, по...
Консультация для родителей «Комплексы упражнений с фитболом для детей дошкольного возраста»
Фитбол-гимнастика - это новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки. При этом мяч может использоваться как - тренажер, как предмет и как утяжелитель Занятия на таких мячах ун...