Памятка для родителей
консультация (подготовительная группа)

Лимарева Людмила Николаевна

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

 

Что означает для ребёнка быть готовым к школе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

Что означает для ребёнка быть готовым к школе? В это понятие входят следующие компоненты:

1) Мотивация к обучению (мотивационная готовность)

У ребёнка должно быть желание не просто пойти в школу, но и учиться, узнать новое.

Другими словами – это стремление к познанию. Опросы детей подготовительных групп

показывают, что поступить в школу хотят почти все дети, а вот обоснование этого желания  они дают различное. Некоторые дети хотят пойти в школу, т.к. сверстники тоже туда пойдут. Некоторые хотят получать хорошие отметки. Другие дети мечтают поступить в гимназию, потому что это важно и почётно. Следует обратить внимание, что здесь главное, чтобы ребёнок осознал важность учёбы; что он хочет хорошо учиться, чтобы узнать много нового. Поэтому спросите своих детей: «Зачем ты хочешь пойти в школу?».

Но если случится, что ребёнок проявляет в основном интерес к внешней стороне учёбы, то

есть, например, к школьным принадлежностям, то не огорчайтесь, этот интерес недолог,

через 3-4 месяца у многих детей он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям.

2) Готовность познавательной сферы (интеллектуальная готовность)

У детей в этом возрасте должен быть хороший уровень развития произвольных

психических процессов: устойчивое внимание, хорошая память, восприятие, мышление.

Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, уметь сравнивать предметы,

устанавливать логические связи (например, цветы завяли, потому что …; стало холодно,

потому что…). Все психические процессы должны быть произвольными, т.к. ребёнок

должен запоминать порой не очень интересный, но нужный для него учебный материал,

достаточно большой и трудный. Ребёнку необходимо будет длительное время (25-30

минут) сосредоточивать своё внимание на материале, уметь не только слушать учителя, но и слышать, о чём ему говорят. На мой вопрос: «Что значит быть внимательным?» дети

обычно отвечают так: «Это значит тихо сидеть, не вертеться, не толкать соседа» и др.

Практически никто из детей не дал правильный ответ.

Особое внимание хочется обратить на развитие произвольной сферы. Что это такое?

Это умение управлять своим поведением, т.е. сознательно выполнять требования учителя,

доводить до конца нужную работу, даже ту, которая не привлекает ребёнка. Бывает так, что ребёнок очень хорошо интеллектуально развит, а работать на занятии (уроке) не может:

ведёт себя шумно, вертится по сторонам, мешает педагогу, отвлекает других детей. У

такого ребёнка произвольное внимание очень плохое, а это будет сказываться и на

школьных делах.

У детей должен быть достаточно хороший уровень зрительно-моторной координации.

Что это такое? Это умение в процессе учебной деятельности одновременно смотреть на

предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что ребёнок в данный

момент рассматривает. Поэтому важно, чтобы дети могли согласовывать действия глаз и

рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им даёт глаз.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая

зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и

интеллектуального развития ребёнка. В этом все мы не единожды имели возможность

убедиться на собственном опыте: если ребёнок в состоянии правильно и аккуратно

воспроизвести материал (буквы и их элементы, цифры, линии ...), то он значительно

успешнее овладеет учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти

навыки, тем больше хлопот доставляет вам такой ребёнок.

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей к концу старшего

дошкольного возраста. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее

оттачивание и совершенствование.

Важно!!! Для обучения ребёнка в школе иметь хорошее развитие тонкой моторики руки.

Для определения уровня развития тонкой моторики детей предложите им такое задание –

рисование узоров под диктовку. Возьмите лист бумаги в клетку и диктуйте

последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (например:

одна клетка вверх, одна вправо, одна клетка вниз…). Посмотрите, выполнил ли ваш

ребёнок указания, справился ли с заданием. Или предложите другое задание, например,

работа ребёнка по образцу. Дайте ребёнку рассмотреть простой рисунок, а затем его

нарисовать у себя на листе бумаги. Большинство детей справляются с такими заданиями.

Но существуют также дети, у которых недостаточно развиты навыки тонкой моторики.

Чтобы их развить, необходимо выяснить причины данной проблемы. Они могут быть

различными. Одни дети не способны увидеть, воспринять образец, что связано с

определёнными дефектами восприятия (неразличение деталей предмета, неспособность

выделить его части из целого и пр.).

Что делать в этом случае? Для начала необходимо ребёнка учить подробно описывать

то, что он видит, то есть образец, и анализировать с ним детали изображения. Особое

внимание следует уделять ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в

том, что ребёнок сумел правильно воспринять образец, приступайте к графическому

воспроизведению.

Особое внимание хочется обратить на следующее: оценка готовности к школе по

уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка родителей.

Многие родители считают, что главное условие готовности детей к школе – это объём

знаний, которые должен иметь ребёнок. Здесь усилия родителей не знают предела. Дети,

плохо произносящие несколько звуков, читают стихи, не понимая их смысла, не зная

значения многих слов. Другие считают почти до ста, но не понимают отношений между

числами. Третьи выучили все буквы, а не знают, на какой улице они живут; рассказывают

содержание взрослого фильма, а составить элементарный рассказ по картинкам,

установить связь последовательных событий не могут. Такие дети приходят в школу

читающими, считающими, а проходит полгода – и их обгоняют те, кто не умел ни считать,

ни писать. Поэтому важен не столько объём знаний, который имеет ребёнок, сколько их

качество, степень осознанности, понимание их необходимости в жизни, чёткость

представлений.

3) Личностная готовность

Личностная готовность охватывает следующие три основные сферы жизненных

отношений ребёнка:

- отношения с окружающими: важнейшим компонентом в них является

произвольность, которая представляет собой способность действовать в

соответствии с сознательной целью, понимать условность учебных ситуаций,

принять взрослого в новом качестве – в качестве учителя;

- взаимоотношения со сверстниками: они характеризуются появлением

«кооперативно-соревновательного» типа общения, который начинает

формироваться ещё в игре, особенно с правилами;

- отношение ребёнка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста у

ребёнка начинает происходить смена завышенной (в норме) самооценки более

адекватной оценкой собственных возможностей. Это один из важнейших

показателей готовности к школьному обучению и новому образу жизни.

В каждой группе детского сада есть эмоционально чувствительные дети, тревожные и

робкие. У некоторых тревожность распространяется и на педагогов (воспитателей), в

дальнейшем может распространиться и на учителя. Такие дети боятся учителей, боятся

отвечать на вопросы. У таких детей может тяжело проходить адаптация. С чем это

связано?

Обычно эти страхи и тревожность связаны со следующим. В семье есть старшие детишкольники, у которых учёба связана чаще всего, с трудностями; этим они и делятся с

младшим ребёнком-дошкольником.

Иногда страх передаётся и от родителей. Мама в присутствии ребёнка переживает:

«Боюсь, что будет, когда Коля пойдёт в школу. Он у меня такой чуткий, ранимый; а если он

попадёт за одну парту с таким озорником, как наш соседский Ваня? – Он же его обижать

будет!». Или родители говорят: «Ты ничего не знаешь, ничего не умеешь! Ничего:

пойдёшь в школу, там тебя уму-разуму научат!».

Иногда дедушки и бабушки, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро

делятся «страшилками» - историями из школьной жизни родителей, да и своей

собственной. Такими способами сами родители формируют отрицательное отношение к

школе.

Конечно, не следует «перегибать палку», но не стоит рисовать и радужные картины

школьной жизни. «Настоящий школьник – это тот, у кого есть портфель, кто поднимает

руку и получает отметки». В эту игру готов играть будущий первоклассник. Но ведь этого

мало, чтобы впоследствии и ребёнок, и родитель не чувствовали себя обманутыми.

В связи с этим одним из важных условий будущего благополучия ребёнка является

сознательное стремление к школе, настоящий интерес к учебной деятельности, т.е., как

уже отмечалось, сформированность школьной мотивации.

Она включает:

* наличие познавательных мотивов, интересов (ребёнку нравится чтение книг,

решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

* понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

* эмоционально благополучное отношение к школе.

Бывает и так: хотя ребёнок хорошо интеллектуально развит, но школу посещать не хочет.

Это может быть также связано с проблемами в общении со сверстниками. У таких детей

плохо сформированы коммуникативные навыки. Причиной часто может быть малый опыт

общения со сверстниками. Здесь необходимо развивать коммуникативные навыки

(используя совместные игры с детьми, совместные занятия типа клуба по интересам и

т.п.).

Памятка подготовлена по материалам Интернет-изданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....