нарушение моторного развития
консультация

Григорчук Наталья Александровна

Правильно ли развивается общая моторика у детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_motornogo_razvitiya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.

Симптомы ЗМР

О задержке моторного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не формируются в нормативные сроки. Предикторами нарушенного онтогенеза в период новорожденности могут являться вялость, отсутствие хаотичной двигательной активности, сниженная реакция на раздражители (свет, звук), неактивное сосание или отказ от груди. Основные ориентиры, позволяющие заподозрить ЗМР у ребенка:

  • в 2 месяца – не поднимает и не удерживает головку в положении на животе; не пытается удерживать голову в вертикальном положении.
  • в 3 месяца – отсутствует «комплекс оживления»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
  • в 4-5 месяцев – не подтягивается при тракции за руки из положения лежа на спине; не переворачивается на бок или на живот.
  • в 6 месяцев – не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
  • в 7-8 месяцев – не сидит без опоры, не переворачивается с живота на спину, не пытается ползать, не стоит с поддержкой.
  • в 9 месяцев – самостоятельно не встает, не делает шаги у опоры.
  • в 10-11 месяцев – сам не стоит; не переступает, держась за ручку.
  • в 12 месяцев – не ходит без поддержки, не приседает.

Сопутствующими неврологическими синдромами при ЗМР выступают диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция, гипервозбудимость. Исходом тяжелых перинатальных патологий может быть ДЦП.

Лечение задержки моторного развития

ЗМР требует своевременного выявления и начала терапии. Мозг детей обладает высокой нейропластичностью, поэтому компенсаторные возможности на первом году жизни чрезвычайно велики. В лечении применяется комплексный подход с проведением медикаментозных курсов, физиопроцедур, массажа, лечебной гимнастики:

  1. Лекарственная терапия. Для активизации метаболических процессов, смягчения последствий гипоксически-ишемических поражений назначаются нейротропные, цереброваскулярные средства, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастических парезах может быть показано использование миорелаксантов.
  2. Физиотерапия. Для регуляции мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности используется ПеМПСМТ-терапиянакожный электрофорез на конечности, лазеропунктура. При спастичности и ригидности мышц эффективна парафинотерапияозокеритолечение. Также рекомендован гидромассаж, солевые и фитованнысухая иммерсия.
  3. Кинезитерапия. Включает широкий спектр методик, направленных на формирование правильных двигательных стереотипов: Бобат-терапия, Войта-терапия. Младенцам с задержкой моторного развития полезны занятия на фитболегрудничковое плавание, курсы массажа с ЛФКостеопатическая коррекция.
  4. Коррекционная терапия. Детям с ЗПР и ЗРР рекомендованы занятия с нейропсихологом, коррекционным педагогом, логопедом-дефектологом. Из методов психолого-педагогической коррекции используется сенсорная интеграция, нейрогимнастика, логопедический массаж, мозжечковая стимуляция и др.

Прогноз и профилактика

Дальнейшее моторное развитие ребенка зависит от причин задержки, сроков начала терапии, регулярности реабилитационных курсов. Темповые задержки успешно компенсируются после устранения неблагоприятного фактора. При ЗМР наиболее заметные результаты достигаются при активном лечении с первых месяцев жизни. В случае критического церебрального повреждения или нерегулярной терапии возможны тяжелые двигательные расстройства, инвалидность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

"Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"

Раскрывается роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности, особенности моторики при стертой дизартрии. Обследование проводится по методике Е.Ф. Архиповой. Представлены этапы  ко...

Презентация. "Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"

Краткая презентация роли моторных функций, особенностей моторики у детей со стертой формой дизартрии. Представлено содержание коррекционной работы и использование нетрадиционных технологий....

Семинар - практикум "«Моторное (развитие основных движений, коррекция двигательных нарушений)"

 Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь...

диагностика нарушений моторного развития

диагностика нарушений моторного развития...

Упражнения для регуляции мышечного тонуса и коррекции нарушений моторной сферы детей с ТНР в домашних условиях Рекомендации учителя-логопеда родителям воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекция двигательной сферы неразрывно связана с речевым развитием. Дети с тяжелыми нарушениями речи как правило имеют нарушения моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Часто наблюдается нарушение ...

Практика работы с ребенком 6-ти лет с диагнозом ДЦП с нарушением моторной функции рук "Приёмы, способствующие усвоению практических действий ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста."

Данная практика направлена на создание условий для повышения самооценки ребёнка 6-ти лет с диагнозом ДЦП с нарушением моторной функции рук. Подбор технических средств, дидактических игр помогающих ско...