Проект "Сохраним стопы здоровыми"
методическая разработка

Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание. Плоской стопой называют искривление стопы, при котором она фиксирована в планированном и отведенном положении при уменьшении высоты продольных сводов. При плоскостопии нарушаются функции всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. На формирование осанки, плоскостопия ребенка негативно влияют: несоответствие размеров мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и длительная сидячая рабочая поза, неправильно подобранная обувь. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._sohranim_stopy_zdorovymi.docx82.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

Педагогический

проект 

«Сохраним стопы здоровыми». 

Агайгаджиева Д.М.

Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» 

Надым 2020

Проект «Сохраним стопы здоровыми». 

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Автор проекта: Агайгаджиева Диана Магомедрасуловна

Участники проекта: дети, воспитатель,  инструктор по физической культуре.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год.

База реализации проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г.Надыма»

Актуальность проекта:

Данный проект необходим, так как на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Стопа по данным многих исследований - это сложный орган, выполняющий опорную, локомативную, амортизационную функции. Она является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формирование подрастающего организма. Изменения формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение тела позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Осанка - это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, формирование физиологических изгибов позвоночника.

Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание. Плоской стопой называют искривление стопы, при котором она фиксирована в планированном и отведенном положении при уменьшении высоты продольных сводов. При плоскостопии нарушаются функции всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. На формирование осанки, плоскостопия ребенка негативно влияют: несоответствие размеров мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и длительная сидячая рабочая поза, неправильно подобранная обувь. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала, педагогов и родителей.

Предполагаемый результат:

С детьми:

- укрепление мышц стопы и голени ног.

- повышение уровня физической подготовленности.

- сформированность осознанной потребности в выполнении

упражнений в домашних условиях.

- благотворное влияние сохранения опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.

с родителями

Углубить представление родителей о знании профилактических мероприятий по плоскостопию. Обобщить и расширить знания родителей о профилактики и коррекции плоскостопия. С помощью разных методов и приемов оптимизировать работу с родителями.

Укрепить и развить материально- техническую базу для работы по данному направлению.

Цель проекта:

Развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья

Задачи проекта:

Оздоровительные задачи:

- коррекция плоскостопия;

- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей согласно осмотру врачом - ортопедом;

- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

- овладение движениями при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств;

- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Ожидаемый результат: 

Для детей: повышение уровня физической подготовленности, сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях, укрепление мышц стопы и голени ног.

Для родителей: повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения, а также сформированное желание и интерес к проведению профилактики самостоятельно.

Для педагога :  уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия ;повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, приобщить детей  самостоятельно использовать предложенные комплексы упражнений.

Материально- технические ресурсы: проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.

 

Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, сбор информации и необходимого материала для реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.

2. Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей, оповещение о начале его реализации

3.Провести профилактические беседы.

4. Оформление информационного стенда для родителей.

5.Участие родителей: сбор бросового материала (крышки от пластмассовых бутылок) для изготовления массажных ковриков.

6.Создание предметно-развивающей среды:

 -  Изготовление массажных дорожек.

  - Изготовить картотеку игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

8.Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление  и формирование сводов стопы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1.Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”. 

 2.Беседы - рассуждения с детьми: «С чего начинается физическая культура», «В здоровом- теле здоровый дух», «Как следить за ногами».

3.Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 4.Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление своими руками нетрадиционного оборудования для массажа стоп.

5. Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики «Здоровые ножки».

6.Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия. 

7.Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. 

8. Во время основного этапа проводились следующие  комплексы упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия:

КОМПЛЕКС №1 «КОТЯТА»

КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"

КОМПЛЕКС №3 «МАТРЁШКИ»

КОМПЛЕКС №4 «ВЕСЁЛЫЙ ЗООСАД»

КОМПЛЕКС №5 «КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ»

КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (МЯЧ)

КОМПЛЕКС№7 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (ГИМНАСТИЧ. ПАЛКА)

КОМПЛЕКС №8 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (ОБРУЧ)

КОМПЛЕКС№9 «ЗАГАДКИ»

КОМПЛЕКС №10 «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА»

КОМЛЕКС №11 «ПОПРОБУЙ, СОСЧИТАЙ»

(В конце каждого занятия-хождение по дорожкам здоровья.)

9.Показ и обьяснение родителям специальных упражнений, направленных на укрепление и формирование сводов стоп.

10.Домашнее задание родителям: фотоотчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Проведение мастер класса с родителями. «Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из  подручного материала».

3.Анализ проектной деятельности. Подведение итогов

4.Фотоальбом «В здоровом теле – здоровый дух»

№ п/п Содержание Сроки выполнения Ответственные

1.    

Для реализации проекта были взяты дети старшего дошкольного возраста из подготовительной группы «Дружные ребята».

Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на профилактику плоскостопия

Составление картотеки: игры и упражнения по профилактике плоскостопия    

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у ребенка»

Беседа с детьми: «С чего начинается физическая культура»

Изготовить нестандартное оборудование  Сентябрь Инструктор физической культуры

2. Просмотр презентации: «Правильная стопа – залог здоровья».

Беседа с детьми:

«Как следить за ногами»

Консультация для родителей:

«Как правильно выбрать ребёнку обувь?»

КОМПЛЕКС №1 «КОТЯТА»

 Хождение по дорожкам здоровья Октябрь Инструктор физической культуры

3. КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"

Хождение по дорожкам здоровья. Ноябрь Инструктор физической культуры

4. Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики: «Здоровые ножки».

Консультация для родителей: «Пальчиковая зарядка для ног».

КОМЛЕКС №3 «МАТРЁШКИ» Ноябрь Инструктор физической культуры

5. Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление нетрадиционного оборудования для массажа стоп. Октябрь-ноябрь Инструктор физической культуры, воспитатели, родители.

6. Консультация «Массаж ног –эффективный вид закаливания»

КОМПЛЕКС №4 «ВЕСЁЛЫЙ ЗООСАД»

Хождение по дорожкам здоровья. Декабрь Инструктор физической культуры

7. КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ"

Хождение по дорожкам здоровья. Январь Инструктор физической культуры

8. Беседа с детьми «В здоровом теле –здоровый дух»

КОМПЛЕКС№5 «КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ»

Хождение по дорожкам здоровья.

КОМПЛЕКС №10 «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА» Февраль Инструктор физической культуры

9. Консультация для родителей: «Ходьба босиком, польза хождения босиком»

КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (МЯЧ).

КОМПЛЕКС №7 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПАЛКА)

Хождение по дорожкам здоровья. Март Инструктор физической культуры

10. Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия».

КОМПЛЕКС№9 «ЗАГАДКИ»

Хождение по дорожкам здоровья.

 Апрель Инструктор физической культуры

11. Провести мастер класс с родителями по изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из подручного материала.

КОМПЛЕКС №11 «ПОПРОБУЙ, СОСЧИТАЙ»

 Май Инструктор физической культуры

12. Фотоальбом «В здоровом теле – здоровый дух» Май Инструктор физической культуры

 

Механизмы реализации проекта.

Работа с родителями.

   Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног», «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» 

 Обучение родителей  специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.

Провела мастер класс с родителями. «Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из подручного материала».

Фото отчет от родителей о выполнении с детьми профилактических упражнениях с детьми дома.

Ресурсное обеспечение.

Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.

Ожидаемые результаты проекта.

Уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия.

Повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием данного модуля.

Результат.

Выявлены  нарушения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря повторной диагностике видны изменения в лучшую сторону.

Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия. Изготовлено  нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик из пробок, мешочки с песком и камешками) .

Дети с удовольствием выполняют физические упражнения. Сформированы умения и навыки правильного выполнения движений. Дети могут самостоятельно заниматься профилактикой в домашних условиях;

Был организован мастер класс с родителями: «Изготовление нестандартного оборудования для профилактике плоскостопия, из подручного материала». Многие родители заинтересовались здоровъесберегающей технологией и готовы сотрудничать;  родители научились правильно подбирать обувь в соответствии с ее назначением.

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - задача каждой семьи. А начинать нужно с профилактики заболеваний. Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КОМПЛЕКС № 1 “КОТЯТА"

1. “Котята идут мимо спящего пса" 

И.п.  – стоя на носках, руки внизу Ходьба на носках.

Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир – большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг другу – “Тише!”.

2. “ Котята греют на солнышке лапки "

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть

1 – согнуть вперед правую стопу 2 – и.п. 3-4 - то же левой 

3. "Лапки замерзли"

И.п. – то же поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот

4.  "Лапки танцуют"

И.п. - то же. 1- носки в стороны, пятки вместе 2 - и.п. 3 - пятки в стороны, носки вместе 4 - и.п.

5. "Котята показывают коготочки"

И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади

1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы ("показали коготочки")

2 - и.п. ("спрятали коготочки") 3-4 - то же левой

6. "Котята бегают по лужам "

И.п.   о.с. Ходьба по водно-солевой дорожке.

 

 

КОМПЛЕКС № 2 "УТЯТА"

1. “Утята шагают к реке"

И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади,  ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп 3-4 -и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает

И.п. - то же 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря " 3-4-и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнуть правую стопу вперед

2 — разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

 

 

КОМПЛЕКС: № 3 "МАТРЕШКИ"

1.  "Мы — веселые матрешки, на ногах у нас сапожки”

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1 - правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой

2.  "Красные сапожки, резвые ножки " 

И.п. - то же 1 -правую вперед, в сторону на пятку 2 - правую на носок 3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад па носок, полуприсед, руки на пояс

4. "Гармошка"

И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо 2- опуская пятку правой и носок левой па пол, стойка носки имеете, пятки врозь 3-слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо 4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 5-8   то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево

 

 

КОМПЛЕКС № 4 "ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД"

 

1.  "Танцующий верблюд"

И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу 

Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

2.  "Забавный медвежонок" 

И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс 

Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во¬внутрь ("по-медвежьи").

3. "Смеющийся сурок"

И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 

3-4 - и.п.

4. "Тигренок потягивается"

И.п.   сидя па пятках, руки в упоре впереди 1-2   выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках 3-4 - и.п.

5. "Обезьянки-непоседы"

И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями и стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно 1-2   встать. 3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп 5-6 - сесть7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки

Примечание: дети дошкольного возраста могут выполнять это упражнение, придерживаясь за опору или с помощью препо¬давателя; дети младшего школьного возраста выполняют упраж¬нение без опоры и помощи преподавателя.

6.  "Резвые зайчата”

И.п. - стоя ноги вместе, руки па пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)

 

5.  "Елочки"

И. п. - то же 1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 3-8, продолжать передвигаться таким образом вправо. 1-8 - то же влево

6. "Присядка"

И. п. - то же 1 -  присед на носках, колени в стороны, руки вперед - в стороны ладонями вверх

2 - и.п. 3 - правую в сторону на пятку 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс. 1- шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стону в полуприсед; 2- встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу; 3-4 - то же, что на счет 1-2 То же в другую сторону.

КОМПЛЕКС № 5 "КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ"

 

1.  "Пингвины"

И.п. - стоя ноги имеете, руки внизу, кисти согнуть. 1- не отрывая пятку, носок правой в сторону; 2 - то же левой; 3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп; 7 - не отрывая пятку, носок правой в и.п. 8 - то же левой

2.  "Попугай"

И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.

        1- слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на иол

2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо

("попугай ходит по сеточке") 

1-8 - то же влево

 

 

КОМПЛЕКС №6 «С ПРЕДМЕТОМ» (с мячом)

1 -И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами. 

Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2 -И.п. - то же

Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3 - И.п.- то же

Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4 - И.п.  лежа па спине, руки внизу, мяч между лодыжками

1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами

3-4 и.п.

И.п.   сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой.

Движением носка внутрь одной стоны перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

 

 

КОМПЛЕКС № 7 «С ПРЕДМЕТОМ» (с гимнастичекой палкой)

1. И.п. - о.с., гимнастическая палка па полу, расположенна  горизонтально.

Разновидности ходьбы по гимнастической палке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед нос¬ком другой; разворачивал носки в стороны, гимнастическая палка под сере¬диной стоп ("елочки"); разворачивая пятки в стороны, гимнастическая палка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.

2. И.п. - гимнастическая палка па полу, стоя ноги врозь на гимнастическая палка, стопы параллельно (гимнастическая палка под серединой стоп). Перекаты с пяток на носки и обратно.

3.И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на гимнастической палке, лежащей на полу. Захватывая гимнастическую палку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.

4.И.п. - стоя ноги вместе, гимнастическая палка хватом двумя руками за концы впереди 

1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести гимнастическую палку под стопы

3-4 - поднимаясь на носки, перевести  гимнастическую палку назад 

5-6 - опускаясь на всю стопу, стойка ноги вместе, гимнастическую палку сзади

7-8 - перемах гимнастической палки через голову вперед, и.п.

6.И.п. - гимнастическая палка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на гимнастической палке, стопы параллельно (гимнастическая палка под серединой стоп)

Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по гимнастической палке.

 

 

КОМПЛЕКС № 8 «С ПРЕДМЕТОМ» (с обручем)

 

И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на поясе

Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, по носки на обру¬че, а пятки на полу.

1. И.п. -  стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки па пояс 1-2   сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча 3-4 - и.п.

2. И.п. - то же. 1-2 –полуприсед, 3-4 - и.п.

3. И.п. - то же. 1-2- присед, 3-4 - и.п.

4. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край 

1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перенести обруч под стопы

3-4 - вставая па носки, перевести обруч назад за пятки 

5-6 - опуститься па всю стопу (стоить и обруче, обруч наклонно) 

7-8 - поворачивая обруч, перенести его через голову, и.п.

Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пла¬стмассы диаметром 80 см.

 

КОМПЛЕКС № 9 "ЗАГАДКИ"

 

Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны "нарисовать" то, что загадано, движением правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

1. "Месяц"

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собака лает, а достать не может.

За домом у дорожки висит половина лепешки. 

Светит, а не греет.

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади 

Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2.  "Солнце"

И дверь, в окно стучать не будет, 

А взойдет и всех разбудит.

По голубому блюду золотое яблоко катится.

Красная девушка по небу ходит.

И.п. — то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

3.  "Тучи"

Летит орлица через тридевять земель, 

Крылья распластали, солнышко застлала.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится –

Ничего не останется.

По небу ходила, солнышко закрыла. 

Только солнце спряталось –и она расплакалась.

И.п. - то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

4.  "Молния"

Летит огненная стрела, никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица, ни красная девица.

Раскаленная стрела Дуб свалила у села.

Сверкнет, мигнет, кого-то позовет?

И.п. - то же. Несколько, раз зигзагообразными движениями нарисовать, молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.]

5. “Дождь”

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. 

И никуда я не иду, покуда он идет.

Меня часто зовут, дожидаются, 

А приду - от меня Укрываются.

Серебряные нити сшивают землю и небо.

И.п. - сидя согнув ноги врозь, стоим параллельно. Руки в упоре сзади.

Постукивать об пол носком одной ноги, потом и другой; носками обеих ног одновременно ("дождь барабанит по стеклам"), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.

То же, постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.

6. “Радуга”

Что за чудо-красота! Расписные вороти 

Появились на пути — В них ни въехать, ни войти!

Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –Рухнул мост, а щепок нет.

Крашеное коромысло над рекой повисло.

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади 

Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 

КОМПЛЕКС № 1О"ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА"

Дети и выполняют упражнения соответствие с ритмиче¬ской речью. Сначала преподаватель читает стихи, сопровождая их соответствующими движениями. Затем дети выполняют уп¬ражнения под ритмическую речь преподавателя, а впоследст¬вии сами произносят текст, иллюстрируя его движениями.

 

1.  "Лиса"

Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает. 

Шуба рыжая лисы Несказанной красоты.

Ходьба на носках, руки внизу, поворачивая голову вправо-влево ("лиса оглядывается на свой хвост).

 

2. "Медведь"

 Медведь по лесу бродит от  дуба к  дубу ходит.

Ходьба на наружной стороне стоп, "загребая" слегка со¬гнутыми руками.

 Находит в дуплах мед в рот себе кладет.

Поднимаясь на носки, руки вверх ("медведь достает из дупла мед"), опускаясь па пятки, руки вниз.

 

3.  "Олененок"

Рано поутру спросонок был капризным олененок.

Ходьба на месте, поочередно поднимай пятки, не отрывая носки от пола.

Левой ножкой - топ-топ! Правой ножкой - топ-топ! 

Бьют копытца - цок-цок! Олененок-скок-скок!

Стоя ноги вместе, руки на пояс, поочередно сгибать ноги впе¬ред, натягивая носки, разгибая, ударять носком- "копытцем " об пол.

 

4.  "Ежик"

По сухой лесной дорожке –Топ-топ-топ — топочут ножки. 

Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. 

Ищет ягодки, грибочки для сыночка или дочки.

Ходьба в полуприседе на носках, руки подняты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

5.  "Зайчик"

Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал.

Подскоки на носках (пятки вместе)

КОМПЛЕКС № 11 "ПОПРОБУЙ, СОСЧИТАЙ!"

Перед выполнением комплекса дети и исходном положении сидя ноги прочь, руки в упоре сзади, проводят разминку стоп, "рисуя" ими цифры, правой ногой - от 0 до 9, а левой в обратной последовательности, от 9 до 0. Затем, перед, выполнением каждого упражнения преподаватель задает детям занимательную задачу, а они должны быстро решить ее и "нарисовать" ответ движением правой, затем левой стопы. Задачи и последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

 

У домика утром 

Два зайца сидели 

И дружно веселую 

Песенку пели. 

Один убежал, а второй 

Вслед глядит. 

Сколько у домика 

Зайцев сидит?

 И.п. – то же.

Несколько ран нарисовать цифру "1" правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

Утка морковку 

В корзине несла, 

Этой покупкой 

Довольна была. 

Если еще ей 

Морковку купить, 

Сколько их будет? 

Ты можешь сложить?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "2” правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

 Ежик по лесу шел, 

На обед грибы нашел: 

Два - под березой, 

Один — у осины.  

Сколько их будет 

В плетеной корзине?

И.п. - сидя ноги врозь, руки в упоре сзади. 

Несколько раз нарисовать цифру ''3" правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

Под кустами у реки 

Жили майские жуки: 

Дочка, сын, отец и мать.

 Кто их может сосчитать?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4” правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

Ну-ка, сколько всех ребят 

На горе катается? 

Двое на саночках сидят, 

Двое дожидаются.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4" правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

Семь гусей пустились в путь, 

Два решили отдохнуть. 

Сколько их под облаками? 

Сосчитайте, дети, сами.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "5" правой. затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

Дарит бабушка-лисица 

Трем внучатам рукавицы:

 - Это вам на зиму, внуки, 

Рукавичек по две штуки. 

Берегите, не теряйте. –

Сколько всех, пересчитайте.

И.п. – то же.

Несколько ран нарисовать цифру "6" правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

На березе две синички 

Продавали рукавички. 

Прилетело еще пять.

 Сколько будет продавать 

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "7” правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

Яблоки и саду поспели. 

Мы отведать их успели. 

Пять румяных, наливных, 

Три с кислинкой. 

Сколько их?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "8” правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

 

Все ли здесь цыплята, детки, 

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи,

Сколько их всего, скажи?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "9" правой, затем ле¬вой стопой и двумя стопами одновременно.

Методические рекомендации: Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраст могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию в процессе утреней зарядки, гимнастики после дневною сна, в качестве домашних заданий и т.п.

Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Дозировка упражнений в ходьбе на этапах разучивания и закрепления составляет соответственно 20-30 секунд до 2-3 минут.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И.Чайков¬ского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНИМ СТОПЫ ЗДОРОВЫМИ

Сохраним стопы здоровыми: Профилактика плоскостопия в детском саду. Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость увеличения объем...

Сохраним стопы здоровыми

Здоровые стопыДетская обувь. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы.Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требован...

Проект «Сохраним стопы здоровыми»

Привлечение родителей к использованию разных методов профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Сохраним стопы здоровыми.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.     ...

Проект "Сохраним стопы здоровыми"

Презентация к проекту "Сохраним стопы здоровыми"...

Сохраним стопы здоровыми

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Стопа является фундаментом здоровья, поэтому работа по профилактики плоскостопия ...