Проект "Мы здоровье сбережём!"
методическая разработка (старшая группа)

Гусева Наталья Анатольевна

Методическая разработка проект  "Мы здоровье сбережём!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_zdorove_sberezhyom_.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект   «Мы здоровье сбережём!»                                                                                                                  Выполнила  воспитатель  МБДОУ д/с № 15 г. Камышин Гусева Наталья Анатольевна                                                                                          

Актуальность. В последнее время здоровье детей имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению, довольно трудно встретить абсолютно здорового ребенка.  На состояние здоровья  влияют многие  факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, биологические, социальные факторы, некачественные продукты питания.  Но еще одна немаловажная причина        -это        малоподвижный образ        жизни.                                                                                                                            Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии Ю.П. Лисицын,                                  Р.Г. Жбанков, В.Н. Дубровский,  Б.Н. Чумаков; психологии Г.С. Никифоров О.С. Осадчук;  педагогики Г.К. Зайцев, М. Л. Лазарев, О.В. Морозова, О.Л. Трещева, О.Ю. Толстова и другие. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования М.В. Антроповой, А.И. Антонова, А.М. Амосова и др.

        В соответствии с Законом «Об  образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Ведь детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма, развития психических процессов.  В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровому образу жизни существенно меняется.  Именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Однако, система формирования у детей представлений о сохранении и укреплении своего здоровья в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. 

Да, в детских садах создаются оптимальные условия для физического и психического развития: это сбалансированное питание, постоянный медицинский контроль, ежедневные прогулки и физкультурные нагрузки. Однако, для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно сезонными простудными заболеваниями, требуется применение определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, поиск новых  средств  и методик  немедикаментозной         профилактики.                                                                                                 Новизна проекта:

  • определены  структура и содержание здоровьесберегающей работы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;
  • в рамках проекта планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие  технологии в разных режимных моментах и видах деятельности.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Тип проекта:  долгосрочный, групповой, коллективный.

Целевая аудитория: дети старшей группы (5-6 лет ), воспитатели, инструктор по физической культуре,  родители.

Ресурсы:

 Нормативно - правовые:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Конвенция о правах ребенка
  • Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». 
  • Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад № 15

Материально-технические:

  •  Спортивный зал, спортивная площадка, физкультурное оборудование и спортивный инвентарь,  центр «спорта и здоровья» в группе со всем необходимым оборудованием,  мультимедийное оборудование

Информационно-коммуникативные:

  • аудио, видеоматериалы;
  • иллюстративный материал, дидактический материал;
  • Методический инструментарий ( методическая литература, картотеки, конспекты бесед, занятий, сценарий квеста и т.д.).
  • электронные мультимедийные материалы .

        Цель: Создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья через формирование знаний и ценностей здорового        образа        жизни.                                                                                    

Задачи, направленные на воспитанников:

  •  Обеспечить условия для эмоционального благополучия и физического развития  детей дошкольного возраста.
  • Расширять и углублять знания о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности.
  • Активизировать имеющийся у детей опыт по здоровьесбережению в самостоятельной детской деятельности.
  • Воспитывать детей старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Задачи, направленные на родителей:

  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ.
  • Повысить родительскую компетентность в вопросах формирования у детей привычек к ЗОЖ.
  • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

        Задачи, направленные на педагогов:

  • Овладение здоровьесберегающими технологиями, повышение профессионального мастерства;
  • Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

        Ожидаемые результаты:  Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья, привычки к ЗОЖ.                                        

1 этап – Организация деятельности:                                                                                                            

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Чтобы не болеть, нужно заниматься спортом.

Каждое утро надо чистить зубы, делать утреннюю гимнастику.

Чтобы быть здоровым

надо соблюдать режим дня

Что значит здоровый образ жизни?

Что будет, если люди не будут заниматься спортом?

Что такое иммунитет?

Как можно укрепить своё здоровье?

Прочитать в книгах, энциклопедиях. Посмотреть в интернете.

Спросить у родителей или других взрослых.

  • Изучение педагогами методической литературы;
  • Постановка цели и задач, определение направлений, форм и методов работы;
  • Беседы с детьми для выявления уровня сформированности  представлений о здоровом образе жизни;
  • Разработка перспективного плана мероприятий по теме проекта;
  • Информирование родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте.
  • Подбор иллюстративного материала, художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок  и т.п.
  • Подготовка презентации, разработка конспектов  НОД, бесед, консультаций для родителей.
  • Пополнение развивающей среды группы: приобретение и изготовление развивающих пособий, дидактических игр, спортивного инвентаря, тематических альбомов;
  • Картотеки:  пальчиковых игр, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, самомассажа,  гимнастики для глаз)   

                                                                                                                                                         2 этап – Осуществление деятельности

Виды деятельности

Содержание

Двигательная деятельность

Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, ежедневные прогулки с двигательной активностью детей,  пальчиковая гимнастика, упражнения для улучшение осанки, профилактики плоскостопия, игровой массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, психогимнастика,  релаксация, нейрогимнастика.

Подвижные игры и спортивные упражнения:                                   игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Попади в цель»; «Кого назвали, тот и ловит»;  на равновесие «По ровненькой дорожке», «Ловишки»[5], [6]

Познавательно - исследовательская деятельность

НОД «Путешествие в страну здоровья»                                              «Где прячется здоровье?»[1],  «Где прячутся витамины?»

Беседы о здоровье[8];

Проблемная ситуация:  «У вас заболел живот (горло..)»;

Игры-эксперименты: «Определи на вкус»                                             «Насколько гибко наше тело»

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Коммуникативная деятельность

Чтение художественной литературы:                                           Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять»,                              О. Г. Сазонова  «Правила поведения для воспитанных детей»

 Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?

Шкловский Е.    «Осторожно - лекарство»  

 С. Семёнов «Как стать неболейкой»                                                               Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»                                                            Г. Остер «Про Петьку – микроба»                                                          Загадки, пословицы и поговорки о ЗОЖ, видах спорта, фруктах и овощах и т.д.

Продуктивная деятельность

Рисование:   «Мойдодыр» (по мотивам сказки К. Чуковского) «Мой любимый вид спорта»                                                                                Аппликация:   «Спортивная площадка»                                                         Конструирование из Лего:  «Стадион».                                                 Лепка: «Куклы делают зарядку»

Игровая деятельность

Дидактические игры:                                                                                « Пирамида здоровья», «Вредные и полезные продукты», «Правила гигиены», «Если кто-то заболел», «Опасно - не  опасно»,  «Режим дня»,  «Органы чувств», «Угадай вид спорта», «Что вредно, а что полезно для зубов (глаз, ушей)»

Сюжетно - ролевые игры:                                                         «На приёме у  врача»; «Семья», «Продуктовый магазин»,  «Аптека», «Детский сад»

Другие формы работы

Рассматривание иллюстраций, плакатов «Строение тела человека» «Пирамида здоровья», «Правильная осанка»                      Просмотр мультфильмов «Советы тётушки Совы», «Мойдодыр»                                                                               Викторина: «Знатоки видов спорта»

Работа с родителями

Ознакомительная консультация о проекте;

Анкетирование:                                                                      «Условия для здорового образа жизни в семье»;

Привлечение родителей к подбору материалов, к изготовлению физоборудования своими руками;

Консультации, наглядный материал:                           «Закаливание круглый год».

«Как организовать здоровый сон ребенка»

«Домашняя игротека: ЗОЖ»

«Гаджеты: влияние на зрение и осанку ребёнка»;

Семинар – практикум:  «Физоборудование своими руками»;

Памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

3 этап – презентация результатов: 

  • Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования, созданная руками родителей.
  • Квест – игра «По следам Бабы – Яги» (закрепление знаний о ЗОЖ)

        Результат проекта:                                                                                                  Проект заинтересовал детей и взрослых. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, принимать участие в закаливающих        процедурах, ухаживать        за        собой.                                                                        Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема укрепления и сохранения здоровья. Знания, полученные в ходе проекта, повысили компетентность в данном вопросе. 

        Перспектива:                                                                                                                                                                             В результате проведения данного проекта создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни как в детском саду, так и дома, которая позволяет продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

        Возможные риски:

Возможные риски

Способы коррекции,                                  компенсации негативных последствий

Недостаточное усвоение детьми материала по теме

Анализ материала на соответствие возрасту

Низкий уровень мотивации детей

Создание ситуации успеха

Инертность родителей в участии в проекте

Заинтересовать и активизировать родителей посредством консультаций, семинаров, совместных мероприятий

Карантинные мероприятия ввиду новой коронавирусной инфекции.

Работа в дистанционном режиме

Недостаточная компетентность педагогов при реализации проекта

Изучение методической литературы, оценка используемых форм работы, консультация с более опытными педагогами

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
  3. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»  [учебно-методическое издание] - М., «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании:         Методическое        пособие      
  5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду»  Москва 2016.
  6. Степаненкова. Э. Я.  «Сборник подвижных игр»  Москва 2017
  7.  Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.  
  8.   Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008                                                                                                                                                                                                                              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мы здоровье сбережём!»

Рекомендации для родителей о значении здорового образа жизни, закаливающих мероприятиях в домашних условиях, правильном питании, благополучном эмоцианальном благополучном климоте в семье для детей....

Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия: «Мы здоровье сбережём».

Спортивное развлечение направленно на Закрепление представления детей о здоровом образе жизни и применять их повседневной деятельности, расширить культурно-гигиенические навыки....

Проект недели здоровья "Мы здоровье сбережём"

Тема: "Вода - источник здоровья"...

ПРОЕКТ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ «МЫ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЁМ» ОТКРЫТЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Создать информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, олимпийского движения.Традиции проведения Олимпийских игр...