Проект "Мы здоровье сбережём!"
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка проект "Мы здоровье сбережём!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_zdorove_sberezhyom_.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мы здоровье сбережём!» Выполнила воспитатель МБДОУ д/с № 15 г. Камышин Гусева Наталья Анатольевна
Актуальность. В последнее время здоровье детей имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, довольно трудно встретить абсолютно здорового ребенка. На состояние здоровья влияют многие факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, биологические, социальные факторы, некачественные продукты питания. Но еще одна немаловажная причина -это малоподвижный образ жизни. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии Ю.П. Лисицын, Р.Г. Жбанков, В.Н. Дубровский, Б.Н. Чумаков; психологии Г.С. Никифоров О.С. Осадчук; педагогики Г.К. Зайцев, М. Л. Лазарев, О.В. Морозова, О.Л. Трещева, О.Ю. Толстова и другие. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования М.В. Антроповой, А.И. Антонова, А.М. Амосова и др.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Ведь детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма, развития психических процессов. В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровому образу жизни существенно меняется. Именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Однако, система формирования у детей представлений о сохранении и укреплении своего здоровья в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно.
Да, в детских садах создаются оптимальные условия для физического и психического развития: это сбалансированное питание, постоянный медицинский контроль, ежедневные прогулки и физкультурные нагрузки. Однако, для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно сезонными простудными заболеваниями, требуется применение определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики. Новизна проекта:
- определены структура и содержание здоровьесберегающей работы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;
- в рамках проекта планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в разных режимных моментах и видах деятельности.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, коллективный.
Целевая аудитория: дети старшей группы (5-6 лет ), воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Ресурсы:
Нормативно - правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Конвенция о правах ребенка
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
- Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад № 15
Материально-технические:
- Спортивный зал, спортивная площадка, физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, центр «спорта и здоровья» в группе со всем необходимым оборудованием, мультимедийное оборудование
Информационно-коммуникативные:
- аудио, видеоматериалы;
- иллюстративный материал, дидактический материал;
- Методический инструментарий ( методическая литература, картотеки, конспекты бесед, занятий, сценарий квеста и т.д.).
- электронные мультимедийные материалы .
Цель: Создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья через формирование знаний и ценностей здорового образа жизни.
Задачи, направленные на воспитанников:
- Обеспечить условия для эмоционального благополучия и физического развития детей дошкольного возраста.
- Расширять и углублять знания о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности.
- Активизировать имеющийся у детей опыт по здоровьесбережению в самостоятельной детской деятельности.
- Воспитывать детей старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Задачи, направленные на родителей:
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ.
- Повысить родительскую компетентность в вопросах формирования у детей привычек к ЗОЖ.
- Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
Задачи, направленные на педагогов:
- Овладение здоровьесберегающими технологиями, повышение профессионального мастерства;
- Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Ожидаемые результаты: Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья, привычки к ЗОЖ.
1 этап – Организация деятельности:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
Чтобы не болеть, нужно заниматься спортом. Каждое утро надо чистить зубы, делать утреннюю гимнастику. Чтобы быть здоровым надо соблюдать режим дня | Что значит здоровый образ жизни? Что будет, если люди не будут заниматься спортом? Что такое иммунитет? Как можно укрепить своё здоровье? | Прочитать в книгах, энциклопедиях. Посмотреть в интернете. Спросить у родителей или других взрослых. |
- Изучение педагогами методической литературы;
- Постановка цели и задач, определение направлений, форм и методов работы;
- Беседы с детьми для выявления уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- Разработка перспективного плана мероприятий по теме проекта;
- Информирование родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте.
- Подбор иллюстративного материала, художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок и т.п.
- Подготовка презентации, разработка конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей.
- Пополнение развивающей среды группы: приобретение и изготовление развивающих пособий, дидактических игр, спортивного инвентаря, тематических альбомов;
- Картотеки: пальчиковых игр, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, самомассажа, гимнастики для глаз)
2 этап – Осуществление деятельности
Виды деятельности | Содержание |
Двигательная деятельность | Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, ежедневные прогулки с двигательной активностью детей, пальчиковая гимнастика, упражнения для улучшение осанки, профилактики плоскостопия, игровой массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, психогимнастика, релаксация, нейрогимнастика. Подвижные игры и спортивные упражнения: игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Попади в цель»; «Кого назвали, тот и ловит»; на равновесие «По ровненькой дорожке», «Ловишки»[5], [6] |
Познавательно - исследовательская деятельность | НОД «Путешествие в страну здоровья» «Где прячется здоровье?»[1], «Где прячутся витамины?» Беседы о здоровье[8]; Проблемная ситуация: «У вас заболел живот (горло..)»; Игры-эксперименты: «Определи на вкус» «Насколько гибко наше тело» Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. |
Коммуникативная деятельность | Чтение художественной литературы: Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей» Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? Шкловский Е. «Осторожно - лекарство» С. Семёнов «Как стать неболейкой» Шорыгина Т. «Зарядка и простуда» Г. Остер «Про Петьку – микроба» Загадки, пословицы и поговорки о ЗОЖ, видах спорта, фруктах и овощах и т.д. |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Мойдодыр» (по мотивам сказки К. Чуковского) «Мой любимый вид спорта» Аппликация: «Спортивная площадка» Конструирование из Лего: «Стадион». Лепка: «Куклы делают зарядку» |
Игровая деятельность | Дидактические игры: « Пирамида здоровья», «Вредные и полезные продукты», «Правила гигиены», «Если кто-то заболел», «Опасно - не опасно», «Режим дня», «Органы чувств», «Угадай вид спорта», «Что вредно, а что полезно для зубов (глаз, ушей)» Сюжетно - ролевые игры: «На приёме у врача»; «Семья», «Продуктовый магазин», «Аптека», «Детский сад» |
Другие формы работы | Рассматривание иллюстраций, плакатов «Строение тела человека» «Пирамида здоровья», «Правильная осанка» Просмотр мультфильмов «Советы тётушки Совы», «Мойдодыр» Викторина: «Знатоки видов спорта» |
Работа с родителями | Ознакомительная консультация о проекте; Анкетирование: «Условия для здорового образа жизни в семье»; Привлечение родителей к подбору материалов, к изготовлению физоборудования своими руками; Консультации, наглядный материал: «Закаливание круглый год». «Как организовать здоровый сон ребенка» «Домашняя игротека: ЗОЖ» «Гаджеты: влияние на зрение и осанку ребёнка»; Семинар – практикум: «Физоборудование своими руками»; Памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников. |
3 этап – презентация результатов:
- Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования, созданная руками родителей.
- Квест – игра «По следам Бабы – Яги» (закрепление знаний о ЗОЖ)
Результат проекта: Проект заинтересовал детей и взрослых. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема укрепления и сохранения здоровья. Знания, полученные в ходе проекта, повысили компетентность в данном вопросе.
Перспектива: В результате проведения данного проекта создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни как в детском саду, так и дома, которая позволяет продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
Возможные риски:
Возможные риски | Способы коррекции, компенсации негативных последствий |
Недостаточное усвоение детьми материала по теме | Анализ материала на соответствие возрасту |
Низкий уровень мотивации детей | Создание ситуации успеха |
Инертность родителей в участии в проекте | Заинтересовать и активизировать родителей посредством консультаций, семинаров, совместных мероприятий |
Карантинные мероприятия ввиду новой коронавирусной инфекции. | Работа в дистанционном режиме |
Недостаточная компетентность педагогов при реализации проекта | Изучение методической литературы, оценка используемых форм работы, консультация с более опытными педагогами |
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» [учебно-методическое издание] - М., «Скрипторий 2003», 2010.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие
- Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду» Москва 2016.
- Степаненкова. Э. Я. «Сборник подвижных игр» Москва 2017
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Мы здоровье сбережём!»
Рекомендации для родителей о значении здорового образа жизни, закаливающих мероприятиях в домашних условиях, правильном питании, благополучном эмоцианальном благополучном климоте в семье для детей....
Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия: «Мы здоровье сбережём».
Спортивное развлечение направленно на Закрепление представления детей о здоровом образе жизни и применять их повседневной деятельности, расширить культурно-гигиенические навыки....
Краткосрочный проект недели здоровья «Мы здоровье сбережём»
для детей средней группы...
Проект недели здоровья "Мы здоровье сбережём"
Тема: "Вода - источник здоровья"...
Презентация проекта недели здоровья "Мы здоровье сбережём"
Тема: "Вода - источник здоровья"...
ПРОЕКТ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ «МЫ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЁМ» ОТКРЫТЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Создать информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, олимпийского движения.Традиции проведения Олимпийских игр...