Влияние гаджетов на развитие речи детей дошкольного возраста
консультация
Конечно, наша реальность сейчас такова, что убрать гаджеты из жизни ребенка не реально, да и речь не идет об их полном исключении, а о разумном их ограничении. Казалось бы, ну, чем плохи яркие картинки, обучающие мультфильмы, интересные развивающие игры все это в огромном количестве можно найти на просторах интернета. Но все это не способствует развитию речи, ведь развивающая игра не требует рассуждения, интересный познавательный мультфильм не стимулирует ребенка отвечать на вопрос, да и фантазию включать не надо все герои сами говорят, выполняют различные интересные действия, ребенок остается пассивным наблюдателем или в лучшем случаи молчаливым манипулятором. Речь развивается в живом общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_gadzhetov_na_razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние гаджетов на развитие речи детей дошкольного возраста.
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер.
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!». Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В.Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами),продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»
Поэтому в последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
В последние годы логопеды, педагоги, психологи стали замечать, что детей с задержкой развития речи становится все больше. Если взять статистику детских садов за последние 20 лет то мы увидим, что 20 лет назад на общеобразовательную группу численностью 25 детей с нарушением речи было около 5-6 человек, но вот за последние лет 10 можно заметить, что таких детей становится в разы больше. И уже в такой же группе из 25 детей, 5-6 человек с нормой развития речи. И самое обидное в том, что причина не только во врожденных или приобретенных физических и умственных патологиях, а в ставших необходимыми в повседневной жизни гаджетах.
Конечно, наша реальность сейчас такова, что убрать гаджеты из жизни ребенка не реально, да и речь не идет об их полном исключении, а о разумном их ограничении. Казалось бы, ну, чем плохи яркие картинки, обучающие мультфильмы, интересные развивающие игры все это в огромном количестве можно найти на просторах интернета. Но все это не способствует развитию речи, ведь развивающая игра не требует рассуждения, интересный познавательный мультфильм не стимулирует ребенка отвечать на вопрос, да и фантазию включать не надо все герои сами говорят, выполняют различные интересные действия, ребенок остается пассивным наблюдателем или в лучшем случаи молчаливым манипулятором. Речь развивается в живом общении.
Гаджеты заменили реальное общение с родителями, вернувшись, домой после тяжелого трудового дня родители предпочитают включить ребенку планшет, смартфон или развивающий мультфильм, только бы малыш посидел тихо и не мешал родителям, и я как работающая мама прекрасно их понимаю. Но настораживает то, что все чаще детям не интересны обычные игрушки, они просто не умеют в них играть. Дети не знают чем себя занять, им не интересно лепить из пластилина, рисовать или раскрашивать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами.
В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, врезультате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
А ведь раньше (вспомните свое детство) дети занимались вечерами именно этим, они лепили или рисовали своих персонажей, потом их «оживляли», придумывали с ними игрыи, конечно же,их озвучивали.Речь в таких играх развивается естественным образом, она является частью игры и частью взаимодействия с окружающим миром. Дети же, которые проводят много времени у мониторов,имеют очень скудный словарный запас, не умеют обобщать, составить рассказ по серии картинок вызывает у них сильное затруднение, пересказать текст они способны только по наводящим вопросам.
Как еще влияют гаджеты на развитие ребенка:
- Нарушение осанки. Ребенок, сидя с планшетом или у монитора компьютера как правило, сидит в неправильной напряженной позе длительное время, это неизбежно приводит к искривлению позвоночника.
- Мышечная слабость. Ребенок практически находится без движения, естественно, что мышцы совершенно не развиваются.
- Нарушение мелкой моторики рук. Как правило, все в играх ребенок использует только указательные пальцы и это не способствует развитию мелкой моторики как настоящие пазлы, мозайки, конструкторы.
- Нарушение сенсорного развития. Не один современный экран не сможет передать текстуру того или иного объекта. Потрогав экран, не возможно, усвоить, что пушистое, а что шершавое. Не возможно, ощутить холодное или теплое. Не реально обнюхать предмет.
- Нарушение зрения. Вопреки советам врачей, многие дети пользуются гаджетами в положении лежа. Не соблюдается и временной режим длительного напряженного просмотра. Глаза ребенка наблюдают за объектами, которые находятся на одном и том же расстоянии не происходит «переключения» близь – даль. Что ведет впоследствии к близорукости.
- Нарушение эмоциональной сферы. Дети становятся не способны анализировать собственные эмоции и чувства.
Тест: насколько ваш ребенок зависим от телефона и мультиков?
Ответьте на эти вопросы.
Сколько времени ваш ребенок проводит в гаджете (играет, смотрит мультики, YouTube, TikTok)?
- Менее 1 часа в день.
- 1–3 часа в день.
- Неограниченно.
Вы договорились с ребенком, что он поиграет в телефоне 20 минут. Время вышло, вы говорите об этом ребенку и выключаете гаджет. Как он отреагирует?
- Пойдет заниматься другим делом.
- Начнет просить «еще 5 минуточек».
- Начнет плакать, истерить и вести себя агрессивно.
Как ведет себя ваш ребенок в свободное без гаджета время?
- Самостоятельно находит себе занятия.
- Жалуется на скуку, просит вас поиграть с ним, спрашивает, когда можно будет включить гаджет.
- Требует включить ему гаджет и ведет себя агрессивно.
Как ваш ребенок ведет себя на детской площадке?
- Играет, катается и контактирует с другими детьми.
- Стоит с вами и просит вас поиграть с ним.
- Требует пойти домой и дать ему телефон.
Чем занимается ваш ребенок помимо школы или садика?
- Гуляет, ходит на кружки, занимается любимым хобби.
- Ходит в одну секцию, но без особого интереса.
- Ему ничего не интересно, помимо игр на компьютере, соцсетей или мультиков.
Есть ли у вашего ребенка друзья?
- Да, они регулярно встречаются и ходят, друг к другу в гости.
- Близких друзей нет. Ребенок общается только в садике, школе, на кружке, в секции.
- Он довольно замкнутый, не проявляет интерес к другим детям и общается в соцсетях.
Расшифровка результатов.
Посчитайте, ответов, под каким номером у вас больше всего.
Больше всего ответов №1 — стадия легкой увлеченности
У вашего ребенка пока нет зависимости от гаджетов. Они ему интересны, но он легко отложит телефон ради прогулки, хобби или настольной игры.
Но вам все равно нужно контролировать использование гаджетов, потому что даже небольшое количество экранного времени может вызывать привыкание.
Больше всего ответов №2 — стадия серьезной увлеченности
У ребенка формируется зависимость. Без гаджета у него портится настроение, он не знает, чем себя занять, не умеет играть один и заменяет реальное общение виртуальным.
Стоит задуматься о сокращении экранного времени, понять причины зависимости и помочь ребенку их преодолеть.
Больше всего ответов №3 — cтадия зависимости
Экранного времени слишком много. Гаджет — неотъемлемая часть жизни ребенка: он развлекается, «отдыхает» и общается в компьютере. Ребенок рискует стать замкнутым и агрессивным. Со временем может испортиться сон, вплоть до нервного истощения.
Нужно действовать, чтобы вытащить ребенка из зависимости.
Как отучить ребенка от гаджетов.
В качестве рекомендаций для родителей предлагаем памятку «Как отучить ребенка от гаджетов».
- Быть примером. Конечно, перевоспитание нужно начать с себя. Если родители проводят много времени в телефоне или компьютере. Если они погружены в игры или в пролистывание соцсетей, то и малыш будет считать гаджеты чем-то важным в жизни человека, и будет стремиться подражать родителям.
- Ввести правило для всей семьи. Пришел домой пообщайся с близкими.
- Приучать ребенка к тому, что в планшете или телефоне можно проводить не более 20 минут в день. Сокращайте время постепенно, отнимая от времени провождения у экрана по 5 минут ежедневно. По окончанию времени никаких «ну еще 5 минут»
- Найдите замену. Отняв планшет необходимо предложить ребенку, такое занятие, которое бы увлекло его.
- Играйте с ребенком. Если вы отучаете ребенка от гаджетов, то ребенок не должен быть предоставлен сам себе. Ему станет скучно очень быстро. Предложите совместную игру: морской бой, конструктор, настольные игры…
- Общайтесь в живую. Спрашивайте у ребенка, как прошел его день. Что нового и интересного он узнал в детском саду.
- Поручайте ребенку «важные дела». Просите малыша, помочь вам, накрыть на стол, разложив ложки, принести и подержать совок, помыть овощи…
Ощущая свою важность в жизни семьи, интерес к его проблемам со стороны родителей ребенок вскоре забудет о гаджете и будет согласен с тем, что 15-20 минут ему достаточно, что бы посмотреть 1 серию мультфильма. Ведь нужно еще столько сделать совместно с мамой, столько рассказать папе. А сколько всего нужно спросить и выяснить. Все это будет способствовать естественному ходу развития речи.
Все вышесказанное вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, неконтролируемое «общение с гаджетами» несет в себе серьёзную опасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика АдыгеяРечь является важнейшей психической функцией человек...
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
"Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»
На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей до...
Планирование работы на 2018-2019 учебный год по самообразованию на тему:«Влияние сенсомоторики на развитие речи детей дошкольного возраста».
Самообразование....
Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....
Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...
Влияние современных гаджетов на развитие речи детей дошкольного возраста
Сегодня смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь. Гаджеты не только неотъемлимая часть нашей жизни, но и привычная вещь в жизни наших детей....