Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья
Статья о важности сформирования у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятий физической культурой и спортом, соблюдения режима, гигиенических правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование здорового образа жизни у дошкольников | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муравьева Альбина Максимовна -старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 67 г. Йошкар-Олы «Колокольчик»
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." В. А. Сухомлинский.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения, определяющими являются следующие формулировки:
Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. В тесной связи с понятием «здоровье» находится и такое понятие как «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как М.А.Рунова, В.Г.Алямовская, В.Т. Кудрявцев, Т.Н. Доронова, Н.Н. Авдеева и др.
Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья детей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Основные принципы здорового образа жизни это:
∙ рациональный режим
∙ правильное питание
∙ рациональная двигательная активность
∙ закаливание организма
∙ сохранение устойчивого психоэмоционального состояния.
Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента
здорового образа жизни дошкольника.
Основные компоненты здорового образа жизни
Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима питания.
В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
Рациональная двигательная активность. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка:
-улучшается деятельность систем и органов,
-увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям,
-повышается выносливость организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Содержание работы с педагогами по формированию у детей здорового образа жизни строится с учётом положений нормативно-правовых документов, современных тенденций развития дошкольного образования, программно-методических требований к организации работы с детьми. В качестве основных нормативно-правовых документов, на которые ориентируется детский сад, выступают:
- Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Конституция РФ;12 декабря 1993 г.
- Закон РФ «Об образовании» 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН 2.4.3648 -20);
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека фактов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21)
- Приказы и Письма Минздрава России;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации».
- Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, образовательная программа, законодательные документы, инструктажи, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции специалистов.
Используем методичекую литературу:
- Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников;
- Синкевич Е.А., Болыева Т.В. Физкультура для малышей;
- Филиппова С.О. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
- Сивачёва Л.Н. Физкультура - это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием;
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста;
- •Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам;
- •Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. « Са - Фи - Дансе». Танцевально- игровая гимнастика для детей.
Формы работы с педагогами:
Анкетирование.
Семинары- практикумы.
Педагогические советы.
Деловые игры.
Практикумы по решению педагогических задач.
Подгрупповые и индивидуальные консультации.
Тренинги.
Мастер-классы.
Открытые просмотры и взаимопосещения.
Смотры-конкурсы.
Педагогические проекты.
Мультимедийные презентации.
Тематический контроль.
Тема сохранения и укрепления здоровья регулярно обсуждаются на педагогических советах,
реализованы проекты «Безопасная горка», «Формирование ЗОЖ у старших дошкольников», «Я здоровье берегу», роведена «Неделя здоровья»,
Системный подход к организации деятельности с педагогами позволяет повысить уровень их профессиональной компетентности в воспитании у дошкольников здорового образа жизни, создавать необходимые условия для творческого поиска более эффективных методов и форм работы с детьми, добиваться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты. Анализ педагогического процесса в ДОУ, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, позволяет нам предположить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда, разработанная система методической работы с педагогами, привлечение к работе по ЗОЖ родителей будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании
выступление на педагогическом совете...
Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
для работы по саообразованию...
Отчет по самообразованию по теме: «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...
Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма....