Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал

Абрамочкина Юлия Александровна

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Утро

До занятий: Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

  • Дорожки для повышения двигательной активности
  • Точечный массаж и дыхательная гимнастика (К.К. Утробиной)
  • Пальчиковые игры
  • Зарядка
  • Физкультминутки во время занятий
  • Динамические паузы между занятиями

Прогулка: Провести с детьми индивидуальную работу, организовать совместную двигательную деятельность.

Одна подвижная игра со всей группой и 2-3 подгруппами детей; подготовительные упражнения для новых основных движений; несложные игры для закрепления двигательных навыков; сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и спортивные упражнения; катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т.д.

После сна

Создать положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей.

  • Гимнастика после сна
  • Закаливание
  • Полоскание горла, комплекс оздоровительных упражнений для горла
  • Самомассаж
  • Самостоятельная двигательная активность детей с различными тренажерами
  • Спортивные досуги, праздники, развлечения

Вечер

Малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.

Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада.

Приведем пример планирования здоровьясберегающей технологии на 1 день.

Утро

До занятий: Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

  • Дорожка для повышения двигательной активности

 

  • Точечный массаж и дыхательная гимнастика: Первый комплекс.

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева

2 Нажимать указательным пальцем точку под носом.

3. Указательным и большим пальцем “лепить” уши.

4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальнем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

  • Пальчиковые игры:

Пальчиковая игра «Паучок»

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

С крестиком на спинке

Свил уютный гамачок,

Сам - в сторонку

И молчок

  • Зарядка (Проводит физинструктор).
  • Физкультминутка

Физкультминутки проводятся на всех занятиях (кроме музыкальных и физкультурных) по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Они должны создавать бодрое настроение у детей, но не перевозбуждать их. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений. (Журнал “Дошкольное воспитание” за 1984 год, Страница 65.)

Комплекс 1

Конь меня в дорогу ждет, бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскочу, не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Там за дальнею рекой помашу тебе рукой (2 раза).         

Прогулка

  • Подвижная игра с бегом “Трамвай”.
  • Упражнения с мечом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5 – 2 м.

После сна

Создать положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей.

Гимнастика после сна: 1-й комплекс.

1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком “ф-ф” - выдох, и.п., вдох (через нос).

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.

6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

  • Закаливание (Способ закаливания согласован с родителями)

  • Полоскание горла: комплекс оздоровительных упражнений для горла

1. “Лошадка”. Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тище, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).

2.“Ворона”. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук “ка-а-а-а-ар” (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с.закрытым ртом (5—6 раз).

3. “Змеиныйязычок” Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

4. “Зевота”. Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Незакрывая его,вслух произнести “о-о-хо-хо-о-о-о”, позе-вать (5-6 раз).

5. “Веселые плакальщики”. Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30—40 с).

6.“Смешинка”. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались “хохотальные” звуки “ха-ха-ха”, “хи-хи-хи”, “гы-гы-гы”, а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

Самомассаж: массаж тела “Грибной дождик”

Педагог:

Дождевые капли,

Прыгайте в ладошки!

Дождевые капли, Дождевые капли!

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно

Подрасти и мне!        

(Проговаривая стихи, хлопают правой ладонью по левой.

Так же хлопают по правой ладони.

Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину.)

  • Самостоятельная двигательная активность детей с различными тренажёрами
  • Подвижная игра

Вечер

Дыхательная гимнастика: комплекс № 1

1. Дышите тихо, спокойно и плавно.

И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

2. Подышите одной ноздрей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а ле -вую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

3. “Воздушный шар”.

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий;

живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-Юраз).

4. “Воздушный шар” в грудной клетке.

И.п.:лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распи-рание грудной клетки.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

5. “Воздушный шар” поднимается вверх.

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плечей (4-8 раз).

6. “Ветер”.

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.;

сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

7. “Радуга, обними меня”.

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3—4 раза).

Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

Работа с семьёй по организации совместной двигательной активности родителей и детей. Индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...