Картотека дидактических игр по экологии
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по экологии
( младшая группа)
Сентябрь
«Хорошо у нас в саду»
Игра «К дереву беги!» Цель: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево. Игровое правило: Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три – к дереву беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдаёт свой фант, который в конце игры должен отыграть. ОПИСАНИЕ. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!» Кто ошибётся и подбежит не к тому дереву, тот отдаёт фант, а потом в конце должен отыграть его. |
Дидактическая игра "Собери цветок" Цель: развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость, закрепить названия весенних цветов (ландыш, одуванчик, тюльпан, нарцисс, подснежник). Ход игры: воспитатель раздает каждому ребенку по конверту и предлагает выложить картинку с цветком, когда дети выполняют задание, воспитатель у каждого спрашивает, какой цветок у него получился. |
Дидактическая игра "Где живут витамины" Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление. Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное. Ход игры: Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка. |
«Путешествие в осенний лес»
Игра «Найди листок, какой покажу» Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий. ОПИСАНИЕ: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя. |
Игра «Такой листок, лети ко мне!» Цель: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей. Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения. |
Игра «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб» Цель: Найти дерево по названию. Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Второй вариант Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева. Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!». |
«Что растет в саду?»
Игра «Угадай, что в руке» Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Материал: муляжи овощей и фруктов. Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь. Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь. ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. |
Игра «Чудесный мешочек» Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей. ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?» |
Игра «Найди, что покажу» Цель: Учить детей находить предметы по сходству. ОПИСАНИЕ: Воспитатель приносит два подноса с одинаковым набором овощей. Показывает один из предметов и убирает под салфетку, предлагает найти такой же на другом подносе, вспомнить, как он называется. |
Игра «Угадай, что съел» Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения. ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе. |
Игра «Почтальон принёс посылку» Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Игровое действие: Составление загадок об овощах. Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают. |
«Удивительное путешествие хлебной корочки»
Дидактическая игра "Угадай, что съел" Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие: Угадывание на вкус. Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения. Ход игры: Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе» После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.) |
Магазин «Семена» Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения. Ход игры: Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой). |
Игра «Что в корзинку мы берем» Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод. Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. |
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Дидактическая игра "Где спряталась матрешка?" Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки. Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя. Оборудование. На столе расставляют 4—5 растений. Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку, описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность, цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. |
Игра «Когда это бывает». Цель. Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам. Развивать доказательную речь. Игровые правила. Разложить картинки с изображением характерных признаков на модуле «Времена года». Ход игры. 1. Перед ребёнком на столе лежит модуль «Времена года». Воспитатель показывает карточку, на которой изображён один из признаков времён года. Ребёнок рассказывает, что он видит. Объясняет, в какое время года это бывает и прикрепляет её на нужное поле модуля. Картинки подобраны следующим образом: снежинки, топиться в доме печь, деревья в снегу, дети катаются по льду – зима; на деревьях цветы, сосульки, лёд на реке – весна; деревья с зелёными листочками, насекомые, яркое солнышко – лето; тёмные тучи и дождь, на дереве разноцветные листья, птицы улетают – осень. |
Игра «Куда спрятался Саша?» Цель: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники). Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто -то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего-лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы –к кустам. |
«Ходит осень по дорожке»
Игра «Собери грибы в лукошко» Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными). Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему). |
Игра «Детки на ветке» |
Игра «Что это такое? » |
Игра «Когда это бывает? » |
«Одежда. Обувь»
Игра «Найди пару» Цель: Закрепление представлений детей о характерных орнаментах соответствующих народным костюмам. Стимульный материал: Воспитатель заранее подготавливает несколько наборов цветных картинок с изображением одежды народов Прибайкалья. Это могут быть платья, сарафаны, халаты, кокошники, платки, носки, унты, ичеги, с узорами и т.д. Каждая вещь должна быть представлена в двух одинаковых экземплярах и 2-3 экземпляра с другим узором. Ход игры: Воспитатель перемешивает набор карточек и предлагает детям найти картинки с одинаковым узором. |
Игра «Чудесный мешочек» Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. |
«Мебель. Бытовые приборы»
Игра «Все по домам!» Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке. Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды). Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали. |
Игра «Живая или неживая природа» Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте. |
Ноябрь
«С любовью к Выльгорту»
Игра «Семья» Цель: Закрепление представлений детей о коренных жителях, их особенностях. Материал: 2-3 набора карточек русской, бурятской, и т.д. семьи. Каждый набор включает изображение мальчика, девочки, юноши, девушки, мужчины, женщины, бабушки, дедушки. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, о том, что на нашей земле живет очень много семей разных национальностей. Когда проходил праздник, все семьи поспешили его отпраздновать. Они пели, танцевали, играли, водили хороводы. А когда пришло время расходиться домой, они ни как не могли найти друг друга. Давайте поможем им собраться в своей семье. Воспитатель перемешивает наборы картинок, и предлагает детям разобрать их по семьям. |
Дидактическая игра "Что сначала – что потом?" Цель: Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры: Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке. |
Дидактическая игра «Волшебный поезд» Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках, животных и птицах. Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); комплекты карточек с изображением растений, птиц и животных. Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением растений, птиц и животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т. д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит всех пассажиров по вагонам правильно, станет победителем. Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода). |
«Как засыпает природа»
Игра «Когда это бывает? » Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры: Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т. п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы. |
Игра «Когда это бывает? » Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры: 1 вариант У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. 2 вариант Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. 3 вариант Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. |
Игра «Живая или неживая природа» Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте. |
«Мои права»
Игра «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. Материал: карточки с разнообразными объектами. Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты. |
Игра «Беги в дом, какой я назову» Цель: Найти целое по его частям. Ход игры: Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь «Все по домам!». Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист». Второй вариант Ход игры: В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» - бегут к себе в домик под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями «переезжать в новый дом». |
«Я знаю» Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы
Я разработала серию дидактические игры для детей 2 младшей группы по экологии...
картотека дидактических игр по экологии
для экологического развития ребенка...
Картотека дидактических игр по экологии
Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...
Картотека дидактических игр по экологии
Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...