картотека дидактических игр по экологии
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по «экологии» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 лет ВОСПИТАТЕЛЬ: БОГДАНОВА Т.Ю. |
- «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
- «МОЁ ОБЛАКО».
- «НАСЕКОМЫЕ».
- «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
- «ДА ИЛИ НЕТ».
- «ЦВЕТЫ».
- «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
- «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
- «ОХОТНИК».
- «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
- «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
- «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
- «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
- «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
- «НАЙДИ ПАРУ».
- «ЛЕСНИК».
18.«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I
19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II
20. «ПРИДУМАЙ САМ».
21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
22. «ПТИЦЫ».
23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»
25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
32.«ХОРОШО – ПЛОХО».
33. «ДОБРЫЕ СЛОВА».
34. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА».
35. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».
36. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
37. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
38. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
39. «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»
40. «ЧТО ЗА ЧЕМ?»
41. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
42. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».
ГАДАЕМ». 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д. 2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор. 3. «МОЁ ОБЛАКО». Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы. Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть. 4. «НАСЕКОМЫЕ». Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается. |
5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». Цель. Закреплять знания о многообразии птиц. Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.). 6. «ДА ИЛИ НЕТ». Цель. Закреплять знания детей о приметах осени. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет». Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать? 7. «ЦВЕТЫ». Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения. Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается. |
8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ». Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники). 9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ». Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию. Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию. 10. «ОХОТНИК». Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных. Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше. |
11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА». Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель). 12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ». Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию. Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?» Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам. Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами. 14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ». Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе. Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму. |
15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом). Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает). 16. «НАЙДИ ПАРУ». Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность. Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках. 17. «ЛЕСНИК». Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена). Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. 18. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше. |
19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон. 20. «ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1) Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. Ход игры. Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку. (вариант 2) Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова. 21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники). Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание. |
22. «ПТИЦЫ». Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга. 23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные). Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции. Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных. 24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1). Цель. Упражнять в классификации предметов. Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак». (вариант 2) Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы. |
25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК». Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой. Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают. 26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового. 27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д. 28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?» Цель. Учить детей находить неточности в тексте. Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас. зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей. Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь Это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно. |
29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?» Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения) Цель. Закреплять знания о многообразии растений. Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь,яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д. 31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ». Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы
Я разработала серию дидактические игры для детей 2 младшей группы по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии
Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...
Картотека дидактических игр по экологии
Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...
Картотека дидактических игр по экологии
Разработанная мной картотека дидактических игр по экологии для детей с нарушенным слухом, позволит педагогам младших групп правильно распределить игры по сезонам....