Единое образовательное пространство: детский сад – семья – социум, как условие реализации комплекса ГТО у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Ефимова Вероника Алексеевна

Аннотация. Данный материал доклада основан на опыте работы инструктора по физической культуре по подготовке детей к выполнению норм ГТО в тандеме детского сада, семьи и социума. И будет интересен педагогам ДОУ и начальной школы.

        Ключевые слова: комплекс ГТО; значок ГТО; физическое развитие; физическая подготовка; здоровый образ жизни; тандем детского сада, семьи и социума.

        Проблема, актуальность. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. И в настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Уровень детского здоровья нуждается в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями и социумом.

        Цель исследования.   Создание условий для подготовки дошкольников к выполнению нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, проведение систематических занятий физической культурой и спортом.

   Гипотеза. Грамотная систематическая работа детского сада, семьи и социума создаст условия, побуждающие у детей старшего дошкольного возраста интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, подготовит к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».

Задачи исследования.

1. Разработать дорожную карту внедрения ВФСК ГТО в дошкольном образовательном учреждении.

 2. Организовать в детском саду работу спортивных групп для детей старшего дошкольного возраста.

 3. Создать оптимальные условия для мотивации всех субъектов образовательного процесса (родителей, детей, педагогов и специалистов) к выполнению первой ступени норм ГТО в ДОУ.

 4. Формировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», стимулировать к занятиям в спортивных секциях поселка.

 5. Принять участие в выполнении нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса на этапе завершения дошкольного образования.

         Методы исследования, организация исследования. Оздоровительные мероприятия сочетаются с методами профилактики и медицинской реабилитации, направленные на организацию системной работы: ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна; тематические интегрированные занятия; проведение игр, эстафет, викторин, конкурсов спортивной направленности;  мониторинговые процедуры (диагностика особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у дошкольников); подготовка сборной команды детского сада для участия в спортивных соревнованиях; спортивные соревнования различного уровня;  дополнительное образование по физкультуре с детьми; привлечение родительской общественности и социума для реализации физкультурно-спортивной модели ДОУ; консультации для родителей; контроль медицинской сестры за состоянием здоровья каждого ребенка; применение различных методов закаливания и оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gto.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Единое образовательное пространство: детский сад – семья – социум,

как условие реализации комплекса ГТО

у детей дошкольного возраста

В. А. Ефимова, г. Белово, Кемеровская обл.

 Аннотация. Данный материал доклада основан на опыте работы инструктора по физической культуре по подготовке детей к выполнению норм ГТО в тандеме детского сада, семьи и социума. И будет интересен педагогам ДОУ и начальной школы.

        Ключевые слова: комплекс ГТО; значок ГТО; физическое развитие; физическая подготовка; здоровый образ жизни; тандем детского сада, семьи и социума.

        Проблема, актуальность. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. И в настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Уровень детского здоровья нуждается в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями и социумом.

        Цель исследования.   Создание условий для подготовки дошкольников к выполнению нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, проведение систематических занятий физической культурой и спортом.

   Гипотеза. Грамотная систематическая работа детского сада, семьи и социума создаст условия, побуждающие у детей старшего дошкольного возраста интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, подготовит к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».

Задачи исследования.

1. Разработать дорожную карту внедрения ВФСК ГТО в дошкольном образовательном учреждении.

 2. Организовать в детском саду работу спортивных групп для детей старшего дошкольного возраста.

 3. Создать оптимальные условия для мотивации всех субъектов образовательного процесса (родителей, детей, педагогов и специалистов) к выполнению первой ступени норм ГТО в ДОУ.

 4. Формировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», стимулировать к занятиям в спортивных секциях поселка.

 5. Принять участие в выполнении нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса на этапе завершения дошкольного образования.

         Методы исследования, организация исследования. Оздоровительные мероприятия сочетаются с методами профилактики и медицинской реабилитации, направленные на организацию системной работы: ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна; тематические интегрированные занятия; проведение игр, эстафет, викторин, конкурсов спортивной направленности;  мониторинговые процедуры (диагностика особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у дошкольников); подготовка сборной команды детского сада для участия в спортивных соревнованиях; спортивные соревнования различного уровня;  дополнительное образование по физкультуре с детьми; привлечение родительской общественности и социума для реализации физкультурно-спортивной модели ДОУ; консультации для родителей; контроль медицинской сестры за состоянием здоровья каждого ребенка; применение различных методов закаливания и оздоровления детей.

        Результаты исследования. Выводы. Текст доклада.

        Сформированная в нашем ДОУ система физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволили проявить у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни и готовность к выполнению норм ГТО, ведь оно органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора.

     Результатом систематической работы по выполнению нормативов ГТО в нашем дошкольном учреждении № 56 города Белово, состоящем из 6 групп, за 3 года стали основные показатели 57 участников. Из них выполнили нормативы на золотой и серебряный знаки отличия по 20 воспитанников и на бронзовый 17.

      В региональных соревнованиях 2021г в Кузбасской дошкольной лиги спорта наша команда заняла 2 место по ОФП, а фестивале «Малыши Кузбасса шагают в ГТО» командное 3 место, в личном зачете первой стала Евгения Захарова, а также наш фильм-визитка был признан лучшим.

     В чем же сила этих спортивных достижений воспитанников?

     Сейчас я с уверенностью могу сказать, что спортивные успехи маленьких спортсменов состоят в грамотной систематической подготовке, целеустремленности, упорстве, воле к победе и закалке, дружбе, сплоченности и взаимовыручке, позитиве и поддержке детского сада, семьи и социума.

      Начало нашей жизни с ГТО, февраль 2018г, командное соревнование 15 самых спортивных и активных семей дошкольных учреждений города Белово в рамках всероссийской акции «Отцовский патруль», тогда у нас и появился интерес к тестированию, ведь мы впервые приняли участие в больших соревнованиях. На тот момент нашему ДОУ исполнилось только 2 года. Наша команда заняла 4 место, а Ульяна Колмогорова показала лучший результат-40 раз, по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа среди девочек.

    А вот чтобы продолжить подготовку следующих выпускников, пришлось много потрудиться. Получила соответствующее образование, детально разобралась в технике выполнения тестов, физиологии детей при физической нагрузке, проконсультировалась с ведущими тренерами города и пришла к выводу, что успешное выполнение норм ГТО начинается с организации образа жизни в семье, личного примера родителей. Ведь детям дошкольного возраста очень важно сверять свои ценности с ценностями самых близких людей-своих родителей.

   Предложила родителям детей подготовительной к школе группы вместе подготовить детей к тестированию. На тот момент информированность родителей по этому вопросу была низкая. И меня поддержали только несколько семей.

  Тогда было решено создать долгосрочный проект «Крошки –ГТОшки» для работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки к выполнению норм ГТО.

Цель проекта:

1. Создание условий в ДО для успешной подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО первой ступени.

2. Формирование работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и их семей систематической и результативной.

Условия: Подготовлены физкультурный зал, спортивная площадка, бассейн; приобретено необходимое спортивное оборудование, в группах созданы комфортная пространственная среда, центры двигательной активности. Приобретена методическая литература.

Формы работы с детьми: игровые, познавательные, творческие.

 Немного остановимся на работе с родителями, главными нашими партнерами. С ними мы планомерно проводим: тематические собрания и беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирования, привлекаем к совместным экскурсиям и мероприятиям, а также тренировкам.

Цель работы с родителями:

Проявление интереса родителей к подготовке и привлечению детей по выполнению нормативов ГТО.

Собрания:

1. Знакомство с проектом «Крошка –ГТОшка». Презентация проекта.

2.«Как проводить выходные дни с детьми?».

Тематические беседы:

1. «Спорт в жизни людей».

2. «Как правильно выбрать вид спорта, спортивную секцию для ребенка?»

Индивидуальные и групповые консультации:

1. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка».

2. «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?»

3. «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?

4. «Нормативные испытания «ГТО» и как их проходить».

Анкетирование родителей.

Экскурсии с родителями на стадион, в ледовый дворец, спортшколу, бассейн.

Проведение совместных спортивных фестивалей, соревнований, праздников, развлечений, досугов.

Конкурсы фотографий «Здоровая семья - счастливый ребёнок»

    Для реализации потенциала на более высоком уровне, наши воспитанники посещают спортивные секции: хоккей, футбол, вольную борьбу, рукопашный бой, бокс, скалолазание, конный спорт, фигурное катание, спортивную гимнастику, танцы разных направлений, плавание, теннис. Хоккейная команда «Спартак», в которой половина наших воспитанников, в ноябре 2021 года завоевала кубок Мира в городе Искитим Новосибирской области. Платон Рожков тренируется в школе олимпийского резерва г. Москва. Да и другие наши воспитанники показывают хорошие результаты, выносливость и целеустремленность.

     А в этом учебном году на базе нашего детского сада было решено организовать еще и дополнительное образование по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» с конечным результатом - тестирование по ГТО, срок реализации 2 года, для постепенной тренировки детей старшего дошкольного возраста в силе, ловкости, быстроте, выносливости.

     Конечный результат работы:

1. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями;

2. повышение профессиональной компетенции педагогов;

3. обогащение педагогического опыта родителей;

4. эмоциональное сближение всех участников процесса;

5.формирование осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни;  

6. приобретение опыта взаимодействия с социальными партнёрами;

7. повышение привлекательности детского сада в глазах родителей и социума.

    Подведем итог. Почти за 4 года работы по продвижению Комплекса ГТО, интерес детей и родителей возрос. Дети добиваются лучших результатов. Положительные отзывы привлекают новых и новых желающих подготовиться и выполнить нормативы ГТО. Тренеры секций пгт Бачатский проявляют интерес к нашему детскому саду, ведь наши воспитанники стали костяком команд. Поэтому появилось сотрудничество с ними в подготовке детей к тестированию.

    Физические нагрузки развивают у наших воспитанников выносливость, смелость, физические качества, выявляют психологическую предрасположенность и пригодность детей к занятиям различными видами спорта; оказывают поддержку детям, отстающим в физическом развитии от сверстников.

          А наши дети с гордостью носят свои знаки отличия!

Литература:

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. / В.Г. Алямовская; Линка Пресс, 1993. - 87с. 

2. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей дет. сада / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

3. Глушкова Г. В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: метод. рекомендации: домашние задания / Г. В. Глушкова, Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина. – М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.

 4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. / В. Н. Зимонина. - М.: «Владос», 2004г. – 267с.

5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 2009. – 211с.

6. Карепова Т.Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» / Т.Г. Карепова, Т.Ю. Жуковин / Психолог в детском саду, 2006. -№3. – С. 52-80.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...