Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Кузнецова Лариса Владимировна

Консультация для воспитателей

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya_.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста».

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. 

Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.

Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

 "Валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

  • воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
  • установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
  • формирование личности ребенка;
  • воспитание привычек личной гигиены;
  • закаливание ребенка и его двигательная активность;
  • профилактика и устранения вредных привычек;
  • осуществление валеологического мониторинга.

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки:

1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.

Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.

2. «Полезные продукты»

3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

5. «Витамины и здоровый организм»

6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.

7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

8. «Врачи - наши помощники»

9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:

·компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

·валеологическая культура родителей;

·интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;

·создание валеологически развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;

·учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

     Об эффективности работы по воспитанию валеологической культуры свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости на 0,8%.

     Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультации для воспитателей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

     Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к  добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудо...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo»...

Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo»...

Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста", воспитатель Елена Анатольевна Осипова...

Консультация для педагогов «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»...