"Неизведанное рядом" Рабочая программа факультатива по опытно-экспериментальной деятельности с детьми от 3 до 4 лет
презентация к уроку (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.docx | 208.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8 «Радуга»»
"Неизведанное рядом"
Рабочая программа факультатива по опытно-экспериментальной деятельности
с детьми от 3 до 4 лет
в группе №9 «Теремок» на 2020 – 2021 год
Руководитель факультатива
воспитатель И.В.Токарева
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС, на основе Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа факультатива направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Цель программы факультатива
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении совместных творческих конкурсов, открытых мероприятий, создании детско-родительских проектов, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы: оборудована мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа факультатива рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год, октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий - занимательные игры - занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия).
Содержание исследовательской деятельности детей
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О человеке (строение, признаки пола, органы чувств).
- О явлениях неживой природы (воздух, вода, снег, песок, камни).
- О физических явлениях (свет, вес, звук, теплота).
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
- О способах исследования объекта.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Факультатив «Неизведанное рядом» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Перспективно - тематическое планирование
опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет
«Неизведанное рядом» на 2020 – 2021год
Группа №9 «Теремок»
Тема | Цель | Материалы и оборудование |
Октябрь (Человек) | ||
Веселые человечки играют | Познакомить со строением тела человека | Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (стр. 13, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Нарисуй свой портрет | Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей | Фломастеры, зеркала маленькие, салфетки, кисти, клей (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Починим игрушку | Познакомит с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение) | Образцы контура тела человека, изображение эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и мальчиков (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Наши помощники | Познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» в которой находятся различные пахучие продукты, непрозрачный чайник с водой (стр. 15, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление книжек «Береги свое здоровье» | ||
Ноябрь (Неживая природа. Воздух) | ||
Что такое воздух | Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве | Полиэтиленовые пакеты, таз с водой, модель кораблика, горячая вода, термос, чайник (стр. 6,8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара, трубочки для коктейля (стр. 6,7, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Поиграем с ветерком» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер. | Веры и султанчики, зеркала (стр. 7, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Игры с мыльными пузырями и вертушками | Научить пускать мыльные пузыри, обучать детей отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности | Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, стаканчики с мыльным раствором, вертушки (стр. 8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление вертушки в домашних условиях | ||
Декабрь (Неживая природа. Вода) | ||
«Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | Три одинаковые емкости, закрытые крышками, сахар, соль, стаканчики на каждого ребенка |
«Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | Три одинаковые емкости, закрытые крышками, сахар, соль, стаканчики на каждого ребенка |
«Свойства и качества воды» | Закреплять знания детей о свойствах воды | Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло, палочки ( стр. 93, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
«Окрашивание воды» | Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). | Емкости с водой, краски, салфетки (стр. 93, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
Изготовление цветных льдинок | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде. | Стаканчики, краска, емкости для размещения, формочки, веревочки (стр. 5, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Итоговое мероприятие с участием родителей: создание родительских мини проектов «Волшебница вода» | ||
Январь (Неживая природа. Снег) | ||
«Снег, какой он?» | Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле), в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) | Емкости и оборудование для исследования свойств снега (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»). |
«Как из снега получить воду» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | Емкости для собирания снега, лупа, тарелочки на каждого ребенка (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»). |
«Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | Емкости для проведения опытов со льдом (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»). |
Итоговое мероприятие: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке. | ||
Февраль (Физические явления. Свет, вес, звук, теплота) | ||
«Что в коробочке?» | Познакомит детей со значением света, с источниками света, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Коробка с крышкой, в которой сделаны прорезь, фонарик, лампа (стр. 9, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Легкий - тяжелый» | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Различные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, с водой и травой, подбор символа («тяжелый», «легкий») (стр. 10, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Что звучит?» «Музыка или шум» | Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку. | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан, музыкальные инструменты, пластиковые баночки с различными наполнителями (горох, пуговицы, вата и пр.) (стр. 11, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Горячо-холодно» | Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка, мелкие предметы из дерева, металла, стекла (стр. 12, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
Итоговое мероприятие : оформление фотовыставки «Юные фокусники» | ||
Март (Рукотворный мир. Свойства материалов) | ||
«Бумага, ее качества и свойства» | Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала (стр. 16, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Древесина, ее качества и свойства» | Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества и свойства | Деревянные предметы, емкость с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материалов (стр. 17, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Ткань, ее качества и свойства» | Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства. | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала (стр. 17, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом») |
«Глина, ее качества и свойства» | Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала (стр. 18, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»). |
«Почва, ее качества и свойства. Посадка лука» | Познакомить детей со свойствами почвы, ее значением для растений. Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | Лук, земля, коробка из прочного материала, палочки (стр. 94, 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
Итоговое мероприятие с участием родителей: организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала) | ||
Апрель (Неживая природа. Песок, камни) | ||
«Свойства песка» | Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | Песок, вода, формочки, одноразовые тарелочки, ложки (стр. 92, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ). |
«Пирожки для Мишки» | Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. | Поставки, фартуки, вода, песок, игрушки мелкие пластмассовые. | ||
«Сравнение песка, почвы и глины» | Познакомить со свойствами песка, почвы и глины. | Песок, глина, почва, игрушки из глины, комнатные растения, столик для проведения опытов с песком и водой. | ||
«Разные камушки» | Познакомить детей со свойствами камней (твердые, гладкие и острые, большие и маленькие и пр.), представление о том, как можно использовать. | Камни различной фактуры, величины, цвета и др. | ||
Итоговое мероприятие - игра «Путешествие в мир чудес» | ||||
Май (Неживая природа) | ||||
«Поиграем с солнышком» | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка. | ||
«Что в коробке» | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Фонарик, свеча, лампа, коробка картонная, металлическая пластина. | ||
«Волшебные дощечки» | Учить детей определять с помощью пальцев форму, структуру поверхности | Предметы с различной поверхностной структурой (гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, холодная, теплая и др.) | ||
«Мы фокусники» | Открытое мероприятие для родителей. Познакомить родителей с тем, чему дети научились за год. | Материал, оборудование и пособия для проведения итогового открытого мероприятия (авторская разработка) |
Работа с родителями
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Привлечение родителей к поддержанию познавательного интереса детей через опытно - экспериментальную деятельность в детском саду и дома:
- изготовление книжек «Береги свое здоровье»;
- изготовление вертушки в домашних условиях;
- создание родительских мини проектов «Волшебница вода»;
- привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке;
- оформление фотовыставки «Юные фокусники»;
- организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала).
- Практическая часть: Открытое занятие-игра для родителей «Путешествие в мир чудес».
- Оформление папки «Мои открытия»
- Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»
Список литературы
1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. ТЦ Сфера, 2005
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
5. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
6. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
8. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
10. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...