Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в подвижных играх
консультация

Татьяна Ивановна С.

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lovkosti.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в подвижных играх

Подвижная игра как средство и как метод  характеризуется разнообразием  воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.    Движения  в подвижных играх очень  разнообразны, они выполняются  с мячом, любимой  игрушкой дошкольников, в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

    Характерная особенность подвижной игры - комплексность  воздействия на организм и на все  стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Велико  значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости.

    Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

  • по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
  • по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
  • по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
  • по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
  • по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
  • по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
  • по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты;

          Физические упражнения и игры  с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе и ручной. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 5-7 лет, готовящихся к обучению в школе. В программе « От рождения до школы»   под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предлагаются разнообразные» упражнения с мячом для старшего дошкольного возраста:  перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы, через сетку; бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами, отбивание мяча правой и левой рукой на месте и в движении, ведение мяча в разных направлениях. Подвижные игры и физические упражнения с мячом, рекомендованные в программах, может использовать и педагог дополнительного образования, работающий с дошкольниками.  

 

       Занятия дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности, например, по  общей физической подготовке  имеют ту же структуру, что и типовое физкультурное занятие. Физические  упражнения и игры с мячом  можно включать во все части занятия дополнительного образования по ОФП.  В подготовительной и заключительной  части занятия можно включить такие упражнения с мячом как подбрасывание и ловля, отбивание мяча о землю, ведение мяча  в сочетании с ритмичной  ходьбой  и дополнительными  гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие развитию ловкости, например, игровое упражнение, удерживая мяч над головой «покружись – остановись».

     В основную часть занятия можно включить обучение любым упражнениям с мячом, например, бросание мячей друг другу из разных исходных положений.  В конец основной части можно включить  игры большой подвижности с мячом для развития быстроты и ловкости такие как,  « Выбивалы», « Охотник и звери», « Охотник и зайцы», в которых дети должны увернуться от мяча, проявить ориентировку в пространстве и находчивость.

    Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивает умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Педагог дополнительного образования, обучая детей старшего дошкольного возраста, может превратить процесс обучения в увлекательную игру с мячом, развивая при этом сноровку, ловкость ребенка и приобщая к физическим упражнениям.

Процесс обучения упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы:

1.  Первоначальное обучение.

2.  Углубленное разучивание.

3.  Закрепление и совершенствование движений.

1 этап. На начальном этапе обучения упражнять  детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

  При обучении детей упражнениям с мячом особое внимание необходимо уделять главным элементам двигательных действий: ловля, передача, ведение, бросок. Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться неверно. Очень важно научить детей правильно держать мяч. Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, пальцы широко расставлены.

1.  При ловле мяча необходимо научить овладевать положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом. Научить встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч.

2.  При передаче мяча необходимо научить передавать мяч двумя руками разными способами с места, а в дальнейшем в движении. Техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

3.  При ведении мяча. Начальный этап обучения нужно начинать  с пятилетнего возраста. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед.

4.  При броске мяча нужно привить навык броска мяча двумя руками от груди, из-за головы и одной рукой от плеча, кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

    Следовательно, на начальном этапе формирования навыков владения мячом все внимание нужно направить на качество выполнения каждого движения ребенком, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Например, обучая ловле - передаче мяча, можно дать такое задание: чья пара (кружок) сделает больше передач, не роняя мяч на землю, не касаясь груди мячом. Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса.

 2 этап. После овладения основными элементами изучаемого действия можно приступить к  углубленному освоению материала.  На данном этапе обучения,  нужно отработать точность выполнения движений с мячом, исправить имеющиеся ошибки, сформировать правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнования, направленные на точность и качество выполнения движения.

  3 этап. Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом нужно осуществлять в основном в  игровых упражнениях и подвижных играх, включающих эти действии. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»).

    Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, развивающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

     К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

      При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.    Распределять  подвижные игры рекомендуется следующим  образом:

     При разделении игроков на соревнующиеся  группы руководитель должен учитывать  соответствие характера игровых  действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с бегом врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом и с увертыванием; игры - эстафеты с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...

Развитие ловкости и быстроты у детей дошкольного возраста (4 - 5 лет)

Материал предназначен для родителей детей среднего дошкольного возраста. Он знакомит родителей с системой игр и упражнений по обучению детей элементам игр в настольный теннис.Представленные игры и упр...

Сценарий спортивного праздника «Развитие ловкости и быстроты посредством использования русских народных игр».

Сценарий спортивного праздника «Развитие ловкости и быстроты   посредством использования русских  народных игр»....

Подборка подвижных игр для развития ловкости и быстроты для детей старшего дошкольного возраста.

Подборка подвижных игр для развития ловкости и быстроты для детей старшего дошкольного возраста «Хитрая лиса»Описание игры:Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от др...

«Изготовление пособий для развития ловкости и быстроты. Чей корабль быстрее?»

laquo;Изготовление пособий для развития ловкости и быстроты. Чей корабль быстрее?»...