Проект "Ловкие пальчики"
проект (младшая группа)
Проект "Ловкие пальчики" содержит различные мероприятия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ловкие пальчики" | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ловкие пальчики»
Автор: Зацепина Любовь Владимировна.
Тема проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста с использованием различных методов.
Идея проекта: Провести мероприятия по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Создать условия для организации пальчиковых игр.
Цель проекта: Развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных методов и средств. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.
Тип проекта: комплексный
Вид проекта: среднесрочный, групповой
Участники проекта: педагоги ДОО, дети младшей группы, родители.
Сроки реализации проекта: с 1. 09. 21. – 28.10.21.
Задачи проекта:
Оздоровительная: - подразумевает решение вопросов развития и укрепления мышц руки детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная: Научить детей выполнять пальчиковую гимнастику с использованием стихотворных текстов и различных материалов; создавать своими руками простейшие поделки.
Развивающая: Способствовать речевому и сенсорному развитию детей, а также развитию таких психических функций как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Воспитательная: Воспитывать желание выполнять пальчиковые игры и простейшие поручения; развивать усидчивость и аккуратность.
Результат проекта: У детей развивается мелкая моторика, малыши с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, их речь становится правильной, развивается внимание, мышление, память.
Актуальность проекта: ФГОС ДО ставит перед дошкольными учреждениями задачи на полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в этом процессе играет сформированная мелкая моторика. Уровень ее развития – это один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается целенаправленность действий; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика рук.
Этапы проектной деятельности:
1- этап (подготовительный)
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Познавательное развитие»
Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.
Подбор информации, литературы.
Изучение методической литературы по теме «Мелкая моторика».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
Беседы, рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий.
Подбор атрибутов (бизиборды, «сухие бассейны», пальчиковый театр, шнуровки ).
Подборка картотеки: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами.
2 этап (практический)
ОО «Физическое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
Дата | Мероприятие | Цели |
2-5 сентября | 1- этап (подготовительный) | Подбор информации, литературы. Изучение методической литературы по теме «Мелкая моторика». |
Работа с родителями. Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта. | ||
2 –этап (основной) | ||
6- 9 сентября | Работа с детьми Массаж с использованием мячика. | Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения. |
Пальчиковая гимнастика. «Ладони на столе» На счет «раз, два» - пальцы врозь -вместе | Развитие мелкой моторики рук за счет напряжения и расслабления мышц пальцев рук | |
«Шнуровка» Показывать детям различные варианты завязывания шнурков, предлагать их повторить. | Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка завязывания шнурков | |
«Сидит белка» | развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
«Сухие бассейны» открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, крупой, песком, солью, мукой. | Развитие тактильной чувсвительности, мелкую моторику руки (подготовка, тренировка мышц руки перед занятиями), организация мероприятй для массажа рук детей. | |
12-16 сентября | Работа с родителями. Консультация «Развиваем мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики» | Познакомить родителей с понятием мелкая моторика, дать представление о пальчиковой гимнастике и её влиянии на развитие ребёнка. |
Работа с детьми Массаж с использованием карандаша. | Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения. | |
Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются» На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д. | Развитие мелкой моторики рук посредством чередования движений | |
«Учимся застегивать» Предлагать детям отработать навык застегивания: на молнии, на пуговицах, на простых застежках | Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка застегивания | |
«Ежик» | развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Образовательная деятельность. Лепка «Накорми животных» | развитие мелкой моторики посредством различных приёмов лепки, воспитывать желание заботится о животных. | |
«Сухие бассейны» открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, крупой, песком, солью, мукой. | Развитие тактильной чувсвительности, мелкую моторику руки (подготовка, тренировка мышц руки перед занятиями), организация мероприятй для массажа рук детей. | |
19-23 сентября | Работа с родителями. Консультация для родителей. «Пальчиковые игры с использованием различных материалов.» | Познакомить родителей с пальчиковыми играми с различными материалами их значением для развития мелкой моторики рук ребёнка. |
Работа с детьми Массаж кисти руки с использованием грецкого ореха. «Колобок» Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки. | Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения. | |
Пальчиковая гимнастика. «Ладошки - кулачок - ребро» На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук | Развитие мелкой моторики рук посредством чередования движений | |
«Штриховка» Показать варианты выполнения штриховки, Предлагать детям заштриховать карандашом какой либо элемент рисунка | Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка штриховки | |
«Пианино» | развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Игры с пазлами, лабиринтами, вкладышами. | Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами. | |
26-30 сентября | Работа с родителями. Консультация для родителей. «Бизиборд как средство развития мелкой моторики» | Познакомить родителей с бизибордом, краткой историей его появления, значением для развития ребёнка. |
Работа с детьми Пальчиковая гимнастика. «Человечек», «Лодочка» | Развитие мелкой моторики рук за счет освоения новых положений рук и движений. | |
«Бусы». Показать детям процесс изготовления бус, предлагать повторить действия | Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка работы с бусинами и нитью | |
«Весёлый человечек» | развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Образовательная деятельность. Аппликация. .«Консервируем фрукты» | Закрепить знания о фруктах и способах их приготовления. Учить свободно, располагать изображение на бумаге, различать предметы по форме | |
Игры с мозаикой, пирамидками, сортерами. | Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами | |
3 – 7 октября. | Работа с родителями. Изготовление атрибутов пальчикового театра к сказке «Репка» | |
Работа с детьми Пальчиковая гимнастика. «Солнечные лучи» Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы «Бабочка» Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе («бабочка машет крыльями»). | Развитие мелкой моторики рук посредством освоения новых положений рук и движений | |
«Прищепки» Детям предлагается подобрать (прицепить к основе) лучики для солнышка, иголочки для елки, ежика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п. | Развитие мелкой моторики рук посредством отработки навыка крепить прищепки к основе | |
«Я на скрипочке играю» | Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Образовательная деятельность. Рисование « Падают, падают листья в нашем саду листопад.» | Расширить представление детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагать рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; развивать мелкую моторику. | |
Игры с бизибордом. | Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами | |
10 - 14 октября | Работа с родителями. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» | Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. |
Работа с детьми Пальчиковая гимнастика. «Счет до четырех» Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными | Развитие мелкой моторики рук за счет чередования движений пальцев | |
«Сортировщик» Детям предлагается перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру. | развитие мелкой моторики рук посредством освоения различных пальчиковых движений | |
«Колпачок» | Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Образовательная деятельность. «В гостях у сказки». По мотивам сказки «Колобок». | развитие мелкой моторики посредством различных манипуляций руками. | |
Пальчиковый театр. | укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей. | |
Игры с бизибордом. | Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами | |
17 – 21 октября | Работа с родителями. Беседы. | |
Работа с детьми Пальчиковая гимнастика. «Лиса и заяц» «Лиса крадется» - всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад. | Развитие мелкой моторики рук за счет чередования движений и освоения способности переключаться с одного[a] движения на другое | |
«Путешествие в зеркально-песочное царство» Для упражнения используется коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука, соль или песок. Дети пальчиком водят по сыпучему материалу, рассыпанному на зеркале. При этом они видят в зеркале свое отражение. | развитие мелкой моторики рук посредством освоения различных пальчиковых движений | |
«Зайчик серенький сидит» | Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника | |
Пальчиковый театр. Сказка «Репка» | укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей. | |
24 – 28 октября | 3 этап (заключительный) | |
Диагностика детей, анализ результатов | выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. | |
Рекомендации родителям. | ||
Презентация «Умелые пальчики» | Кратко оформить содержание проделанной работы по развитию мелкой моторики. |
Мероприятия с родителями (консультации, индивидуальные беседы, родительское собрание).
Проведение мероприятий с детьми:
- «Накорми животных» Цель: развитие мелкой моторики посредством различных приёмов лепки.
- «В гостях у сказки». По мотивам сказки «Колобок». Цель: развитие мелкой моторики посредством различных манипуляций руками.
- Пальчиковый театр. Сказка «Теремок». Цель: укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей.
Методы развития мелкой моторики в младшей группе.
- Пальчиковые упражнения без материала.
- Пальчиковые игры с использованием различных материалов.
- Пальчиковая гимнастика с использованием текста в стихотворной форме.
- Пальчиковый театр.
- Лепка из пластилина.
- Рисование и раскрашивание.
- Аппликация.
- Игры с бизибордом.
- «Сухой бассейн»
3 этап (заключительный)
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Физическое развитие»
Диагностика детей; анализ полученных результатов.
Рекомендации родителям.
Презентация «Ловкие пальчики»
Картотека пальчиковых игр.
Посредством проекта дети научились выполнять различные движения пальчиками, манипулировать предметами.
Массаж кисти рук с использованием различных предметов (карандаша, орехов), а также «сухие бассейны», помогут устранить усталость, снять стресс и нервное напряжение.
Упражнения для кистей и пальцев рук направлены на напряжение и расслабление мышц, развитие навыков сохранять положение пальцев некоторое время и освоение способности переключаться с одного движения на другое («Ладони на столе». «Пальчики здороваются»)
Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных материалов (шнурки, прищепки, пуговицы и пр.) подразумевают различные манипуляции с предметами, способствуют развитию точных и дифференцированных движений пальцев рук, подготавливают руку ребёнка к практическим способам деятельности: шнуровка, застёжка, завязывание и пр.
Пальчиковая гимнастика способствовала развитию чувства ритма, активизации словаря детей.
Были созданы условия для организации пальчиковых игр: разработаны мероприятия с упражнениями для пальчиков и кистей рук; пополнена предметно-развивающая среда пособиями для развития мелкой моторики: «сухие бассейны», мячики, прищепки, шнуровки.
С помощью родителей были изготовлены бизиборды, атрибуты к пальчиковому театру. Консультации, беседы, родительское собрание помогли повысить компетентность родителей по вопросам развития мелкой моторики у детей.
Во время образовательной деятельности, в процессе лепки, рисования, аппликации, дети создавали своими руками простейшие поделки.
Диагностика детей была запланирована на конец проекта. Её цель выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и донести до родителей в форме рекомендаций.
Продуктами проектной деятельности являются: картотека пальчиковых игр, пособия для развития мелкой моторики: бизиборды, шнуровки, атрибуты для пальчикового театра.
К концу проекта, дети научились выполнять пальчиковую гимнастику, с использованием стихотворных текстов и различных материалов. Задача воспитателей и родителей продолжить развивать мелкую моторику, используя различные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...