Проект "Ловкие пальчики"
проект (младшая группа)

Проект "Ловкие пальчики" содержит  различные мероприятия  для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Ловкие пальчики"33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ловкие пальчики»

Автор: Зацепина Любовь Владимировна.

Тема проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста с использованием различных      методов.

Идея проекта: Провести мероприятия по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Создать условия для организации  пальчиковых игр.

Цель проекта: Развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных методов и средств. Повысить педагогическую компетентность  родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.

Тип проекта: комплексный

Вид проекта: среднесрочный, групповой

Участники проекта: педагоги ДОО, дети младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта: с 1. 09. 21. – 28.10.21.

Задачи проекта:

Оздоровительная: -  подразумевает решение вопросов развития и укрепления мышц руки детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная: Научить детей выполнять пальчиковую гимнастику с использованием стихотворных текстов и различных материалов; создавать своими руками простейшие поделки.

Развивающая: Способствовать речевому и сенсорному развитию детей, а также развитию таких психических функций как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Воспитательная: Воспитывать желание выполнять пальчиковые игры и простейшие поручения; развивать усидчивость и аккуратность.

Результат проекта: У детей развивается мелкая моторика, малыши с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, их речь становится правильной, развивается внимание, мышление, память.

 Актуальность проекта: ФГОС ДО ставит перед дошкольными учреждениями задачи на полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в этом процессе играет сформированная мелкая моторика. Уровень ее развития – это один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается целенаправленность действий; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика рук.

Этапы проектной деятельности:

1- этап (подготовительный)

ОО  «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.

Подбор информации, литературы.

Изучение методической литературы по теме «Мелкая моторика».

Работа с периодическими изданиями «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».

Беседы, рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий.

Подбор атрибутов (бизиборды, «сухие бассейны», пальчиковый театр, шнуровки ).

Подборка картотеки: пальчиковая гимнастика,  пальчиковые игры с предметами.

2 этап (практический)

ОО «Физическое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

Дата

Мероприятие

Цели

2-5 сентября

1- этап (подготовительный)

Подбор информации, литературы.

Изучение методической литературы по теме «Мелкая моторика».

Работа с родителями.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.

2 –этап (основной)

6- 9 сентября

Работа с детьми

Массаж с использованием мячика.

Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения.

Пальчиковая гимнастика.

«Ладони на столе»

На счет «раз, два» - пальцы врозь -вместе

Развитие мелкой моторики рук за счет напряжения и расслабления мышц пальцев рук

«Шнуровка»

Показывать детям различные варианты завязывания шнурков, предлагать их повторить.

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка завязывания шнурков

«Сидит белка»

развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

«Сухие бассейны»

открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, крупой, песком, солью, мукой.

Развитие тактильной чувсвительности, мелкую моторику руки (подготовка, тренировка мышц руки перед занятиями), организация мероприятй для массажа рук детей.

12-16 сентября

Работа с родителями.

Консультация «Развиваем мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики»

Познакомить родителей с понятием мелкая моторика, дать представление о пальчиковой гимнастике и её влиянии на развитие ребёнка.

Работа с детьми

Массаж с использованием карандаша.

Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются»

На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Развитие мелкой моторики рук посредством  чередования движений

«Учимся застегивать»

Предлагать детям отработать навык застегивания: на молнии, на пуговицах, на простых застежках

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка застегивания

«Ежик»

развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Образовательная деятельность.

 Лепка «Накорми животных»

развитие мелкой моторики посредством различных приёмов лепки, воспитывать желание заботится о животных.

«Сухие бассейны»

открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, крупой, песком, солью, мукой.

Развитие тактильной чувсвительности, мелкую моторику руки (подготовка, тренировка мышц руки перед занятиями), организация мероприятй для массажа рук детей.

19-23 сентября

Работа с родителями.

Консультация для родителей. «Пальчиковые игры с использованием различных материалов.»

Познакомить родителей с пальчиковыми играми с различными материалами их значением для развития мелкой моторики рук ребёнка.

Работа с детьми

Массаж кисти руки  с использованием грецкого ореха.  «Колобок»

Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.

Устранение усталости, восстановление сил и энергии, снятие стресса и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения.

Пальчиковая гимнастика.

 «Ладошки - кулачок - ребро»

На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук

Развитие мелкой моторики рук посредством  чередования движений

«Штриховка»

Показать варианты выполнения штриховки, Предлагать детям заштриховать  карандашом какой либо элемент рисунка

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка штриховки

«Пианино»

развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Игры с пазлами, лабиринтами, вкладышами.

Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами.

26-30 сентября

Работа с родителями.

Консультация для родителей. «Бизиборд как средство развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с бизибордом, краткой историей его появления, значением для развития ребёнка.

Работа с детьми

Пальчиковая гимнастика.

«Человечек», «Лодочка»

Развитие мелкой моторики рук за счет освоения новых положений рук и движений.

«Бусы». Показать детям процесс изготовления бус, предлагать повторить действия

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения навыка работы с бусинами и нитью

«Весёлый человечек»

развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Образовательная деятельность.

Аппликация. .«Консервируем фрукты»

Закрепить знания о фруктах и способах их приготовления. Учить свободно, располагать изображение на бумаге, различать предметы по форме

Игры с мозаикой, пирамидками, сортерами.

Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами

3  – 7  октября.

Работа с родителями.

Изготовление атрибутов пальчикового театра к сказке «Репка»

Работа с детьми

Пальчиковая гимнастика.

«Солнечные лучи» Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы

«Бабочка» Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе («бабочка машет крыльями»).

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения новых положений рук и движений

«Прищепки» Детям предлагается подобрать (прицепить к основе) лучики для солнышка, иголочки для елки, ежика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п.  

Развитие мелкой моторики рук посредством отработки навыка крепить прищепки к основе

«Я на скрипочке играю»

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Образовательная деятельность.

Рисование « Падают, падают листья в нашем саду листопад.»

Расширить представление детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагать рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; развивать мелкую моторику.

Игры с бизибордом.

Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами

10 - 14 октября

Работа с родителями.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Работа с детьми

Пальчиковая гимнастика.

«Счет до четырех» Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными

Развитие мелкой моторики рук за счет чередования движений пальцев

«Сортировщик»

Детям предлагается перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру.

развитие мелкой моторики рук посредством освоения различных пальчиковых движений

«Колпачок»

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Образовательная деятельность.

«В гостях у сказки». По мотивам сказки «Колобок».

развитие мелкой моторики посредством различных манипуляций руками.

Пальчиковый театр.

укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей.

Игры с бизибордом.

Развитие мелкой моторики посредством манипуляции с предметами

17 – 21 октября

Работа с родителями.

Беседы.

Работа с детьми

Пальчиковая гимнастика.

«Лиса и заяц»

 «Лиса крадется» - всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад.

Развитие мелкой моторики рук за счет чередования движений и освоения способности переключаться с одного[a] движения на другое

«Путешествие в зеркально-песочное царство» Для упражнения используется коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука, соль или песок. Дети пальчиком водят по сыпучему материалу, рассыпанному на зеркале. При этом они видят в зеркале свое отражение.

развитие мелкой моторики рук посредством освоения различных пальчиковых движений

«Зайчик серенький сидит»

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики, развитие чувства ритма, активизация словаря дошкольника

Пальчиковый театр. Сказка «Репка»

укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей.

24 – 28 октября

3 этап (заключительный)

Диагностика детей, анализ результатов

выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендации родителям.

Презентация «Умелые пальчики»

Кратко оформить содержание проделанной работы по развитию мелкой моторики.

Мероприятия с родителями (консультации, индивидуальные беседы, родительское собрание).

Проведение мероприятий с детьми:

  1. «Накорми животных» Цель: развитие мелкой моторики посредством различных приёмов лепки.
  2. «В гостях у сказки». По мотивам сказки «Колобок». Цель: развитие мелкой моторики посредством различных манипуляций руками.
  3. Пальчиковый театр. Сказка «Теремок». Цель: укреплять пальцы рук, развивать подвижность кисти, развивать речь и воображение детей.

Методы развития мелкой моторики в младшей группе.

  1. Пальчиковые упражнения без материала.
  2. Пальчиковые игры с использованием различных материалов.
  3. Пальчиковая гимнастика с использованием текста в стихотворной форме.
  4. Пальчиковый театр.
  5. Лепка из пластилина.
  6. Рисование и раскрашивание.
  7. Аппликация.
  8. Игры с бизибордом.
  9. «Сухой бассейн»

3 этап (заключительный)

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Диагностика детей; анализ полученных результатов.

Рекомендации родителям.

Презентация «Ловкие пальчики»

Картотека пальчиковых игр.  

        Посредством проекта дети научились выполнять различные движения пальчиками, манипулировать предметами.

         Массаж кисти рук с использованием различных предметов (карандаша, орехов), а также «сухие бассейны», помогут  устранить усталость, снять стресс и нервное напряжение.  

        Упражнения для кистей и пальцев рук направлены на напряжение и расслабление мышц, развитие навыков сохранять положение пальцев некоторое время и освоение способности переключаться  с одного движения на другое («Ладони на столе». «Пальчики здороваются»)

         Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных материалов (шнурки, прищепки, пуговицы и пр.) подразумевают различные манипуляции с  предметами, способствуют развитию точных и дифференцированных движений пальцев рук, подготавливают руку ребёнка к практическим способам деятельности: шнуровка, застёжка, завязывание и пр.

        Пальчиковая гимнастика способствовала развитию чувства ритма, активизации словаря детей.

        Были созданы условия для организации пальчиковых игр: разработаны мероприятия с упражнениями для пальчиков и кистей рук; пополнена предметно-развивающая среда пособиями для развития мелкой моторики: «сухие бассейны», мячики, прищепки, шнуровки.

        С помощью родителей были изготовлены бизиборды, атрибуты к пальчиковому театру. Консультации, беседы, родительское собрание помогли повысить компетентность родителей по вопросам развития мелкой моторики у детей.

        Во время образовательной деятельности, в процессе лепки, рисования, аппликации, дети создавали своими руками простейшие поделки.

              Диагностика детей была запланирована на конец проекта. Её цель выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста,  проанализировать результаты и донести до родителей в форме рекомендаций.

                     Продуктами проектной деятельности являются: картотека пальчиковых игр, пособия для развития мелкой моторики: бизиборды, шнуровки, атрибуты для пальчикового театра.

        К концу проекта, дети научились выполнять пальчиковую гимнастику, с  использованием стихотворных текстов и различных материалов. Задача воспитателей и родителей продолжить развивать мелкую моторику, используя различные средства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...