Гимнастика пробуждения
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека гимнастики пробуждения
2 младшая группа
Задачи и цели:
1. Тонизировать организм, повышая основные процессы жизнедеятельности.
2. Устранить последствия сна: вялость, сонливость.
3. Осуществить переход организма от состояния покоя во время сна к повседневному рабочему состоянию через поднятие мышечного тонуса.
4. Мобилизовать внимание детей.
5. Повысить дисциплину, собранность детей.
Комлекс №1
1.А) Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Б) Упражнение "Отдыхаем"
И.п.: лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. 3-4 раза.
2. Ходьба по дорожке с пуговицами. Ходьба на носках.
На носочки встанем все - сразу подрастем.
На носочки встанем все и вот так пойдем.
Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами.
Научились так ходить и покажем маме.
3. Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по текстув)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
4. Дыхательное упражнение "Веселый мячик".
И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х". 5 раз.
Комплекс №2
1.А) Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Б) Массаж спины "Дождик".
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!
(Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками.)
- Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом!
(Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!
(Растирают ребрами ладоней - "пилят".)
Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом!
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)
А уйду - тогда гуляйте:Бом: Бом: Бом:
(Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
2. Ходьба по извилистой дорожке.
Ходьба с перешагиванием через предметы (высотой 20-25 см)
3. Упражнения "Листья"
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Выполняют движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
4. Звукотерапия.
"И" - вибрирует гортань, уши; улучшает слух.
"В" - исправляет недостатки в нервной системе, в головном и спинном мозге.
Комплекс №3
1. А) Потягивание в кроватях.
Б) Пальчиковая гимнастика "Тучки"
Мы наши пальчики сплели (Дети стоя сплетают пальцы.)
И вытянули ручки.(Вытягивают руки ладонями вперед.)
Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки.(Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.)
2. Ходьба по шнуру (8-10 м). Ходьба с перекатом с пятки на носок.
3. Упражнение "Ветер"
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
(Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются.
4. Дыхательная гимнастика "Любимый носик"
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
Погладь свой нос от крыльев к переносице - вдох, обратно - выдох (5 раз).
Вдох - погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох - и обратно
Пальцы наши просятся.
Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Стой красиво, ровно, спинка - прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
Комплекс №4
1. Потягивание в кроватях.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше понимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и сесть!
Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
Сладко, сладко потянулись. (Тянем ручки вверх)
И друг другу улыбнулись.
2. Ходьба по дорожке из пуговиц.
3. Речь с движением «Мы листики осенние…»
Мы листики осенние на веточках сидели,
Дунул ветер, полетели!
Летели, летели, на землю сели.
А ветер щёки толстые надул, надул, надул
И на деревья пёстрые подул, подул, подул! (Воспитатель дует на детей)
Как обидно, как обидно – листиков совсем не видно… (Дети разбегаются, приседают, закрывают глаза и кладут сложенные ручки под щёчку, делая вид, что засыпают).
4. Дыхательное упражнение "Ветер".
Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять попеременно звук [вввв]. Повторить 4-5 раз.
Комплекс №5
1.А) Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Б) упражнения для глаз
- закрыть глаза (10-15 сек.). Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы. Повторить 3 раза.
2. Ходьба с высоким подниманием колена.
Петя, Петя, петушок, на головке гребешок.
Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет.
Важно по двору идет, "кукареку" поет.
Важно ножки поднимает, хоть и птица - не летает.
Ходьба по ребристой доске.
3. Упражнение "Петушок"
Шел по берегу петух, (Дети раскачиваются из стороны в сторону, руки держат за спиной.)
Поскользнулся, в речку бух! (Круговые движения руками, приседают.)
Будет знать петух, что впредь (Грозят пальчиком.)
Надо под ноги смотреть. (Наклоняются вперед.)
4. Дыхательное упражнение "Петух".
И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
1 - поднять руки в стороны (вдох),
2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "ку-ка-ре-ку" (выдох) 5-6 раз.
Комплекс №6
1.А) Потягивание в кроватях.
Ребятки, просыпайтесь!
Глазки, открывайтесь!
Ножки, потянитесь!
Ручки, поднимитесь!
Б) Речь с движением «Башмачки»
А-чки-чки-чки! Мы купили башмачки! (Дети сидя на кроватках, вытягивают вперёд ноги и
поворачивают ступни ног вправо-влево)
Ой, какие, ой, какие – весёлые башмачки! (дети топают ногами, сидя в кроватках).
Разок шагнёшь, другой шагнёшь! (Выставляют ногу вперёд, возвращают в исходную
позицию. Всё это, сидя на кровати.)
А потом, а потом – плясать пойдёшь! (Быстро-быстро топают ногами, сидя на кроватях).
2. Ходьба по массажной дорожке («Гусеница»).
3. Речь с движением.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
По кругу мы идём.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
А потом бегом.
4. Дыхательное упражнение «Успокоимся, подышим». На счёт «раз» - делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, на «два» - делаем выдох, кидая руки вниз, наклоняясь.
Комплекс №7
1.А) Потягивание в кроватях.
Эй, ребята, что вы спите?
Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово.
Смотрим вправо, смотрим влево,
Наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево,
К потолку все повернись.
Сядем ровно, ножки вместе,
Руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь,
Ножки слушайтесь, не гнитесь.
Б) Пальчиковая гимнастика
Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее-
Станут пальчики сильнее.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Разминка «Снег»
Снег, снег кружится.
Белая вся улица (Дети бегут по кругу).
Собрались мы в кружок (Дети останавливаются),
Завертелись как снежок (Дети кружатся на месте).
4. Дыхательное упражнение «Снежинка». Сдуй снежинку с ладошки.
Комплекс № 8
1.А) Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Б) Гимнастика для глаз
Посмотреть вдаль из окна (на дерево). Посмотреть издали на красную точку на стекле окна (приклеить маленький красный кружок или нарисовать гуашью). Вращение глазами вверх и вниз.
2. Ходьба по дорожке из гороха или крупы.
3. Игра «Зайке холодно сидеть»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки согреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
4. Дыхательное упражнение «Озябшие ручки».
Исходное положение сидя. Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие ручки», выдыхая воздух ртом медленно и до самого конца.
Комплекс № 9
1.А) Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Б) Пальчиковая гимнастика
Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее-
Станут пальчики сильнее.
2. Ходьба по извилистой дорожке.
Ходьба с перешагиванием через «сугробы» (предметы высотой 20-25 см)
3. Речь с движением
Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
4. Дыхательное упражнение
Завели мотор - Ж- ж- ж,ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели...( "подлетаем" к своей обуви , обуваемся и идём умываться)
Комплекс № 10
1. Потягивание в кроватях.
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись.
Приподняли мы головку,
Кулачки сжимаем ловко.
Ножки начали плясать,
Не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки,
Приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились,
Мостики получились.
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!
2. Ходьба по дорожке из гороха или крупы.
3. Разминка
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы")
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
4. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку».
Комплекс №11
1.А) Потягивание в кроватях.
Ребятки, просыпайтесь!
Глазки, открывайтесь!
Ножки, потянитесь!
Ручки, поднимитесь!
Б) Самомассаж лица
Кран, откройся!
Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь ушки!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
(Эмма Мошковская!)
2. Ходьба по массажной дорожке («Гусеница»).
3. Речь с движением
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
4. Дыхательное упражнение «Пожмём плечами».
Дети сидят или стоят, руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимают плечи, на выдохе опускают.
Комплекс №12
1. Потягивание, разминка в кроватях.
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать мы больше не желаем.
2. Ходьба по ребристой дорожке.
3. Разминка
Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок!(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
4. Дыхательное упражнение «Тишина».
Указательный палец приложить к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч-ч-ч].
Комплекс № 13
1. Потягивание в кроватях. Самомассаж .
Глазки открываются,
Реснички поднимаются. (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.(Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко. (Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает, (Растирают ладонями грудную клетку и предплечья) Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет..
2. Ходьба по массажной дорожке («Гусеница»).
3. Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по тексту.)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
4. Дыхательное упражнение "Веселый мячик".
И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х". 5 раз.
Комплекс № 14
1. Потягивание в кроватях. Разминка.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше понимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и сесть!
Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
Сладко, сладко потянулись. (Тянем ручки вверх)
И друг другу улыбнулись.
2. Ходьба по дорожке из пуговиц.
3. Разминка
Тики – так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, "велосипед")
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
4. Дыхательное упражнение «Часики».
Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
Комплекс № 15
- Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
2. Ходьба по массажной дорожке («Гусеница»).
3. Речь с движением
Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
4. Дыхательное упражнение
Завели мотор - Ж- ж- ж,ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели...( "подлетаем" к своей обуви , обуваемся и идём умываться)
Комплекс № 16
1. А)Потягивание в кроватях.
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать мы больше не желаем.
Б) Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа
Встали пальчики с утра,
В детский сад идти пора! Ура!
А как же нам идти, ведь все дорожки в лужах. Мы возьмем метелки и разметём их (поглаживаем вытянутые ноги вверх-вниз).
Путь свободен, идём (делаем «человечков» из двух пальцев) по ножкам-дорожкам и напеваем: ля-ля-ля…
Пришли в детский сад, а там уже есть мальчики-пальчики и стали они играть все вместе (массажируем пальцы на ногах). Поиграли они, отдохнули и пора стало возвращаться домой. Попрощались пальчики и отправились назад по ножкам-дорожкам, напевая: ля-ля-ля… Пришли они домой, поиграли, посмотрели «Спокойной ночи, малыши» и легли спать (сжимаем пальчики в кулачок).
2. Ходьба по дорожке из пуговиц.
3. Речь с движением.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
По кругу мы идём.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
4. Дыхательное упражнение «Успокоимся, подышим». На счёт «раз» - делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, на «два» - делаем выдох, кидая руки вниз, наклоняясь.
Комплекс № 17
1. Потягивание, разминка в кроватях.
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать мы больше не желаем.
2. Ходьба по ребристой дорожке.
3. Речь с движением
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
4. Дыхательное упражнение «Писк комара».
Исходное положение «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше совместить эти движения с произнесением долгого звучания звука[з-з-з]. на выдохе со звуком медленно соединять руки, чтобы прихлопнуть воображаемого комара.
Комплекс № 18
1.Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
2. Ходьба по массажной дорожке («Гусеница»).
3. Упражнение "Ветер"
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
(Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются.
4. Дыхательная гимнастика "Коровка".
Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в средней группе
Картотека комплексов утренней гимнастики с предметами и без и комплексов гимнастики пробуждения в первом полугодии средней группы...
Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО.
Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО....
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для детей 6 – 7 лет
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для детей 6 – 7 лет...
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения (подготовительная группа)...
Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения
laquo;Жучки»Воспитатель звонит в колокольчик:«Колокольчик звонкий мой,Он всегда, везде со мной.Просыпайтесь! – говоритЗакаляйтесь! – всем велит».1....
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"...
Гимнастика пробуждения после дневного сна. Комплексы гимнастики для средней группы.
Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и ф...