Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста
статья

Совершенствование системы  образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса  мер. Они направлены на своевременное обеспечение каждому  ребёнку оптимальных условий для всестороннего развития,  формирование полноценной личности и получения им должного  образования. В наше время значительно выросли требования  к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо  заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до  выпуска его в школу. Требования ФГОС к физическому развитию детей: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе  связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,  как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной  системы организма, развитию  равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики  обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,  выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,  повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,  овладение подвижными играми с правилами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста

Подготовила: инструктор по физической культуре  

Гончарова Валерия Эдуардовна

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделай его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении».

Ж.Ж. Руссо  

Совершенствование системы  образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса  мер. Они направлены на своевременное обеспечение каждому  ребёнку оптимальных условий для всестороннего развития,  формирование полноценной личности и получения им должного  образования. В наше время значительно выросли требования  к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо  заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до  выпуска его в школу. Требования ФГОС к физическому развитию детей: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе  связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,  как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной  системы организма, развитию  равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики  обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,  выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,  повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,  овладение подвижными играми с правилами.

Подвижная игра с правилами —  это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным  выполнением заданий, связанных  с обязательными для всех играющих правилами. Специфика  подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал  «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком  знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного  использования разнообразных  методов, направленных на формирование личности ребенка.  В процессе игры происходит не  только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их,  совершенствование, но и формирование новых качеств личности.  

Поисками способов гармоничного  развития детей занимались многие ученые России. По мнению  П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно  обоснованной системе физического образования и воспитания,  в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность  движений обеспечивает возможность рационально и экономично  пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также  способствует духовному развитию человека. Многочисленными  исследованиями доказано, что  характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле  (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело.

Педагог должен научить детей двигаться  естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего  тела и индивидуальными способностями. Гармоничное развитие происходит при целостной,  комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных  возможностей человека, а одностороннее развитие губительно  для личности, нередко граничит с психологической или физической  болезнью. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования  физической культуры. В педагогической науке подвижные игры  рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития  ребенка.

Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной  роли в физической и духовной  жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.  Подвижную игру можно назвать  важнейшим воспитательным институтом, способствующим как  развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил  поведения, этических ценностей  общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он  осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его  интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные  качества. Подвижные игры всегда  являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в  движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает  окружающий мир, но и преображает его. Дети младшего дошкольного возраста подражают в  игре всему, что видят. Однако, в  подвижных играх малышей прежде всего находит отражение  не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают  руками, как «бабочка крылышками», и т.д.).

Стремление к одухотворению неживой природы  объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные  качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря  развитой способности к имитации большинство подвижных игр  детей младшего дошкольного  возраста носят сюжетный характер. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей  меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры,  они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить  задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении  накопленный двигательный и социальный опыт. Для подвижных  игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность,  стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность,  инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с  большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по  содержанию подвижные игры  позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей  гармоничного развития детей.  Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют  всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную  социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические  силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность  игровых действий, совершенствующие психофизические качества. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного  прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей  к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию  комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри»,  «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить  движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они былизастигнуты игровым сигналом.  

Одухотворенность и выразительность движений в таких играх  чрезвычайно важны.  Играм с мячом отводится особая роль. Важное значение  имеют игры, в которых действия  ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту  и настроению словами и песнями.  Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом:  целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет  движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры  развивают глазомер, двигательные координационные функции,  совершенствуют деятельность коры головного мозга. Игры с элементами соревновательности  требуют правильного педагогического руководства ими, которое  предполагает соблюдение ряда  условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо  владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых  он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также  объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать  достижения ребенка по отношению к самому себе. В играх типа  «Жмурки», «Угадай по голосу»  совершенствуются анализаторные системы, осуществляются  сенсорные коррекции. Таким  образом, играя и реализуя различные формы активности, дети  познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и  целостно. Являясь важным средством физического воспитания,  подвижная игра одновременно  оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.  В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании  и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание,  кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.  Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.  Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и  незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает  ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность  движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая  их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости,  координации движений. В подвижной игре, как деятельности  творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Велика  роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети  учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать  пространственной терминологией, осознанно действовать в  изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются  память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры,  запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные  навыки, учатся анализировать  свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко  сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми  зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе,  подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует  волю, развивает самообладание,  выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность,  справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети  практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать  друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны  педагога способствует воспитанию активной творческой личности.  Подвижная игра готовит ребенка  к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют  свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой  деятельности.

Мы в своей работе используем подвижные игры  повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные  моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе. Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем  мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.  

При проведении подвижной игры  имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов,  направленных на формирование личности ребенка. В процессе  игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках,  их закрепление и совершенствование, но и формирование новых  психических процессов, новых качеств личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Подвижная игра - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного возраста

         Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста Она способствует физическому, умственному, нравственному и...

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...