"Играем в мордовские народные подвижные игры" проект (средняя группа)
проект (средняя группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

      Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

      Данный проект направлен на оздоровление детей  через     мордовские  народные подвижные игры, которые  имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

городского округа Саранск

«ИГРАЕМ В МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

проект социально-коммуникативного,

физкультурно-оздоровительного направления

(средняя группа)

                                                                              Подготовила:

                                                                         

                                                                              воспитатель

                                                                              высшей кв. категории

                                                                              Налейкина Н.А.

        г. Саранск

Актуальность проекта. 

     Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет детям для  непосредственного общения со сверстниками, для прогулок на свежем воздухе. Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками детского сада, школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье детей. Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.

     Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

     Данный проект направлен на оздоровление детей  через     мордовские  народные подвижные игры, которые  имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

    Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.

     Продолжая работу совместно с родителями в данном направлении, необходимо не дать исчезнуть из памяти народа творениям,  созданным предками, продолжать  их в жизни в новом качестве, с новым поколением  людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе , могут пустить новые побеги.

       Поэтому, важным является познакомить  и расширить знания детей и родителей с разнообразием мордовских подвижных игр.  

       Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3.  Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

5. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

6. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Тип проекта:

-по содержанию: познавательно-игровой;

-по времени: долгосрочный (январь – май 2021 год)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Методы реализации.

1 этап – подготовительный

  1. Разработка проекта
  2. Определение проблемы
  3. Постановка целей и зада
  4. Составление плана
  5. Анкетирование родителей
  6. Разработка сценария развлечения, спортивного праздника, мастер – класса

2 этап – практический

  1. Проведение практических мероприятий с детьми и родителями
  2. Консультации для родителей и педагогов.
  3. Разучивание и организация мордовских подвижных игр
  4. Разучивание считалок
  5. Обновление и обогащение развивающей среды в группе

3 этап  - практический

  1. Развлечение «Масленица» (с участием родителей)
  2. Спортивный праздник «Веселые старты» (с участием родителей)
  3. Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»

Мастер -класс для педагогов «Организация и проведение мордовских народных игр»

Предполагаемый результат: 

  1. У детей формируются знания о традициях народов, начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. Формируется  интерес к  мордовским национальным играм в свободной деятельности.
  3. Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх.
  4. Выучат считалки.
  5. У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
  6. У родителей расширятся знания о мордовских подвижных играх.
  7. У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.
  8. В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Гипотеза проекта:

     Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать  улучшению физического здоровья и формированию идеала здорового человека,  лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитанию национальной культуры, духовности, самостоятельности, толерантности.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое.

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования

«Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

  1. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошко

льного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.

  1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому)

языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия:

программа и методические рекомендации». Саранск, Мордов. кн. изд-во., 2007.

  1. Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». – С.: Мордов. кн. изд-

во, 2009.

  1. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».,

Управление, 2007.

 

  1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т. 8. – Саранск:

Мордов. кн. изд-во, 1978.

  1. Майер А. А. «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи», Управление

ДОУ, 2008, № 3.

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»,

М., 2010.

Материально-техническое.

  1. Альбомы: «Мордовия», «Что растет в родном краю», «Ф. Ушаков»,

«Достопримечательности города Саранска», «Саранск», «Мордовия спортивная», «Элементы мордовского узора», папки-передвижки: «Животный мир Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии».

  1. Картотеки: мордовские подвижные игры, спортивные речевки,

мордовские и русские считалки.

  1. Оборудование для мордовских подвижных игр для развлечений и

спортивных праздников.

  1. Маски и атрибуты к мордовским подвижным играм и для драматизации

мордовских народных сказок.

  1. Книги по декоративно-прикладному искусству мордвы, о национальном

костюме мордвы, о скульпторе С. Д. Эрьзе, художнике Ф. Сычкове, хрестоматия по примерному региональному модулю программы дошкольного образования.

  1. Куклы в национальных костюмах, мордовские стилизованные

матрешки.

  1. Оборудование для лепки, аппликации и рисования, сюжетно-ролевых игр.

План работы

Ме

сяц

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Работа с педагогами

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. Беседа «Моя

Мордовия»

  1. Разучивание

мордовских подвижных игр

«В волков»

(«Верьгизнесэ» - эрз.;

«Верьгазск» - мокш.);

«В шарагу-варагу»

  1. Организация раннее разученных

мордовских подвижных игр

«В зайчиков»

«В курочек»

  1. Разучивание

мордовских считалки. 

Шарага, варага,

Ведьма, лудьма,

Дикий, викий,

Перевикий,

Шоша, ковка,

Иван-дуду,

Маков-Яков,

Клёк.

  1. Чтение мордовской

народной сказки «Диль-диль, дедынька»

  1. Организация

мордовских подвижных игр

«В волков»

«В шарагу-варагу»

«В зайчиков»,

«В курочек»

  1. Рассмотрение

книги  «Мордовия»

  1. Игры детей с

музыкальными инструментами в уголке музыкального развития

  1. Анкетирование

родителей  «Народные детские подвижные игры»

  1. Консультации для

родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

  1. Оформление

альбома

«Памятники города Саранска»

  1. Консультация

«Оздоровление в зимний период»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

  1. Беседа  «Раститель-

ный и животный мир Мордовии»

  1. Разучивание мордов -

ской подвижной игры   « В журавлей»

(«Каргинесэ»-эрз., «Каргокс» - мокш.);

3.        Организация раннее разученных

мордовских подвижных игр

«В белочек», «В курочек»

  1. Разучивание

мордовских считалки

«Эни- бени, рики- факи,

Торбу -орбу , синтибряки.

Дева, дева, космодева,

Бац!»

  1. Чтение рассказа В. Корчеганова «Василек»

  1. Организация

мордовских подвижных игр «В журавлей»,

 «В волков»,

«В шарагу-варагу», «В белочек»

  1. Рассматривание

изделий мордовского декоративно-прикладного искусства  и предметов домашней утвари.

  1. Сюжетно-ролевая

игра «В зоопарке»

  1. Рассматривание

альбома

«Памятники нашего города»

  1. Организация

экскурссии на спортивную площадку школы №27

  1. Оформление

картотеки спортивных речевок; русских и мордовских считалок.

М

А

Р

Т

  1. Разучивание мордов-

ских подвижных игр «В петушка»

(Атякшкесэ» - эрз., «Атякшкакс» - мокш.);

«В ворону»  («Варакасо»- эрз., «Варсикс» - мокш.)

2.        Организация раннее разученных

мордовских подвижных игр

«В гусей и волка»

  1. Праздник «Широкая Масленица»

  1. Спортивный праздник  «Поиграй-ка»

  1. Посещение мини- музея «Мордовская изба»

  1. Чтение мордовской

народной сказки «Серебряный зубок»

  1. Рисование элементов

мордовского узора

    1.        Организация

мордовских подвижных игр «В петушка», «В журавлей», «В волков»,

«В шарагу-варагу».

  1. Рассматривание

альбома «Мордовский народный костюм»

  1.  Консультация

«Мордовские подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

  1. Подготовка масок и

атрибутов к мордовским подвижным играм

1.        Консультация

«Подвижные народные игры в воспитании здорового образа жизни у дошкольников»

А
П
Р
Е
Л
Ь

  1. Беседа

 « Олимпийские

чемпионы – уроженцы Мордовии». Рассматривание альбома «Мордовия спортивная»

  1. Разучивание

Считалки: 

Штирине, вирине

Попороски, мороски.

Шупки, лопатки,

Сюпавонь лопатки.

  1. Разучивание

мордовской подвижной игры «В платочки»

(«Пацинесэ»» - эрз., «Руцяняса»» - мокш.);

«Колечко»

(«Суркс» - эрз., «Суркскя» - мокш.)

      4. Чтение мордовской народной сказки «Девушка -березка»

     1.        Организация

мордовских подвижных игр «В платочки»

«В петушка», «В журавлей»,

 «В волков»,

«В шарагу-варагу».

  1. Сюжетно-ролевая

игра « В гостях у Алдуни»

  1. Дидактическая игра

«Назови вид спорта»

.

Памятка для родителей

 «Не забывайте народные игры»

Пополнение альбома «Мордовия спортивная»

Интернет источники:

  1. https://multiurok.ru/files/proiekt-narodnyie-dietskiie-podvizhnyie-ighry.html

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/10/proekt-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-solnyshko-na-temu-narodnye-podvizhnye

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205914-proekt-podvizhnye-mordovskie-igry

  1. https://znanio.ru/media/proekt-mordovskie-podvizhnye-igry-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-2503019

Василек (Рассказ)
В.Корчеганов
Васильку шестой год, но в детский сад привели его впервые. До этого воспитанием занималась бабушка. Легко жилось Васильку. По утрам, когда отец с матерью уже были на работе, Василёк нехотя просыпался и начинал капризничать:
- Бабушка! Где ты? Иди сюда!
Подойдёт к нему бабушка, погладит по головке, приласкает:
- Ой ты мой листочек, мой красавчик ненаглядненький! Уже проснулся? А за ночь-то как подрос! Вон какой высокий стал! Скоро папу догонишь!
Василёк и в самом деле рос быстро. Трудно стало с ним бабушке: рос внучок, росли и его капризы. Ничего не хотел делать сам, даже кормила его бабушка с ложечки. Лишь когда бабушка уходила в магазин, он принимался за дела; то будильник разберёт, то по полу пшено посеет.
Вот и сказал Васильку отец:
- Хватит, сынок, бабушку мучить. Будешь ходить в детский сад.
Вскоре его туда и отвёл.
В детском саду Васильку сразу всё не понравилось. Не успел он за завтраком дожевать кашу, как воспитательница велела всем ребятам собираться на прогулку.
- Ну-ка, дети, кто быстрее всех оденется?
Все разбежались к своим одёжным шкафчикам, а Василёк за столом сидит.
- Ну-ка, Василёк, - улыбнулась воспитательница, - одевайся, а то отстанешь от друзей. Семеро одного не ждут!
Хотел было Василёк не послушаться, но она взяла его за руку и подвела к ребятам.
- Вот твой шкафчик, - сказала, - видишь, на нём зайчик с морковкой нарисован, запомни.
Василёк вынул из шкафчика одежду, свалил её на пол, и сам уселся рядом. Все мальчики и девочки на стульчиках сидят и обуваются, а он - на полу и пытается ботинки зашнуровать. Не получается. Да и ботинки почему-то стали тесными, ноги жмут. Когда Василёк встал, все рассмеялись.
- Глядите, у него ноги в разные стороны глядят!
- Он ботинки не так надел!
Василёк покраснел.
- Василёк, маменькин сынок! - стала его дразнить какая-то девочка. «Сама в конопушках, а дразнится!» - подумал Василёк с обидой и возразил:
- Бабушкин!
Дети ещё громче рассмеялись.
- Не надо смеяться, - сказала воспитательница, - и у вас не всё сразу получалось. Лучше покажите ему, как надо правильно надевать ботинки. Кто покажет?
- Я! Я! - всем захотелось показать, как надо обуваться.
- Я сам! - вдруг сказал Василёк. Он даже вспотел, ещё гуще покраснел, но ботинки надел правильно. Только зашнуровать не смог, девочка помогла.
А на следующее утро Василёк удивил бабушку. Сам умылся, сам стал одеваться. От бабушкиной помощи отказался.
- Я сам оденусь, - проворчал. - Я не бабушкин сынок. Я... свой сынок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа

Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа...

Игры малой подвижности Младшая – средняя группа, старшая- подготовительная группа

Игры малой подвижности Младшая – средняя  группа «Тишина» (Младшая - средняя группа)Тишина у пруда,Не колышется вода,Не шумят камыши,Засыпайте малыши. Ход игры: дети идут в колонне...

Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"

Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными  подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Настольная дидактическая игра по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Игра предназначена для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Красочные картинки и  рисунки к данной игре позволяют быстро и хорошо запомнить содержание сказки и  информацию о дики...

Картотека «Мордовские народные подвижные игры»

В материале представлена картотека подвижных мордовских народных игр....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....