"Играем в мордовские народные подвижные игры" проект (средняя группа)
проект (средняя группа)
Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.
Данный проект направлен на оздоровление детей через мордовские народные подвижные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa_igraem_v_mordovskie_narodnye_podvizhnye_igry.docx | 53.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»
городского округа Саранск
«ИГРАЕМ В МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
проект социально-коммуникативного,
физкультурно-оздоровительного направления
(средняя группа)
Подготовила:
воспитатель
высшей кв. категории
Налейкина Н.А.
г. Саранск
Актуальность проекта.
Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет детям для непосредственного общения со сверстниками, для прогулок на свежем воздухе. Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками детского сада, школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье детей. Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.
Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.
Данный проект направлен на оздоровление детей через мордовские народные подвижные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.
Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.
Продолжая работу совместно с родителями в данном направлении, необходимо не дать исчезнуть из памяти народа творениям, созданным предками, продолжать их в жизни в новом качестве, с новым поколением людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе , могут пустить новые побеги.
Поэтому, важным является познакомить и расширить знания детей и родителей с разнообразием мордовских подвижных игр.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
5. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
6. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.
Тип проекта:
-по содержанию: познавательно-игровой;
-по времени: долгосрочный (январь – май 2021 год)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Методы реализации.
1 этап – подготовительный
- Разработка проекта
- Определение проблемы
- Постановка целей и зада
- Составление плана
- Анкетирование родителей
- Разработка сценария развлечения, спортивного праздника, мастер – класса
2 этап – практический
- Проведение практических мероприятий с детьми и родителями
- Консультации для родителей и педагогов.
- Разучивание и организация мордовских подвижных игр
- Разучивание считалок
- Обновление и обогащение развивающей среды в группе
3 этап - практический
- Развлечение «Масленица» (с участием родителей)
- Спортивный праздник «Веселые старты» (с участием родителей)
- Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»
Мастер -класс для педагогов «Организация и проведение мордовских народных игр»
Предполагаемый результат:
- У детей формируются знания о традициях народов, начальные представления о здоровом образе жизни.
- Формируется интерес к мордовским национальным играм в свободной деятельности.
- Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх.
- Выучат считалки.
- У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
- У родителей расширятся знания о мордовских подвижных играх.
- У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.
- В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Гипотеза проекта:
Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать улучшению физического здоровья и формированию идеала здорового человека, лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитанию национальной культуры, духовности, самостоятельности, толерантности.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
- Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошко
льного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.
- Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому)
языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия:
программа и методические рекомендации». Саранск, Мордов. кн. изд-во., 2007.
- Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». – С.: Мордов. кн. изд-
во, 2009.
- Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».,
Управление, 2007.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т. 8. – Саранск:
Мордов. кн. изд-во, 1978.
- Майер А. А. «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи», Управление
ДОУ, 2008, № 3.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»,
М., 2010.
Материально-техническое.
- Альбомы: «Мордовия», «Что растет в родном краю», «Ф. Ушаков»,
«Достопримечательности города Саранска», «Саранск», «Мордовия спортивная», «Элементы мордовского узора», папки-передвижки: «Животный мир Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии».
- Картотеки: мордовские подвижные игры, спортивные речевки,
мордовские и русские считалки.
- Оборудование для мордовских подвижных игр для развлечений и
спортивных праздников.
- Маски и атрибуты к мордовским подвижным играм и для драматизации
мордовских народных сказок.
- Книги по декоративно-прикладному искусству мордвы, о национальном
костюме мордвы, о скульпторе С. Д. Эрьзе, художнике Ф. Сычкове, хрестоматия по примерному региональному модулю программы дошкольного образования.
- Куклы в национальных костюмах, мордовские стилизованные
матрешки.
- Оборудование для лепки, аппликации и рисования, сюжетно-ролевых игр.
План работы
Ме сяц | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Я Н В А Р Ь |
Мордовия»
мордовских подвижных игр «В волков» («Верьгизнесэ» - эрз.; «Верьгазск» - мокш.); «В шарагу-варагу»
мордовских подвижных игр «В зайчиков» «В курочек»
мордовских считалки. Шарага, варага, Ведьма, лудьма, Дикий, викий, Перевикий, Шоша, ковка, Иван-дуду, Маков-Яков, Клёк.
народной сказки «Диль-диль, дедынька» |
мордовских подвижных игр «В волков» «В шарагу-варагу» «В зайчиков», «В курочек»
книги «Мордовия»
музыкальными инструментами в уголке музыкального развития |
родителей «Народные детские подвижные игры»
родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
альбома «Памятники города Саранска» |
«Оздоровление в зимний период» |
Ф Е В Р А Л Ь |
ный и животный мир Мордовии»
ской подвижной игры « В журавлей» («Каргинесэ»-эрз., «Каргокс» - мокш.); 3. Организация раннее разученных мордовских подвижных игр «В белочек», «В курочек»
мордовских считалки «Эни- бени, рики- факи, Торбу -орбу , синтибряки. Дева, дева, космодева, Бац!»
|
мордовских подвижных игр «В журавлей», «В волков», «В шарагу-варагу», «В белочек»
изделий мордовского декоративно-прикладного искусства и предметов домашней утвари.
игра «В зоопарке»
альбома «Памятники нашего города» |
экскурссии на спортивную площадку школы №27
картотеки спортивных речевок; русских и мордовских считалок. | |
М А Р Т |
ских подвижных игр «В петушка» (Атякшкесэ» - эрз., «Атякшкакс» - мокш.); «В ворону» («Варакасо»- эрз., «Варсикс» - мокш.) 2. Организация раннее разученных мордовских подвижных игр «В гусей и волка»
народной сказки «Серебряный зубок»
мордовского узора | 1. Организация мордовских подвижных игр «В петушка», «В журавлей», «В волков», «В шарагу-варагу».
альбома «Мордовский народный костюм» |
«Мордовские подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
атрибутов к мордовским подвижным играм | 1. Консультация «Подвижные народные игры в воспитании здорового образа жизни у дошкольников» |
А |
« Олимпийские чемпионы – уроженцы Мордовии». Рассматривание альбома «Мордовия спортивная»
Считалки: Штирине, вирине Попороски, мороски. Шупки, лопатки, Сюпавонь лопатки.
мордовской подвижной игры «В платочки» («Пацинесэ»» - эрз., «Руцяняса»» - мокш.); «Колечко» («Суркс» - эрз., «Суркскя» - мокш.) 4. Чтение мордовской народной сказки «Девушка -березка» | 1. Организация мордовских подвижных игр «В платочки» «В петушка», «В журавлей», «В волков», «В шарагу-варагу».
игра « В гостях у Алдуни»
«Назови вид спорта» . | Памятка для родителей «Не забывайте народные игры» Пополнение альбома «Мордовия спортивная» |
Интернет источники:
Василек (Рассказ)
В.Корчеганов
Васильку шестой год, но в детский сад привели его впервые. До этого воспитанием занималась бабушка. Легко жилось Васильку. По утрам, когда отец с матерью уже были на работе, Василёк нехотя просыпался и начинал капризничать:
- Бабушка! Где ты? Иди сюда!
Подойдёт к нему бабушка, погладит по головке, приласкает:
- Ой ты мой листочек, мой красавчик ненаглядненький! Уже проснулся? А за ночь-то как подрос! Вон какой высокий стал! Скоро папу догонишь!
Василёк и в самом деле рос быстро. Трудно стало с ним бабушке: рос внучок, росли и его капризы. Ничего не хотел делать сам, даже кормила его бабушка с ложечки. Лишь когда бабушка уходила в магазин, он принимался за дела; то будильник разберёт, то по полу пшено посеет.
Вот и сказал Васильку отец:
- Хватит, сынок, бабушку мучить. Будешь ходить в детский сад.
Вскоре его туда и отвёл.
В детском саду Васильку сразу всё не понравилось. Не успел он за завтраком дожевать кашу, как воспитательница велела всем ребятам собираться на прогулку.
- Ну-ка, дети, кто быстрее всех оденется?
Все разбежались к своим одёжным шкафчикам, а Василёк за столом сидит.
- Ну-ка, Василёк, - улыбнулась воспитательница, - одевайся, а то отстанешь от друзей. Семеро одного не ждут!
Хотел было Василёк не послушаться, но она взяла его за руку и подвела к ребятам.
- Вот твой шкафчик, - сказала, - видишь, на нём зайчик с морковкой нарисован, запомни.
Василёк вынул из шкафчика одежду, свалил её на пол, и сам уселся рядом. Все мальчики и девочки на стульчиках сидят и обуваются, а он - на полу и пытается ботинки зашнуровать. Не получается. Да и ботинки почему-то стали тесными, ноги жмут. Когда Василёк встал, все рассмеялись.
- Глядите, у него ноги в разные стороны глядят!
- Он ботинки не так надел!
Василёк покраснел.
- Василёк, маменькин сынок! - стала его дразнить какая-то девочка. «Сама в конопушках, а дразнится!» - подумал Василёк с обидой и возразил:
- Бабушкин!
Дети ещё громче рассмеялись.
- Не надо смеяться, - сказала воспитательница, - и у вас не всё сразу получалось. Лучше покажите ему, как надо правильно надевать ботинки. Кто покажет?
- Я! Я! - всем захотелось показать, как надо обуваться.
- Я сам! - вдруг сказал Василёк. Он даже вспотел, ещё гуще покраснел, но ботинки надел правильно. Только зашнуровать не смог, девочка помогла.
А на следующее утро Василёк удивил бабушку. Сам умылся, сам стал одеваться. От бабушкиной помощи отказался.
- Я сам оденусь, - проворчал. - Я не бабушкин сынок. Я... свой сынок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа
Мастер - класс "Организация мордовских народных подвижных игр на прогулке" 2-я младшая группа...
Игры малой подвижности Младшая – средняя группа, старшая- подготовительная группа
Игры малой подвижности Младшая – средняя группа «Тишина» (Младшая - средняя группа)Тишина у пруда,Не колышется вода,Не шумят камыши,Засыпайте малыши. Ход игры: дети идут в колонне...
Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"
Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"...
Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...
Настольная дидактическая игра по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Игра предназначена для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Красочные картинки и рисунки к данной игре позволяют быстро и хорошо запомнить содержание сказки и информацию о дики...
Картотека «Мордовские народные подвижные игры»
В материале представлена картотека подвижных мордовских народных игр....
Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....
- Мне нравится (1)