"Мордовские народные игры в работе с детьми старшей группы" проект
проект (старшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №18»

«МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»

проект социально-коммуникативного,

физкультурно-оздоровительного направления

(старшая группа)

                                                                              Подготовила:

                                                                         

                                                                              воспитатель

                                                                              высшей кв. категории

                                                                              Налейкина Н.А.

        г. Саранск

Актуальность проекта. 

     Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет детям для  непосредственного общения со сверстниками, для прогулок на свежем воздухе. Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками детского сада, школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье детей. Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.

     Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

     Данный проект направлен на оздоровление детей  через     мордовские  народные подвижные игры, которые  имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

    Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.

     Продолжая работу совместно с родителями в данном направлении, необходимо не дать исчезнуть из памяти народа творениям,  созданным предками, продолжать  их в жизни в новом качестве, с новым поколением  людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе , могут пустить новые побеги.

       Поэтому, важным является познакомить  и расширить знания детей и родителей с разнообразием мордовских подвижных игр.  

       Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3.  Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

5. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

6. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Тип проекта:

-по содержанию: познавательно-игровой;

-по времени: долгосрочный (январь – май 2021 год)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Методы реализации.

1 этап – подготовительный

  1. Разработка проекта
  2. Определение проблемы
  3. Постановка целей и задач
  4. Составление плана
  5. Анкетирование родителей
  6. Разработка сценария развлечения, спортивного праздника, мастер – класса

2 этап – практический

  1. Проведение практических мероприятий с детьми и родителями
  2. Консультации для родителей и педагогов.
  3. Разучивание и организация мордовских подвижных игр
  4. Разучивание считалок
  5. Обновление и обогащение развивающей среды в группе

3 этап  - практический

  1. Развлечение «Масленица»
  2. Спортивный праздник «Спортивный праздник  «Поиграй-ка»
  3. Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»
  4. «К нам гости пришли»  открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы для воспитателей  ДОУ
  5. Мастер -класс для педагогов «Организация и проведение мордовских народных игр»

Предполагаемый результат: 

  1. У детей формируются знания о традициях народов, начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. Формируется  интерес к  мордовским национальным играм в свободной деятельности.
  3. Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх.
  4. Выучат считалки.
  5. У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
  6. У родителей расширятся знания о мордовских подвижных играх.
  7. У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.
  8. В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Гипотеза проекта:

     Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать  улучшению физического здоровья и формированию идеала здорового человека,  лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитанию национальной культуры, духовности, самостоятельности, толерантности.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое.

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования

«Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

  1. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошко

льного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.

  1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому)

языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия:

программа и методические рекомендации». Саранск, Мордов. кн. изд-во., 2007.

  1. Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». – С.: Мордов. кн. изд-

во, 2009.

  1. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».,

Управление, 2007.

 

  1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т. 8. – Саранск:

Мордов. кн. изд-во, 1978.

  1. Майер А. А. «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи», Управление

ДОУ, 2008, № 3.

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»,

М., 2010.

Материально-техническое.

  1. Альбомы: «Мордовия», «Что растет в родном краю», «Ф. Ушаков»,

«Достопримечательности города Саранска», «Саранск», «Мордовия спортивная», «Элементы мордовского узора», папки-передвижки: «Животный мир Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии».

  1. Картотеки: мордовские подвижные игры, спортивные речевки,

мордовские и русские считалки.

  1. Оборудование для мордовских подвижных игр для развлечений и

спортивных праздников.

  1. Маски и атрибуты к мордовским подвижным играм и для драматизации

мордовских народных сказок.

  1. Книги по декоративно-прикладному искусству мордвы, о национальном

костюме мордвы, о скульпторе С. Д. Эрьзе, художнике Ф. Сычкове, хрестоматия по примерному региональному модулю программы дошкольного образования.

  1. Куклы в национальных костюмах, мордовские стилизованные

матрешки.

  1. Оборудование для лепки, аппликации и рисования, сюжетно-ролевых игр.

План работы

Ме

сяц

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Работа с педагогами

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. Беседа «Моя

Мордовия»

  1. Разучивание

мордовских подвижных игр

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз.;

«Пантемаса» - мокш.);

«В платки»

(«Пацинесэ» - эрз.;

«Руцяняса» - мокш.).

  1. Организация раннее разученных

мордовских подвижных игр

««В волков»

«В шарагу-варагу»

  1. Разучивание

мордовских считалки. 

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Мон сэвинь саразонь пиле.

Кавто, колмо, ниле, ветесь,

Кинень понги псакань пекесь?

  1. Чтение мордовской

народной сказки «Патяй»

  1. Организация

мордовских подвижных игр

«В волков»

«В шарагу-варагу»

«В ключи»,

«В платки»

  1. Рассматривание

книги  «Мордовия»

  1. Игры детей с

музыкальными инструментами в уголке музыкального развития

  1. Консультации для

родителей:

«Формирование любви к Родине через любовь и уважение к родным и близким»

Консультация «Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

  1. Беседа  «Раститель-

ный и животный мир Мордовии»

  1. Разучивание мордов -

ской подвижной игры  

« В голубей»

(«Гулинесэ»-эрз., «Гуляняса» - мокш.);

3.        Организация раннее разученных

мордовских подвижных игр

«В ключи»,

«В платки»

  1. Разучивание

мордовских считалки

«Эни- бени, рики- факи,

Торбу -орбу , синтибряки.

Дева, дева, космодева,

Бац!»

  1. Чтение Мордовской народной сказки «Семь сирот и баьа-яга»

  1. Организация

мордовских подвижных игр «В ключи»,

«В платки», «В голубей»

  1. Рассматривание

изделий мордовского декоративно-прикладного искусства  и предметов домашней утвари.

  1. Сюжетно-ролевая

игра «В музее»

  1. Рассматривание

альбома

«Достопримечательности нашего города»

  1. Организация

экскурссии на спортивную площадку школы №27

  1. Оформление

картотеки спортивных речевок; русских и мордовских считалок.

«К нам гости пришли»

открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы для воспитателей  ДОУ

М

А

Р

Т

  1. Разучивание мордов-

ских подвижных игр

«Палочка-стукалочка»

(«Палкине-стукамка» - эрз., «Палканят-чакаманя» - мокш.);

«Салки»  

(«Варенес понгома»- эрз., «Варяняс повома» - мокш.)

2.        Организация раннее разученных

Русских народных подвижных игр

«В гусей и волка»

«Гори,гори ясно»

  1. Праздник «Широкая Масленица»

  1. Спортивный праздник  «Поиграй-ка»

  1. Чтение мордовской

народной сказки «Горячие сани»

  1. Рисование элементов

мордовского узора

    1.        Организация

мордовских подвижных игр «В ключи»,

«В платки», «В голубей».

  1. Рассматривание

альбома «Мордовский народный костюм»

  1.  Консультация

«Мордовские подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

  1. Подготовка масок и

атрибутов к мордовским подвижным играм

1.        Консультация

«Подвижные народные игры в воспитании здорового образа жизни у дошкольников»

А
П
Р
Е
Л
Ь

  1. Беседа

 « Красная книга Мордовии» , расматривание книги

  1. Разучивание

Считалки: 

«Нармунць ярцамс суродо,

Мон кундайне пулодо,

Нармунць ярцамс чашкасто,

Мон кундайне пакштасо».

  1. Разучивание

мордовской подвижной игры «В горшочки»

(«Чакшкинесэ»» - эрз., «Сяканяса»» - мокш.);

«В ножки»

(«Пильгинесэ» - эрз., «Пильгонякс» - мокш.)

      4. Чтение мордовской народной сказки «Куйгорож»

     1.        Организация

мордовских подвижных игр «В платочки»

«В петушка», «Палочка-стукалочка»,  «Салки» , «В шарагу-варагу».

  1. Сюжетно-ролевая

игра « В гостях у Алдуни»

  1. Дидактическая игра

«Назови вид спорта»

.

Памятка для родителей

 «Не забывайте народные игры»

Пополнение альбома «Правила поведения в лесу»

М
А
Й

  1. Повторениение считалок.

  1. Разучивание

мордовской подвижной игры

 «Мяч об узкую стенку» («Мяч тея стенас» - эрз., «Топонясь тяйне стенас» - мокш.).

  1. Рассматривание книг о народных промыслах мордвы (вышивание, резьба по дереву)

  1. Чтение мордовской

народной сказки «Ведява»

  1. Сюжетно-ролевые

игры «Город», «Мы – шоферы»

  1. Организация

мордовских подвижных игр «В платочки»,  « В голубей» , «В ключи», «В петушка», «Палочка-стукалочка»,  «Салки» , «В шарагу-варагу».

  1. Рассматривание

альбома «Мордовия спортивная»

  1. Лепка посуды
  1. Обновление

картотеки мордовских подвижных игр (по возрастам)

  1. Мастер класс

«Организация и проведение мордовских подвижных игр»

Интернет источники:

  1. https://multiurok.ru/files/proiekt-narodnyie-dietskiie-podvizhnyie-ighry.html

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/10/proekt-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-solnyshko-na-temu-narodnye-podvizhnye

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205914-proekt-podvizhnye-mordovskie-igry

  1. https://znanio.ru/media/proekt-mordovskie-podvizhnye-igry-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-2503019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Народные игры со словами  для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».

laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....

Конспект проведения мордовской народной игры "В ножки" с детьми первой младшей группы

Мордовская подвижная игра "В ножки" для детей раннего возраста как средство формирования у детей интереса и ценностного отношения к мордовским народным играм ....