"Мордовские народные игры в работе с детьми старшей группы" проект
проект (старшая группа)
Народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starshaya_gruppa_mordovskie_narodnye_podvizhnye_igry_-_kopiya.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск «Детский сад №18»
«МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»
проект социально-коммуникативного,
физкультурно-оздоровительного направления
(старшая группа)
Подготовила:
воспитатель
высшей кв. категории
Налейкина Н.А.
г. Саранск
Актуальность проекта.
Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет детям для непосредственного общения со сверстниками, для прогулок на свежем воздухе. Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками детского сада, школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье детей. Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.
Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.
Данный проект направлен на оздоровление детей через мордовские народные подвижные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.
Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.
Продолжая работу совместно с родителями в данном направлении, необходимо не дать исчезнуть из памяти народа творениям, созданным предками, продолжать их в жизни в новом качестве, с новым поколением людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе , могут пустить новые побеги.
Поэтому, важным является познакомить и расширить знания детей и родителей с разнообразием мордовских подвижных игр.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
5. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
6. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.
Тип проекта:
-по содержанию: познавательно-игровой;
-по времени: долгосрочный (январь – май 2021 год)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Методы реализации.
1 этап – подготовительный
- Разработка проекта
- Определение проблемы
- Постановка целей и задач
- Составление плана
- Анкетирование родителей
- Разработка сценария развлечения, спортивного праздника, мастер – класса
2 этап – практический
- Проведение практических мероприятий с детьми и родителями
- Консультации для родителей и педагогов.
- Разучивание и организация мордовских подвижных игр
- Разучивание считалок
- Обновление и обогащение развивающей среды в группе
3 этап - практический
- Развлечение «Масленица»
- Спортивный праздник «Спортивный праздник «Поиграй-ка»
- Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»
- «К нам гости пришли» открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы для воспитателей ДОУ
- Мастер -класс для педагогов «Организация и проведение мордовских народных игр»
Предполагаемый результат:
- У детей формируются знания о традициях народов, начальные представления о здоровом образе жизни.
- Формируется интерес к мордовским национальным играм в свободной деятельности.
- Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх.
- Выучат считалки.
- У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
- У родителей расширятся знания о мордовских подвижных играх.
- У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.
- В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Гипотеза проекта:
Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать улучшению физического здоровья и формированию идеала здорового человека, лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитанию национальной культуры, духовности, самостоятельности, толерантности.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
- Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошко
льного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.
- Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому)
языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия:
программа и методические рекомендации». Саранск, Мордов. кн. изд-во., 2007.
- Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». – С.: Мордов. кн. изд-
во, 2009.
- Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».,
Управление, 2007.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т. 8. – Саранск:
Мордов. кн. изд-во, 1978.
- Майер А. А. «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи», Управление
ДОУ, 2008, № 3.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»,
М., 2010.
Материально-техническое.
- Альбомы: «Мордовия», «Что растет в родном краю», «Ф. Ушаков»,
«Достопримечательности города Саранска», «Саранск», «Мордовия спортивная», «Элементы мордовского узора», папки-передвижки: «Животный мир Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии».
- Картотеки: мордовские подвижные игры, спортивные речевки,
мордовские и русские считалки.
- Оборудование для мордовских подвижных игр для развлечений и
спортивных праздников.
- Маски и атрибуты к мордовским подвижным играм и для драматизации
мордовских народных сказок.
- Книги по декоративно-прикладному искусству мордвы, о национальном
костюме мордвы, о скульпторе С. Д. Эрьзе, художнике Ф. Сычкове, хрестоматия по примерному региональному модулю программы дошкольного образования.
- Куклы в национальных костюмах, мордовские стилизованные
матрешки.
- Оборудование для лепки, аппликации и рисования, сюжетно-ролевых игр.
План работы
Ме сяц | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Я Н В А Р Ь |
Мордовия»
мордовских подвижных игр «В ключи» («Панжомнесэ» - эрз.; «Пантемаса» - мокш.); «В платки» («Пацинесэ» - эрз.; «Руцяняса» - мокш.).
мордовских подвижных игр ««В волков» «В шарагу-варагу»
мордовских считалки. Вейке, кавто, колмо, ниле, Мон сэвинь саразонь пиле. Кавто, колмо, ниле, ветесь, Кинень понги псакань пекесь?
народной сказки «Патяй» |
мордовских подвижных игр «В волков» «В шарагу-варагу» «В ключи», «В платки»
книги «Мордовия»
музыкальными инструментами в уголке музыкального развития |
родителей: «Формирование любви к Родине через любовь и уважение к родным и близким» | Консультация «Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста» |
Ф Е В Р А Л Ь |
ный и животный мир Мордовии»
ской подвижной игры « В голубей» («Гулинесэ»-эрз., «Гуляняса» - мокш.); 3. Организация раннее разученных мордовских подвижных игр «В ключи», «В платки»
мордовских считалки «Эни- бени, рики- факи, Торбу -орбу , синтибряки. Дева, дева, космодева, Бац!»
|
мордовских подвижных игр «В ключи», «В платки», «В голубей»
изделий мордовского декоративно-прикладного искусства и предметов домашней утвари.
игра «В музее»
альбома «Достопримечательности нашего города» |
экскурссии на спортивную площадку школы №27
картотеки спортивных речевок; русских и мордовских считалок. | «К нам гости пришли» открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы для воспитателей ДОУ |
М А Р Т |
ских подвижных игр «Палочка-стукалочка» («Палкине-стукамка» - эрз., «Палканят-чакаманя» - мокш.); «Салки» («Варенес понгома»- эрз., «Варяняс повома» - мокш.) 2. Организация раннее разученных Русских народных подвижных игр «В гусей и волка» «Гори,гори ясно»
народной сказки «Горячие сани»
мордовского узора | 1. Организация мордовских подвижных игр «В ключи», «В платки», «В голубей».
альбома «Мордовский народный костюм» |
«Мордовские подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
атрибутов к мордовским подвижным играм | 1. Консультация «Подвижные народные игры в воспитании здорового образа жизни у дошкольников» |
А |
« Красная книга Мордовии» , расматривание книги
Считалки: «Нармунць ярцамс суродо, Мон кундайне пулодо, Нармунць ярцамс чашкасто, Мон кундайне пакштасо».
мордовской подвижной игры «В горшочки» («Чакшкинесэ»» - эрз., «Сяканяса»» - мокш.); «В ножки» («Пильгинесэ» - эрз., «Пильгонякс» - мокш.) 4. Чтение мордовской народной сказки «Куйгорож» | 1. Организация мордовских подвижных игр «В платочки» «В петушка», «Палочка-стукалочка», «Салки» , «В шарагу-варагу».
игра « В гостях у Алдуни»
«Назови вид спорта» . | Памятка для родителей «Не забывайте народные игры» Пополнение альбома «Правила поведения в лесу» | |
М |
мордовской подвижной игры «Мяч об узкую стенку» («Мяч тея стенас» - эрз., «Топонясь тяйне стенас» - мокш.).
народной сказки «Ведява» |
игры «Город», «Мы – шоферы»
мордовских подвижных игр «В платочки», « В голубей» , «В ключи», «В петушка», «Палочка-стукалочка», «Салки» , «В шарагу-варагу».
альбома «Мордовия спортивная»
|
картотеки мордовских подвижных игр (по возрастам) |
«Организация и проведение мордовских подвижных игр» |
Интернет источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры. Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...
Мордовские народные игры
народные игры...
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...
Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».
laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....
Конспект проведения мордовской народной игры "В ножки" с детьми первой младшей группы
Мордовская подвижная игра "В ножки" для детей раннего возраста как средство формирования у детей интереса и ценностного отношения к мордовским народным играм ....