Особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Статья на 5 страницах.Особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_lovkosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является ловкость - способность человека быстро овладевать новыми движениями, умело перестраивать двигательную деятельность в зависимости от меняющейся обстановки.
По определению Ж.К. Холодова, ловкость−это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия .
С точки зрения В.М. Зациорского, ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки .
Обобщая вышеперечисленные определения можно сказать, что ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.
Прежде чем охарактеризовать особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим суть такого физического качества как ловкость.
В.И. Филиппович вслед за Н.А. Бернштейном отмечает, что ловкость не навык, а способность, которая определяется отношением нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит насколько быстро и успешно сможет сформироваться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть.
Похожие заключения о сути ловкости находят подтверждение в работах В. В. Беленовича и В. И. Ляха, по определению которого ловкость - это качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное и находчивое решение двигательной задачи.
Ловкость - это специфическое качество, зависящее от специфики деятельности человека. Можно, например, отличаться хорошей ловкостью в спортивных играх и недостаточной в гимнастике.
Ловкость может проявляться практически во всех видах двигательной деятельности человека. Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище (ловкость рук). С необходимостью именно таких проявлений ловкости мы встречаемся обычно в трудовых процессах (работа за станком, со слесарными инструментами и т. д.). Следовательно, разработка методики тренировки ловкости невозможна без анализа ее структурных компонентов.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
При проведении подвижных игр с детьми среднего возраста надо учитывать анатомо - физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
В 5-7 лет опорно-двигательный аппарат ребёнка находится на стадии развития, поэтому процесс нельзя назвать завершённым. В этом возрасте у дошкольников самыми сильными являются мышцы-сгибатели .
Обычно у таких малышей сильно выпячен живот, голова склонена вперёд, а ноги в коленях не до конца выпрямлены. Важно обеспечить дошкольникам на этом этапе физического развития необходимые им физические нагрузки, способствующие гармоничному развитию в дальнейшем.
Мышцы кисти развиваются в умеренном темпе. Более-менее уверенно владеть пальцами и кистями дошкольники научатся только к концу шестого года. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Двигательный аппарат у детей в возрасте 5-7 лет достаточно развит для того, чтобы они могли демонстрировать точные и скоординированные движения с учетом возникающих условий и ситуаций.
Крупная моторика детей на этом этапе развития становится более совершенной и разнообразной за счёт расширившихся возможностей. Малыши заинтересованы в качестве выполнения движений, проявляют волю и прикладывают усилия, когда необходимо выполнить трудное задание.
К шести годам старшие дошкольники способны осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя ритмику, ловкость и грацию. Многие из них с удовольствием соревнуются в умениях со сверстниками, развивая дух соперничества.
Стоит отметить, что между уровнем физической подготовки и психическим развитием малыша существует тесная связь. От двигательной активности будет зависеть развитие пирамидной и экстрапирамидной систем, а также интеллекта и ритмики.
Дети, получающие достаточное количество физических нагрузок, отличаются высоким уровнем физического развития, демонстрируют нормальные показатели состояния центральной нервной системы и работы внутренних органов.
Функция внимания у дошкольников недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и не
многочисленность правил игры обуславливается недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 5-7 лет.
Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Дети 5-7 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяются понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения, объясняемые и показываемые руководителем.
Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе.
Вместе с тем подчеркнем, что в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе относиться к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.
Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.
Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.
Многие дошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.
В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.
Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание
и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.
Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.
Увеличение на шестом году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития ловкости. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга. У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются. Дети быстро и без особых трудностей овладевают новыми, все более сложными по координации движениями; умеют действовать рационально, проявляя находчивость; быстро приспосабливаются к изменяющейся ситуации, деятельности, добиваются четкости в решении двигательных задач, точности воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движений; становятся способными к более сложным ориентировкам в окружающей обстановке, сохранению устойчивых положений тела в трудных, вариативных условиях двигательной деятельности. У детей пяти-семи лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно-силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр.
В случае со старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.
Особенности физического развития позволяют ребёнку старшего дошкольного возраста: выполнять различные варианты бега и ходьбы; проявлять выносливость во время бега с ускорением и небольшими паузами; выполнять упражнения на проявление ловкости и меткости с использованием мяча и других предметов; принимать участие в активных играх, требующих соблюдения правил.
В целом физическое развитие дошкольников в этом возрасте совершенствуется, хотя внешне это может быть и не так заметно. В организмах детей происходят колоссальные изменения, отражающиеся на показателях такого важного качества, как ловкость.
Малыши способны выдерживать определенные физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть частью команды.
В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.
Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромнуюпотребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть дляних – это, прежде всего, двигаться, действовать....
"Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста".
Мною подобраны подвижные игры и усложнены их правила, всё это поможет наиболее рационально развить ловкость детей дошкольников....
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр...
творческая работа "Влияние подвижных игра на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Данная творческая работа нанправлена на выявление ловкостных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Полезна для воспитателей старших групп и физкультурных инструкторов детских садом...
Комплекс подвижных игр, способствующих развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры способствующие развитию ловкости...
Консультация для родителей "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр"
Использование подвижных игр в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений»
Консультация для родителей «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений»...