Проект "Наш организм"
проект (средняя группа)
Познавательно- исследовательский проект для детей средней группы "Наш организм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_organizm.docx | 102.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы
Тема: «Наш организм»
Автор проекта:
Струговец М.А.
п. Малиновка
Тема: «Наш организм»
Информационная карта проекта.
Автор проекта: Струговец М.А.
Место проведения: МАДОУ «Малиновский детский сад» средняя группа «Б» Сроки проведения – октябрь - ноябрь.
Цель проекта: Выявить субъектный опыт детей о коже. Развивать познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.
Задачи:
Развивать способности к поисковой деятельности:
Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.
Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.
Выбирать материалы и способы действия.
Уметь аргументировать свой выбор.
Уточнить и обобщить знания детей о коже.
Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт
Развивать коллективную мысль.
Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к коже, а также сознательное отношение к собственному здоровью и личной гигиене.
Количество участников проекта: 20 человек (15 детей, 1 воспитатель, 4родителя).
Возраст детей: 4 – 4.5 лет
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни ).
Ожидаемые результаты:
Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.
Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об коже.
Мы увеличим словарный запас:
Микроскоп, микробы, бактерии, чешуя. Активизируем слова: мягкая, упругая, нежная, твёрдая, шершавая, загорелая, белая, шоколадная.
Проблема: Недостаточные знание дошкольников о своем организме, способах ухода за ним.
Актуальность: Детям всегда интересно его тело, но всегда ли мы обращаем пристальное внимание на кожу? Можно выработать у ребёнка привычку к личной гигиене с помощью контроля, тогда она исчезнет, если ослабнет контроль. А можно выработать самоконтроль, когда ребёнок самостоятельно добудет элементарные сведения о собственном организме и влиянии на него неблагоприятных факторов окружающей среды или собственного поведения.
Тема: «Зачем людям кожа».
Задачи: Узнать много интересного о коже. Развивать познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.
Распределение работы по этапам проекта.
1 этап - организационный.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Введение родителей в проект.
2 этап - исследовательский.
Знакомство с материалами проекта.
Поиск решения проблемы.
Организация работы через виды деятельности.
3 этап – заключительный .
Альбом коллаж «Здоровая и не здоровая кожа».
Коллаж «КГН»
Рисунок «Я и моя семья»
Книжку-малышку «Зачем человеку кожа» - рассказы, иллюстрации.
Что знаем? | Что хотим знать? |
Кожа нашу кровь прячет, без неё вся кровь вытечет. Пальчики закрывает. Без кожи руки нельзя мыть. У собаки тоже кожа есть, только она под шкурой спряталась. Без кожи все кости вывалятся. Ходить нельзя будет. Кожа охраняет, чтобы мы не царапались | Что ещё прячет кожа? А кто на коже прячется? Можно ли кожу снять, как платье? Почему кожа на лице крепкая, а на шее нет? Почему на щёчках у меня кожа мягкая, а на маминой ноге, ну куда она туфли одевает, кожа твёрдая? Где ещё кожа умеет «видеть»? У всех ли людей кожа одинаковая? Кожа бывает разного оттенка? Кожа пальцев рук имеет наибольшую чувствительность. Кожа выполняет защитную функцию. На подушках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой. |
Детско-родительская мастерская: «Оформление коллажа «Польза – вред». Презентация коллажа.
2 этап.
Сбор сведений.
1.Чтение художественной литературы: С.Капутикян «И меня!», В.Орлова «Хрюшка обижается», Н.Пикуляева «Умывалочка», А. Кондратьев «Зеркало», И.Демьянов «Замарашка», С.Михалков «В парикмахерской», Э.Успенская «Страшная история», М.Котин «Пугалки». Г. Юдин «Микробы», Н.Кнушевицкая «Кожа», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», загадки на тему: «Тело человека», «Предметы гигиены».
2. Рассматривание иллюстраций «Как ухаживать за кожей».
3.Рисование «Зайчик умывается», «Что бывает круглым - квадратным, твердым - мягким, холодным – горячим».
4.Аппликация «Витамины», «Укрась варежки».
5.Познавательное развитие: НОД «Какая бывает кожа», «Мои защитники»;
«Что можно почувствовать кожей?», «Как нужно ухаживать за кожей?», «Познакомимся со своей кожей», «Как схоронить кожу здоровой».
6.Беседы: «Зачем людям кожа»; «У кого еще есть кожа?». «Какую функцию выполняет кожа», «Оказание первой медицинской помощи при ранении кожи», «О здоровье и чистоте».
7. Сюжетно-ролевые игры: «Больница».
8. Презентация «Зачем людям кожа».
9.Игровые задания: «Что вредно для кожи, что полезно?», «Опасно-не опасно», «Запрещено-разрешено», «Чистые ручки», «Можно или нельзя», «Найди пару».
10. Драматизация сказки К.Чуковского « Мойдодыр ».
11. Опыт: «опыт с зеркало», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микроб боится мыло».
Совместная деятельность с детьми и родителями:
- подбор материалов в уголок для родителей по теме «Кожа, ногти, волосы»
- консультация для родителей «Поощрение выполнение ребёнком гигиенических процедур» с участием медсестры и психолога.
Результат после реализации проекта.
Дети проявляют познавательную активность.
Узнали:
Кожа есть по всему телу, в одних местах она упругая, в других оттягивается от тела.
Кожа бывает разного оттенка.
Кожа выполняет защитную функцию.
Кожа есть у животных, но она покрыта шерстью. У рыб – покрыта чешуей. У птиц – покрыта перьями.
Кожа пальцев рук имеет наибольшую чувствительность.
Свойства кожи изменяются с возрастом.
На подушечках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой.
Приложение№1
Образовательные ситуации на игровой основе по познавательному развитию с детьми средней группы.
Тема: «Зачем человеку нужна кожа?»
Цель: Развивать представление детей о коже, ее основных функциях.
Задачи:
- Развивать познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения, устанавливать связи, сравнивать
- Воспитывать стремление и желание узнавать о себе и содержать свое тело в чистоте.
Материал: Незнайка- взрослый, лупа, краски, листы бумаги, коробка, теплая вода, лед. Презентация «Мой организм»
Предварительная работа: Рассматривание при помощи луп семян овощей, их всходов; рассматривание и сравнение листьев комнатных растений. Знакомство с лекарственными растениями. НОД «Зачем животным нужен мех? »
Ход .
В группу пришла в гости кошка. (мягкая игрушка)
Дети садятся на ковер, воспитатель знакомит их с кошкой и читает стихотворение.
Рано утром на окошке
Примостилась ловко кошка.
Мягкий лапкой моет носик,
Ушки трет, и даже хвостик
Не оставит без внимания.
И на грудке все разгладит,
И на спинке мех поправит,
И соринки все стряхнет,
До пылинки все сотрет,
Посмотрите: на окошке,
Грудку выпятив вперед,
Гордо восседает кошка.
В чистоте пример дает.
Мур- мяу! (воспитатель)
Звучит музыка, и входит чумазый Незнайка.
-Незнайка, почему ты такой чумазый?
Незнайка: Я прочитал стихотворение Г. Остера «Вредные советы»
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
-Я теперь мыться вообще не хочу!
В: -Ребята, прав ли Незнайка? Почему?
-Чем покрыты части тела, которые перечислил в стихотворении Незнайка .(кожей)
-Правильно. А у Незнайки она такая грязная!
Незнайка: Подумаешь, грязная кожа! Она мне и чистая не нужна! Без кожи лучше. Зачем она мне?
-Давайте вместе с Незнайкой разберемся: зачем человеку нужна кожа? Для этого мы проведем с вами эксперимент.
Возьмем вот эту коробочку. Она не пустая, а с секретом. Как узнать, что находится в коробке, не заглядывая внутрь? (потрогать, ощупать предметы)
Вот мы с вами и потрогаем и ответите на вопросы: что внутри, как узнать, что почувствовали, чем почувствовали? (лед, теплая вода. Почувствовали твердое, холодное, теплое, жидкое. Кожей)
Незнайка: Кожа ничего не чувствует.
- Как узнать, чувствует ли кожа или нет? Дотронемся до кожи на различных участках тела: на руках, ногах и т. д- холодными и теплыми предметами. И скажите, что почувствовали? (боль)
Незнайка: Так без кожи лучше, не больно.
-Зачем человеку нужно чувствовать боль? Представьте, что человек поранил спину. Он же не видит, что у него на спине. Если бы кожа не чувствовала боль, то человек бы не узнал о своей ране. Кровь продолжала бы течь, в ранку попала бы грязь и вредные микробы. Как бы стал себя чувствовать человек?
-А что нужно сделать, если у вас на коже появится ранка? (ответ детей)
-А еще можно приложить лист лекарственного растения – подорожника.
Для этого его нужно тщательно промыть, он поможет ранке быстрее зажить.
Незнайка: Надо же, наша кожа полезна! Какая она интересная! Удивительная! (рассматривает кожу) .
-Давайте и мы с вами рассмотрим нашу кожу. Погладим ее, потянем. Какая она у нас? ( гладкая, мягкая, эластичная).
-Для того, чтобы рассмотреть мелкие особенности кожи, давайте воспользуемся лупой. Садитесь на ковер и рассмотрите свою кожу, что вы видите? ( родинки, волоски, складочки и т. д.)
-У всех ли у вас одинаковая кожа, одинаково ли расположены родинки и т. д .
- Значит кожа у всех разная. А вы знаете, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека разный?
При помощи красок и листочков оставим свои отпечатки пальцев и сравним их. (дети выполняю задание и сравнивают отпечатки)
Незнайка: Вы меня уговорили. Теперь я знаю, зачем человеку нужна кожа. Сейчас помоем руки.
-Ребята посмотрите, какой у нас Незнайка стал чистый и красивый.
-Кроме того, чтобы быть чистым, зачем человеку нужна кожа?
Дети: Чтобы быть здоровым.
Рефлексия: Незнайка и кошка Мурка: Желаем вам всегда быть чистыми, красивыми, здоровыми, а что для этого нужно делать, знаете сами.
Ребята вам понравилось? Что вы узнали об коже? Какая должна быть кожа и почему?
Приложение №2
«Беседа о здоровье и чистоте».
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Приложение№3
Опыты.
- Опыт с зеркалом.
Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к зеркалу
-Что осталось на зеркале? (пятна жира, которые выделяет кожа)
2.Опыт: «Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.
3.Опыт «Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.
Приложение №4
Игровое упражнение «Чистые руки»
Но сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно сделать, если кожные покровы повреждены. Ребята, от чего кожа может повреждаться и заболевать?
- стукнулся, порезался;
- если человек обгорел на солнце;
- если покусали комары;
- если после работы на руках появились мозоли;
- если зимой обморозили руки;
- если ходим босиком и поранили кожу;
- если плохо вытирал кожу между пальцами ног (грибок);
- если был неосторожен при работе с ножницами, иглой и т.д.
Молодцы ребята, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Можно или нельзя?»
Я буду показывать картинки, вы внимательно на них посмотрите и ответьте, что можно, а что нельзя делать (показывают картинки).
Игра «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Детям завязывают глаза косынкой, они выбирают по одной пластине. Затем они по очереди ищут такую же (пару).
После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.
Приложение 5
Стихи для детей дошкольного возраста.
М. Ефремов «Тело человека»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись-потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
«Знай свое тело» К. А. Пармз
Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
Сделай его сильным,
Сделай его быстрым.
Сделай его, сделай его чистым.
Каждую клеточку тела
Нужно понять.
Пользоваться умело
И охранять.
Время промчится, ты станешь большим.
Будешь всегда стройным и молодым
И совершить сможешь жизни своей дело.
«Мои ручки»
Н. Кнушевицкая «Руки»
На все способны наши ручки,
Обидчику ответят взбучкой,
Кораблик сделают из щепки,
В лесу шалаш поставят крепкий.
Поворошив листву без спешки,
Сорвут цветные сыроежки
И мягкую вскопают грядку,
Чтоб посадить горошек сладкий.
На речке под веселый визг
Поднимут мириады брызг.
И даже капельки из тучки
Поймать сумеют наши ручки!
Ю. Островский «Да-да-да!»
Ручками мы хлопнем -
Да-да-да-да!
Ножками мы топнем -
Да-да-да-да!
Ручками помашем -
Да-да-да-да!
Ножками попляшем -
Да-да-да-да!
С. Волков «Руки могут все достать…»
Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку.
Можно ручками махать,
Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек,
Кошку гладить, обнимать
Или маме помогать.
В. Лунин «Сами и само»
Ничто никогда не выходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо.
Само не способно смолоться зерно.
Само стать костюмом не может сукно.
Само не умеет вариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать обязаны сами –
Своей головой и своими руками!
Н. Кнушевицкая «Кожа»
Она бывает черной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется –
Замерзнет если сильно –
Тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Наша кожа дышит,
Она нас защищает,
Но, как у бегемота,
Толстой не бывает.
Ее легко поранить,
Возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,
Доставим радость маме!
Потешки
Точка, точка,
Два крючочка,
Носик, ротик,
Обормотик,
Палки, палки,
Огуречик,
Вот и вышел человечек.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся – вот так!
Маме улыбаемся – вот так!
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, солнце!
Мы – проснулись!
Потешки:
Ручки спляшите разок,
Будет завтра вам пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки – сестрички!
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!
Рукавички новые,
Теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки!»
Приложение №6
Загадки на тему «Тело человека»
Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (человек)
Две ходули, два махала,
Два смотрела, одно кивало. (человек)
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (голова человека)
Загадки на тему «Руки»
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (пальцы рук)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной –
День и ночь со мной:
Их десяток – верных ребяток! (пальцы рук)
Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные. (пальцы рук)
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый… (пальчик)
Загадки на тему кожа
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется … (кожа).
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по физкультуре для детей подготовительной группы"Опора и двигатели нашего организма".
Занятие интегрированное, где задейстовованы такиие образовательные области как ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ.Занятие прошло отборочный тур районного этапа Конкурс...
Занятие для детей второй младшей, средней группы - Витамины и здоровый организм
Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. Воспитать у детей понимание ценности здоровья. Учить высаживать лук. ...
Занятие "Витамины укрепляют организм"
Занятие для детей старшей группы о пользе витаминов для нашего организма....
Консультация "Закаливание детского организма"
Данная консультация содержит материал, который будет полезен как педагогам, так и родителям....
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"
НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...
«Закаливание организма, как средство профилактики заболеваний и укрепление иммунитета организма»
Консультация для педагогов и родителей....
Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"
Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"...