Проект "Наш организм"
проект (средняя группа)

Струговец Марина Алексеевна

Познавательно- исследовательский проект для детей средней группы "Наш организм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_organizm.docx102.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Познавательно-исследовательский  проект для детей средней группы

Тема: «Наш организм»

                                                Автор  проекта:

                                                Струговец М.А.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0-%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%B8-%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-71465159.jpg

п. Малиновка

Тема: «Наш организм»

Информационная карта проекта.

Автор  проекта: Струговец М.А.

Место проведения:  МАДОУ «Малиновский детский сад» средняя группа «Б» Сроки проведения – октябрь - ноябрь.

 Цель проекта: Выявить субъектный опыт детей о коже. Развивать         познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.

 Задачи:

Развивать способности к поисковой деятельности:

Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.

Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.

Выбирать материалы и способы действия.

Уметь аргументировать свой выбор.

Уточнить и обобщить знания детей о коже.

Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт

Развивать коллективную мысль.

Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к коже, а также сознательное отношение к собственному здоровью и личной гигиене.

 Количество участников проекта: 20 человек (15 детей, 1 воспитатель, 4родителя).

 Возраст детей: 4 – 4.5 лет

 Форма проведения: дневная (в повседневной жизни ).

 Ожидаемые результаты:

Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.

Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об коже. 

Мы увеличим словарный запас:

Микроскоп, микробы, бактерии, чешуя. Активизируем слова: мягкая, упругая, нежная, твёрдая, шершавая, загорелая, белая, шоколадная.

Проблема:  Недостаточные знание дошкольников о своем организме, способах ухода за ним.

Актуальность: Детям всегда интересно его тело, но всегда ли мы обращаем пристальное внимание на кожу? Можно выработать у ребёнка привычку к личной гигиене с помощью контроля, тогда она исчезнет, если ослабнет контроль. А можно выработать самоконтроль, когда ребёнок самостоятельно добудет элементарные сведения о собственном организме и влиянии на него неблагоприятных факторов окружающей среды или собственного поведения.

Тема: «Зачем людям кожа».

Задачи: Узнать много интересного о коже. Развивать познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.

Распределение работы по этапам проекта.

1 этап - организационный.

Создание условий для реализации проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.

Введение родителей в проект.

2 этап - исследовательский.

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды деятельности.

3 этап – заключительный .

Альбом коллаж «Здоровая и не здоровая кожа».

 Коллаж «КГН»

Рисунок «Я и моя семья»

Книжку-малышку «Зачем человеку кожа» - рассказы, иллюстрации.

   

Что знаем?

Что хотим знать?

 Кожа нашу кровь прячет, без неё вся кровь вытечет.

 Пальчики закрывает.

 Без кожи руки нельзя мыть.

У собаки тоже кожа есть, только она под шкурой спряталась.

Без кожи все кости вывалятся. Ходить нельзя будет.

Кожа охраняет, чтобы мы не царапались

Что ещё прячет кожа?

А кто на коже прячется?

Можно ли кожу снять, как платье? Почему кожа на лице крепкая, а на шее нет?

Почему на щёчках у меня кожа мягкая, а на маминой ноге, ну куда она туфли одевает, кожа твёрдая?

Где ещё кожа умеет «видеть»?

У всех ли людей кожа одинаковая?

Кожа бывает разного оттенка?

Кожа пальцев рук имеет  наибольшую чувствительность.

Кожа выполняет защитную функцию. На подушках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой.

Детско-родительская мастерская: «Оформление коллажа «Польза – вред». Презентация коллажа.

2 этап.

Сбор сведений.

   1.Чтение художественной литературы: С.Капутикян   «И меня!», В.Орлова «Хрюшка обижается», Н.Пикуляева   «Умывалочка», А. Кондратьев «Зеркало»,  И.Демьянов  «Замарашка»,  С.Михалков «В парикмахерской», Э.Успенская «Страшная история»,  М.Котин «Пугалки». Г. Юдин «Микробы», Н.Кнушевицкая «Кожа», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», загадки на тему: «Тело человека», «Предметы гигиены».

2. Рассматривание иллюстраций «Как ухаживать за кожей».

 3.Рисование «Зайчик умывается», «Что бывает  круглым - квадратным, твердым - мягким, холодным – горячим».

 4.Аппликация «Витамины», «Укрась  варежки».

  5.Познавательное развитие: НОД «Какая бывает кожа», «Мои защитники»;

 «Что можно почувствовать кожей?», «Как нужно ухаживать за кожей?», «Познакомимся со своей кожей»,  «Как  схоронить кожу здоровой».

6.Беседы: «Зачем людям кожа»; «У кого еще есть кожа?». «Какую функцию выполняет кожа», «Оказание первой медицинской помощи при ранении кожи», «О здоровье и чистоте».

7. Сюжетно-ролевые игры: «Больница».

8. Презентация «Зачем людям кожа».

9.Игровые задания: «Что вредно для кожи, что полезно?», «Опасно-не опасно», «Запрещено-разрешено», «Чистые ручки», «Можно или нельзя», «Найди пару».

10. Драматизация сказки К.Чуковского « Мойдодыр ».

11. Опыт: «опыт с зеркало», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микроб боится мыло».

Совместная деятельность с детьми и родителями:

- подбор материалов в уголок для родителей по теме «Кожа, ногти, волосы»

- консультация для родителей «Поощрение выполнение ребёнком гигиенических процедур» с участием медсестры и психолога.

Результат после реализации проекта.

Дети проявляют познавательную активность.

Узнали:

Кожа есть по всему телу, в одних местах она упругая, в других оттягивается от тела.

Кожа бывает разного оттенка.

Кожа выполняет защитную функцию.

Кожа есть у животных, но она покрыта шерстью. У рыб – покрыта чешуей. У птиц – покрыта перьями.

Кожа пальцев рук имеет наибольшую чувствительность.

Свойства кожи изменяются с возрастом.

На подушечках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой.

                                                                                                                       

                                                                                                                               Приложение№1

 Образовательные ситуации на игровой основе по познавательному развитию с детьми средней группы.

 Тема: «Зачем человеку нужна кожа?»

Цель: Развивать представление детей о коже, ее основных функциях.

Задачи:

- Развивать познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения, устанавливать связи, сравнивать

- Воспитывать стремление и желание узнавать о себе и содержать свое тело в чистоте.

Материал: Незнайка- взрослый, лупа, краски, листы бумаги, коробка, теплая вода, лед. Презентация «Мой организм»

Предварительная работа: Рассматривание при помощи луп семян овощей, их всходов; рассматривание и сравнение листьев комнатных растений. Знакомство с лекарственными растениями. НОД «Зачем животным нужен мех? »

                                                 Ход .

В группу пришла в гости кошка. (мягкая игрушка)

Дети садятся на ковер, воспитатель знакомит их с кошкой и читает стихотворение.

Рано утром на окошке

Примостилась ловко кошка.

Мягкий лапкой моет носик,

Ушки трет, и даже хвостик

Не оставит без внимания.

И на грудке все разгладит,

И на спинке мех поправит,

И соринки все стряхнет,

До пылинки все сотрет,

Посмотрите: на окошке,

Грудку выпятив вперед,

Гордо восседает кошка.

В чистоте пример дает.

Мур- мяу! (воспитатель)

Звучит музыка, и входит чумазый Незнайка.

-Незнайка, почему ты такой чумазый?

Незнайка: Я прочитал стихотворение Г. Остера «Вредные советы»

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

-Я теперь мыться вообще не хочу!

В: -Ребята, прав ли Незнайка? Почему?

-Чем покрыты части тела, которые перечислил в стихотворении Незнайка .(кожей)

-Правильно. А у Незнайки она такая грязная!

Незнайка: Подумаешь, грязная кожа! Она мне и чистая не нужна! Без кожи лучше. Зачем она мне?

-Давайте вместе с Незнайкой разберемся: зачем человеку нужна кожа? Для этого мы проведем с вами эксперимент.

Возьмем вот эту коробочку. Она не пустая, а с секретом. Как узнать, что находится в коробке, не заглядывая внутрь? (потрогать, ощупать предметы)

Вот мы с вами и потрогаем и ответите на вопросы: что внутри, как узнать, что почувствовали, чем почувствовали? (лед, теплая вода. Почувствовали твердое, холодное, теплое, жидкое. Кожей)

Незнайка: Кожа ничего не чувствует.

- Как узнать, чувствует ли кожа или нет? Дотронемся до кожи на различных участках тела: на руках, ногах и т. д- холодными и теплыми предметами. И скажите, что почувствовали? (боль)

Незнайка: Так без кожи лучше, не больно.

-Зачем человеку нужно чувствовать боль? Представьте, что человек поранил спину. Он же не видит, что у него на спине. Если бы кожа не чувствовала боль, то человек бы не узнал о своей ране. Кровь продолжала бы течь, в ранку попала бы грязь и вредные микробы. Как бы стал себя чувствовать человек?

-А что нужно сделать, если у вас на коже появится ранка? (ответ детей)

-А еще можно приложить лист лекарственного растения – подорожника.

Для этого его нужно тщательно промыть, он поможет ранке быстрее зажить.

Незнайка: Надо же, наша кожа полезна! Какая она интересная! Удивительная! (рассматривает кожу) .

-Давайте и мы с вами рассмотрим нашу кожу. Погладим ее, потянем. Какая она у нас? ( гладкая, мягкая, эластичная).

-Для того, чтобы рассмотреть мелкие особенности кожи, давайте воспользуемся лупой. Садитесь на ковер и рассмотрите свою кожу, что вы видите? ( родинки, волоски, складочки и т. д.)

-У всех ли у вас одинаковая кожа, одинаково ли расположены родинки и т. д .

- Значит кожа у всех разная. А вы знаете, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека разный?

При помощи красок и листочков оставим свои отпечатки пальцев и сравним их. (дети выполняю задание и сравнивают отпечатки)

Незнайка: Вы меня уговорили. Теперь я знаю, зачем человеку нужна кожа. Сейчас помоем руки.

-Ребята посмотрите, какой у нас Незнайка стал чистый и красивый.

-Кроме того, чтобы быть чистым, зачем человеку нужна кожа?

Дети: Чтобы быть здоровым.

Рефлексия: Незнайка и кошка Мурка: Желаем вам всегда быть чистыми, красивыми, здоровыми, а что для этого нужно делать, знаете сами.

Ребята вам понравилось?  Что вы узнали об коже? Какая должна быть кожа и почему?    

                                                                                               

                                                                                                       Приложение №2

                                                                                                                                   

                           «Беседа о здоровье и чистоте».

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня.  В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

-Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.

-Если человек  будет заниматься спортом, он проживет дольше.

По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.

Прогоню остатки сна  одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна помогает здорово.

-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.

В-четвертых, культура питания.

-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»

Отсюда вывод:

НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.    

                                                                                                                             Приложение№3

                                                     Опыты.

  1. Опыт с зеркалом.

Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к зеркалу

-Что осталось на зеркале? (пятна жира, которые выделяет кожа)

2.Опыт:  «Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

3.Опыт «Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

                                                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                    Приложение №4

             Игровое упражнение «Чистые руки»

Но сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно сделать, если кожные покровы повреждены. Ребята, от чего кожа может повреждаться и заболевать?

  • стукнулся, порезался;
  • если человек обгорел на солнце;
  • если покусали комары;
  • если после работы на руках появились мозоли;
  • если зимой обморозили руки;
  • если ходим босиком и поранили кожу;
  • если плохо вытирал кожу между пальцами ног (грибок);
  • если был неосторожен при работе с ножницами, иглой и т.д.

Молодцы ребята, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

           Игра «Можно или нельзя?»

Я буду показывать картинки, вы внимательно на них посмотрите и ответьте, что можно, а что нельзя делать (показывают картинки).

        Игра «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Детям завязывают глаза косынкой, они выбирают по одной пластине. Затем они по очереди ищут такую же (пару).

После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.

                                                                                                   Приложение 5

               Стихи   для детей дошкольного возраста.

М. Ефремов «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо-влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись-потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

«Знай свое тело» К. А. Пармз

Ты должен знать свое тело,

Знать и любить.

Самое первое дело –

В мире с ним жить.

Сделай его сильным,

Сделай его быстрым.

Сделай его, сделай его чистым.

Каждую клеточку тела

Нужно понять.

Пользоваться умело

И охранять.

Время промчится, ты станешь большим.

Будешь всегда стройным и молодым

И совершить сможешь жизни своей дело.

 «Мои ручки»

Н. Кнушевицкая «Руки»

На все способны наши ручки,

Обидчику ответят взбучкой,

Кораблик сделают из щепки,

В лесу шалаш поставят крепкий.

 

Поворошив листву без спешки,

Сорвут цветные сыроежки

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

 

На речке под веселый визг

Поднимут мириады брызг.

И даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки!

Ю. Островский «Да-да-да!» 

Ручками мы хлопнем -

Да-да-да-да!

Ножками мы топнем -

Да-да-да-да!

Ручками помашем -

Да-да-да-да!

Ножками попляшем -

Да-да-да-да!

С. Волков «Руки могут все достать…»

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать,

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек,

Кошку гладить, обнимать

Или маме помогать.

В. Лунин «Сами и само»

Ничто никогда не выходит само.

Само не приходит к нам  на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно.

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет вариться варенье.

Само не напишется стихотворенье.

Мы делать обязаны сами –

Своей головой и своими руками!

 Н. Кнушевицкая «Кожа»

Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется –

Замерзнет если сильно –

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,

Доставим радость маме!

Потешки  

Точка, точка,

Два крючочка,

Носик, ротик,

Обормотик,

Палки, палки,

Огуречик,

Вот и вышел человечек.

 

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

 

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?  Да!

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?  Да!

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?  Да!

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?  Да!

С добрым утром, солнце!

Мы – проснулись!

Потешки:

Ручки спляшите разок,

Будет завтра вам пирог!

Ах, вы мои мастерички,

Быстрые ручки – сестрички!

 

Вымоем ручонки

Маленькой Настенке,

Спинку и животик,

Личико и ротик –

Чистая какая

Доченька родная!

 

Рукавички новые,

Теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки!»

                                                                                                          Приложение №6

Загадки на тему «Тело человека»

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (человек)

 Две ходули, два махала,

Два смотрела, одно кивало.  (человек)

 Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (голова человека)

Загадки на тему «Руки»

Пятерка братьев неразлучна.

Им вместе никогда

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (пальцы рук)

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной –

День и ночь со мной:

Их десяток – верных ребяток! (пальцы рук)

 Пять братьев –

Годами равные,

Ростом разные. (пальцы рук)

 Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик)

Загадки на тему кожа 

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется …     (кожа).

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа).
                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физкультуре для детей подготовительной группы"Опора и двигатели нашего организма".

Занятие интегрированное, где задейстовованы такиие образовательные области как ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ.Занятие прошло отборочный тур районного этапа Конкурс...

Занятие для детей второй младшей, средней группы - Витамины и здоровый организм

Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. Воспитать у детей понимание ценности здоровья. Учить высаживать лук. ...

Занятие "Витамины укрепляют организм"

Занятие для детей старшей группы о пользе витаминов для нашего организма....

Консультация "Закаливание детского организма"

Данная консультация содержит материал, который будет полезен как педагогам, так и родителям....

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"...