Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности детей «Я микробов не боюсь!»
методическая разработка (старшая группа)
Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Для расширения представлений детей в области ЗОЖ я предлагаю опытно-экспериментальное занятие «Я микробов не боюсь!», которое позволяет каждому дошкольнику поучаствовать в предметно-практической деятельности и стимулирует самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 673.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я микробов не боюсь!»
Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Для расширения представлений детей в области ЗОЖ я предлагаю опытно-экспериментальное занятие «Я микробов не боюсь!», которое позволяет каждому дошкольнику поучаствовать в предметно-практической деятельности и стимулирует самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.
Принципы учебной деятельности:
- включение воспитанников в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности.
Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условие для закрепления представлений детей о микробах, болезнях, здоровье; расширять представления детей о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;
Развивающие:
- Создать условие для развития способности детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. Развивать у детей умственные и мыслительные способности, познавательную активность, любознательность, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, совершенствовать навыки игровой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. Совершенствование речи как средства общения. Развивать умение высказывать предположения и делать выводы. Использовать рассказы из личного опыта.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.
Ресурсы (материально-техническое обеспечение): микроскоп, заготовленные фигурки мед. сестёр, бумага, фломастеры, файлы, ватные диски, проектор и мультимедийная доска, иллюстрации «Микробы».
Ход опытно-экспериментальной деятельности
Педагог: - Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть все будут здоровыми!»
«Дуг другу пожелаем!»
Педагог: - Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». А что значит «быть здоровым?»
Ответы детей: - Когда человек не болеет, веселый, красивый сильный, радостный…
Педагог: - Верно! Здоровье - это очень важно. Мы все должны заботиться о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.
Педагог: - Отгадайте загадку:
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Педагог: - Ребята, это кто такие?
Ответы детей: Микробы
Педагог: - Как вы догадались? (ответы детей)
Педагог: - А давайте дружить с микробами?
Ответы детей: Нет!
Педагог: - Почему вы не хотите с ними дружить? (ответы детей)
Педагог: - Сегодня на занятии мы узнаем, как выглядят микробы и вспомним правила ЗОЖ. Ребята, кто такие микробы? (ответы детей)
Педагог: - Действительно, микробы являются самыми маленькими обитателями, микроорганизмами Земли. Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на земле и у нас на теле.
А кто знает, что может помочь нам увидеть маленькие микробы? (Ответы детей)
Педагог: - Да, их можно увидеть только в микроскоп.
Педагог: - Скажите, ребята, как микробы могут попасть в организм человека?
Ответы детей: - Микробы могут попасть в организм, если мы будем не мыть руки, брать грязные пальцы в рот, гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с болеющим человеком, есть немытые овощи и фрукты, есть испорченные продукты, пить грязную воду.
Эксперименты с микроскопом
«Микробы, на кожице невымытого яблока, моркови, плесень на хлебе»
Педагог: - Сейчас мы с вами проведем эксперимент с микроскопом. Нам нужно рассмотреть микробы, находящиеся на кожице невымытого яблока. Включаем микроскоп.
- С помощью пинцета отделим кожицу немытого яблока
- Поместим кожицу на предметное стекло
- Рассмотрим вместе кожицу яблока под микроскопом
Выполнение задания согласно инструкции
Педагог: Ребята, что вы видите? (палочки и шарики)
Педагог: Как вы думаете кто это? (микробы и грязь)
Педагог: Какой можно сделать вывод? (Ответы детей: Мы видим, что на кожице невымытого яблока действительно находятся микробы, следовательно, если мы будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет).
«Микробы в воде»
Педагог: - А теперь предлагаю рассмотреть капельку грязной воды и выяснить, действительно ли в ней тоже есть микробы. (Рассматривают каплю воды)
Педагог: - Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя).
«Грязные руки»
Педагог: - А можем мы увидеть микробы на руках? (Ответы детей: да!)
Педагог: - А какой прибор нам в этом поможет? (Ответы детей: микроскоп)
Педагог: - Верно, увидеть их мы можем тоже только с помощью микроскопа. Иногда нам кажется, что руки чистые, а на самом деле на них много, много микробов.
(Действие: дети пачкают руки: играют с пеком и с землёй)
Педагог: - Давайте посмотрим под микроскопом, сколько микробов у вас на руках после работы. Для этого, вам нужно обмакнуть палец в воде и потереть его об предметное стекло. (В микроскопе обучающиеся увидят черные точечки и точки похожие на капельки воды. 1-2 и более точек могут находиться в движении - это микробы).
(Действие: дети выполняют задание)
Педагог: Микробы умеют двигаться. И чем грязнее руки, тем их больше.
Педагог: Ребята, а чтобы быть здоровыми и сильными, давайте сделаем гимнастику.
Физкультминутка с элементами точечного массажа.
Чтобы нам не болеть и не простужаться | (ходьба на месте)
(гладят) (растирают пальцами мочки ушей) |
Закрепление материала
Педагог: Теперь предлагаю нарисовать микробы, которые только что рассмотрели под микроскопом.
Действие: раздаются листы с нарисованными ладонями, вставленные в файлик и фломастеры. В качестве подсказки можно использовать картинку с изображением микробов. Дети рисуют.
Педагог: А что нужно делать, чтобы руки были чистыми? (Ответы детей: мыть руки)
Педагог: Руки необходимо регулярно и тщательно мыть с мылом. А давайте намоем наши грязные руки?
Ответы детей: Да!
Действие: выдаются ватные диски или губки (имитация кусочка мыла). Дети стирают нарисованные микробы.
Педагог: Я душистое мыло приятное,
Быстро мылюсь и ароматное.
Стоит только намочить
Пену можно получить.
И с микробами борюсь -
Это мой хороший плюс!
Заключительная часть
Педагог: Ребята давайте вместе подумаем, когда надо мыть руки? (Ответы детей)
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки, если запачкали;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти.
Педагог: Мы сегодня с вами провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду. Ребята вам понравились наши эксперименты? Какой понравился больше всех? (Ответы детей)
Педагог:
Я желаем всем ребятам быть здоровыми всегда.
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!
Теперь знаете секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Свойства воздуха и воды"
Данный материал будет полезен воспитателям детского сада....
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Удивительный магнит»
Конспект, где главной целью непосредственной образовательной деятельности является создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению с...
«Маленькие экспериментаторы» методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...
Методическая разработка конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Крахмал и его свойства».
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала....
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Город Волшебства»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит»
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Волшебный магнит»Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникат...
- Мне нравится (1)