Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности детей «Я микробов не боюсь!»
методическая разработка (старшая группа)

Скворцова Анастасия Владимировна

     Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Для расширения представлений детей в области ЗОЖ я предлагаю опытно-экспериментальное занятие «Я микробов не боюсь!», которое позволяет каждому дошкольнику поучаствовать в предметно-практической деятельности и стимулирует самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx673.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я микробов не боюсь!»

Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Для расширения представлений детей в области ЗОЖ я предлагаю опытно-экспериментальное занятие «Я микробов не боюсь!», которое позволяет каждому дошкольнику поучаствовать в предметно-практической деятельности и стимулирует самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.

Принципы учебной деятельности:

  • включение воспитанников в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности.

Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условие для закрепления представлений детей о микробах, болезнях, здоровье; расширять представления детей о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;

Развивающие:

  • Создать условие для развития способности детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. Развивать у детей умственные и мыслительные способности, познавательную активность, любознательность, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, совершенствовать навыки игровой деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. Совершенствование речи как средства общения. Развивать умение высказывать предположения и делать выводы. Использовать рассказы из личного опыта.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.

Ресурсы (материально-техническое обеспечение): микроскоп, заготовленные фигурки мед. сестёр, бумага, фломастеры, файлы, ватные диски, проектор и мультимедийная доска, иллюстрации «Микробы».

Ход опытно-экспериментальной деятельности

Педагог:  - Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

      Мы скажем небу: «Здравствуй!»

      «Пусть все будут здоровыми!»

      «Дуг другу пожелаем!»

Педагог:  - Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». А что значит «быть здоровым?»

Ответы детей:  - Когда человек не болеет, веселый, красивый сильный, радостный…

Педагог:  - Верно! Здоровье - это очень важно. Мы все должны заботиться о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.

Педагог: - Отгадайте загадку:

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. 

Педагог:  - Ребята, это кто такие?

Ответы детей: Микробы

Педагог: - Как вы догадались? (ответы детей)

Педагог: - А давайте дружить с микробами?

Ответы детей: Нет!

Педагог: - Почему вы не хотите с ними дружить? (ответы детей)

Педагог: - Сегодня на занятии мы узнаем, как выглядят микробы и вспомним правила ЗОЖ. Ребята, кто такие микробы? (ответы детей)

Педагог: - Действительно, микробы являются самыми маленькими обитателями, микроорганизмами  Земли. Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на земле и у нас на теле.

А кто знает, что может помочь нам увидеть маленькие микробы? (Ответы детей)

Педагог: - Да, их можно увидеть только в микроскоп. 

Педагог: - Скажите, ребята, как микробы могут попасть в организм человека?

Ответы детей:  - Микробы могут попасть в организм, если мы будем не мыть руки, брать грязные пальцы в рот,  гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с болеющим человеком, есть немытые овощи и фрукты, есть испорченные  продукты, пить грязную воду.

Эксперименты с микроскопом

«Микробы,  на кожице невымытого яблока, моркови, плесень на хлебе»

Педагог: - Сейчас мы с вами проведем эксперимент с микроскопом. Нам  нужно рассмотреть микробы, находящиеся  на кожице невымытого яблока. Включаем микроскоп.

  • С помощью пинцета отделим кожицу немытого яблока
  • Поместим кожицу на предметное стекло
  • Рассмотрим вместе кожицу яблока под микроскопом

Выполнение задания согласно инструкции

Педагог: Ребята, что вы видите? (палочки и шарики)

Педагог: Как вы думаете кто это? (микробы и грязь)

Педагог: Какой можно сделать вывод? (Ответы детей: Мы видим, что на кожице невымытого яблока действительно находятся микробы, следовательно, если мы будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет).

 «Микробы в воде»

Педагог: - А теперь предлагаю рассмотреть капельку грязной воды и выяснить, действительно ли в ней тоже есть микробы. (Рассматривают каплю воды)

Педагог: - Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя).

 «Грязные руки»

Педагог: - А можем мы увидеть микробы на руках? (Ответы детей: да!)

Педагог: - А какой прибор нам в этом поможет? (Ответы детей: микроскоп) 

Педагог: - Верно, увидеть их мы можем тоже только с помощью микроскопа. Иногда нам кажется, что руки чистые, а на самом деле на них много, много микробов.

(Действие: дети пачкают руки: играют с пеком и с землёй)

Педагог: - Давайте посмотрим под микроскопом, сколько микробов у вас на руках после работы. Для этого, вам нужно обмакнуть палец в воде и потереть его об предметное стекло. (В микроскопе обучающиеся увидят черные точечки и точки похожие на капельки воды. 1-2 и более точек могут находиться в движении - это микробы).

(Действие: дети выполняют задание)

 Педагог: Микробы умеют двигаться. И чем грязнее руки, тем их больше.

 Педагог: Ребята, а чтобы быть здоровыми и сильными, давайте сделаем гимнастику.

Физкультминутка с элементами точечного массажа.

Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься. Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!

(ходьба на месте)

 

(гладят)
(растирают крылья носа)
(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу)

(растирают пальцами мочки ушей)
(хлопают в ладоши)

Закрепление материала

Педагог: Теперь предлагаю нарисовать микробы, которые только что рассмотрели под микроскопом.

Действие: раздаются листы с нарисованными ладонями, вставленные в файлик и фломастеры. В качестве подсказки  можно использовать картинку с изображением микробов. Дети рисуют.

Загадки микробов

Педагог: А что нужно делать, чтобы руки были чистыми? (Ответы детей: мыть руки)

Педагог: Руки необходимо регулярно и тщательно мыть с мылом. А давайте намоем наши грязные руки?

Ответы детей: Да!

Действие: выдаются ватные диски или губки (имитация кусочка мыла). Дети стирают нарисованные микробы.

Педагог: Я душистое мыло приятное,
Быстро мылюсь и ароматное.

Стоит только намочить
Пену можно получить.
И с микробами борюсь -
Это мой хороший плюс!

Заключительная часть

Педагог: Ребята давайте вместе подумаем, когда надо мыть руки? (Ответы детей)

- мыть руки перед едой;

- мыть руки с мылом после улицы;

- мыть руки, если запачкали;

- мыть руки после посещения туалета;

- не грызть ногти.

Педагог:  Мы сегодня с вами провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду. Ребята вам понравились наши эксперименты? Какой понравился больше всех? (Ответы детей)

Педагог:

Я желаем всем ребятам быть здоровыми всегда.

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!

Теперь знаете секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

D:\1 Работа, учёба\00 Для публикаций\IMG-20210331-WA0009.jpg

D:\1 Работа, учёба\00 Для публикаций\IMG-20210331-WA0010.jpg

D:\1 Работа, учёба\00 Для публикаций\IMG-20210331-WA0008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Удивительный магнит»

Конспект,  где главной целью непосредственной образовательной деятельности является создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению с...

«Маленькие экспериментаторы» методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»

Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Город Волшебства»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит»

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.  Тема: «Волшебный магнит»Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникат...