CИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка (младшая группа)

Закаливание детей заключается в систематическом много­кратном дозированном воздействии на организм тех факто­ров, которые часто являются причиной заболеваний. Закали­вание способствует нормализации всех физиологических про­цессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_zakalivaniya_vospitannikov_mladshego_vozrasta.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

CИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

МБДОУ

Детский сад №27

Разработала: Стогова Светлана Михайловна

                         

Гусь-Хрустальный

2022г.

Закалять — это значит систематически,

многократно, дозировано воздействовать

 на организм теми факторами,

 которые часто являются

причиной заболеваний.

Закалить — это значит вызвать

устойчивое протекание всех

 физиологических процессов

при любых изменениях температуры,

атмосферного давления,

магнитных и электрических

полей Земли и т. д.

Закаливание — это образ жизни!

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.

Система терморегуляции ребенка раннего возраста имеет целый ряд особенностей.

Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна. В одних и тех же условиях у детей раннего возраста наблюдается более высокая температура, чем у взрослых; иногда температура у ребенка повышается при эмоциональном напряжении, при физической активности. Это заставляет с большой осторожностью подходить к любым методам специального закаливания.

Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев (в частности, мышечных). При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится «гусиной» и ее поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2—2,5 лет. Если всю поверхность кожи взрослого разделить на массу тела, мы получим 0,025 м2 на 1 кг. У ребенка эта цифра равна 0,069 м2, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи. Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.

 Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:

1,спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам; кожа бледнеет и становится холодной;

2,расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, ощущение тепла.

В настоящее время незначительное число детей в саду относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья (экссудативный диатез и другие проявления аллергии, постгипоксическая энцефалопатия, различные заболевания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например, застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).

В соответствии с индивидуальными особенностями детей (состояние здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальная чувствительность к действиям закаливающих агентов) их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка:

I        группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже

закаливали;

II        группа — ранее не закаливаемые дети или дети, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после
острых заболеваний, а также дети группы риска;

III        группа — дети, имеющие выраженные отклонения в со
стоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

Следует отметить, что в домах ребенка большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.

Если в группе есть дети, которые могут быть отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры

могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).

 

Другой важный принцип закаливания — систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать ребенка нужно с рождения и на протяжении всей жизни. Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость к холоду через 2—3 недели, а у ребенка это происходит еще раньше.

Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне. В одном из домов ребенка в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка закаливающие процедуры стали системой.

Очень важна также многофакторность закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и пр.

Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В условиях дома ребенка это особенно важно, так как дети в группе разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.

Не менее важно сочетать действие местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Именно поэтому в настоящее время большое внимание уделяется занятиям физкультурой на свежем воздухе.

Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Методы закаливания

1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя.

Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).

Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 "С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.

Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2.        Метод контрастный.

Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем Холодовых.

Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.

Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном — Х(олод) — Т(епло) — Х(олод).

3.        Метод без снижения температуры.

Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание.

В данном методе используются все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д.

4.        Метод интенсивного закаливания.

Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть рекомендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, обладающим соответствующим типом терморегуляции.

Перечень противопоказаний

1.Негативное отношение и страх ребенка.

2.Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или     профилактической прививки.

3.Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.

4.Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течение последнего месяца.

5.Высокая температура тела в вечерние часы.

6.Выраженная недостаточность питания.

7.Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.

СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

Время проведения

Мероприятия

Первая половина бодрствования

Закаливание воздухом

1. Дыхательная гимнастика

2.Прогулка

Закаливание водой

1.Умывание. (Температура воды в начале закаливания 20°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С.) Детям старше двух лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

Вторая половина бодрствования

Закаливание воздухом

1.Воздушная ванна при смене белья после сна .

2.Дыхательная гимнастика

3.Босохождение ( с применением различных дорожек, а так же дорожек смоченных раствором морской соли)

4.Обтирание ребенка сухой рукавицей

5.Прогулка

Летом пребывание под лучами солнца 2—3 раза в день, начиная с 5—6 мин до 8—10 мин

ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК ЗАКАЛИВАНИЯ

Закаливание воздухом

Самое мягкое средство повседневного закаливания — это закаливание воздухом.

Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий. Для того чтобы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка.

Постоянная смена воздуха обеспечивается проветриванием. Проветривая помещение, открывают двери, фрамуги или окна, расположенные на одной стороне комнаты (одностороннее проветривание), на смежных сторонах (угловое проветривание) или на противоположных (сквозное проветривание).

Воздушная ванна 

Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания. В это время (6—8 мин) ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, при проведении массажа и утренней гимнастики, которая вводится в начале третьего года жизни, ребенок тоже получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде (трусы, майка, тапочки).

Для детей, отнесенных к III группе закаливания, рекомендуются кратковременные воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики и массажа, обтирание сухой рукавицей, сухим полотенцем.

В теплое время зарядку проводят при одностороннем проветривании, а в холодную погоду зимой — при закрытых окнах, но сразу после проветривания. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху (и только при этом условии), на все время бодрствования их можно оставлять в облегченной одежде (гольфы, рубашки (платья) с короткими рукавами) не только летом, но и зимой. Данная рекомендация должна восприниматься крайне индивидуально. Дети даже с легкими перинатальными расстройствами склонны к спазму периферических сосудов и больше подвержены охлаждению. При резком похолодании, особенно зимой, одежду нужно изменить; если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготки, рубашки, платья с длинными рукавами, чтобы им было тепло.

Сухое обтирание

Обтирание ребенка сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте еще нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям.

Дыхательная гимнастика

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.

Дыхательная гимнастика позволяет эффективно решать следующие задачи.

1. Повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Примерные комплексы упражнений смотри в приложении

Прогулки

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играют прогулки. Основоположники педиатрии считали, что день, проведенный без прогулки, потерянный день в жизни детей. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребенка, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Рекомендуемые одежда и обувь для детей старше года в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Одежда

Температура воздуха (°С)

22 и выше

от 22 до 20

от 20 до 18

от 17 до 16

от-15

до+6

от+6

до-2

от-3 до-8

от-9 до-12

от-14* и ниже

Майка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Трусы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Колготы

+

+

+

+

+

+

•+

Рейтузы

+

+

+

+

Платье   хлопчатобумажное или фланелевое

+

+

Платье шерстяное

+

+

+

+

+

+

+

Кофта

+

+

Куртка или зимнее пальто

+

+

+

+

Обувь

Туфли

+

+

+

+

Сапожки     утепленные

+

+

+

+

Носки

Число слоев одежды

2

2

2

3

3—4

4

4

4-5

4—5

Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается, прежде всего, кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались.  Игры и спортивные развлечения не должны требовать чрезмерной подвижности.

Прогулки в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на открытом воздухе в течение 3-4 ч.

В весенне-летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть легкой (спортивный костюм или трусы и майка).

Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.

Хождение босиком.

Очень полезно приучать детей ходить босиком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Сначала дети 5—10 мин ходят в носках, а затем босиком; время хождения постепенно увеличивается по показаниям врача. Хождение босиком оказывает влияние на функции всех органов (см. рис.).

В разработанных мероприятиях по закаливанию детей предлагается босохождение с применением различных видов дорожек, а так же дорожки смоченной в водном растворе морской соли. Дорожки должны ежедневно чередоваться .

Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо прогретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, что является предупреждением плоскостопия. Естественно, место прогулки должно быть очищено от стекол, грязи и пр. Ни о каком специальном закаливании не может быть и речи, если ребенок не гуляет из-за невозможности организовать прогулку. Не следует забывать о том, что, делая ребенку ежедневный массаж, мы проводим воздушные ванны, а также массируем стопу.

Закаливание водой

Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигиенических целях. Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов.

Гигиенические процедуры.

При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. В летнее время они могут умываться прохладной водой из-под крана, но, если эта процедура начинается в прохладное время, надо использовать теплую воду (+28 °С), постепенно (каждые 2—3 дня1) снижая ее температуру на 1—2° и доведя до 18—17 °С. Сразу после умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1—2 мин.

Общие водные процедуры.

 Процедуры в душе, ванной не следует проводить раньше чем через 30—40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны 36—35 °С, продолжительность процедуры — 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребенка. По мере тренировки температуру воды в ванне не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 градуса холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно, достаточно быстро вытереть и одеть ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплексы дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика №1

 «Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

· «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

Дыхательная гимнастика №2

Выполняется после пробуждения.

Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз

Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.

«Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.

«Кошечка просыпается». Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.

На ковре котята спят, Просыпаться не хотят, Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянутся, улыбнутся, Всем открыть глаза и встать.

«Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.

«Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Игры с одеялом.

 /Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза/

Вот идет лохматый пес, А зовут его - Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят.

Игровые упражнения

Упражнения из положения «стоя»

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз

Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз

«Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.

 «Лови комара». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над голо вой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п. — вдох.

«Помаши крыльями, как петух». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!».

«Косарь». 

И.п. — встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться Н1 право и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!»

«Дровосек». И.п. — встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться вперед] опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-Х ч1 Б-а-а-х-х!»

«Гуси шипят». И.п. — встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и.п. — ВДОИ

«Часики». И.п. — встать прямо, ноги слегка расставить, рук на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выходом сказать: «I и так». Возвратиться в и.п. — вдох. То же в другую сторону.

«Поиграй на трубе». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выдохом приговаривать: «Ту! Ту! Ту!».

«Вертушка». И.п. — встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».

«Вырасти большим». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох, произнося: «У-х-х-х».

«Спрятались». И.п. — встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и.п. — вдох.

«Лягушка прыгает». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одновременным выдохом и произнести: «Ква-ак».

Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях»

«Гребцы». И.п. — сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны — вдох.

«Маятник». И.п. — сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Так-так».

«Прижми колени». И.п. — сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и.п. — вдох.

 «Мотор». И.п. — стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося: «Р-р-р-р». Возвратиться в и.п. — вдох.

«Мишка спит». И.п. — лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и.п.

«Заблудился». Дети изображают заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у! А-у-у-у!».

«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят: «Г-у-у-у-у! Г-у-у-у-у!».

«Собираем цветы». Дети ходят по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный), выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».

«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все парашутики с одуванчика.

«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.

«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.

Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произноси «Ш-ш-ш-ш».

Упражнения на нормализацию дыхания

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода |


мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.

«Обними себя». И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п. — вдох.

«Сдуем снег (пыль) с обуви». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны.

Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе

ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Формировать у детей исследовательские способности впроцессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении...

«Здравствуй, малыш!» Проект по адаптации дошкольного младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностно...