Формирование культуры безопасного поведения детей 4-5 лет
проект (средняя группа)
Основное содержание моей программы строится по специально разработанным направлениям:
- «Правила дорожного движения»,
- «В здоровом теле здоровый дух»,
- «Безопасность в помещении»,
- «Безопасность в природе»,
- «Общение с незнакомыми людьми».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:
- природные;
- техногенные;
- социальные.
Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:
1)Опасности дома (или бытовые).
2)Опасности на природе.
3)Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
*отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждую НОД следует позитивно. В тоже время не следует превращать обыгрываемую ситуацию в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Основное содержание моей программы строится по специально разработанным направлениям:
- «Правила дорожного движения»,
- «В здоровом теле здоровый дух»,
- «Безопасность в помещении»,
- «Безопасность в природе»,
- «Общение с незнакомыми людьми».
Принципы и подходы
Программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизма в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучение по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоя-тельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, данная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Высотского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий
- Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:
А) Дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка.
Задание:
Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице:
- Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу?
- Объясни, что это за знак?
- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.
- Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…).
Б) Дидактическая игра «Специальные машины».
Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.
Задание:
- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?
- Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:
А) Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» (с подгруппой детей)
Материал: мяч.
Задание:
Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода).
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.
2 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.
1 балл – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется; ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.
- Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедея-тельности (в ходе наблюдений):
- Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.
- Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц.
- Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице.
Критерии оценки:
3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.
2 балла – ребенок выполняет правила со словесной помощью воспитателя.
1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.
4. Уровень сформированности основ безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
А) Дидактическая игра «Общение с незнакомцем»
Материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», кукла Маша
Задание:
Воспитатель просит ребенка помочь кукле Маше в общение с незнакомцем
- Как нужно себя вести, если к тебе подошел незнакомец?
- Если незнакомец пригласит тебя в гости, что ты будешь делать?
- Если незнакомец пригласит тебя смотреть щенка, что будешь делать?
-Если незнакомец предлагает тебе конфету и зовет в машину, что ты будешь делать?
Б) Дидактическая игра «К тебе в дверь позвонили»
Материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», дома, двери.
Задание:
- Что нужно спросить, если в дверь звонят?
- Ты откроешь дверь незнакомцу?
Критерии оценки:
3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.
2 балла – ребенок выполняет правила со словесной помощью воспитателя.
1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.
Ожидаемые результаты
У детей сформированы знания о здоровом образе жизни, они осознают понятие «здоровый образ жизни»;
Дети сознательно и ответственно относятся к личной безопасности и безопасности окружающих;
Имеют знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, правила дорожного движения;
Имеют основы экологической культуры и бережного отношения к природе;
Имеют элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Перспективный план работы с родителями.
Сентябрь
- Родительское собрание с целью ознакомления родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
- Анкетирование родителей по ДТП
- Обеспечение безопасного поведения детей в быту.
- Информационная папка – Осторожно ядовитые грибы!
Октябрь
- Анкетирование родителей по ЗОЖ
- Информация для родителей - Советы по охране жизни и здоровья детей.
- Информационный стенд - Основные правила поведения и действия при пожаре.
- Беседа – Светофор наш друг.
Ноябрь
- Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых»
- Листовка – обращение о выполнении ПДД зимой.
- Информационный стенд - Отравление ядовитыми грибами.
- Информация для родителей - Витамины и здоровье.
Декабрь
- Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»
- Консультация - Правила безопасности на водоёмах зимой.
- Анкетирование по безопасному поведению дома.
- Информационный стенд – Профилактика ОРЗ
Январь
- Информационный стенд для родителей - Безопасность поведения детей и взрослых дома.
- Консультация - Ваш ребенок дома один, его окружают острые предметы.
- Информационный стенд - Закаливание.
Февраль
- Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
- Привлечение родителей к оформлению уголка ПДД «ПДД – наши лучшие друзья»
- Листовка - Правила поведения при пожаре.
- Беседа - Пешеходный переход это необходимость.
Март
- Информационный стенд - Безопасность на дорогах.
- Консультация - Чем занять своего ребёнка дома.
- Беседа – Если ребенок потерялся в большом магазине?
- Информационная папка – Предотвращение авитаминоза
Апрель
- Подготовка фотоматериалов «Улицы Набережных Челнов»
- Беседа « Осторожно, незнакомец!
- Консультация - правила поведения в общественном транспорте.
- Консультация - Правила безопасности на льду водоёма весной.
Май
- Информационный стенд - Безопасность на дорогах.
- Памятка родителям о закаливании детей в семье.
- Информационная папка - Правила дорожного движения пешехода.
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей 4-5 лет на природе».
Целью является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасном поведении в окружающей среде через различные виды, формы, методы деятельности.
Задачи:
*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.
Краткосрочный проект на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей 4-5 лет в быту»
Одна из важных сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнем или пожарная безопасность. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые должны предупредить ребенка о, возможных последствиях его действий, но не напугать. Необходимо показать, как созидательную, так и разрушительную сторону огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но при неправильном обращении огонь может стать и врагом. Во многих случаях от самого человека зависит, станет ли огонь другом или врагом. Это правило нужно детям хорошо запомнить.
Закреплению и уточнению знаний детей способствуют:
· чтение художественной литературы;
· использование публикаций периодической печати;
· игровая деятельность ( дидактические, сюжетно – ролевые игры);
· совместная творческая деятельность детей и родителей и т.д.
Важной ситуацией при воспитании культуры безопасного поведения – это безопасность дома. Помимо пожарной безопасности, о которой говорилось выше, важно помнить - источником повышенной опасности, для дошкольника являются:
- предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, электрические розетки, спичкии т.д.);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, и т.д.);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож и т.д.).
При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений («Кошкин дом» С. Маршака), играми – драматизациями и т.д.
Долгосрочные проекты
Примерное комплексно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие педагогической компетентности родителей как одно из условий формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах города
Опыт работы по созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыке безопасного поведения на улицах города....
План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....
Внедрение инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. май 2017
Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно о...
Картотека игр на формирование культуры безопасного поведения детей первой младшей группы
Игры - это важная часть деятельности дошкольников. Именно через игру дети познают этот чудесный и в то же время опасный мир. Наша задача - это помочь им понять и справиться с их любопытством, страхом ...
Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...