Экологический проект "Азбука здоровья"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Азбука здоровья»
для детей 5-6 лет
Пояснительная записка.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни и создание условий для сохранения и укрепления их здоровья.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами: Закон РФ «Об образовании», закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Для реализации данного направления был разработан проект «Азбука здоровья» для работы с детьми старшей группы.
Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – ноябрь 2021)
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет) детского сада, воспитатель группы, родители.
Предмет исследования: факторы, способствующие сохранению здорового образа жизни.
Актуальность темы.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формирование здоровья нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Одним из основных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, является здоровое питание. В нашем проекте основное внимание уделяется фруктам и овощам, содержащимся в них витаминам, и пользе, которую они приносят организму человека.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактический мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни, формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, витаминов для здоровья человека.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Предполагаемые результаты:
-имеют представления о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников;
- создание педагогами содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- сформирована активная родительская позиция;
- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Результат проекта: фотоальбом «В здоровом теле – здоровый дух», ,
План реализации проекта в старшей группе.
Подготовительный этап проекта.
Задачи | Формы работы |
Уточнение у детей имеющихся знаний, информации | Педаг. Наблюдения в процессе игр, наблюдения |
Разработка плана реализации проекта | Подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме |
Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта | Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Разработка конспектов НОД, бесед. Подбор наглядного и демонстрационного материала. |
Привлечение внимания педагогов, медицинского работника, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста | Анкетирование родителей. Родительское собрание. Беседы. Консультации. |
Основной (исследовательский) этап проекта.
Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Экскурсии: «Медицинский кабинет», «Как готовят обед (на пищеблок)». Наблюдения «От простой воды и мыла у микробов тает сила», «Проба на задержку дыхания», «Какой снег?» Исследовательская деятельность «Рассматривание кожи человека под лупой», «Что будет, если не мыть овощи и фрукты?», «Как правильно мыть руки». Беседы: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Почему полезны овощи и фрукты», «Чистота – залог здоровья», «Что вредно и полезно для здоровья?», «Полезные и вредные продукты», «Питание – необходимое условие жизни человека», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!». Конспекты НОД: «Как устроено тело человека?», «Я расту здоровым», «В поисках книги Здоровья», «Где прячется здоровье?», «Азбука здоровья». | Создание коллажа с помощью родителей «Полезные продукты на столе» Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Проведение родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье» |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Магазин полезных продуктов», «Столовая, кухня (сервировка стола)», «Детский сад», «Семья». Дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Полезная и вредная еда», «Правда это или нет?», «Продолжи фразу», «Кому что нужно», «Откуда к нам на стол продукты пришли?», «Зеркало», «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доктор Айболит», «Мой организм», «Витаминное лото»., «Овощная радуга», «Узнай на вкус», «Аскорбинка и ее друзья». Проблемно-игровые ситуации «Как избежать неприятностей?», «Что полезней?», «Где лучше кушать: дома или в кафе?», «Кто такие микробы?» | Консультации «Режим дня», «Двигательные игры-разминки». |
Коммуникативная | Рассматривание альбомов «Виды спорта», «Лекарственные растения», «Режим дня»., «Зимние забавы», «Что растет на огороде?» Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Здоровье». Составление сказок и рассказов о здоровье. Беседы: «Где живут витамины?», «Почему важно заниматься спортом?», «Чтобы зубы были крепкими и белыми, нам зубную щетку сделали». Словесные игры: «Доскажи словечко», «Ты катись, веселый бубен…», «Я скажу, а ты продолжи». Дидактические игры: «Утро начинается с дел обычных и привычных», «Угадай вид спорта». | Копилка детских вопросов (ответы на вопросы детей на заданную тему). Выставка фотографий «Любимое блюдо моей семьи». |
Двигательная | Физкультурный досуг «Мини олимпийские игры». Эстафета «Приготовь вкусный суп», «Сделаем салат» Игра – эстафета «Быть здоровыми хотим!» Физические упражнения на прогулке. Элементы спортивных игр «футбол», «бадминтон», «баскетбол». Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Ловишки с ленточками», «Цапля», «Бездомный заяц», «Передай - встань», «Эстафета», «Полоса препятствий», «Выше ноги от земли», «Передай мяч», «Собери урожай», «Мой веселый звонкий мяч». Ритмические упражнения под музыку. Утренняя гимнастика и гимнастика после сна. Дыхательная гимнастика. Динамические паузы: «Буду сильный!», «Рано утром просыпайся», «Будем прыгать и скакать!» Пальчиковая гимнастика. Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Использование массажных ковриков «Дорожки здоровья». | Оформление папки-передвижки «Азбука здоровья». Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудование с помощью родителей. |
Продуктивная | Рисование: «Мои любимые продукты», «Здоровый образ жизни», «Как мы спортом занимались», «Мои олимпийские игры», «Прогулки в детском саду», «Я и моя семья – мы любим спорт». Аппликация: «Мы зарядку делаем», «Полезные и вредные продукты», «Угадай вид спорта». Лепка: «Я и мой друг», «Спортивное оборудование», «Где живут витамины», «Моя семья». Изготовление из соленого теста атрибутов для игры «Магазин». Изготовление коллективной газеты «В здоровом теле – здоровый дух» | Выставка творческих семейных работ «Какое оно здоровье?» |
Восприятие художественной литературы (чтение) | Отгадывание загадок о здоровье, об овощах и фруктах, «Части тела». Чтение и разучивание пословиц и поговорок о здоровье. Чтение стихотворной пьесы «О пользе витаминов» (автор В.В. Иштирякова) Рассматривание иллюстраций. Чтение потешек. Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила», «Прививки»; А. Барто «Девочка чумазая»; Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; Б. Житков «Что я видел»; Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки»; Г.Н?. Зайцев «Уроки Мойдодыра»; Е.А. Алябьева «Поучительные сказки»; энциклопедия «Почемучка»; серия «Смешарики «ОРЗ». | Изготовление папки-передвижки «Берегите своих детей» (детский травматизм) |
Конструктивная | Конструирование из строительного материала: «Стадион», «Дворец спорта», «Детская площадка». Ручной труд из бумаги и картона – изготовление карточек «Мы зарядку делаем». | Памятки для родителей: «Глаза – зеркало души», «Как сделать правильный выбор?», «Детям о здоровье». |
Заключительный этап проекта.
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Проведение развлечения «Азбука здоровья» | Выявить умение находить решение разных проблемных ситуаций, владея своими знаниями и навыками. |
Анализ умений и навыков по теме проекта | Педагогические наблюдения и беседы |
Оформление фотоальбома «В здоровом теле – здоровый дух». Выставка детско-родительских работ на тему: «Что значит здоровье для нашей семьи?» | Презентация результатов проекта |
Оформление проекта | Предоставление материалов для «Аукциона экологических проектов» |
Вывод.
Данный проект , который был реализован с детьми подготовительной группы, показал следующее: у детей сформировались элементарные представления и понятия о здоровом образе жизни, о его формирующих факторах ( в том числе здоровое питание, знания о витаминах). За время осуществления проекта у детей было отмечено значительное повышение интереса к здоровому образу жизни, что нашло свое отражение в процессе участия в образовательной и игровой деятельности, в художественно-эстетическом развитии.
Родители приняли активное участие в проекте: оформили выставку рисунков на тему «Что значит здоровье для нашей семьи», было изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование, также приняли активное участие в подготовке и проведении итогового тематического мероприятия «Азбука здоровья».
Проект помог родителям и детям понять необходимость приобщения своей семьи к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Зимние развлечения".
Интегрированная прогулка построена на играх и игровых упражнениях с художественным словом....
Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Приключения в осеннем лесу".
В конспекте прослеживается тесная взаимосвязь экологии и физической культуры....
План-конспект интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе....
Экологический проект:"Здоровое питание-залог здоровья !"
Паспорт проекта.Тип проекта: информативно-воспитательный.Вид проекта: груп...
Экологический день здоровья «Путешествие по экологической тропе»
Занятие нацелено на воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры....
Экологический день здоровья «Путешествие по экологической тропе»
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас праздник спорта, здоровья и хорошего настроения! Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семья:Должен быть режим у дня.Чистить зубы, умыват...
Экологический проект "Здоровое питание, залог здоровья!"
Краткосрочный проект...