Экологический проект "Азбука здоровья"
проект (старшая группа)

Розаева Анна Владимировна

Экологический проект "Азбука здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zdorovya_2.odt21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Азбука здоровья»

для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни и создание условий для сохранения и укрепления их здоровья.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из самых стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами: Закон РФ «Об образовании», закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья  и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Для реализации данного направления был разработан проект «Азбука здоровья» для работы с детьми старшей  группы.

Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих  технологий, с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – ноябрь 2021)

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет) детского сада, воспитатель группы, родители.

Предмет исследования: факторы, способствующие сохранению  здорового  образа жизни.

Актуальность темы.

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формирование здоровья нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Одним из основных факторов, способствующих сохранению и укреплению  здоровья дошкольников, является здоровое питание. В нашем проекте основное внимание уделяется фруктам и овощам, содержащимся в них витаминам, и пользе, которую они приносят организму человека.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактический мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни, формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи проекта.

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Воспитание культурно-гигиенических навыков.

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

- Совершенствовать знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, витаминов для здоровья  человека.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

- Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Предполагаемые результаты:

-имеют представления о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;

- развитие коммуникативных способностей воспитанников;

- создание педагогами содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

- сформирована активная родительская позиция;

- повышение компетентности педагогов и  родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни.

Результат проекта: фотоальбом «В здоровом теле – здоровый дух», ,

План реализации проекта в старшей группе.

Подготовительный этап проекта.

Задачи

Формы работы

Уточнение у детей имеющихся знаний, информации

Педаг. Наблюдения в процессе игр, наблюдения

Разработка плана реализации проекта

Подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме

Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД, бесед.

Подбор наглядного и демонстрационного материала.

Привлечение внимания педагогов, медицинского работника, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Анкетирование родителей.

Родительское собрание.

Беседы.

Консультации.

Основной (исследовательский)  этап проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность

взрослого и детей

Работа

с родителями

Познавательно-исследовательская

Экскурсии: «Медицинский кабинет», «Как  готовят обед (на пищеблок)».

Наблюдения «От простой воды и мыла у микробов тает сила», «Проба на задержку дыхания», «Какой снег?»

Исследовательская деятельность «Рассматривание кожи человека под лупой», «Что будет, если не мыть овощи и фрукты?», «Как правильно мыть руки».

Беседы: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Почему полезны овощи и фрукты»,  «Чистота – залог здоровья», «Что вредно и полезно для здоровья?», «Полезные и вредные продукты», «Питание – необходимое условие жизни человека», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!».

Конспекты НОД: «Как устроено тело человека?», «Я расту здоровым», «В поисках книги Здоровья», «Где прячется  здоровье?», «Азбука здоровья».

Создание коллажа с помощью родителей «Полезные продукты на столе»

Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Проведение родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье»

Игровая

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Магазин полезных продуктов», «Столовая, кухня (сервировка стола)», «Детский сад», «Семья».

Дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Полезная и вредная еда», «Правда это или нет?», «Продолжи фразу», «Кому что нужно», «Откуда к нам на стол продукты пришли?», «Зеркало», «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доктор Айболит», «Мой организм», «Витаминное  лото»., «Овощная радуга», «Узнай на вкус», «Аскорбинка и ее друзья».

Проблемно-игровые ситуации «Как избежать неприятностей?», «Что полезней?», «Где лучше кушать: дома или в кафе?», «Кто такие микробы?»

Консультации «Режим дня», «Двигательные игры-разминки».

Коммуникативная

Рассматривание альбомов «Виды спорта», «Лекарственные растения», «Режим дня»., «Зимние забавы», «Что растет на огороде?»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Здоровье».

Составление сказок и рассказов о здоровье.

Беседы:  «Где живут витамины?», «Почему важно заниматься спортом?», «Чтобы зубы были крепкими и белыми, нам зубную щетку сделали».

Словесные игры: «Доскажи словечко», «Ты катись, веселый бубен…», «Я скажу, а ты продолжи».

Дидактические игры: «Утро начинается с дел обычных и привычных», «Угадай вид спорта».

Копилка детских вопросов (ответы на вопросы детей на заданную тему).

Выставка фотографий «Любимое блюдо моей семьи».

Двигательная

Физкультурный досуг «Мини олимпийские игры».

Эстафета «Приготовь вкусный суп», «Сделаем салат»

Игра – эстафета «Быть здоровыми хотим!»

Физические упражнения на прогулке.

Элементы спортивных игр «футбол», «бадминтон», «баскетбол».

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Ловишки с ленточками», «Цапля»,

«Бездомный заяц», «Передай - встань», «Эстафета», «Полоса препятствий», «Выше ноги от земли», «Передай мяч», «Собери урожай», «Мой веселый звонкий мяч».

Ритмические упражнения под музыку.

Утренняя гимнастика и гимнастика после сна.

Дыхательная гимнастика.

Динамические паузы: «Буду сильный!», «Рано утром просыпайся», «Будем  прыгать и скакать!»

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Использование массажных ковриков «Дорожки здоровья».

Оформление папки-передвижки «Азбука здоровья».

Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудование с помощью родителей.

Продуктивная

Рисование: «Мои любимые продукты», «Здоровый образ жизни», «Как мы спортом занимались», «Мои олимпийские игры», «Прогулки в детском саду», «Я и моя семья – мы любим спорт».

Аппликация: «Мы зарядку делаем», «Полезные и вредные продукты», «Угадай вид спорта».

Лепка: «Я и мой друг», «Спортивное оборудование», «Где живут витамины», «Моя семья».

Изготовление из соленого теста атрибутов для игры «Магазин».

Изготовление коллективной газеты «В здоровом теле – здоровый дух»

Выставка творческих семейных работ «Какое оно здоровье?»

Восприятие художественной литературы (чтение)

Отгадывание загадок о здоровье, об овощах и фруктах, «Части тела».

Чтение и разучивание пословиц и поговорок о здоровье.

Чтение стихотворной  пьесы «О пользе витаминов»  (автор В.В. Иштирякова)

Рассматривание иллюстраций.

Чтение потешек.

Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила», «Прививки»; А. Барто «Девочка чумазая»; Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; Б. Житков «Что я видел»; Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки»; Г.Н?. Зайцев «Уроки Мойдодыра»; Е.А. Алябьева  «Поучительные сказки»; энциклопедия «Почемучка»; серия «Смешарики «ОРЗ».

Изготовление папки-передвижки «Берегите своих детей» (детский травматизм)

Конструктивная

Конструирование из строительного материала: «Стадион», «Дворец спорта», «Детская площадка».

Ручной труд из бумаги и картона – изготовление карточек «Мы зарядку делаем».

Памятки для родителей: «Глаза – зеркало души», «Как сделать правильный выбор?», «Детям о здоровье».

Заключительный этап проекта.

Мероприятия

Ожидаемый результат

Проведение развлечения «Азбука здоровья»

Выявить умение находить решение разных проблемных ситуаций, владея своими знаниями и навыками.

Анализ умений и навыков по теме проекта

Педагогические наблюдения и беседы

Оформление фотоальбома «В здоровом теле – здоровый дух».

Выставка детско-родительских работ на тему: «Что значит здоровье для нашей семьи?»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для «Аукциона экологических проектов»

Вывод.

Данный проект , который был реализован с детьми подготовительной группы, показал следующее: у детей сформировались элементарные представления и понятия о здоровом образе жизни, о его формирующих факторах ( в том числе здоровое питание, знания о витаминах). За время осуществления проекта у детей было отмечено значительное повышение интереса к здоровому образу жизни, что нашло свое отражение в процессе участия в образовательной и игровой  деятельности, в художественно-эстетическом развитии.

Родители приняли активное участие в проекте: оформили выставку рисунков на тему «Что значит здоровье для нашей семьи»,  было изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование, также приняли активное участие в подготовке и проведении итогового тематического мероприятия «Азбука здоровья».

Проект помог родителям и детям понять необходимость приобщения своей семьи к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Зимние развлечения".

Интегрированная прогулка построена на играх и игровых упражнениях с художественным словом....

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Приключения в осеннем лесу".

В конспекте прослеживается тесная взаимосвязь экологии и физической культуры....

Экологический проект:"Здоровое питание-залог здоровья !"

                                  Паспорт проекта.Тип проекта: информативно-воспитательный.Вид проекта: груп...

Экологический день здоровья «Путешествие по экологической тропе»

Занятие нацелено на воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры....

Экологический день здоровья «Путешествие по экологической тропе»

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас праздник спорта, здоровья и хорошего настроения! Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семья:Должен быть режим у дня.Чистить зубы, умыват...