Конспект ООД в старшей группе по ЗОЖ
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ САДОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию основ ЗОЖ
для детей старшей группы
Старший воспитатель: Блях О. Н. (I КК)
2021 г.
Тема: «Микробы и вирусы вокруг нас»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Создание у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни, понимания важности заботы о собственном здоровье.
Задачи:
• учить устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные умозаключения
• развивать познавательный интерес, мыслительную и речевую активность
• воспитывать основы здорового образа жизни и желание следовать им.
Материалы и оборудование:
письмо-конверт с картинками, на которых изображены разные виды микробов от доктора Пилюлькина, ноутбук, аудиозапись голоса доктора, электронная презентация «Микробы и вирусы вокруг нас», картинки для составления правил здорового образа жизни.
Для проведения экспериментов - микроскоп, пипетка, стекла, косметические тени, пульверизатор. Для каждого ребенка зеркало и предметы гигиены (мыло, полотенце, медицинская маска).
Ход ООД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро! Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне!
Как приятно видеть вас бодрыми и веселыми! Очень хочется, чтобы такое настроение было у вас весь день! И это конечно получится, если мы будем чаще улыбаться и помогать друг другу!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Ты мой друг и я твой друг,
Скажем: «Здравствуй!» -
Всем вокруг.
(дети подходят к воспитателю, встают в круг)
(подают руки друг другу)
(говорят все вместе)
2. Беседа с детьми.
- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Здравствуй»? (выслушать ответы детей)
- Здороваясь, один человек желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку. А вы, все здоровы? (ответы детей)
- А как вы об этом узнали? (выслушать ответы детей)
- Опишите здорового человека. Какой он? (ответы детей)
- Когда мы здоровы, нам хочется играть, учиться, у нас хорошее настроение. Наш старый добрый знакомый доктор Пилюлькин прислал вам письмо. Давайте посмотрим, что же в нем. (воспитатель открывает конверт, показывает детям увеличенное изображение микробов) Какие-то картинки…
- Как вы думаете, что это или кто это? (предположения детей)
- Здесь что-то написано… (читает)
«Здравствуйте, мои юные друзья! Я не просто так прислал вам картинки. На них изображены маленькие злодеи. Попробуйте отгадать загадку и узнаете, кто это:
«Ужасно вредное животное:
Коварное и, главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет в человеке и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот» (выслушать предположения детей)
- Ребята, это маленькое, невидимое живое существо – микроб. А что происходит с человеком, если в его организм попали микробы? (ответы)
- Вот расскажите мне, по каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел? (ответы)
- Как чувствует себя заболевший человек? Вспомните, что чувствовали вы, когда болели? (ответы)
- Когда человек болен, ему ничего не хочется делать, у него плохое настроение, дети иногда плачут без причины, капризничают. Много неудобств и волнений доставляют нам микробы и вирусы, вызывающие разные болезни. Вот о них доктор Пилюлькин хочет рассказать вам сегодня много интересного. Эта информация будет полезной для вас, так что смотрите и слушайте внимательно.
3. Просмотр презентации.
Воспитатель предлагает детям удобно расположиться и посмотреть презентацию «Микробы и вирусы вокруг нас». Показ слайдов сопровождается вопросами педагога к детям и рассказом доктора Пилюлькина (голос в записи).
«Микроб – это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей».
- Люди давно знали о существовании разных болезней и иногда заболевали, заражаясь друг от друга. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать, в чём её причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от неё защититься. Так происходило до тех пор, пока учёные не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека. Микробы очень маленькие живые существа. За их ничтожную величину ученые и назвали их микробами от греческого слова «микрос», т.е. «маленький». Микроскоп позволил рассматривать микробов поштучно, каждого в отдельности. Разглядев разные виды микробов, ученые выяснили, что они разнообразны по форме, свойствам, образу жизни и по своему влиянию на человека и окружающую среду. (Рассматривание слайдов с изображением микроскопа и разных видов микробов).
- Вот это и есть возбудители разных болезней – микробы, которые живут повсюду. Как вы думаете, где они могут жить? (ответы детей).
- Микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Их можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много микробов на грязной коже.
- А как вы думаете, как микробы попадают к нам в организм? (ответы)
(Просмотр слайдов с изображением немытых овощей, ребенок сосущий палец, мальчик поранивший палец, девочка с грязными руками, и т.д.)
- Стоит только коварным существам попасть в организм человека вместе с едой, грязной водой или воздухом, они тут же начинают «вредничать» - заражать нас, выделять в организме человека яд и человеку становится плохо. У микробов есть одно интересное свойство. Они быстро размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. Особенно быстро микробы размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Мы с вами идеальный дом для разных микробов. Но внутри человека живут ещё и полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами и вирусами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы и вирусы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.
- Кто знает, какие болезни могут вызвать микробы? (ответы)
- Микробы могут вызвать очень опасные заболевания – туберкулез, сибирскую язву, ангину, чуму, воспаление легких, заражение крови, ковид – новое заболевание о котором сейчас очень много говорят. Что же делает человек, если чувствует, что все же заболел? (ответы)
- Человек объявляет войну микробам, вирусам и при помощи врачей начинает лечиться. Чем раньше человек начинает лечиться, тем быстрее выздоравливает. А чтобы врач назначил правильно лечение, необходимо грамотно суметь объяснить, что, где и как у вас болит. Тогда врач сумеет поставить правильно диагноз и назначить нужные лекарства.
4. Игра – пантомима «Угадай что болит?»
Воспитатель, с помощью пантомимы, показывает, что у него что-то болит. Дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот, воспитатель называет причину - дети показывают, что при этом может болеть.
Воспитатель: - болит голова -вы съели много сладостей -болит палец - грязные руки, немытые фрукты - болит ухо - вы пили холодное молоко | Дети: - шумно, душно - болят зубы - порезались, упали - болит живот - продуло, гулял без шапки - болит горло |
5. Динамическая пауза
Воспитатель:
- Что-то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся и поиграем в игру «Микробы» (Муз/игра по принципу игры «Ловишки»)
6. Дыхательная гимнастика
Воспитатель:
- А теперь остановились, выполним упражнения на дыхание.
Правую руку на грудь, левую на живот: делаем глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох. (Упражнение выполняется 3 раза)
- Ребята, я знаю, что вы очень любите экспериментировать. Давайте заглянем в лабораторию доктора Пилюлькина и посмотрим, что он нам приготовил.
7. Практическая экспериментальная деятельность детей.
Опыт 1 «Микробы в воде».
Цель: помочь детям увидеть микробы с помощью микроскопа.
Ход эксперимента:
- Хотите увидеть, как выглядят микробы? Давайте рассмотрим их в капельке воды.
Капельку талой снеговой воды, с помощью пипетки, поместить на стёклышко под микроскоп. Рассмотреть, обсудить с детьми.
Опыт 2 «Передай микроб».
Цель: показать детям, как микробы передаются от человека к человеку.
Ход эксперимента:
Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками и здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка.
- Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей)
- Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот! Вот так передаются невидимые глазу микробы. И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.
Опыт 3 «Мыло - враг микробов».
Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.
Ход эксперимента:
- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы?
Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, остались ли блестки на ладонях (дети моют руки с мылом).
- Посмотрите, остались блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей).
- У кого остались, скажите, их меньше стало или нет?
(Тем детям, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
Опыт 4 «Чих».
Цель: помочь детям наглядно увидеть, как распространяются микробы.
Ход эксперимента:
- Давайте проведем следующий эксперимент и посмотрим, как еще распространяются микробы. Вот у меня в руке обычный пульверизатор, в который я налила кипяченой воды. Как вы думаете, могут ли микробы жить в кипяченой воде? (ответы детей).
- В кипяченой воде микробов нет, они погибают, когда вода нагревается.
Представьте себе, что этот пульверизатор — это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим — выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? (ответы)
- Верно, вот тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот носовым платком или ладонью. Но от вредных микробов можно защититься. Как вы думаете это можно сделать? (ответы)
- Для этого проведем следующий опыт.
Опыт 5 «Опыт с зеркалом».
Цель: наглядно показать, как распространяются микробы, и каким способом человек может защищаться от них.
Ход эксперимента:
Взять зеркало и подышать на него – оно «запотело», сделать вывод о распространении микробов. Тогда предложить одеть медицинскую маску и еще раз подышать на зеркало - оно осталось чистым. Вывод - маска защищает от микробов, поэтому ее нужно носить в местах большого скопления людей: в магазинах, в транспорте, в поликлинике, тем более в наше время, когда необходимо защищать себя от эпидемии коронавируса.
- Ребята, в помещении, где находятся люди, скапливается очень много микробов, поэтому нужно чаще проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
8. Составление правил здоровья
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним главные правила здоровья (выкладывает картинки на ковролине):
1 – мыть руки с мылом по мере загрязнения и обязательно перед едой, после улицы, после посещения туалета, после общения с животными, не грызть ногти
2 – не пить грязную и сырую воду, пить только кипяченую
3 - при чихании и кашле закрывать рот и нос носовым платком, если его нет, то рукой
4 – проветривать комнату, делать своевременную уборку
5 – тщательно мыть овощи и фрукты
6 – не ковырять в носу, не брать его содержимое в рот
7 – обрабатывать ранки йодом или зеленкой.
8 – закаливаться, а не кутаться в теплую одежду
9 – следить за чистотой одежды, принимать душ
10 - заниматься физкультурой.
Воспитатель:
- Я желаю всем ребятам быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!
- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И главное всегда помните, что соблюдение правил гигиены защитит ваше здоровье!
В заключении предложить детям посмотреть мультфильм «Вирусы и бактерии» из серии «Тыр-тыр трактор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Конспект НОД в старшей группе детского сада. «Собака – друг человека» (старшая группа)
Конспект НОД по Окружающему миру...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...