Медиативный подход в работе педагога дошкольного образовательного учреждения
статья (средняя группа)

Королькова Анна Андреевна

Конфликтные ситуации — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации. В ссорах со сверстниками дети учатся находить компромиссы, отстаивать свое мнение. Все эти навыки пригодятся позже в школе, университете и взрослой жизни. На всех стадиях конфликта ребенок испытывает целый спектр эмоций.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации.

         Эмоциональные игры в детском саду помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на расслабление организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Медиативный подход в работе педагога дошкольного образовательного учреждения»

Подготовил

Воспитатель ГБ ДОУ детский сад №92

Королькова Анна Андреевна

Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации. В ссорах со сверстниками дети учатся находить компромиссы, отстаивать свое мнение. Все эти навыки пригодятся позже в школе, университете и взрослой жизни. На всех стадиях конфликта ребенок испытывает целый спектр эмоций.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации.

         Эмоциональные игры в детском саду помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на расслабление организма.

Игры на снятие эмоционального напряжения детей

«Злые добрые кошки»

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Рисуем стихотворение

Педагог предлагает детям инсценировать стихотворение. Он читает и повторяет, дети инсценируют.

Есть во дворе у нас мальчик Иван.

Он – ужасный хулиган!

Дразнит кошек и собак,

Не уймется он никак.

Ваня дерется со всеми подряд,

Встрече с ним никто не рад,

Скоро останется Ваня один,

Мы с ним дружить совсем не хотим!

Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

Упражнения на расслабление всего организма: 

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

 « Сосулька», «Мороженое»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

«Воздушный шар»

   Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы.

Затем расслабить их:  
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнения на расслабление мышц рук:

"Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать, как можно сильнее, правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: 

 Я возьму в ладонь лимон. 
 Чувствую, что круглый он.
 Я его слегка сжимаю – 
 Сок лимонный выжимаю.
 Все в порядке, сок готов. 
 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

Вибрация”.
 Какой сегодня чудный день! 
  Прогоним мы тоску и лень. 
  Руками потрясли.
  Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

"Палуба"

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
  Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
  Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Муравей»

Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Систематическое использование таких игр и упражнений позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...

«Педагогические технологии в работе педагога дошкольного образовательного учреждения »

Уточнение понятия "педагогическая технология",  классификация педагогических технологий....

Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.

Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....

Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Инновационные подходы в оздоровительной работе"

Ознакомление с инновационными  здоровьесберегающими технологиями, применяемые в нашем ДОУ  и опытом работы по "Су - Джок терапии...

Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном ...

Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...