Профилактическое мероприятие с педагогами образовательных учреждений
материал
Информационно-практическое занятие
Тема: Психическое здоровье воспитателя –
залог успешности творческой педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 16 «Аннушка»
____________Т.М. Байдакова
Приказ № 23 от 09.09.2021
Профилактическое мероприятие
с педагогами образовательных учреждений
Педагог-психолог высшей квалификационной категории:
Денисова Ольга Николаевна
Информационно-практическое занятие
Тема: «Психическое здоровье воспитателя –
залог успешности творческой педагогической
деятельности»
Пояснительная записка
Информационно-практическое занятие
Тема: Психическое здоровье воспитателя –
залог успешности творческой педагогической деятельности
Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель: способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на творческую самореализацию. В 1й части занятия идёт повествование о роли психического здоровья в профессиональной деятельности педагогов. Далее анализируется данные исследования уровня психического выгорания у педагогов ДОУ, выявляются барьеры, препятствующие педагогической деятельности, определяются основные составляющие психологического здоровья и завершающий этап занятия - примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов.
Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой (поскольку здесь присутствует очень много информации диагностического характера по проблеме эмоционального выгорания педагогов ДОУ именно конкретного учреждения) для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. В работе нашего детского сада оно выступало, как составная часть работы педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации.
Оборудование для проведения: ватманы, белые листы бумаги А 4, карандаши, фломастеры цветные.
Информационно-практическое занятие
Тема: Психическое здоровье воспитателя –
залог успешности творческой педагогической
деятельности
Цель:
- способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;
- мотивировать педагогов на творческую самореализацию.
План занятия:
1. Роль психического здоровья в профессиональной деятельности педагогов — выступление психолога.
2. Анализ результатов исследования психолого-педагогического портрета коллектива.
3. Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности:
а) Творческое задание: Упражнение «Контур человека»
б) Упражнение «Удовольствие».
в) Релаксационное упражнение «Новое платье».
Ход занятия
1. Выступление психолога «Роль психического здоровья в профессиональной деятельности педагогов».
Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»? Эти и другие вопросы напрямую связаны с психическим здоровьем человека, которое и является темой сегодняшнего выступления.
Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его развитие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творческих решений. В. то же время, призывая работать на пределе, ученые, тем не менее, предупреждают о трудной задаче — определить свою личную границу возможностей.
Все ли могут работать на пределе возможностей? Далеко не все. К сожалению, многие даже свою собственную работу перекладывают на чужие плечи. И делают это, ничуть не сомневаясь в правильности поступка. Если внимательно посмотреть, окажется, что людей, считающих вправе все получать в готовом виде, не так уж и мало. А, тем не менее, история говорит нам: жизнь подавляющего большинства выдающихся людей до предела была насыщена борьбой; преодолевая бесчисленные преграды, напрягая и свои способности, и свою волю, они вкладывали колоссальные усилия в дело, которому они себя посвятили. И наоборот — люди, судьба которых складывалась гладко и благополучно, чаще всего не достигали вершин успеха, а их потенциальные силы так и остались неиспользованными. У каждого на жизненном пути встречаются преграды, и надо, чтобы человек не уклонялся от их преодоления, не искал легких, обходных тропинок, мобилизуя свои силы, преодолевал препятствия. Надо привить себе вкус к борьбе во имя истинных дел, знаний и ценностей.
Но зачастую жизнь на пределе своих возможностей ведет к нарушению психического здоровья человека. Термин «психическое здоровье» имеет, прежде всего, отношение к отдельным психическим процессам. Мы поговорим о психологическом аспекте проблемы психического здоровья, который относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологический аспект психического здоровья рассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе и в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего отношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой. Во многом состояние психического здоровья объясняется социальными условиями жизни человека. Исходя из этого, выделяют факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций: это социально-культурные, социально-экономические и социально-психологические факторы.
1. Социально-культурный характер факторов обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.
2. Социально-экономические факторы — неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, материальным обеспечением.
3. Социально-психологические факторы — дисгармония во взаимоотношениях, конфликты, ссоры.
Все эти факторы в той или иной степени влияют на наше эмоциональное состояние, повышают тревожность, раздражительность и приводят к психологическому, дискомфорту, перенапряжению нервной системы, следствием которых могут быть различные соматические и функциональные заболевания.
Случаи могут быть разные, но важно, что любое соматическое заболевание всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии, иногда физические недуги вызывают психические переживания, психологический дискомфорт. Таким образом, признается взаимодействие «духа и тела». И если раньше было высказывание: «В здоровом - теле — здоровый дух!», то в настоящее время это звучит по иному: «Здоровый дух укрепляет здоровое тело», т. е. основа всему наш дух, внутреннее состояние души. Испытывая психологический дискомфорт, сможем ли мы нормально, эффективно работать? Вряд ли. Наше внимание, наши мысли невольно будут переключаться на тревожащие нас обстоятельства, здоровье. Настроение понижается. Мы становимся раздражительны или безучастны ко всему. О том, чтобы придумать что-то, творчески проявить себя, не может быть и речи. А между тем установлено, что люди, занятые творчеством, имеют более широкие интересы, активны, бодры, уверенны в себе и меньше подвержены болезням.
Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Даже в тяжелых условиях, кризисных ситуациях человек имеет возможность занять осмысленную позицию по отношению к жизни, сохранить волю к жизни. Человек есть то, что он сам из себя делает. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной, владеющей средствами Самопонимания, Самопринятия и Саморазвития. Эта Личность умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу, осознавать смысл своего существования и взаимодействовать с окружающими людьми. Психологическое здоровье определяет потенциальные возможности личности, формы проявления и меру ее творческой активности.
Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Большинство авторов (В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Н.П. Фетискин и др.), понимают под «выгоранием» состояние физического, эмоционального и умственного истощения, характерное для профессионалов, работающих с людьми (педагогов, врачей, работников социальной сферы обслуживания и др.). Факторы, влияющие на возникновение психического выгорания, — условия труда и его содержание, возможность участия в принятии решений, продолжительность рабочего дня, рабочие перегрузки и т. д.
При подготовке к занятию мы провели исследование уровня психического выгорания у педагогов, работающих в нашем дошкольном учреждении. Для анализа синдрома «выгорания» применялась методика, разработанная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
Результаты эксперимента показали, что у педагогов дошкольного образовательного учреждения в целом отмечается критический уровень психического выгорания независимо от возраста и стажа работы. Высокий уровень психического выгорания наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (60,4%), что сказывается на появлении негативного отношения к своей профессии, сознательному ограничению своих возможностей, манкированию служебными обязанностями, стремлению найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Может быть, поэтому у нас отсутствует желание аттестовываться на повышенные категории, участвовать в презентации достижений собственной педагогической деятельности и профессиональных конкурсах, проводить открытые мероприятия? По шкале «деперсонализация» результаты более удовлетворительные (21 % — высокая степень и 47% — средняя), наблюдаются излишняя конформность, чувство зависимости, частичные нарушения отношений с другими людьми, с воспитанниками. Эмоциональное истощение может проявляться в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и усталости.
Групповая работа. Воспитатели в группах обсуждают возможные причины возникновения синдрома выгорания. Среди них на первом месте находится неудовлетворенность заработной платой. Другим фактором является большая загруженность работой: часто приходится выполнять чужие функциональные обязанности, работать без младшего обслуживающего - персонала, много внимания уделять изготовлению пособий, дидактических игр, оснащению педагогического процесса, оформлению различной документации.
Психолог обобщает высказывания педагогов и делает вывод о том, что снижение психологического здоровья педагогов может стать барьером на пути творческой самореализации.
Синдром «выгорания» — серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов, проявления творческой активности педагогов, поэтому проведение своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий просто необходимо.
По мнению доктора медицинских наук Вадима Ротенберга важным фактором, повышающим устойчивость организма к стрессовым воздействиям, является активное поисковое поведение, направленное на изменение ситуации или на изменение отношения человека к ней. Психическое и физическое состояние человека больше зависит от того, как он ведет себя в той или иной ситуации, нежели от того, насколько последняя оказывает на него влияние. «А значит, человек перестает быть неким страдательным, пассивным объектом разнообразных внешних воздействий, не ждет более благоприятного поворота событий, а сам становится активным действующим лицом и находит выход из, казалось бы, тупикового положения. Человек, на мой взгляд, должен твердо знать, что если даже из экстремальной ситуации выхода нет, то нельзя прекращать борьбу! Это требует определенных усилий, но сам процесс полезен для психического и соматического здоровья, независимо, кстати сказать, от конечных результатов. Иными словами — надо сопротивляться обрушившимся на вас неприятностям. Нельзя капитулировать перед неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Это не пустое бодрячество, а научно подтвержденная истина».
В человеке генетически заложена потребность в поиске выхода из трудного положения, а реализация этого выхода в большой степени зависит от соответствующих условий и особенностей воспитания. На мой взгляд, работа в инновационном, творческом режиме может стать для нас как раз теми условиями, которые помогут сохранить психическое здоровье.
Перевод дошкольного учреждения в режим ОЭР по теме «Педагогические условия развития креативного потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности» требует не только развития творческого потенциала педагогов, но и благоприятного психологического климата в коллективе, оказывающего огромное влияние на уровень психического здоровья. Проведенная диагностика по методике «Оценка психологического климата в коллективе» показала, что степень его благоприятности — выше среднего: коллектив активен, между коллегами существуют доброжелательные взаимоотношения, небезразличны успехи и неудачи друг друга и всего Коллектива в целом. Но наряду с положительными характеристиками, присутствует и некая неудовлетворенность, например: нет желания вместе проводить время, не увлекают совместные дела. Т. е. до конца совместная деятельность еще не сложилась.
Как я уже сказала ранее, благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива.
Основные составляющие психологического здоровья:
1. Доверие друг другу.
2. Доброжелательность друг к другу.
3. Уважение индивидуальности человека. Принятие его таким, какой он есть.
4. Эмпатия — сопереживание, сочувствие другому человеку.
5. Взаимопомощь, особенно в трудные минуты для коллектива, эмоциональное единение: «Один за всех и все за одного».
6. Взаимопонимание — понимание другого человека и его ценностей.
7. Стремление к самопознанию, раскрытию своих внутренних резервов, уникальности, которая заложена природой в каждом человеке.
2. Результаты исследования педагогического коллектива (сообщение психолога).
Проведенный анализ самодиагностики педагогов выявил, что основными барьерами, препятствующими педагогической деятельности, являются:
1. Состояние здоровья.
2. Недостаток времени.
3. Стесненные обстоятельства.
4. Неадекватная обратная связь.
5. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководства.
6. Разочарование в результате имевшихся неудач.
К факторам же, стимулирующим развитие, относятся:
1. Обучение на курсах.
2. Дошкольная методическая работа.
3. Пример и влияние коллег и руководителей.
4. Интерес к работе (профессиональный интерес).
5. Доверие.
6. Занятия самообразованием.
Далее, исходя из вышеизложенного, педагогам предлагается задание: на «лепестках ромашки» написать пожелания для повышения удовлетворенности работы в коллективе, меры, которые необходимо для этого предпринять.
Процесс рождения и освоения нововведений, по мнению ученых, всегда характеризуется наличием к нему непростой системы отношений со стороны всех участников педпроцесса. Выявить отношения педагогов к вводимым изменениям, их мотивационную готовность к ним очень важно для дальнейшего развития ДОУ.
Что является стимулом принятия нового? Для большинства педагогов — это отдача от детей. Не менее важно материальное поощрение и самоудовлетворение. На последнем месте — общественно-моральное признание.
Анализ самооценки творческого потенциала выявил средний уровень его у всех членов педколлектива — 100 % (18 чел.), т, е. коллектив обладает вполне нормальным творческим потенциалом, и теми качествами, которые помогают ему творить, проявляющимися на среднем уровне. У большинства членов коллектива преобладает оптимистическое настроение. Активность, энергичность, а, следовательно, и мотивация достижений повышается, когда все идет планомерно. Но наряду с этим, низкие показатели имеют ситуации, когда приходится отстаивать свои принципы и убеждения, брать ответственность на себя за решение проблем в коллективе, выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо. Это говорит о пассивном принятии существующего мнения.
Проведенная экспресс-диагностика по «Опроснику Джонсона» выявила у 58 % педагогов высокий уровень креативности, 16 % — очень высокий, средний уровень — 21%.
3. Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности.
Упражнение «Контур человека».
Мы предлагаем Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.
Теперь задумайтесь – если Вам не хватает каких либо чувств и эмоций, значит необходимо стремиться ими овладеть…
Упражнение «Удовольствие».
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Релаксационное упражнение «Новое платье».
Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова - чуть откинута, плечи - расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох - глубоким, а выдох - удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.
Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине "Одежда": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.
В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.
Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.
Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберите какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.
Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.
Литература
Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ — 2004. — № 4.
Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы: (Материалы межрегиональной научно-практической конференции)/Сост. Т.Д. Крюкова, В.А. Соловьева, О.В. Сосидко. — Кострома, 2002.
Прохорова Л.Н. Феномен психического выгорания как препятствующий фактор творческой активности педагогов дошкольных учреждений//Сборник по материалам конференции «Образование и здоровье». — Владимир, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов образовательного учреждения
В данном материале, основанном на работах К.Ю. Белой, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, раскрываются назначение и функции Совета педагогов образовательного учреждения, основные положения, технологи...
Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста
В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...
Итоговая модель Рабочей программы педагога образовательного учреждения
Краткое содержание наполнения рабочей программы педагога образовательного учреждения...
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста....
Семинар - практикум для педагогов "«Способы релаксации для повышения стрессоустойчивости педагогов образовательных учреждений в условиях повышенной степени вредности труда»
Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г....
Выступление на методическом объединении педагогов образовательных учреждений района на тему "Формирование познавательной активности будущих школьников"
В выступлении освещается мой опыт работы в данном направлении и указаны основные аспекты формирования и развития познавательной активности будущих первоклассников в контексте ФГОС ДО....
статья "Современные формы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с родителями воспитанников"
В статье рассматриваются разнообразные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников....