Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики
картотека

Чуклай Ксения Анатольевна

В картотеке подобраны игры на развитие общей и мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_fizkulminutok_i_palchikovoy_gimnastiki.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 436 «Ивушка»

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

и  пальчиковой гимнастики

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Составила:

воспитатель 1 кв. к.

Чуклай К.А.

 «ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ»

«ДЕТСКИЙ САД»(физминутка)

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.  

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.    

(хлопки на каждое слово)

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

(пальцы кистей соприкасаются)

(руки движутся вправо-влево)

(приседание)

(имитировать лепку, рисование)

(руки сложить "замком" перед собой)

 

 «ПИРАМИДКА» (физминутка)

Вот большая пирамидка

И веселый мячик звонкий

Мягкий мишка косолапый

Все живут в большой коробке

Но когда ложусь я спать,

Начинают все играть.

(потянуться вверх)
(прыжки на месте)
(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

(показать большой квадрат)
(руки под щеку, закрыть глаза)
(изобразить любое движение)

 «ВСЕ РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ» (физминутка)

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели            Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

 

«ОГОРОД. ОВОЩИ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И  ОГОРОДЕ»

ОДНАЖДЫ ХОЗЯЙКА С БАЗАРА ПРИШЛА(пальчиковая гимнастика)

Хозяйка однажды с базара пришла,  

Хозяйка с базара домой принесла  

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..               

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.   

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. 

Хозяйка тем временем                

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала     

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..      

Накрытые крышкою,                    

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! 

И суп овощной оказался неплох!   

Шагают пальцами по столу.

Загибают по одному пальчику.

Хлопок.

– Попеременно ударяют кулачками.                    

Загибают по одному пальцу на название.

Хлопок.

Стучат ребром ладони.

Загибают по одному пальчику на руке.

Хлопок.

Складывают руки накрест.

Загибают по одному пальчику на руке.

Хлопок.

Показывают, как едят суп.

«НА ОГОРОДЕ» (физминутка)

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.          

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.  

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(потягивания—руки в стороны)

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

(приседания)

(потягивания — руки в стороны)

(потягивания — руки вперёд)

(дети садятся)

«УРОЖАЙ» (физминутка)

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем  

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.    

(шаги на месте)

( «таскают»)

(«копают»)

 («срезают»)

(показывают круг руками три раза)

 («рвут»)

(шаги на месте)

«СОБЕРИ УРОЖАЙ» (физкультминутка)

Ах, какой же урожай, 

Побыстрее собирай. 

Выкопай картошку с грядки, 

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

Чтобы съесть их поскорей. 

Срежь капусту, посоли, 

Маму с папой угости.

Выдерни морковь, редиску,

Поклонись им в пояс низко. 

Ай, какой же урожай, 

Ты в корзину загружай. 

(дети стоят лицом в круг)

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

(имитация копания огорода)

(наклониться, правой рукой)

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

(имитация выдёргивания овощей) (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

(руки развести в стороны, направив их движение к себе).

 

 

 

 


«Мы живем в России (Новосибирск)

 «МЫ ПО ГОРОДУ ГУЛЯЕМ» (динамическое упражнение)

Дети встают по кругу друг за другом на некотором расстоянии друг от друга.

Мы по городу гуляем,

За природой наблюдаем.

Вверх, на солнце, поглядели —

Лучи солнца нас согрели.

На полянку в парк пришли,

Там цветочки мы нашли.

Мы мать-мачеху срываем

И в букеты собираем.

На полянке пляшут птички — Желтогрудые синички.

Над цветами, вот так вот,

Пчелы водят хоровод.

Бегут по тропке муравьи.

Их сосчитаем: раз, два, три...

А потом мы к речке быстрой,

Чистой-чистой, серебристой

Вниз по берегу спустились, Наклонились и умылись.

Ну а путь наш недалек.

Он лежит через мосток.

Через мостик перешли,

К воротам парка подошли.

Стало очень жарко,

Мы ушли из парка.

Хорошо мы погуляли

И букет цветов нарвали.

Идут по кругу друг за другом, энергично взмахивая руками.

Идут на носочках, руки подняты вверх.

Выполняют приседания, руки вниз.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом.

Останавливаются, наклоняются вниз, покачивают руками вправо-влево.

Приседают, «обтирают» лицо руками (движение руками выполнять около лица).

Идут на носках, руки в стороны.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Обмахивают лицо руками.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх — вдох, опускают вниз — выдох


«ФРУКТЫ-САД»

  «ЯБЛОКИ»(пальчиковая гимнастика)

Большой пальчик яблоки трясёт.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Четвёртый высыпает.

Самый маленький – шалун.

Всё, всё, всё съедает.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Разгибаем указательный палец.

Разгибаем средний палец

Разгибаем безымянный.

Разгибаем мизинец

  «КОМПОТ»(пальчиковая гимнастика)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Загибают пальчики начиная с большого.

Опять «варят» и «помешивают».

Развести руки в стороны.

  «СЛИВЫ»(пальчиковая гимнастика)

Кисти сжаты в кулак.                    Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.              Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.     Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.               Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.                  Самый маленький – «шалун»

Разгибаем мизинец.                           Всё, всё съедает.

НА БАЗАР  ХОДИЛИ» (игра с пальчиками)

Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,            (Мизинцы.)

Много груш там и хурмы,     ( Безымяннные.)

Есть лимоны, апельсины,     (Средние.)

Дыни, сливы, мандарины,    (Указательные.)

Но купили мы арбуз-         ( Большие.)

Это самый вкусный груз!  (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)


 «ЛЕС. ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ» 

  «ДЕРЕВЬЯ»(физминутка)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.

 

«СТАРЫЙ КЛЕН» (динамическое упражнение)

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.            

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Поднимают руки вверх,

 

медленно наклоняются.

Ложатся на левый бок,

потягиваются.

«БОРОВИК» (динамическое упражнение)

По дорожке шли —

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Приседают, опускают голову.

Опускают голову еще ниже, группируются.

Вновь идут по кругу.


«ЛИСТОПАД» (пальчиковая гимнастика)

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины- рябиновый.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

Указательный и большой соединить в виде колечка.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Хлопки в ладоши.

  «ОСЕНЬЮ» (пальчиковая гимнастика)

Ветры яблони качают.

Листья с веток облетают.

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу.

Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

 «МЫ КОРЗИНОЧКУ ВОЗЬМЕМ» (динамическое упражнение)

 Мы корзиночку возьмем,

В лес по ягоды пойдем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ягоды искать.

Пробежимся по дорожке,

Перепрыгнем через лужи.

Под листочки мы заглянем —

Ягод соберем на ужин:

Ежевики и малины,

Голубики и калины.

Гроздья спелые брусники

И немного земляники.

Шагают по кругу друг за другом.

Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.

Бегут по кругу.

Прыгают на двух ногах.

Приседают.

Имитируют руками сбор ягод. Шагают на месте.

Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.

 «ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

« ЛАСТОЧКИ»(динамическое упражнение)

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головы.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

«ЛЕБЕДИ»  (физминутка)

Лебеди летят,

Крыльями машут,              (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой,                (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

"ПТИЧКИ И ВЕТЕР" (пальчиковая гимнастика)

Маленькие птички,                 (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                 
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,        (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло            (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.


«ВЕСНА ПРИШЛА» (динамическое упражнение)

Солнце стало пригревать,

Зима стала горевать.

Снег сошел, везде вода,

К нам опять пришла весна.

Руки вверх,   покрутить кистями.

Ладошки к щекам, наклоны головой в стороны.

Стряхнуть кистями рук.

Развести руки в стороны.

Прилетели с юга птицы,

Им на ветках не сидится.

С кустика на куст порхают,

Гнездо  строить начинают.

Поднимать и опускать прямые руки.

Легкий ветерок летает,

Ветки на кустах качает.

Даже старый флюгерок

Подставляет свой бочок.

Руки вверху, наклоны в стороны.

Повороты в стороны.

Черный грач весну встречает

По проталинам шагает,

Червячка увидел он,

Раз – наклон и два – наклон.

Руки за спиной, ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Наклониться, дотянуться руками до пола.

И ребята весне рады,

Нету большей им отрады,

Как по лужицам скакать,

Да кораблики пускать.

Хлопки руками.

Поскоки на месте.

 «МОЯ СЕМЬЯ»

« ТРИ МЕДВЕДЯ»(динамическое упражнение)

Три медведя шли домой:

Папа был большой-большой.

Мама с ним – поменьше ростом,

А сыночек просто крошка,

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(дети идут как медведь)

(поднимают руки вверх)

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

(садятся на корточки)

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь).

«МОЯ СЕМЬЯ»(пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!

Хлопки в ладоши на счет.

Хлопки в ладоши на счет.

Поочередное поглаживание пальчиков.

Массаж всех десяти пальчиков.

«СЕМЕЙНАЯ ЗАРЯДКА» (физминутка)

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой,
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.


  «КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ. ПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА»

« КРОВАТКА» (физминутка)

Вот Кирюшкина кроватка ,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут ладони под щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

                             

  «МЕБЕЛЬ» (пальчиковая гимнастика)

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

  «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.


«НОВЫЙ ДОМ»( пальчиковая гимнастика)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!      (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

 Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,   (ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том,     (складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей»)

 Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше.    (мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца)

«Проходите поскорей!»      (делают приглашающий жест рукой)

   «КУХНЯ. ПОСУДА»

«ЧАЙНИК» (физминутка)

Я — чайник,

ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу».

Дети стоят, изогнув одну руку, как

носик чайника, другую держат на поясе.

Животик надут.

Топают обеими ногами.

Делают призывные движения правой рукой.

 «ПОМОЩНИК» (пальчиковая игра)

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

 «ПЕРЕМЫЛ Я ВСЮ ПОСУДУ»(динамическое упражнение)

Перемыл я всю посуду:

Чашки, ложки, блюдца;

Теперь они на солнце

Сверкают и смеются.

Вымыть я котел кастрюлю, Выскользнуло мыло,

Подскочило в воздухе,

По полу заюлило.

Я за мылом побежал,

Мыло быстро я догнал.

Вымыть я хотел кастрюлю,

Но не смог устал.        

Выполняют скользящие движения ладонью о ладонь вперед-назад.

Кружатся медленно на месте, руки вверх, кистями рук выполняют потряхивания.

 Хлопают в ладоши.

Прыгают на месте на двух ногах,  руки на поясе.

Бегут по кругу друг за другом.

 

Шагают на месте.

Приседают на корточки, опустив

голову и руками обхватив колени.

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

«ОБУВЬ. ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

«ТАПКИ» (физминутка)

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мерзли ножки.

Топ-топ-топотушки.

Что за тапки! Как игрушки!

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Сначала левую ногу ставят на носок,

потом — на пятку, потом — правую.                               

   «НОВЫЕ КРОССОВКИ» (пальчиковая гимнастика)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

 «Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ» (пальчиковая игра)

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

« ПЛАТЬЕ» (физминутка)

Это платье для Наташки —

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику.

«ОДЕЖДА»(физминутка)

Вот заходит Мойдодыр, 

У меня с ним только мир. 

Рубашка чистая висит 

И майка впереди зашита. 

Он пальцем больше не грозит, 

Что пальто на месте не висит. 

Шорты, брюки и халат 

В шкафу на вешалке висят. 

Сарафан, костюм, жилет – 

Чище в гардеробе нет. 

(ходьба на месте)

 (сжимают одну ладонь другой)

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

(загибают по очереди пальцы)

(поднимают руки и опускают вниз)

(поочерёдно загибают пальцы)

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

«ЗИМА»

"Я МОРОЗА НЕ БОЮСЬ"(физминутка)

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).

Подойдет ко мне мороз (присели),

Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

 «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

"СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ"(физминутка)

Воробьи - воробушки, (похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки!  (махи руками вверх - вниз)

Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками перед собой)

У меня с ладошки!  (дуем на раскрытые ладони)

Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(руки на пояс, наклоны туловища влево - вправо)

Как бы нам поладить, чтоб дались погладить?(хлопки в ладоши).

 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

  « СНЕЖИНКИ» (пальчиковая гимнастика)

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»(динамическое упражнение)

 Что зимой мы любим делать?    (разводят ладони в стороны, указывают на  себя)

 В снежки играть, на лыжах бегать, (сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах)

На коньках по льду кататься, (ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой)

Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой)

« СНЕГОВИК» (физминутка)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка —

Увы! — и нет снеговика.

                     

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» обеими руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа,

встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

«НОВЫЙ ГОД»

  «ЁЛОЧКА» (пальчиковая гимнастика)

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

 

«ОБИТАТЕЛИ ВОДНОЙ СРЕДЫ. РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?» (пальчиковая игра)

Мы в подводном мире, друг,  

Рыбы плавают вокруг:      

Рыба-меч, рыба-пила,      

Рыба-удильщик и рыба-игла.

(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)

  (поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим пальцем, начиная с мизинца)

«ПОДВОДНЫЙ МИР» (динамическое упражнение)

Посмотри скорей вокруг!  

Что ты видишь, милый друг?  

Здесь прозрачная вода.    

Плывёт морской конёк сюда.

Вот медуза, вот кальмар.  

А вот это – рыба шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.            

(приставляют пальцы колечками у глаз)

 (разводят ладони в стороны)

 (волнообразные движении ладонями вперёд)

 (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)

(делают ладошку у лба «козырьком»)

(соединить пальцы обеих рук в форме шара)

 (показывают  тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук) 

  «АКВАРИУМ» (динамическая пауза)

Улитки ползут.  

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за      спиной.)

(Останавливаются , делают «рожки» из пальчиков, ритмично   наклоняют голову влево, вправо.)

(Передвигаются по кругу мелкими шагами, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад.)

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

 

  «РЫБКА» (пальчиковая гимнастика)

Рыбка плавает в водице.  (Сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыба, рыбка-озорница.           (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.       (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спину изогнула,          (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла,       (Хватательные движения обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка быстро уплыла.

«А НАД МОРЕМ — МЫ С ТОБОЮ!» (физминутка)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.) 

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)


«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

   «ПОВСТРЕЧАЛИСЬ» (пальчиковая гимнастика)

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

  «КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ» (пальчиковая гимнастика)

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

  «СОБАКА» (пальчиковая игра)

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)


«КОТИК» (комплексная разминка)

Вот какой котяшка,

Круглая мордашка,

И на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки —

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик,

По квартире скачет.                            

Крадутся по кругу друг за другом на носочках.

Останавливаются, показывают обеими руками мордашку,

Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку.

 

Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.

Выполняют поскоки, двигаются по кругу друг за другом.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

"ЕЖИК" (динамическое упражнение)

Хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок.

 Сто иголок на груди, сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке, натыкает на булавки

Груши, сливы, всякий плод, что под деревом найдет.

И с подарочком богатым возвращается к ежатам.

(дети выполняют движения по тексту).

«БЕЛОЧКА» (пальчиковая гимнастика)

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.


«ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА» (физминутка)

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Присесть, встать

кулачками потереть глаза

потянуться

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

движение бедрами в стороны

прогнуться в спине

прыжок

руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

Ноги на ширине плеч

переступание с ноги на ногу

раскачивание туловища в стороны

 «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» (пальчиковая гимнастика)

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

  «ПЕТУШОК» (пальчиковая гимнастика)

Наш красивый петушок

Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

             


« ИНДЮК» (физкультминутка)

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Крыльями захлопал

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар

Затряс бородою

Понесся стрелою.

(шаги на месте)

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

(потопать ногами)

(руками, похлопать себя по бокам)

(руки на поясе)

(сцепить округленные руки перед грудью)

(помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

(бег на месте).

«КАК У КУРОЧКИ ХОХЛАТКИ» (физкультминутка)

Как у курочки хохлатки

Были жёлтые цыплятки.

Были жёлтые цыплятки –

Шаловливые ребятки.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Не будите вы лису

Что живёт в густом лесу.

А то рыжая придёт

И цыпляток унесёт.

Ой, лиса бежит, беда,

Разбегайтесь кто куда.

Выполняют  «пружинку», руки на поясе.

Прыгают на месте на двух ногах, руки внизу, ладони перпендикулярно.

Останавливаются. Грозят пальчиком правой руки, левая на пояс.

Шагают на месте.

Разбегаются по площадке врассыпную.

Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Выбирается лиса, становится в центр круга.

 «РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ»

"ТОЧИЛЬЩИКИ"(пальчиковая игра)

Точим нож! Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

( проводят ладонью то одной, то другой руки с

переворотом, на последнюю строку 4 хлопка).

« ПРОФЕССИИ» (физминутка)

Повар варит кашу.                      (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.                (Махи руками)
Доктор лечит Машу.                  (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует.                      (Хлопки)
Дровосеки рубят.                       (Махи с наклонами )
Строят мастера.                          (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,                (Поднимание плеч)
Наша детвора?


« ПРОФЕССИИ» (физминутка)

Много профессий на свете у нас!   (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас:                  (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет,                  (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот,                 (Мешаем» поварешкой)


Самолет ведет пилот -                    (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет.                    (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы              (Скрестить  пальцы над головой. 

                                                          Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы.               (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)


Каменщик кладет кирпич,             (Попеременно кладет кисти рук одна на            другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь .                   (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец,            (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,               (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь          (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись!            (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись!   (Отрицательное движение указательным пальцем)


«НАША АРМИЯ»

 «ПОГРАНИЧНИКИ» (комплексная разминка)

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

По порядку стройся в ряд,

Пограничников отряд.

Левая, правая,

Бегая,

Плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

Крепки наши выстрелы

И глаза не тусклые.

Кто шагают дружно в ногу?

Пограничникам дорогу!

Изображают игру на горне, поворачивая туловище вправо, влево.)

Ходят на месте.

Топают сначала левой, потом правой ногой.

Бегают на месте.

Плавают брассом.

Встают на носки, руки вверх.

Стойка руки за голову.

Поднимают согнутые ноги вперед.

Резко двигают руками.

Сгибают руки к плечам.

Ходят на месте.

Все мы дружные солдаты,

Раз-два, раз-два.

Руки вверх поднимем дружно,

Раз-два, раз-два.

Опустить теперь их нужно,

Раз-два, раз-два.

Покачаем головой,

Раз-два, раз-два.

Пол достанем мы рукой,

Раз-два, раз-два.

А теперь шагаем вместе,

Раз-два, раз-два.

Выполняем шаг на месте.

Раз-два, раз-два.

Маршируют, идут друг за другом.

По очереди поднимают руки в стороны, вверх.

По очереди опускают руки в стороны, вниз.

Наклоны головы в стороны

Наклоны вперед, вниз;

выпрямляются.

Маршируют на месте.

 «МЫ ДРУЖНЫЕ СОЛДАТЫ» (динамическое упражнение)


«БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» (пальчиковая гимнастика)

Пальцы эти все бойцы,

Удалые молодцы.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца,

Два-сметливых молодца.

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два –мизинца-коротышки-

Очень славные мальчишки!

Показать раскрытые ладони.

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

«МЫ ПОКА ЕЩЁ РЕБЯТА»(динамическое упражнение)

Мы пока ещё ребята.

Подрастём – пойдём в солдаты.

Будем Родине служить,

Чтоб под мирным небом жить!

А пока что мы -  ребята,

Озорные дошколята.

Любим бегать и играть,

Прыгать, лазать и скакать.

Выполняют  «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Выполняют упражнение  «часики» - наклоны вправо-влево, руки на поясе.

 «Признаки осени. Лесные дары ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

«ПЛЮШКИ» (пальчиковая гимнастика)

 Муку в тесто замесили,    (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:     (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки,         (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,

                                             начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,  

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.       (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!                       (Гладят живот)

«ХЛЕБ» (пальчиковая гимнастика)

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики  здороваются                

   Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

 «МАМИН ПРАЗДНИК. МАМИНЫ ПРОФЕССИИ»

«ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ» (пальчиковая гимнастика)

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

"МАМАМ ДРУЖНО ПОМОГАЕМ"(физминутка)

Мамам дружно помогаем, дружно в тазике стираем.

И рубашки и носочки для сыночка и для дочки,

(наклоны вперед, имитируем стирку и полоскание)

 Через двор растянем ловко для одежды три веревки,

(потягивания - руки в стороны)

Светит солнышко-ромашка, скоро высохнут рубашки.

 (потягивания - руки вверх).

«НАШИ МАМЫ» (пальчиковая гимнастика)

 Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

 Швея, кондуктор и учитель,

 Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!  (разводят руки, поднимают ладошками вверх)


«КАК У НАШЕЙ МАМЫ РУКИ»  (фтзкультминутка)

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки:

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают.

Легкие как птицы

Руки-мастерицы.

Руки приголубят,

Руки приласкают,

Ласково обнимут,

С нами поиграют.

А теперь, мои друзья,

Вашей мамой буду я.

Буду с вами я играть,

Своих деток забавлять.

Мячик в руки я беру,

Начинаю я игру.

Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Гладят обеими руками себя по голове.

Обнимают себя за плечи.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Педагог берет мяч в руки. Кидает         мяч поочередно каждому ребенку.

Ребенок, кидая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая... красивая... нежная... ласковая и т. д.


«Здравствуй лето!»

«ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ»

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Шлепаем по лужам.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Зонтик нам не нужен.

Нам не страшен сильный дождь!

Лето наступило!

Ну, промокли мы. И что ж?

Будем мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

Тянутся вверх, раскинув руки.

Пожимают плечами.

Улыбаются. Показывают, как намыли вают руки.

«РАДУГА»

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом,

высоко поднимая колени.

Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут по кругу друг за другом,

высоко поднимая колени.

 

"ЖУК"(динамическое упражнение)

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.              (машут руками)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,       (повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

"СТРЕКОЗА"(динамическое упражнение)

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

(помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

«КУЗНЕЧИКИ» ( подвижная игра)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

(Энергичные движения плечами).

(Приседания)

« БАБОЧКА» (физминутка)

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

— Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать не сосчитать!

Задень, за два и за месяц...

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

 «НАСЕКОМЫЕ» (пальчиковая гимнастика)

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

  «КОЛОКОЛЬЧИКИ» (пальчиковая гимнастика)

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

  «ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?» (пальчиковая гимнастика)

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

«ЦВЕТОЧКИ» (физкульминутка)

Дети образуют круг, встают лицом в центр па некотором расстоянии друг от друга. По команде педагога присаживаются на корточки.

На опушке, между кочек,

За ночь выросли цветочки.

Робко листики подняли.

«Здравствуй, солнышко!» - сказали.

Легкий теплый ветерок

По опушке пробежал.

Первый нежный мотылек

Над цветами запорхал.

На полянку, на опушку

Выходи, честной народ!

Вместе с первыми цветами

Заведем мы хоровод.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Медленно встают, руки вниз.

Поднимают руки через стороны вверх.

Бегут в умеренном темпе по кругу друг за другом, руки согнуты в локтях.

Продолжают бег, поднимают руки плавно вверх, медленно опускают вниз.

Идут по кругу, взявшись за руки (хороводом).

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, поднимают руки вверх, качают руками из стороны в сторону.


 «СТРЕКОЗА» (физкультминутка)

Дети встают в круг па некотором расстоянии друг от друга.

Я – большая стрекоза,

Как горошины глаза.

Я летаю над лугами,

Над полями и цветами,

Как веселый самолет,

Влево, вправо, вниз, вперед.

Я присяду на цветочек,

На малиновый клубочек.

Крылышки расправлю,

Солнышку подставлю.

А потом прыг-скок, прыг-скок,

С травинки на цветок,

Буду прыгать я, летать,

С кузнечиком играть.

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх.

Делают указательными и большими пальцами обеих рук «очки», подносят их к глазам; выполняют поворот вправо, затем влево — «смотрят через очки».

В среднем темпе бегут по кругу друг за другом, выполняя плавные движения руками вверх — в стороны, вниз.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, приседают.

Встают, поднимают руки в стороны, затем поворачивают кисти рук ладонями кверху.

Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе.


«Что за чудо эти сказки»

   "СКАЗКА" (физминутка)

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

(движения по тексту)

«КОЛОБОК» (физкультминутка)

Жили - были дед и баба             «Пружинки» с поворотами,    руки на поясе.

 На полянке у реки.                  

И любили очень, очень -              Поглаживают животик.

На сметане колобки.

Баба тесто замесила,                 Небольшие наклоны вперед.

Колобок она слепила,                   Имитируют лепку колобка.

В печь его поставила –                Поднимают руки, перед собой,

Там его оставила.                         ладошки к верху.

Вышел он румян, пригож –        «Пружинки» с поворотами,

И на солнышко - похож.               руки на поясе.     

Он хотел остыть немножко,   Наклон вперед, руки «полочкой»,

И улегся на окошко.                    голова лежит на руках.

Не хотел он там лежать,         Повороты вправо, влево; руки на поясе.

Захотел он убежать.

Огород он пересек –                     Бег на месте(можно под музыку).

И пустился наутек.

"БАБУШКА ЯГА"(физкультминутка)

В темном лесу есть избушка (дети шагают). 

Стоит задом наперед (поворачиваются).

 В той избушке есть старушка (грозят пальцем).

 Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки), 

Нос крючком, глаза большие (показывают) 

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте) 

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

«КОТ, ЛИСА И ПЕТУХ» (динамическое упражнение)
Жили Котик (пальцы растопырили)
 с Петушком ( руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке.(сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы,
(потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору.
(присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл.(
присели)
Умный Котик спас дружка
(погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка.(сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки
(руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса(повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке.(погрозили пальчиком)

«РУКАВИЦА»(динамическое упражнение)
На охоту вышел дед
Зимнею порою(
маршируем на месте)
Рукавицу потерял
Под большой сосною(
потянулись вверх)
Дома стал ее смотреть(рукой делаем козырек, приподнимаемся на носочках)
Не нашел на месте
(пожать плечами)
И отправился искать
В лес с собакой вместе.(
шаг на месте)
А в лесу в той рукавице
Звери стали дружно жить(
рукопожатье)
Мышь (руки перед собой, на носочках)
С лягушкой (присели)
И лисицей
(повертели «хвостиком»)
Заяц (прыжки на месте)
Волк (руками показали пасть)
Кабан (руками кольцо)
Медведь (показать).
В лес собачка прибежала 
Всех зверей перепугала(
бег на месте)
Рукавицу подняла
Деду в руки отдала.(
показываем руки)

«РЕПКА» (динамическое упражнение)
В огороде дедка
Репка посадил.(присели)
И водой из лейки
Репку он полил.(тихонько поднимаемся)
Расти, расти , репка,
И сладка , и крепка.(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье(подняли плечики)
Большая –пребольшая,
Всем хватит угощенья.(руки в стороны)
Выросла репка 
И сладка, и крепка.(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка 
И сладка, и крепка.(тянемся вверх на носочках)

«ТЕРЕМОК»(динамическое упражнение)
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.(поклон)
Там и мышка (руки перед собойна носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.(сели на стульчики)


«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»(динамическое упражнение)
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке
.(прыжки)
А в ледяной избушке-
Лисица на горушке.(
повертели «хвостиком»)
Растаяла весною
Избушка на горушке (
показать руками крышу)
Лисица побежала 
К зайцу на опушку.(
бег с повиливанием «хвостом»)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки(
кулачок об кулачок)
Да сама жить стала,
В избушке на опушке (хлопки в ладоши)
И ни волк
(руками показали «пасть»)
И ни медведь (показать).
Не смогли помочь.
Петушок отважный
Прогнал лису прочь
(топать ногами)
Так остался петушок 
У заюшки в избушке
.(прыжки)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке
.(показать руками крышу)

 «ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

"САМОЛЕТ"(физминутка)

Пролетает самолет, с ним собрался я в полет,

(смотрят вверх и водят пальцем за самолетом)

Правое крыло отвел, посмотрел.

 Левое крыло отвел, посмотрел.

(отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

(вращательное движение перед грудью)

 Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу,

(встают на носочки и "летают").

«МАШИНЫ» (физминутка )

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Дети двигаются из одного конца группы в другой,

держа в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

Маршируют


«ПОЕЗД ЕДЕТ, ПОЕЗД МЧИТ»(физкультминутка)

Поезд едет, поезд мчит,

Он колёсами стучит.

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух, чух-чух!

Под горой река течёт,

А по речке – пароход.

Бьёт высокая волна

В его белые борта

Едет по шоссе машина,

У неё большие шины.

Тарахтит, стучит мотор:

-Довезу до самых гор

В небо рвётся самолёт,

Всех ребят зовёт в полёт.

Мы с тобой не полетим,

А с лужайки поглядим,

Как рисует самолёт

Белый след – назад, вперёд.

Идут притопывающим шагом, выполняют вращение руками вдоль боков.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Выполняют  «пружинку». Руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки.

Ставят руки в стороны.

Выполняют небольшой наклон вправо, тянутся за правой рукой, затем -  то же влево.

Выполняют обеими руками перед грудью движение «волна».

Выполняют  «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх. Качают руками из стороны в сторону.

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх; возвращаются в исходное положение – встают на полную стопу, руки вниз.

Дети становятся на небольшом расстоянии друг от друга. По команде педагога (хлопок в ладоши), дети поворачиваются и начинают движение за водящим в колонне по одному.

«ТРАНСПОРТ» (пальчиковая гимнастика)

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

 

«ПОСЧИТАЕМ» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три четыре, пять – (сжимают и разжимают пальчики)

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед (поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.


       «ВЕСЁЛЫЙ ПЕШЕХОД» (физминутка)

    Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в

      центр круга.

Идёт по городу

Весёлый пешеход.

Гуляет он по улицам

И весело поёт:

«Буду правила движенья

Выполнять без возраженья.

Буду слушать я без спора

Указанья светофора.

Буду я идти вперёд

Только там , где переход.

Осторожно – красный цвет!

Значит – мне дороги нет!

Жёлтый – осторожен будь!

На зелёный -  смело в путь!

Стал свободен переход,

Смело я иду вперёд.

Подмигивает глазом

Приятель светофор.

Стоят, гудят машины,

Куда ни кинешь взор!

Раз, два – левой!

Свободен переход!

Раз, два – левой!

Я – весёлый пешеход!»

Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

Хлопают в ладоши.

Выполняют  «пружинку», руки на поясе.

Выполняют наклоны вперёд, руки отводят назад –вверх.

Ставят одну руку полочкой перед грудью; локоть второй руки – на тыльную поверхность ладони первой руки, перпендикулярно к ней качают второй рукой из стороны в сторону.

Приседают, руки вперёд, ладони вниз.

Поднимаются, руки на поясе.

Шагают на месте, руки к плечам.

Сжимают-разжимают кулачки.

Вращают руками воображаемый руль.

Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх.

«КОСМОС»

«КОСМОНАВТ»( физкультминутка)

Я хочу стать космонавтом,

Надеваю я скафандр,

Полечу я на ракете

И открою все планеты!

(поднять руки вверх)

 (присесть и постепенно вставать)

 (соединить руки над головой)

(обвести руками большой круг)

«КОСМОС» (физкультминутка)

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)


«ПЛАНЕТЫ» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

(загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

(хлопаем в ладоши)

полетали от души!

(пальцы сжаты, большой палец вверх)


«ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОФЕССИИ»

«МЫ - ШОФЕРЫ»  ( физминутка)

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в  даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

«ПИЛОТЫ» (физминутка)

Мы отважные пилоты. (руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (имитация)
Над родной землей летаем, (вращение туловищем)
Обгоняя птичьи стаи. (махи руками)
Хоть взлетаем высоко –  (прыжки на месте)
Приземляемся легко! (посадка на место)

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

 «МОРЯКИ» (динамическое упражнение)(музыка, фон)

В День Победы, утром рано,                Дети идут по кругу 

Выйди в город, погляди.:                      взявшись за руки.

   

По улице шагают ветераны.                   Идут и показывают    

     С орденами на груди.                              «ордена» на груди.

И танкисты, и артиллеристы,                 Останавливаются, загибают  

И ракетчики, и пехотинцы,                      пальцы  на  руке.

     И моряки.                        

Ну – ка, моряки, выходите живее          Мальчики делают шаг вперед,                    

Да танцуйте веселее.                                танцуют  пружинку, девочки

                                                                   хлопают в ладоши.

 «ПАРАД» (динамическое упражнение)

(Все движения выполняются согласно словам в стихотворении.)

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом:

Левой — раз, левой — раз, посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки — дружно, веселей!

Застучали наши ножки — громче и быстрей!

По коленочкам ударим — тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем — выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда, повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали, руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали, ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,

Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам...

Картотека.Младшая группа. Пальчиковая гимнастика.

Картотека.Младшая группа. Пальчиковая гимнастика....

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...