ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
учебно-методический материал

Лабуз Елена Викторовна

ЛЕТНЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 1 «Тополек» станицы Незлобной»

Методическая разработка

Педагогический проект

«Тропа здоровья»

разработала:

Лабуз Елена Викторовна,

                                  инструктор по физической культуре

Георгиевский городской округ

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребёнок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

 Таким образом проблема здорового поколения стоит наиболее
остро. Анализируя показатели здоровья детей, поступающих в ДОУ
видим, что идет преобладание второй и третьей группы здоровья.
Часто болеющие дети имеют самые распространенные заболевания: ОРВИ, плоскостопие, нарушение осанки. Современные дети стали
более пассивными, большую часть времени проводят у телевизора
или компьютера, в результате низкие показатели двигательной
активности, физической выносливости, силовых качеств, нарушения
координации движений.

Поэтому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Одним из приоритетных направлений в деятельности детского сада является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического и психического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение. Как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма?  Важным моментом в этом направлении является массаж стопы. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в детском саду была организована "Тропа здоровья".

«Тропа здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшить здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке рекомендуется совмещать с процедурами закаливания. Благодаря этому, здоровье детей действительно значительно улучшится.

Особое внимание уделяется здоровье сбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована "Тропа здоровья".

Гипотеза исследования:

         «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Цель проекта:

Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников ДОУ в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

• профилактика плоскостопия;

• улучшить координацию движений;

• улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

приобщить детей к здоровому образу жизни;

• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

• обучить приемам само - расслабления, снятия мышечного напряжения;

• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;

• развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

        "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Сроки реализации: май - сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Лабуз Е. В.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети всех возрастных групп, педагогический коллектив, родители воспитанников.

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

 

1.        Сбор, анализ и систематизация информации:

  • Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность;
  • Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья»;
  • Подбор растений для цветника;
  • Привлечение родителей.

                 Работа с родителями на этом этапе:

  • проведение родительского собрания
  •  показ презентации «Зачем нужна Тропа Здоровья?»
  • обсуждение схемы Тропы
  • назначение даты прокладывания Тропы;
  • 2.Творческая деятельность:
  •  Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  •  Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

2. Практическая деятельность:

  • Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка
  • Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой
  • Разбивка цветника

Работа с родителями на этом этапе:

•        Проведение разметки «Тропы Здоровья»;

•        Изготовление, размещения оборудования в соответствие со схемой

3. Презентация результатов исследовательской деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»

2. Выпуск презентации для родителей

 3. Методические рекомендации для педагогов по использованию объектов тропы здоровья в работе с детьми.

«Тропа здоровья» проложена по территории, прилегающей к  спортивной площадке. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на территории детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

Спортивные снаряды сделаны из металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек лестниц, рукоходов углублены и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Все снаряды, установленные на «Тропе здоровья», максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т. д.

Тропа здоровья предназначена:

• для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;

• для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

• для решения задачи закаливания дошкольников;

• для развития их сенсорных способностей;

• для само-расслабления, снятия мышечного напряжения;

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.

 На ней дети выполняют следующие упражнения:

• упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуседе); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);

• упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.

Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», "Закаливание – первый шаг к здоровью", «Как сформировать правильную осанку». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

- сделать несколько дыхательных упражнений;

- походить босиком по песку, траве;

- покатать шишки ступнями ног;

- полюбоваться красотой цветущих растений;

- просмотреть памятки и листовки.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

«Тропы здоровья»

Организация здоровье-сберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья"» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние «Тропы здоровья», делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния «Тропы здоровья». Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на «Тропе здоровья» в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

     

 Формы занятий на «Тропе Здоровья»

•        подгрупповые;

•        индивидуальные;

•        групповые;

Ожидаемые результаты.

Взаимодействие всех факторов позволит добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Список литературы

  1. Бабенкова, Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой [Текст]/ Е.А. Бабенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет  [Текст] / Е.А Бабенкова, О.М Федоровская.– М.: ТЦ Сфера, 2008.        Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е. Н. Вавилова. – М: Просвещение, 1983. – 144с.
  3. Джулай Т. В. Физкультурно-оздоровительная работа в летний период / Т.
  4. В. Джулай // Инструктор по физической культуре. 2009. - № 3.
  5. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. / Н. Н. Кожухова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192с.
  6. Крусева Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях / Т. О. Крусева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Ф. Литвинова. – М.: Айрис-прес, 2003.
  8. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещени

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб для родителей "Тропинка здоровья"

Цель, задачи, принципы построения занятий, тематический план работы клуба для родителей с детьми....

Конспект открытого занятия по здоровому образу жизни в средней группе «Тропинка здоровья»

Цель: укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей; учить детей выполнять приемы самомассажа и упражнениям, направленным на укрепление мыш...

Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сценарий дня здоровья « Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья»

Сценарий дня здоровья« Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья» Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка;Задачи:формировать у детей осознанное отношение к ...

программа пропагандирующая здоровый образ "Тропинка здоровья"

Пояснительная запискаПрограмма «Тропинки здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное поняти...

Программа, пропагандирующая здоровый образ жизни "Тропинки здоровья"

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обес...