ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
учебно-методический материал
ЛЕТНЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
labuz_e._v_metodicheskaya_razrabotka_pedagogicheskiy_proekt_tropa_zdorovya.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 1 «Тополек» станицы Незлобной»
Методическая разработка
Педагогический проект
«Тропа здоровья»
разработала:
Лабуз Елена Викторовна,
инструктор по физической культуре
Георгиевский городской округ
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребёнок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом проблема здорового поколения стоит наиболее
остро. Анализируя показатели здоровья детей, поступающих в ДОУ
видим, что идет преобладание второй и третьей группы здоровья.
Часто болеющие дети имеют самые распространенные заболевания: ОРВИ, плоскостопие, нарушение осанки. Современные дети стали
более пассивными, большую часть времени проводят у телевизора
или компьютера, в результате низкие показатели двигательной
активности, физической выносливости, силовых качеств, нарушения
координации движений.
Поэтому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Одним из приоритетных направлений в деятельности детского сада является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического и психического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение. Как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма? Важным моментом в этом направлении является массаж стопы. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в детском саду была организована "Тропа здоровья".
«Тропа здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшить здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке рекомендуется совмещать с процедурами закаливания. Благодаря этому, здоровье детей действительно значительно улучшится.
Особое внимание уделяется здоровье сбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована "Тропа здоровья".
Гипотеза исследования:
«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.
Цель проекта:
Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников ДОУ в летний период.
Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:
• профилактика плоскостопия;
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
приобщить детей к здоровому образу жизни;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• обучить приемам само - расслабления, снятия мышечного напряжения;
• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;
• развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Сроки реализации: май - сентябрь.
Руководитель: инструктор по физической культуре Лабуз Е. В.
Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети всех возрастных групп, педагогический коллектив, родители воспитанников.
Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.
1. Сбор, анализ и систематизация информации:
- Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность;
- Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья»;
- Подбор растений для цветника;
- Привлечение родителей.
Работа с родителями на этом этапе:
- проведение родительского собрания
- показ презентации «Зачем нужна Тропа Здоровья?»
- обсуждение схемы Тропы
- назначение даты прокладывания Тропы;
- 2.Творческая деятельность:
- Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
- Определение режима функционирования «Тропы здоровья».
2. Практическая деятельность:
- Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка
- Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой
- Разбивка цветника
Работа с родителями на этом этапе:
• Проведение разметки «Тропы Здоровья»;
• Изготовление, размещения оборудования в соответствие со схемой
3. Презентация результатов исследовательской деятельности:
1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»
2. Выпуск презентации для родителей
3. Методические рекомендации для педагогов по использованию объектов тропы здоровья в работе с детьми.
«Тропа здоровья» проложена по территории, прилегающей к спортивной площадке. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на территории детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.
Спортивные снаряды сделаны из металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек лестниц, рукоходов углублены и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.
Все снаряды, установленные на «Тропе здоровья», максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т. д.
Тропа здоровья предназначена:
• для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
• для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
• для решения задачи закаливания дошкольников;
• для развития их сенсорных способностей;
• для само-расслабления, снятия мышечного напряжения;
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.
На ней дети выполняют следующие упражнения:
• упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуседе); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
• упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.
Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», "Закаливание – первый шаг к здоровью", «Как сформировать правильную осанку». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
- сделать несколько дыхательных упражнений;
- походить босиком по песку, траве;
- покатать шишки ступнями ног;
- полюбоваться красотой цветущих растений;
- просмотреть памятки и листовки.
Обеспечение медицинского сопровождения функционирования
«Тропы здоровья»
Организация здоровье-сберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья"» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние «Тропы здоровья», делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния «Тропы здоровья». Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на «Тропе здоровья» в соответствии с концепцией её построения и функционирования.
Формы занятий на «Тропе Здоровья»
• подгрупповые;
• индивидуальные;
• групповые;
Ожидаемые результаты.
Взаимодействие всех факторов позволит добиться положительных результатов:
- снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
- положительной динамики росто-весовых показателей;
- формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
- улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
Список литературы
- Бабенкова, Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой [Текст]/ Е.А. Бабенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет [Текст] / Е.А Бабенкова, О.М Федоровская.– М.: ТЦ Сфера, 2008. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е. Н. Вавилова. – М: Просвещение, 1983. – 144с.
- Джулай Т. В. Физкультурно-оздоровительная работа в летний период / Т.
- В. Джулай // Инструктор по физической культуре. 2009. - № 3.
- Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. / Н. Н. Кожухова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192с.
- Крусева Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях / Т. О. Крусева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Ф. Литвинова. – М.: Айрис-прес, 2003.
- Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб для родителей "Тропинка здоровья"
Цель, задачи, принципы построения занятий, тематический план работы клуба для родителей с детьми....
Конспект открытого занятия по здоровому образу жизни в средней группе «Тропинка здоровья»
Цель: укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей; учить детей выполнять приемы самомассажа и упражнениям, направленным на укрепление мыш...
Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Сценарий дня здоровья « Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья»
Сценарий дня здоровья« Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья» Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка;Задачи:формировать у детей осознанное отношение к ...
Программа пропагандирующая здоровый образ жизни Тропинки здоровья
Программа Тропинки здоровья...
программа пропагандирующая здоровый образ "Тропинка здоровья"
Пояснительная запискаПрограмма «Тропинки здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное поняти...
Программа, пропагандирующая здоровый образ жизни "Тропинки здоровья"
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обес...