Консультация для воспитателей Образовательные терренкуры в ДОУ как условие гармоничного развития дошкольников
консультация
Образовательные терренкуры в ДОУ как условие гармоничного развития дошкольников
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.
Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?
Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
– упражнять детей в основных движениях;
– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
– формировать эстетическое восприятие дошкольников;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.
Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.
Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Вера, Надежда, Любовь».
При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.
Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.
Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.
Мы предлагаем такие варианты станций:
Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.
Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;
Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).
Станция «Внимательный пешеход»: На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Станция «Игры на асфальте»: Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.
Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.
Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты
Станция «Будущие олимпийцы»: Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки. На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.
Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.
Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.
Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков»: представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.
Станция «Дело мастера боится», где организуется трудовая деятельность.
Станция «В гости к насекомым», cтанция «Огородная», cтанция «Экспериментальная», «Дыхательная», cтанция мыльного пузыря, cтанция настольных игр, cтанция народных игр и т.д.
Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили на мемориал боевой славы х.Ивановского Белореченского района.
Другой маршрут был проложен поселок Гончарка в березовую рощу, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.
Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте,», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран .
А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.
Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей образовательная область «Социализация», «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой ...
Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...
Консультация для воспитателей на тему: «Оптимальная двигательная активность - залог гармоничного развития ребенка»К
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни".
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного в...
Консультация для воспитателей: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ»
Консультация для воспитателей «Образовательные терренкуры на территории ДОУ»...
Консультация для воспитателей. "Подвижные и спортивные игры как средства гармоничного развития ребенка"
quot;Подвижные и спортивные игры как средства гармоничного развития ребенка"...
Консультация для воспитателей на тему : "Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка"
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,явл...