Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка на тему "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» 21.05.2022г.
Воспитатель: Барулина Ольга Павловна
Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова:
- процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
- процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова: это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной. Ведь наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его, начиная с раннего детства.
Чтобы помочь сохранить и укрепить здоровье детей, в детском саду целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии. Особенно важно их применение для детей раннего возраста. Раннее детство – время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт, что происходит вокруг. В этот период ребёнок быстро развивается физически, психически, формируются основные черты личности ребёнка. Этот возраст является благоприятным для прививания полезных привычек, поэтому педагогу необходимо начинать создавать условия для формирования у ребёнка потребности к здоровому образу жизни уже с этого возраста.
Считаю задачу формирования культуры здоровья для только что поступивших в детский сад детей очень важной.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- валеологическое просвещение родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
5. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6. Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
-различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
-комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; хождение босиком, топтание в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
-физкультурные занятия всех типов;
-оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
-организация рационального питания;
-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
3. Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
- Прогулки-походы;
- Спортивные досуги;
- Спортивные развлечения;
- Беседы по валеологии;
- Закаливание КГН;
- Спортивные праздники;
- Неделя Здоровья;
- Соревнования;
- Гимнастика утренняя
Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах.
В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
- Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5 -10 мин во всех группах.
Различные варианты проведения.
- ЛФК
2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача.
Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп.
- Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
- Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15–20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
- Самомассаж
В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Информация для детей по теме «Здоровье».
Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач.
Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
- технологии профилактики заболеваний,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья),
- реабилитация соматического состояния здоровья,
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...
Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...
Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).
Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....
"Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленн...