Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Барулина Ольга Павловна

Методическая разработка на тему "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» 21.05.2022г.

Воспитатель: Барулина Ольга Павловна

Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова:

  • процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  • процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова: это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

       Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной. Ведь наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения, особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его, начиная с раннего детства.

       Чтобы помочь сохранить и укрепить здоровье детей, в детском саду целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии. Особенно важно их применение для детей раннего возраста. Раннее детство – время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт, что происходит вокруг. В этот период ребёнок быстро развивается физически, психически, формируются основные черты личности ребёнка.  Этот возраст является благоприятным для прививания полезных привычек, поэтому педагогу необходимо начинать создавать условия для формирования у ребёнка потребности к здоровому образу жизни уже с этого возраста.

      Считаю задачу формирования культуры здоровья для только что поступивших в детский сад детей очень важной.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

  • гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.

В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
  • валеологическое просвещение родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

3. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

4. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

5. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

6. Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

-различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

-комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; хождение босиком, топтание в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

-физкультурные занятия всех типов;

-оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

-организация рационального питания;

-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.

3. Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.

4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

- Прогулки-походы;

- Спортивные досуги;

- Спортивные развлечения;

- Беседы по валеологии;

- Закаливание КГН;

- Спортивные праздники;

- Неделя Здоровья;

- Соревнования;

  • Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах.

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

  • Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5 -10 мин во всех группах.

Различные варианты проведения.

  • ЛФК

2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача.

Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп.

  • Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

  • Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

  • Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

  • Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15–20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.

  • Самомассаж

В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Информация для детей по теме «Здоровье».

Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач.

Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

- технологии профилактики заболеваний,

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

- коррекция возникающих функциональных отклонений,

- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья),

- реабилитация соматического состояния здоровья,

- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...

Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"

Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).

Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....

"Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленн...