Презентация "Факторы среды, влияющие на пренатальное развитие ребёнка"
презентация
Подробное рассмотрение и выделение факторов, влияющих на вынашивание ребёнка матерью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Факторы среды, влияющие на пренатальное развитие ребёнка" | 698.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди главных факторов, влияющих на внутриутробное развитие и выступающих факторами риска выделяют: питание , возраст матери, стресс
Питание В течение пренатального периода ребенок растет быстрее, чем на протяжении любой другой фазы развития, а его питание полностью зависит от того, что может дать организм матери.
Здоровое питание – достаточное количество пищи, содержащей белки, витамины и минеральные вещества, способствует поддержанию здоровья матери и ребенка. Большинству женщин во время беременности надо повысить потребление калорий на 10–20 %. За время беременности женщина должна прибавить примерно от 10 до 16 кг веса, при условии, что ее вес до беременности был в норме. Если беременная женщина неправильно питается, то ребенок может родиться с недостаточным весом, слабым, недоношенным, больше подверженным болезням. Неадекватное питание в последний триместр беременности особенно влияет на центральную нервную систему ребенка, так как в это время активно развивается мозг. Нередко дети, лишенные полноценного питания в пренатальный период, являются беспокойными, раздражительными и неотзывчивыми к стимуляции. Это побуждает мать быть менее сензитивной и стимулирующей. С возрастом все более явными становятся интеллектуальные проблемы и серьезные проблемы с учебными навыками
Возраст матери Традиционно считается, что лучший возраст для рождения первого ребенка – от 20 до 30 лет. Однако женщины и до 20 лет, и после 30 (а в настоящее время в цивилизованных странах число детей, рожденных матерями после 30 и даже 35 лет, постоянно увеличивается) успешно справляются с беременностью и родами. Они могут родить здорового ребенка при условии, что сами здоровы, хорошо питаются, получают хорошее медицинское обслуживание и в их жизни нет хронических стрессов. Однако после 40 лет возрастает риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Риск его возникновения почти в 10 раз выше для детей 40-летних матерей, чем для детей 30-летних
Стресс Хронический стресс (длительный и сильный) может обусловить проблемы в период беременности и привести к рождению недоношенных детей или детей с весом ниже среднего. Интенсивная тревога коррелирует с опасностями выкидыша, преждевременных родов и рождения ребенка с повышенной возбудимостью и склонностью к респираторным заболеваниям и расстройствам пищеварения
Причины стресса Причинами стресса могут быть отсутствие уверенности в прочности брака, переживания из-за отношений с супругом, со своими родителями или родителями мужа, переживания в связи со здоровьем близких, перегрузка в учебе или работе, страх перед родами. Эмоциональный стресс у беременных проявляется в виде: – частых волнений в начале и в конце беременности; – частых состояний внутренней неудовлетворенности; – пониженного настроения; – повышенной раздражительности; – нарушений засыпания и сна; – общего плохого самочувствия.
Последствия стрессов матери Согласно А. В. Захарову, последствия частых стрессов матери во время беременности могут проявляться у детей в виде: – эмоциональной неустойчивости, повышенной склонности к эмоциональным расстройствам и беспокойству; – вегетативной дистонии. Она выражается в расстройстве нервной системы, регулирующей работу внутренних органов (склонность к обморокам и головокружению; затруднение дыхания, частые расстройства желудочно-кишечного тракта и мочеиспускание на нервной почве; головные боли; колебания артериального давления и т. п.);– нарушения сна (затрудненное засыпание), ночных страхов, криков, плача, снохождений , раннего отказа спать днем; – нарушений обмена веществ, аппетита, склонности к аллергии и диатезам, инфекционным заболеваниям, ангинам, отитам, гайморитам; – плохой переносимости шума, яркого света, духоты, укачивания, колебаний погоды; – общей соматической ослабленности , слабости защитных сил организма; – психомоторных нарушений типа энуреза , заикания, тиков.
Каким образом стресс воздействует на внутриутробное развитие? Во-первых , при стрессе в организме женщины вырабатываются гормоны, сокращающие поступление кислорода к плоду и повышающие частоту его сердечных сокращений. Во-вторых , хронический стресс ослабляет иммунную систему женщины, делая ее более уязвимой к заболеваниям. В-третьих , в состоянии стресса некоторые женщины чаще курят, пьют, меньше отдыхают, хуже питаются, что пагубно сказывается на внутриутробном развитии плода . Однако связанные со стрессом пренатальные осложнения могут быть значительно редуцированы с помощью поддержки, оказываемой беременной женщине со стороны мужа, других членов семьи и друзей
Отношение матери к своему будущему ребенку Одним из факторов, который также может оказать влияние на пренатальное развитие, является отношение матери к своему будущему ребенку . В настоящее время уже довольно много известно о связи между эмоциональным отношением матери к еще не родившемуся ребенку и его последующим развитием. Г . Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стилей переживания беременности:
1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре – благополучное эмоциональное состояние, в третьем – повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление плода ощущается в 16–20 недель, оно сопровождается положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдифференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями. Это оптимальный тип беременности. Родившиеся дети, как правило, здоровы, оптимально развиваются и физически, и психически.
2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первом триместре – тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, в третьем триместре тревожность или депрессивные состояния усиливаются; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях; переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу собственного здоровья и здоровья ребенка, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. В воспитании родившегося ребенка формируется доминирующая гиперопека , выражена воспитательная неуверенность и противоречивость матери.
3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Как правило, подобный стиль переживания беременности демонстрируют женщины с истерическими чертами личности, а также длительно лечившиеся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем. Декларируется чрезмерная любовь к ребенку, при этом на возникающие недомогания нет адекватной, внимательной реакции, следовательно, потребности развивающегося ребенка не удовлетворяются оптимально. Впоследствии к ребенку устанавливаются отношения потворствующей гиперпротекции , и нередко конфликты с супругом выносятся в сферу воспитания, что не может не сказаться на развитии ребенка.
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамика эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие неудобство; активность в третьем триместре повышается, но ее направленность не связана с ребенком.
5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления. Характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка и исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями. Вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Женщина утверждает, что не хочет иметь ребенка, не верит в свою способность выносить и родить здорового малыша; боится быть покинутой мужем, родственниками. Впоследствии наблюдается неуверенность и противоречивость матери к воспитанию ребенка, встречается эмоциональное отвержение и жестокое обращение с ребенком.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему " Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста".
quot;Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"....
Презентация "Развивающая предметно- пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"
Презентация была представлена на районном смотре - конкурсе, проводимом среди воспитателей детей дошкольного возраста,...
Брошюра : "Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра".
Практические рекомендации родителям как организовать окружающую среду для социализации и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра....
Частые ошибки воспитания. Отрицательные факторы среды, влияющие на психическое развитие ребенка.
Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих нормальное развитие, уже сама по себе говорит о возможности большого числа отрицательных факторов среды. Так как среду грудных и маленьких д...
Распространённые ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка.
Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врождёнными , так и приобретёнными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые ...
"Распространённые ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка"
консультация для родителей...
«Распространенные ошибки родителей, влияющие на речевое развитие ребёнка»
Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, ко...