Музыкальные физкультминутки и пальчиковые игры в работе с дошкольниками
план-конспект занятия

Аввакумова Екатерина Сергеевна

Использование физкультминуток и пальчиковых игр на занятиях с докшольниками является неотъемлимой частью развития личнсоти ребенка. В данной статье содержаться примеры мызыкальных игр, котроеы могут использвать с своей деятельности педагоги, воспитатели, психологи, логопеды, деффектологи и родители.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные физкультминутки и пальчиковые игры в работе с дошкольниками

Аввакумова Екатерина Сергеевна

методист

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района Санкт-Петербурга "На Ленской"

Физкультминутки – это не только забота о здоровье учащихся, но возможность снятия психоэмоционального напряжения и стабилизация внимания и продуктивности на занятиях, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи), улучшение координации и ловкости детей. А если к упражнениям добавить музыкальное сопровождение, то это позволит развивать слух, чувство ритма, эстетического вкуса учащихся.

Дошкольникам в силу возрастных особенностей развития сложно удерживать подолгу внимание на одном виде деятельности, потому постоянная смена форм работы на занятии позволяет лучше усвоить материал, а включение физкультминуток просто обусловлено природой ребенка.

Существует методика «Музыка с мамой», к которой разработаны специальные пособия Е. С. Железновой и С. С. Железновым, для использования родителями и педагогами на групповых и индивидуальных занятиях [2]. Однако педагог имеет возможность включать собственное видение в подачу материала. Ниже представлены упражнения из опыта использования музыкальных физкультминуток на занятиях «Подготовка к школе» в Школе раннего развития «Солнышко» ДДЮТ «На Ленской» СПб для детей в возрасте 5-6 лет. Для наглядности можно использовать видеоролики и презентации под музыку Железновых в открытом доступе в сети Интернет.

 «Дом для пчёл»

Домик маленький на ёлке (ладошки сложены треугольником – домик пальцы рук растопырены, ладошки «смотрят» наружу - елка),

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Одна рука приставлена ко лбу козырьком, делаем повороты головы)

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять (Руки сложены кулачком и стучим, чередуя кулачки).

Я стучу, стучу по ёлке (Кулачки сталкиваются между собой),

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять! (Жужжим).

«Катится колючий ёжик»

Для данного упражнения используется специальный тренажер для рук, резиновый или колючий мячик, либо еловая шишка. Каждые две строчки песни дети меняют действие: правая/левая ладонь катает тренажер по столу, катаем между ладошками, одной рукой сжимаем тренажер и разжимаем ладонь ритмично, перекладываем тренажер, сжимая, из руки в руку.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам бежит

(по ножкам вниз/по спинке вверх)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

«А под пальмой краб сидит»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Локти стоят на столе, большие пальцы рук оттопырены в стороны, остальные пальцы сложены вместе и соединяются с большим как клешни.

Чайка над водой летает

Запястья рук скрещены, ладони «машут» словно крылья.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены, выполняют волнообразные движения как нырок.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу, пальцы согнуты, изображая пасть крокодила с зубами, которая открывается и закрывается.

А под пальмой…

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Одна рука вытянута вперед, вторая изображает паучка, перебирая пальцами. Двигается по руке от запястья к плечу. А затем руки меняются.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Отряхиваем одну и другую руку движением от плеча к запястью.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Одна рука вытянута вперед, вторая изображает паучка, перебирая пальцами. Двигается по руке от запястья к плечу. А затем руки меняются.

Чтобы погулять на ветке.

Пальцы «побежали» по столу.

«Мышь и часы»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Пальцы рук «взбираются» от коленей до макушки.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки «скатываются» вниз на колени.

Далее движения повторяются.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Музыкально-игровые упражнения благотворно сказываются на общем развитии детей и на психологическом климате коллектива учащихся в целом. Данные физкультминутки интересно повторять, дети запоминают слова и поют все песни вместе с педагогом, упражнения несложные, отлично запоминаются и воспроизводятся. При регулярном использовании на занятиях возникает некий эффект ритуальности, а это дает детям ощущение спокойствия, уверенности и доверия.

Для подготовки данного материалы были использованы следующие информационные источники:

1.  https://pesni.guru

2. https://m-w-m.ru/pages/

3. https://songspro.ru/20/Fizminutka-pro-kraba/tekst-pesni-A-pod-palmoy-krab-sidit

4. https://teksty-pesenok.ru/rus-zheleznovy/tekst-pesni-pauchok/1802468/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками с ЗПР

В работе представлена одна из форм работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР - пальчиковая гимнастика....

физкультминутки и пальчиковые игры

хорошая вещь.помогла в прохождении логопедической практики,да и в работе вообще...

Зимние физкультминутки и пальчиковые игры 2019-2020

Зимние физкультминутки и пальчиковые игры...

«Музыкальные коммуникативные игры в работе с дошкольниками»

Выступление на ММО музыкальных руководителей...

«Использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционной и пальчиковой гимнастик) в работе с дошкольниками»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и об...

Методическая разработка «Музыкальное сопровождение к пальчиковым играм» (ноты, текст, описание движений, изображение)

Актуальность использования пальчиковых игр на музыкальных занятиях с дошкольниками обусловлена тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка:•способствуют овладению навыками мелк...

03.05.22 Физкультминутки и пальчиковые игры на тему "День Победы".

Физкультминутки и пальчиковые игры на тему " День Победы"....