Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками с ЗПР
статья по логопедии на тему
В работе представлена одна из форм работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР - пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki_v_rabote_s_doshkolnikami_s_zpr.docx | 17.42 КБ |
palchikovye_igry.pptx | 641.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками с ЗПР
Мелкая моторика - это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук оказываются слабыми, особенно у детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и чёткость непроизвольных движений. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определённые трудности в учебной деятельности, особенно в овладении навыками письма, рисования, ручного труда. Поэтому для этих детей требуется специально организованные формы работы по развитию пальцев рук. Одной из таких форм является пальчиковая гимнастика.
Работу по развитию пальчиковой моторики необходимо проводить регулярно, примерно по5 минут в день, только в этом случае будет достигнут желаемый результат. Наиболее оптимальным является использование в данных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Для детей коррекционных групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Материал для физкультминуток необходимо подобрать так, чтобы в нём содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.
В ходе физкультминуток также можно предложить детям «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Например, изобразить зайцев, кошек, деревья и т.д. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ЗПР, они позволяют:
1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей
2.Развивать умение ребёнка подражать взрослым, вслушиваться в речь и понимать её, повышать речевую активность и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу
3. Совершенствовать психические процессы внимания и памяти
4. Делать речь более чёткой, ритмичной, яркой.
5.Развивать фантазию и воображение детей
6. Облегчить усвоение навыков письма.
В начале обучения проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с лёгкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.
Примеры пальчиковой гимнастики представлены в презентации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок) Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев ) Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать ( руки вниз, встряхнуть кистями)
В гости В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому ( указательный и средний – поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно) Сам мизинчик – малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга) Вместе пальчики – друзья (ритмичное сжимание пальцев в кулаки). Друг без друга им нельзя.
Домик Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого), Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно). Раз, два, три, четыре, пять (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца) В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)
прогулка Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу), А вторые – догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев). Третьи пальчики – бегом (движение средних пальцев в быстром темпе) А четвёртые – пешком (медленное движение безымянных пальцев по столу) Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами) И в конце пути упал (хлопок кулаками по поверхности стола)
человечки Побежали вдоль реки (движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю) Дети наперегонки. (повторить несколько раз )
Засолка капусты Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трём (пальцы рук сжаты, движение кулаков к себе и от себя), Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмём (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
Замок На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев в замок) Кто открыть его бы смог Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки потянуть в одну, потом в другую сторону), Покрутили ( движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя и к себе), Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга) И – открыли (пальцы расцепить, ладони в стороны)
Дом и ворота На поляне дом стоит («дом») Ну а к дому путь закрыт («ворота») Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем («дом»)
Зайцы Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой) Под высокой сосной («дерево» правой рукой ) Под другою сосной («дерево» левой рукой) Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)
В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Пальчиковые гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Она развивает мелкую моторику и...
Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.
Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации....
«Использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционной и пальчиковой гимнастик) в работе с дошкольниками»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и об...
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ТНР
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи....
«Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...