Проект "Овощата - дружные ребята!"
проект (старшая группа)
Проект "Овощата дружные ребята!" для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_ovoshchi.doc | 659 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 255»
ПРОЕКТ:
«ОВОЩАТА –
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
(информационно-практико-комплексный-краткосрочный)
Автор: Запотраева Я.В., воспитатель
Барнаул
Проект «Овощата – дружные ребята»
(по закреплению речевых и познавательных навыков)
Данный краткосрочный проект по закреплению речевых и познавательных навыков содержит методические и практические наработки. Практическая значимость проекта заключается в объединении воспитательно-образовательного и здоровьесберегающего процесса в ДОУ.
Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, педагогов дополнительного образования.
Содержание
- Актуальность проекта………………………………………………2
- Цель и задачи проекта………………………………………………2
- Ожидаемый конечный результат реализации проекта…………...3
- Перечень основных направлений проекта………………………...3
- Стратегия реализации проекта…………………………………….4
- Литература………………………………………………………….6
Приложения
Актуальность проекта:
Желание, чтобы дети росли здоровыми - у коллектива МБДОУ присутствует всегда: приобщение детей к здоровому образу жизни, привитие основ правильного питания, максимальная информативность и закрепление полученных знаний и т.п. На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают варёные овощи. Я считаю проект актуальным, т.к. дети не осознают значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте позволит значительно обогатить и обобщить знания и представления об овощах и их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, приобщить к труду в природе.
Цель проекта:
Расширение и закрепление знаний детей об овощах и их пользе; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Задачи:
- Углубить знания детей об овощах
- Способствовать обогащению и активизации словаря
- Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки)
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей
- Прививать культуру поведения за столом при дегустации блюд
- Приучать к здоровому образу жизни
- Прививать первичные трудовые навыки
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Целевая группа проекта:
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста
Основные формы реализации проекта:
- Анкетирование родителей
- НОД по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
- Дидактические игры и упражнения
- Художественное слово
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильма
- Беседа
- Консультация для родителей
- Развлечение
- Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Этот проект способствует укреплению здоровья детей. Повысится уровень знаний детей о многообразии овощей и их полезности. Дети научатся классифицировать овощи (растут в земле или на кусте). Обогащение и активизируется словарь. Дети расширят свои пищевые пристрастия за счет овощных блюд. Повысится заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.
Перечень основных направлений проекта:
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление и приобретение методических пособий
- Подборка дидактических игр
- Обогащение уголка чтения художественной литературой
Методическая копилка:
- Разработка конспектов НОД по теме проекта
- Подборка пословиц, поговорок, загадок, физминуток
- Включение материала в план перспективного планирования по областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Работа с родителями:
- Консультация «Правильное питание детей – основа их здоровья»
- Проведение родительского собрания «Наши верные друзья - полезные привычки»
Тип проекта:
Информационно-практико-комплексный
Сроки проекта:
Краткосрочный (1 неделя)
Стратегия реализации проекта:
Этапы | Содержание мероприятия | |
I этап Подготовительный |
| |
II этап Основной | Понедельник |
|
Вторник |
| |
Среда |
| |
Четверг |
| |
III этап Заключительный (Пятница) |
|
Перспектива:
Продолжить работу по воспитанию привычки и потребности в здоровом образе жизни детей, развитие речевых умений, обогащение словаря, приобщению к здоровому питанию, укрепление связей с родителями. Проект можно использовать как часть долгосрочного проекта по здоровьесбережению.
Литература:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
- Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003-319с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
- Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет; развитие речи и воображения. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
- Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1
Конспект НОД «Овощи»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Задачи:
1. Формировать обобщающее понятие «овощи»
2. Упражнять в употреблении словосочетаний
3. Расширить и активизировать словарь по теме: «Овощи»
4. Создать условия для развития мелкой моторики рук
5. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных
Материалы и оборудование:
Картинки по теме «Овощи», муляжи овощей, массажеры «ежики», символы: «вершки, «корешки», силуэты «деда» и медведя
Ход НОД
Организационный момент
(Перед детьми лежат в разобранном порядке разрезанные картинки овощей)
Ребята, сегодня у нас с вами путешествие в страну «Овощландию». Наши овощи на грядке иногда играют в прятки. Давайте соберем картинки и посмотрим, какие овощи от нас спрятались.
Развитие мелкой моторики рук
(массажеры «ежики», пальчиковая гимнастика «Мы капусту режем, режем)
Воспитатель загадывает загадки:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая (морковь)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что потом мы испекли ели да хвалили? (картофель)
На грядке длинный, зеленый,
а в банке желтый, соленый? (огурец)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки (горох)
Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка (тыква)
Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она (Редиска)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют (помидоры)
Все картинки выставляются перед детьми. Еще раз называют. Где растут. «Все это – овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле, на кусте.
-Какие овощи вы еще знаете? (называют)
Картинки добавляются. На доске два символа. Надо разобраться какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке (свекла, морковь, репа, огурец, кабачок, редис, редька, картофель, помидор, капуста, перец, тыква, лук, горох, баклажан).
Физминутка. Игра «Вершки и корешки».
Силуэты деда и медведя ставим в разные концы комнаты. Посередине «огород» - большой обруч, в нем муляжи овощей. Договариваемся: «Деду собираем вершки, а медведю корешки». Начинается игра. Дети под музыку «гуляют», когда музыка прекращается, берут с «грядки» овощ и определяют, к кому отнести. В конце игры все вместе подводят итог.
Словесное упражнение «Какой овощ я задумала? ».
На столе – помидор, свекла, репа (воспитатель: круглая… круглый)
Капуста, лук, огурец (воспитатель: зеленый… зеленая)
Огурец, кабачок, морковь (воспитатель: длинный… длинная)
Давайте еще поиграем. Выходит один ребенок, в корзину кладет овощ (дети не должны видеть, что он положил). Спрашивает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кусте… и т. д. (ответы детей)
Вот и закончилось наше путешествие в страну «Овощландию». Расскажите какие овощи вам запомнились.
Приложение 2
Конспект НОД «Это дома мы – ребята, ну, а с Крошем – поварята!»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Задачи:
1. Закрепить знания детей о том, где растут овощи, как их убирают и как употребляют в пищу.
2. Упражнять в употреблении глаголов действия и глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей.
3. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными
4. Вызвать у детей интерес к посадке растений
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей, емкости для посадки растений наполненные землей, луковицы для посадки, лейки с водой, игрушка Крош.
Ход НОД:
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел Крош.
Крош: Здравствуйте, ребята! Решил я для своих друзей осенний праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего я, не знаю! К вам пришел за помощью, смотрите, сколько всего принес. Ребята, помогите разобраться, какие тут овощи, какого они цвета и формы.
Дети берут овощ, говорят, как он называется и описывают его.
Воспитатель: Крош, а ты знаешь, где растут овощи?
Крош: Нет.
Воспитатель: Ребята, какие овощи растут в земле? (Дети называют, педагог выкладывает иллюстрации)
Крош: Какие овощи растут на грядке? (Дети называют, педагог выкладывает иллюстрации)
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают. Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают.
Крош: Прежде чем начать готовить что-нибудь из овощей, что надо делать? (мыть.) Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей.) А какие овощи нужно почистить? (репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И все сразу варят? (нет)
Воспитатель: Не торопись, Крош. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (Салаты) Какие овощи можно есть и сырыми и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу).
Крош: Что можно приготовить первым блюдом? (Овощной суп) Из каких овощей его готовят? (ответы детей)
Воспитатель: А какую зелень мама в овощной суп добавляет? (Петрушку, укроп.)
Крош: Вторым блюдом, что приготовить? Кашу можно? А котлеты? Какие? (Морковные, капустные, свекольные, картофельные). Из картофеля, что еще можно приготовить? А из капусты? Здорово, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними делать? (Засолить)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем Крошу, как солить капусту.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох.
(Дети становятся в круг. Изображают «посев» гороха.)
Был горох совсем не плох.
(Топают ногами, ребенок-дед тоже топает.)
Круглый, звонкий, желтый, гладкий.
(Круг руками, хлопки, скользящие движения ладонь о ладонь.)
Очень ровный, очень сладкий.
(Топают ногами, гладят живот.)
Вдруг упал мешок с горохом!
(Наклоняются, разводят руками.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе!
На последнем слове считалки дети разбегаются и приседают, «дед» начинает «пятнать» детей. «Запятнанный» ребенок становится «горошиной». Следующий «запятнанный» ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».
Воспитатель: Молодцы, все «горошинки собрали»
Крош: Ребята, а я знаю, что можно даже дома вырастить витамины. Какие? (ответы детей). И я хочу научиться. Вы мне поможете? (да)
Дети вместе с Крошем совершают посадку лука.
Крош: Спасибо, ребята! Сегодня я узнал много интересного и многому научился.
Стал я поваром сегодня:
Чищу, режу и варю.
С корочкой картошку жарю…
Как готовить точно знаю!
Могу сварить я вкусных щей,
Слепить котлет из овощей.
Мои друзья будут довольны. До свидания!
Приложение 3
Конспект НОД «Овощная ярмарка»
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Задачи:
1. Формировать речевые умения детей по теме «Овощи»
2. Создать условия для развития мелкой моторики рук
3. Способствовать обучению детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.
4. Закреплять прием лепки - приглаживание.
5. Прививать у детей уважение к труду
Словарная работа: овощеводы, ярмарка
Материал:
Картинки с изображением ярмарки, пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла, корзинки
Предварительная работа:
Рассматривание овощей, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай».
Ход НОД
- Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они везут на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка»? Это специально отведенное место, куда съезжаются дачники и овощеводы со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму (показ иллюстраций и картинок с изображением ярмарки)
- Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную и полезную еду. Поэтому тоже отправляемся на ярмарку (берут корзинки)
- Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за отгадки на загадки, которые будут загадывать продавцы. Пожалуйста, начинайте загадывать.
Загадки про овощи:
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали, -
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (Картофель)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят (Помидоры)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые (Огурцы)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице (Морковь)
Над землей трава,
Под землей – алая голова (Свекла)
- А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?
Помидор, лук - круглые;
огурец, картофель - овальные;
морковь, свекла – конусообразные.
-Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?
Помидор – красный;
картофель - белый, коричневая кожура;
огурец – зеленый;
свекла – бордовая;
морковь – оранжевая;
лук - коричневый.
- Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? (Слепить еще).
Пальчиковая игра «Капуста».
Что за скрип, что за хруст?
(потереть кулак о кулак)
Это что ещё за куст?
(соединить ладони в области запястья и раздвинуть пальцы)
Как же быть без хруста,
(потереть ладонь о ладонь)
Если я капуста.
(сомкнуть кулак, а другой ладошкой его обернуть)
- А сейчас, ребята, давайте заготавливать овощи.
(самостоятельная деятельность детей)
- Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
- Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.
(анализ работ детьми, самоанализ).
Спасибо вам за работу.
Приложение 4
Беседа «О пользе овощных витаминов»
Задачи:
1. Формировать знания о пользе витаминов для нашего организма.
2. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, Е» и овощами, в которых они содержатся.
3. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе овощей, в которых содержатся витамины.
Материал: картинки овощей для игры «Где ты, витаминка?», корзинка с овощами.
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных овощах. А почему так полезны овощи? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей.
Все овощи содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.
- Что произойдет если мы не будем получать витамины? (ответы детей). Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.
Все витамины делятся на группы А, В, С, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?
Итак, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. Где же больше всего этого витамина?
Прежде всего витамин А содержится в моркови, луке, тыкве, шпинате, листьях салата, помидорах.
Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие овощи нам помогут? Это горох, капуста брокколи, листья салата, зеленый перец.
Физминутка "Обжора"
Один пузатый здоровяк
(Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак
(Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком,
(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском
(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил
(Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил
(Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар,
(Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар
(Ударить слегка ладонью по лбу)
Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах. Его особенно много в зеленом луке, свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле.
Четвертый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры, капуста.
- Ребята, так, что же такое витамины? (ответы детей).
-Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.
А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка? » и узнаем, как вы запомнили название витаминов и в каких овощах они прячутся. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие овощи его содержат).
Игра «Где ты, витаминка? »
Воспитатель: - Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, E) . Для чего нужны витамины? Где они живут?
Молодцы! Вы отлично все запомнили!
Приложение 5
Развлечение
«Осенние встречи»
Ребенок: Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены
В пурпуре осеннем только дуб зеленый!
Ведущий: Солнце греет, дождик поливает,
Овощи скорее растут и созревают.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают умный и серьезный спор.
Сценка «Спор овощей»:
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкусней, и нужней?
Кто при всех болезнях будет вам полезней?
Ведущий: Выскочил горошек, Ну и хвастунишка!
Горошек: Я такой хороший, зелененький мальчишка!
Если только захочу - всех горошком угощу.
Ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала.
Свекла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Я нужна и для борща, и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету!
Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики – плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный!
А уж свежий огурец всем по нраву, молодец.
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!
Редиска: Я – румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!
Ведущий: Ребята, а в какое время года мы собираем урожай овощей?
Дети: Осенью!
Ведущий: У окна поставьте ящик, поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг, к вам придет зеленый …
Дети: Лук.
Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я - простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слово не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
-Высыпает несколько клубней картошки. Игра «собери картошку ложкой»
В игре участвуют 2 человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. Детям дают по корзинке и по деревянной ложке. По сигналу они начинают собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
-Стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
-Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я. Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее.
Ведущий: С наступлением осени в полях и огородах зреют овощи,
А вы знаете, какие овощи растут на ваших огородах?
Дети: …
- игра: Перевези урожай: 2 команды, дети по очереди перевозят по 1-му овощу на грузовиках в обруч).
Ведущий: Вижу, все у вас толково, к холодным дням вполне готовы!
Ребенок: С осенью вас поздравляем,
И желаем никогда, вам с болезнями не знаться
Быть здоровыми всегда!
Все: До свидания!
Приложение 6
Игры по теме «Овощи»
Игра «Большой – маленький»
Огурец – огурчик.
Помидор – помидорчик.
Чеснок – чесночок.
Перец – перчик и т.д.
Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
Игра «Назови, какой это сок?»
Дети становятся в круг, логопед бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «огуречный».
Томат – томатный, морковь – морковный, свекла – свекольный, капуста – капустный, тыква – тыквенный.
Игра «Составь предложение»
Помидор круглый, а морковка – …
Огурец овальный, а тыква – …
Лук горький, а морковка – …
Помидор кислый, а чес нок –…
Огурец зеленый, а помидор – …
Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко».
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)
Белобока, круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её… (капуста)
Пушистый и зеленый хвост
На грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
«Вылезай на свет …» (морковка)
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… (огурцы)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… (горох)
Подвижная игра «Овощи»
Как-то вечером на грядке
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Репа, свекла, редька, лук
(в центре круга – водящий с завязанными глазами)
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
(останавливаются, крутят водящего)
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
(разбегаются, приседают)
Ну, а ты иди искать!
(водящий ищет)
Эстафета с морковью
Дети поочерёдно проходят дистанцию: перепрыгивают через барьеры, пролезают в тоннель, берут морковку и несут её в корзину.
Подвижная игра «Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох.
(Дети становятся в круг. Изображают «посев» гороха.)
Был горох совсем не плох.
(Топают ногами, ребенок-дед тоже топает.)
Круглый, звонкий, желтый, гладкий.
(Круг руками, хлопки, скользящие движения ладонь о ладонь.)
Очень ровный, очень сладкий.
(Топают ногами, гладят живот.)
Вдруг упал мешок с горохом!
(Наклоняются, разводят руками.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе!
На последнем слове считалки дети разбегаются по площадке, «дед» начинает пятнать детей. Запятнанный ребенок становится «горошиной». Следующий запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».
Игра малой подвижности «Горячая картошка»
Дети становятся в круг. Выбирают водящего. Он выходит в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Кому-либо из играющих дается маленький мяч (картошка), и дети передают его по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого «картошка». Он произносит: «Руки!», и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет «картошку» и становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.
Игра «Разложи овощи».
На столе лежат предметные картинки с овощами. Дети классифицируют их по месту произрастания (в земле, на земле, на кустах). Упражнение на развитие грамматических категорий.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Педагог показывает детям огурец и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появился огурец. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
(С мячом)
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Дидактическая игра «Исправь ошибку художника»
Картинки с неправильным изображением «вершков» и «корешков»
Дети должны найти ошибку и исправить её.
Игра «Опиши, мы угадаем»
Ребёнок выходит за дверь, а остальные составляют описание одного из овощей. Когда водящий возвращается, один из детей рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.
Пальчиковая игра «Капуста».
Что за скрип, что за хруст?
(потереть кулак о кулак)
Это что ещё за куст?
(соединить ладони в области запястья и раздвинуть пальцы)
Как же быть без хруста,
(потереть ладонь о ладонь)
Если я капуста.
(сомкнуть кулак, а другой ладошкой его обернуть)
Приложение 7
Пословицы и поговорки об овощах
- Каждому овощу свое время
- Всякий день с овощами, да не всякий день со щами
- Капуста любит воду - да хорошую погоду
- Голова садовая (значит: капустный кочан, т.е. несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня.)
- «Без капусты щи не густы»
- «Капуста — не пуста, сама летит в уста»
- «Хлеб да капуста лихого не попустят» (пища здоровая)
- Проще пареной репы (т.е. очень просто).
- Репу да горох не сей подле дорог
- Лук от семи недуг
- Лук да баня все поправят
- Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек, недотепа)
- Лук с чесноком – родные братья
- Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек)
- Морковь прибавляет кровь
- В море огурцы сажать (т.е. преувеличивать, обманывать)
- «Бобы не грибы, не посеешь — не взойдут»
Приложение 8
Стихи об овощах
Об овощах
Я овощи — ну просто обожаю!
В них витамин полезных очень много.
Морковку ем — чтобы глаза сияли;
Свеклу, фасоль — чтоб ноги не болели.
В шпинате затаились витамины,
Его жую, чтоб было больше силы.
Капусту ем на завтрак и обед —
Чтобы надежным был иммунитет!
Картошка
Нет слов удивительней в мире,
Чем эти –
Картошка в мундире.
Воображаю:
Картошка в перчатках!
Мундир
Ослепительным золотом заткан!
При шпаге,
При шпорах,
В парадных сапожках
Обходит войска
Полководец Картошка.
ГлазкИ – его глАзки,
Круглая голова,
На кованой каске
Султаном ботва.
Щи – талочка.
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись – кА ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз! Два! Три!
Огонь зажжен.
Кочерыжка выйди вон.
Винегрет и борщ
Торопился на обед
Винегрет…
Так старался,
Так спешил
Что в кастрюлю
Угодил:
В кипяток свалился –
Винегрет сварился!
Вот большая ложка –
Попробуйте немножко.
Винегрет вареный,
Сметаной охлажденный…
Вкусно?
То-то же!
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла. Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
Картошка
Как люблю я есть картошку.
Эй! Тащите быстро ложку!
Огурцы, помидоры
Огурцы и помидоры
Малоежкам и обжорам.
Репка
Репку с маслом сразу съем,
Вкусно, сытно, нет проблем!
Фасоль
Нет еды вкусней фасоли,
Не забудьте только соли!
Томат
У томата – толстяка
Аппетитные бока.
Скушать его, что ли,
Просто так, без соли?
Петрушка
Знает каждая старушка:
В огороде есть петрушка.
Станет с ней вкусней в сто крат,
Суп, окрошка и салат.
Стишки о свекле
Без свеклы борща не сваришь,
Винегрет не приготовишь.
Этот овощ нам товарищ
И салатом быть готовый.
В любом виде, в разных блюдах
Он покажет свою удаль -
Не капризный корнеплод,
Пусть на радость нам растет.
Такой полезный кабачок!
Золотистый кабачок
Завалился на бочок,
Толстенький как поросенок
И шумит листвой спросонок.
И в приятной дреме ждет,
Может кто-нибудь придет
И на завтрак заберет.
Потому что в кабачатах
Зрелых, молодых и сладких,
Много нужной нам клетчатки.
Редис
На столе у нас сюрприз –
Мама принесла редис,
Приготовила салат
Для своих любимых чад.
Со сметанкою и луком –
Восхитительная штука.
Быстро мы его съедим,
Потому что есть хотим.
Маму поблагодарим
И салатик повторим.
Чеснок
Надо кушать по чуть-чуть,
А иначе не вздохнуть.
И чеснок ведь, как и перцы,
Очень жгучие, поверьте!
Смешные стихи о картошке
Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!
Стишок о пользе капусты
Ее на зиму шинкуют,
Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно,
Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает
И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна –
Она нам всегда нужна.
О тыкве
К тыкве мы давно привыкли.
Витаминам витамин –
Овощ он такой один.
Если овощем назвать
Можно тыкву, так сказать.
Впрочем, людям все равно,
Как ее там звать должно.
Главное такой один
В мире тыква – витамин.
Огурцы
На грядке из-под листочка
Смотрят два дружочка,
Два зеленых молодца —
Два хрустящих огурца.
Помидоры
Толстощекий помидор,
Светит нам, как светофор:
Вот он я, скорей, ребятки,
Заберите меня с грядки.
«Приходите в огород»
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород –
Здесь так интересно.
Приложение 9
Загадки с грядки
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится... (капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы)
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их... (огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный... (помидор)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый... (помидор)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это... (репка)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам... (свекла)
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
Приложение 10
Консультация для родителей
«Правильное питание детей – основа их здоровья»
«Правильное питание детей – основа их здоровья»
Пока ребёнок совсем маленький, к его кормлению относятся трепетно. Когда же дети переходят на общий стол, мы все реже и реже задумываемся о том, насколько правильное питание они получают.
А между тем кормлению детей 3-6 лет следует уделять ничуть не меньше внимания, иначе проблем в будущем не избежать. К сожалению, врачи нередко сталкиваются с ситуациями, когда даже элементарные основы здорового питания игнорируются во многих семьях. Причины этого явления, как правило, идентичны и заключаются либо в незнании основ правильного питания, либо в особенностях воспитания, когда доминирует потакание ребёнку во всём, в том числе в вопросах потребления пищи. Необходимо так построить питание, чтобы используемые продукты не способствовали возникновению заболеваний.
В дошкольном учреждении диетологи разрабатывают меню дневного рациона, которое обеспечивает каждого ребёнка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в том числе
незаменимыми, а также витаминами и микроэлементами.
В целом за день ребёнок получает в детском учреждении не менее 80% физиологической нормы питательных веществ. Остальное он должен дополучить во время домашнего ужина. Не следует забывать родителям и о правильно организованном питании дома в выходные и праздничные дни.
Оптимальным для детей дошкольного возраста является четырёхразовое питание с промежутками между приёмами пищи около 4 часов.
Для детей в возрасте от 3 до 7 лет рекомендуется следующее распределение калорийности суточного рациона: завтрак и ужин – 25%, обед – 35 - 40%, полдник – 10-15%.
Как же разнообразить меню дома?
Самые частые ошибки при составлении меню – отсутствие режима питания, а также однообразность пищи и злоупотребление жирными, сладкими продуктами, приправами, соусами. Разнообразие блюд необходимо обеспечивать набором сырья и продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, овощи), а
также видами кулинарной обработки (мясо тушённое, отварное, жаренное, припущенное; мясные блюда из мяса рубленного: котлеты, биточки, тефтели и др.) Кроме того, блюда должны быть разнообразны по внешнему виду, вкусу и гарниру. Чем более приятен запах и вид еды, тем активнее работают пищевые ферменты и сильнее ощущение голода. В меню надо предусматривать чередование блюд, особенно основных, чтобы они не повторялись на протяжении недели.
Кроме того, следует помнить, что блюда из мяса и рыбы богаты белками, жирами и экстрактивными веществами, поэтому они могут возбуждать нервную систему ребёнка и нарушать сон. Их желательно готовить на обед и завтрак, а на ужин лучше давать быстро перевариваемые молочные и творожные блюда. Обильный приём пищи на ночь приводит к преобразованию в жиры недоокисленных углеводов, что может вызвать ожирение.
Необходимо настойчиво приучать детей к разнообразной пище, особенно к овощам, молоку, творожным блюдам, блюдам из овсяной крупы.
Не забывайте и о том, что вкусная еда за красиво сервированным столом, подаваемая красивой улыбающейся мамой, - это тот образ, к которому нужно стремиться и который будет сопровождать ребёнка в жизни, давая ему силы и надежду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы - дружные ребята
Мы — дружные ребята Задачи: Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить передавать чувства через...
"Мы дружные ребята"
Конспект интегрированного занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей разновозрастной группе. « Мы дружные ребята»Автор: Тинт Раиса АнатольевнаДолжность...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа
Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....
Занятие в подготовительной группе "Дружные ребята"
Занятие с упражнениями в парах....
Конспект занятия в средней группе "Мы-дружные ребята"
Данный конспект входит в раздел Социальный мир и является одним из заключительных занятий по этой теме. Предназначен для проведения в средней группе...
программа Р.С.Буре "Дружные ребята"
перспективное планирование...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"
Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...