Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста
консультация
Семинар-практикум "Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 28.68 КБ |
Презентация к семинару | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДАШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Семинар - практикум
«Создание развивающей и безопасной среды
для самостоятельной двигательной активности
детей раннего возраста»
Подготовил:
Лемешко А.С. Инструктор по ф.к.
2021 г.
Семинар - практикум «Создание развивающей и безопасной среды
для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации, развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.
Задачи:
- Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста;
- Развивать практические умения педагогов в организации пространства для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста в условиях группы, реализуя требования ФГОС ДО.
Основным средством предупреждения психосоматических заболеваний детей является двигательная активность. Однако, последние годы происходит ее снижение как по объему так и по интенсивности.
Практика показывает, что в большинстве случаев объем ДА детей раннего возраста не достигает возрастных показателей. Причина такого положения, непонимание, неумение педагога создавать оптимальную среду для развития моторики и удовлетворения потребностей детей в ежедневной ДА. Преобладание запретов и строгих ограничений, предложение детям альтернативных пассивных занятий ведет к неминуемому сокращению ДА.
Самостоятельная двигательная Де. служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка. Чтобы ДА была разнообразной по содержанию, оптимальной по количественным показателям, необходимо создать соответствующую РППС.
В нашем детском саду, центры двигательной активности в группах является местом для хранения физкультурного оборудования, и нет реализации его функционального предназначения.
Задача педагога привести в соответствие с ФГОС спортивные центры.
РППС должна быть:
- Содержательно – насыщенной. Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, инвентаря должны обеспечить ДА, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п.и.
- Трансформируемой. Предполагает возможность изменений в организации двигательной среды в зависимости от различных образовательных ситуаций или интересов детей.
- Полифункциональной. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, матов, мягких модулей и т.д.
- Вариативной (разнообразие спортивных предметов, игр, оборудования; периодическую сменяемость материала)
- Доступной. Свободный доступ для воспитанников.
- Безопасной. Надежность и безопасность использования.
Для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. Поэтому одним из условий является создание такой среды в групповой комнате, которая даст возможность двигаться много и разнообразно: на полу, управляя игрушками, взбираться на горку и скатываться с неё, играть с мягкими модулями, упражняться в играх с атрибутами – стоя, сидя, лежа.
С этой целью в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку. Пространство комнаты должно позволять и самим малышам, и вместе с взрослыми играть, прятаться, закреплять собственные двигательные умения и навыки, которые формируются именно в период раннего детства.
Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога.
Малыш твердо стоит на ногах, активно познает мир, используя для этого пока еще не большой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание, прыжки и т.д.
Ползание, лазанье | 6 мес. |
Упражнения в равновесии | 1 год |
Ходьба | |
Катание, бросание, метание | |
Бег | 2 года |
Прыжки |
Движение детей еще не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях часто падают. Но сколько при этом положительных эмоций получает ребенок… не лишайте его этой радости!
Первая задача воспитателя - правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование. Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых основных видов движений. К ним относятся:
- Ходьба и бег, развивающие равновесие и координацию (ходьба с переходом на бег и обратно, с изменением направления, обходя предметы, приставным шагом вперед и в стороны, по прямой дорожке шириной 20 см и длиной 2-3 м с перешагиванием через предметы высотой 10-15 см.;
- Подпрыгивания на месте (в том числе, с доставанием предмета выше поднятой руки) с легким продвижением (2 года), перепрыгивание через шнур и спрыгивание с высоты (3 года);
- Катание, прокатывание мяча педагогу, друг другу, в ворота, бросание вдаль, через веревку, натянутую на уровне груди ребенка, ловля мяча, брошенного педагогом;
- Ползание на четвереньках по прямой, а также по доске и скамейке, подлезание под ворота, шнур высотой 30-40 см, лазанье по лестнице высотой 1,5м.
Для развития вышеперечисленных движений, в группе должен быть комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря, используемый для самостоятельной и организованной двигательной Де детей.
Для ходьбы, бега, равновесия:
- Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.;
- Горка детская
- Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180x40
- Шнур длиной 100-150 см.
Для прыжков:
- Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.;
- Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см.
- Куб деревянный малый, ребро 15-30 см.
- Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.)
- Шнур короткий плетеный д.75 см.
Для катания, бросания, ловли:
- Корзина для метания мячей;
- Мяч резиновый диам.10-15 см.
- Мяч шар надувной диам.40 см.
- Обруч малый диам. 54-65 см.
- Шарик пластмассовый диам. 4 см.
Для ползанья и лазанья:
- Лесенка-стремянка двухпролетная, в.103 см. ш.80-85 см.
- Лабиринт игровой (трансформер)
- Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;
Для общеразвивающих упражнений:
- Мяч массажный диам.6-8 см.
- Мяч резиновый диам.20-25 см.
- Обруч плоский диам.20-25 см.
- Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см.
- Колечко с лентой диам.5 см.
- Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.
Оптимально для развития детей многофункциональное мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Огромное количество вариантов движений, которое можно выполнять на данном оборудовании, развивает воображение и творческую активность.
В дошкольных организациях могут использоваться игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Таким образом, все материалы должны быть яркими, привлекательными и отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.
Следующая задача – правильное размещение физкультурно-игрового оборудования. Часто воспитатели стремятся к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в «физ. уголках» (стеллажах, коробках, ящиках и т.д.), считается это не целесообразным, потому что:
- Поведение ребенка, ситуативно и определяется возникающими обстоятельствами. Его внимание не произвольно, неустойчиво, память краткосрочна, в деятельности его интересует не конечная цель, а сам процесс. Если в поле зрения ребенка попал яркий мяч, он будет с ним играть, пока не появится новый объект
- Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем. Конечно, нет необходимости группу превращать в склад, нужно обдумать, как сделать так, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты. И 1 раз в неделю менять инвентарь.
В связи с вышесказанным, рекомендуем вам расположить физ.оборудование по периметру группы и в безопасных зонах. Оборудование должно быть безопасным, доступным для самостоятельного использования ребенком.
Кроме традиционного оборудования, можно использовать нетрадиционные, что позволяет не только развивать движения детей и заинтересовать их этой деятельностью, но и создавать психологически комфортную среду.
К традиционными компонентами мы относим: каталки, коврики массажные, игрушки на колесах и качалки (конь или другие животные), мячи разного размера, набор мягких модулей, наборы кеглей с мячом, обручи малого диаметра, флажки и султанчики, горки и т.п.
К нетрадиционному оборудованию мы относим компоненты, сделанные руками педагогов и родителей.
Вот некоторые из них:
- Пособие «Фруктовые ворота» предназначено для закатывания в вертикальное отверстие мяча;
- «Весёлый лабиринт» - пособие из пластиковых труб используется для прокатывания мяча, для хождения по лабиринту;
- Пособие «Карусели» используется для ходьбы и бега по кругу;
- «Разноцветные ладошки и следы» - пособие из ткани и самоклеющейся цветной бумаги используется для прямой ходьбы и ходьбы на четвереньках, для развития координации движений;
- Пособие «Лошадка» используется для прыжков и бега;
- Пособие «Солнышко» используется для ходьбы по лучам, ходьбы и прыжков по кругу через лучи, скручивания и раскручивания лучей;
- Пособие Паучок «Гоша».
Иногда совсем незамысловатое оборудование и инвентарь, яркая веревка, резинка, подвешенная на высоте от 10 до 50 см., может превратить группу в интересный веревочный полигон.
Дети в возрасте 2-3 лет подражательны, увидев, как воспитатель катает игрушкой-каталкой вперед-назад по группе, он обязательно захочет повторить. Во избежание конфликта, инвентарь дублируем.
Не забывайте о создании игровых ситуаций («Сидящий мишка на каталке», «Котенок застрявший на верхней перекладине лесенки» и т.д.)
Поэтому, повторюсь еще раз, что в I и II группах раннего возраста нецелесообразно создавать специальные физ. уголки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двигательная активность – основное средство предупреждения психосоматических заболеваний детей. Самостоятельная двигательная деятельность служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка.
Требования ФГОС к РППС: Содержательно – насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной: Безопасной.
Для развития движений важны самостоятельные игры и различные занятия. в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку
Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога. Запас движений: Ползание, лазанье Упражнения в равновесии Ходьба Катание, бросание, метание Бег Прыжки
правильный подбор физкультурно-игрового оборудования – первая задача воспитателя.
Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых основных видов движений. К ним относятся: Ходьба и бег; Подпрыгивания, перепрыгивания и спрыгивания; Катание, прокатывание мяча; Ползание на четвереньках, подлезание , лазанье.
комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря в группе: Для ходьбы, бега, равновесия: Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.; Горка детская Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180 x 40 Шнур длиной 100-150 см. Для прыжков: Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.; Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см. Куб деревянный малый, ребро 15-30 см. Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.) Шнур короткий плетеный д.75 см.
Для катания, бросания, ловли: Корзина для метания мячей; Мяч резиновый диам.10-15 см. Мяч шар надувной диам.40 см. Обруч малый диам . 54-65 см. Шарик пластмассовый диам . 4 см. Для ползанья и лазанья: Лесенка-стремянка двухпролетная , в.103 см. ш.80-85 см. Лабиринт игровой ( трансформер ) Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;
Для общеразвивающих упражнений: Мяч массажный диам.6-8 см. Мяч резиновый диам.20-25 см. Обруч плоский диам.20-25 см. Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см. Колечко с лентой диам.5 см. Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.
Мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер .
Размещение физкультурно-игрового оборудования.
Физкультурное оборудование рекомендуется разместить по периметру группы и в безопасных зонах
Нетрадиционное оборудование
«Фруктовые ворота»
«Весёлый лабиринт»
«Карусели »
«Разноцветные ладошки и следы»
«Лошадка »
«Солнышко»
Паучок «Гоша»
I группа раннего возраста
II группа раннего возраста
II группа раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...
Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"
В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...
: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».
Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...
Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста
Формы и методы работы воспитателя с детьми раннего возраста...
Семинар для педагогов «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развива...
Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста
Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...