Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста
консультация на тему

Гребенюк Елена Александровна

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

           Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также  низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования  его двигательной  сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_dlya_dvigat_aktivnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные педагогические подходы к созданию

предметно-развивающей среды

для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

        Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также  низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования  его двигательной  сферы.

        Для полноценного физического развития ребенка, для повышения интереса к занятиям по развитию движений необходима специальная предметно-пространственная среда. Кроме того, это среда должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть многофункциональной, т.е. способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, речи. Роль педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить усилия на использование  ее  отдельных элементов.

        Поэтому при создании в группе предметно-развивающей среды для развития движений мы исходили из необходимости учета следующих факторов:

        - индивидуальных типологических особенностей ребенка;

        - особенностей его эмоционально - личностного развития;

        - индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;

        - любознательности  и исследовательского интереса;

        Центр двигательной активности в нашей группе состоит из стандартного нестандартного оборудования.  Мы  назвали наш центр «Растишки».

        В него входят: дорожка-лесенка, дорожка из обручей, дорожки – коврики со следами ладоней и ступней, дорожки с изображениями в различных комбинациях геометрических фигур разной формы и разного цвета, пуговичные коврики, плоские дорожки разного цвета, разной ширины и длины, дорожки- ящики с различными мягкими и твердыми материалами и массажерами;

природный материал: шишки, желуди, плоды каштана;

бросовый и прочий материал: пуговицы, косточки от счет, фасоль, горох, керамзит, плоские камушки, мелкий и крупный песок; дорожки – коврики: сухие и мокрые, кольцеброс, мишени, мягкие мячи модули, плоские и объемные геометрические формы разных размеров и цветов, флажки, султанчики, таблички с изображением животных и птиц.

        При использовании оборудования мы соблюдаем принципы  его отбора и расстановки – обеспечение чередования разнообразных двигательных действий.

        Развивающая направленность заключается в том, что его использование позволяет упражнять детей во всех видах движений: ходьбе, беге, прыжках, метании, а также  развивать их координационные способности. Это и развитие сенсорных способностей: цвет, форма, размер; тактильных ощущений: твердый- мягкий, теплый – холодный, шероховатый – гладкий.

        При выполнении различных движений  дети закрепляют  словарь действий, названия цвета, формы, размера и т.д.

        С помощью этого оборудования можно выполнять физические упражнения, способствующие  развитию двигательного творчества: изобразить животных, птиц, ситуацию, описанную в художественном  тексте.

        Данное оборудование позволяет диагностировать и развивать координацию движений. При подборе двигательных заданий детям, созданы оптимальные условия  для концентрации внимания на этой двигательной задаче.

        Для повышения эффективности данного оборудования используется принцип – создание новизны. Мы стараемся постоянно отыскивать и вносить в центр новые элементы. Кроме того, новизна создается путем перестановки пособий в различном пространственном положении.

        Все оборудование можно легко изготовить из дерева, ДВП, поролона, картона, бросового материала. Оно малогабаритно и универсально, удобно в использовании и хранении, не требует больших затрат.

        При создании предметно-развивающей среды мы опирались на рекомендации Н.П. Кочетовой, Т.И. Осокиной, М.А. Руновой, В.А. Шишкиной, использовали опыт коллег – педагогов ДОУ г.Нижнего Новгорода и др., описанный в журналах.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ.

Наименование

оборудования

Цель использования

Рекомендуемые

упражнения

1

Дорожка лесенка-объемная.

Профилактика плоскостопия; укрепление всех групп мышц; развитие тактильных ощущений: твердый –мягкий, гладкий – шероховатый, холодный –теплый.

Ходьба и бег, обогащение

словарного запаса.

2

Дорожка плоская с кругами и квадратами.

Упражнение в равновесии, перешагивании, прыжках; профилактика плоскостопия; развитие сенсорных способностей: цвет, форма.

Ходьба и бег с препятствиями;

прыжки в длину с места.

3

Дорожка с метками (ладони и колени).

Упражнение в ползании и подлезании.

Ходьба на ладонях и коленях; подлезание под  стойку.

4

Дорожка плоская с треугольниками.

Упражнение в равновесии; развитие сенсорных способностей: цвет, форма.

Ходьба и бег.

5

Дуги-стойки.

Упражнение в ползании и подлезании.

Ползание и подлезание.

6

Дорожка плоская с метками( следы).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей.

Ходьба и бег с препятствиями.

7

Дорожка-коврик с метками( объемные следы из поролона и пуговиц).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений.

Ходьба и бег с препятствиями.

8

Доска ребристая.

Профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей.

Ходьба и бег

с препятствиями.

9

Дорожка-лесенка.

Упражнение в прыжках, профилактика плоскостопия.

Ходьба и бег с препятствиями,

прыжки в длину с места.

10

Дорожка плоская  (узкая- широкая, длинная-короткая).

Упражнение в равновесии, развитие сенсорных способностей: цвет, размер.

Ходьба и бег с препятствиями.

11

Дорожка –коврик плоская (мокрая, сухая).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, закаливающие процедуры.

Ходьба.

12

Кольцеброс с набором колец.

Упражнение в метании, развитие глазомера.

Метание колец.

13

Дорожка из обручей.

Упражнение в прыжках, подлезание, метании.

Ходьба и бег, высоко поднимая колени, прыжки через препятствия на  двух ногах. Пролезание в обруч, метание мешочков с песком в обручи.

14

Метки – знаки с изображением животных  и птиц.

Умение действовать по сигналу.

Ходьба и бег с выполнением различных

заданий.

15

Корзины мишени с набором мячей.

Упражнение в метании, развитие глазомера.

Метание в цель.

16

Мишени плоские.

Упражнение в метании, развитие глазомера, развитие сенсорных способностей.

Метание в цель.

17

Мячи мягкие

Упражнение в подбрасывании и ловле мяча.

Подбрасывание и ловля мяча.

18

«Удавчик».

Упражнение в равновесии, профилактика в плоскостопия.

Ходьба и бег.

19

Объемные модули.

Упражнение в равновесии, в перешагивании.

Ходьба с высоким подниманием ног.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Семинар для педагогов «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развива...

Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста

Семинар-практикум "Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста"...

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....