СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность человека – здоровье, но сегодня даже официальная статистика признает, что 60-85% дошкольников имеют те или иные отклонения в здоровье и развитии. Поэтому, я считаю, что традиционную систему физического воспитания необходимо во многом пересмотреть и сориентировать на адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_statyaavtosohranennyy_3_avtosohranennyy.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)
А.Э. Леднев
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 Выборгского района Санкт-Петербурга
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность человека – здоровье, но сегодня даже официальная статистика признает, что 60-85% дошкольников имеют те или иные отклонения в здоровье и развитии. Поэтому, я считаю, что традиционную систему физического воспитания необходимо во многом пересмотреть и сориентировать на адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, я определил следующую цель своей работы: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе принципа естественного, гармоничного физического развития и творческой активности. Именно на этой основе у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивается использованием технологии Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» и применением нестандартного спортивного оборудования. Н.Н. Ефименко предлагает с помощью занятий по физической культуре способствовать развитию речевых способностей у детей. В его программе отражены новые методики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ, которые во многом отличаются от традиционных взглядов. Методическая основа технологии была апробирована на протяжении многих лет в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ. «Глобальные биологические законы развития и совершенствования человеческого тела едины и универсальны для любого контингента детей. Эти законы выработаны самой природой» - говорит Н.Н. Ефименко. Таким образом, автором была сформулирована основная педагогическая заповедь – «Следуй логике природы», из которой вытекают формулы двигательного развития детей, являющиеся фундаментом нового подхода к физическому воспитанию дошкольников. Методика проведения занятий по физической культуре основана на восьми золотых формулах двигательного развития ребенка:
Первая золотая формула: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражнения из «лежачих» или горизонтальных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) с постепенным увеличением нагрузки к вертикальному положению, к ходьбе, лазанию, бегу, и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям).
Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) с постепенным увеличением нагрузки к максимально высокой в данном положении позе.
Третья золотая формула сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях, и др.) разумно начинать из позы эмбриона (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей.
Четвертая золотая формула представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности; и, наконец, все, вместе взятое, в таких глобально двигательных проявлениях, как ходьба, лазание, бег и прыжки.
Пятая золотая формула дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы (локтевые, коленные) и наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).
Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным будут для его относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и, наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерным для него должны стать относительно быстрые, взрывные, ударно-баллистические движения (в стиле скачущего коня).
Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальнее положение тело человека, тем более естественен для него расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку) и, наоборот, чем выше положение тела относительно опоры, тем более напряженным должен стать режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну).
Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые движения.
Н.Н. Ефименко, исходя из этих правил, разработал структуру физкультурных занятий. Структура , предлагаемого автором занятия состоит из: макро игры - игровой темы, которая может быть положена в основу нескольких занятий (по типу мультипликационного сериала): ситуационной мини-игры, т.е. той частной игровой темы, которая ляжет в основу одного занятия; игровых упражнений – из которых собственно и складывается ситуационная мини-игра, конкретное занятие-спектакль.
Сюжетность очень важна на занятиях по физической культуре, особенно в двигательно-логопедической коррекции. Исследования логопедов доказали, что во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. При использовании игровых методов в коррекционно-образовательной работе эффективность исправления нарушения речи возрастает почти на 50%. В своих работах автор предлагает технику создания позитивного настроения, как при индивидуальной работе, так и при групповом тренинге, разработанную академиком М.С. Норбековым. Позитивная эмоциональная составляющая является основой для активизации внимания ребенка.
В методике Н.Н. Ефименко есть раздел тестирования двигательного развития и здоровья дошкольников. Он разработал систему двигательных тестов и визуального осмотра, благодаря которой можно определить состояние здоровья ребенка и составить план работы с данной категорией детей. Тестирование проводится в игровой форме, в виде игровых упражнений, например, «Осмотр самолета», «Гармошка», «Плавнички» и вызывает у детей интерес.
Применение технологии Н.Н.Ефименко, использование нестандартного оборудования дало мне возможность повысить эффективность педагогического процесса, индивидуализировать подход к детям дошкольного возраста. Положительная динамика наблюдается по всем показателям: улучшается координация (упражнения на равновесие, лазание), развивается сила (прыжок в длину, высоту) и выносливость (длительность бега), дети лучше ориентируются в пространственно-временных измерениях (ловля предмета, броски в цель). Постоянные игровые ситуации и общение показывают, как ребенок развивается не только физически, но и социально: «способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения» (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО). Дети становятся дружнее, поведение их становится безопасно и предсказуемо. Но самым важным для меня является то, что дети с радостью идут на физкультурное занятие, а родители благодарят меня за работу с их детьми.
Список литературы
- Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве - Москва изд. Дрофа, 2014.-288с.
- Ефименко Н.Н. Двигательно-игровая деятельность – Москва изд. Дрофа 2014.-144с.
- Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа - Тагонрог,2013.-68с.
- Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического воспитания и оздоровления летей дошкольного и младшего школьного возраста». - Тагонрог, изд. «Центр развития личности» 2007.48с.
- Ефименко Н.Н. Неправильная физкультура (в детском саду и школе) - Винница, 2009.-72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ"
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ. Задачи:1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.2. Расширит...
Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ
Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...
Опыт работы "Современные подходы в физическом воспитании детей в семье и ДОУ"
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная п...
Семинар-практикум: «Современные подходы к физическому воспитанию в ДОУ»
Семинар-практикум: «Современные подходы к физическому воспитанию в ДОУ»...
Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом ана...