Педагогический проект.Тема: «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка»
проект (старшая группа)
Инновационность в образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории детского сада – это специально организованный маршрут для детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также для безопасной, доступной, вариативной, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют к укреплению иммунитета, и в развития физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tehnologii_-_terrenkur_na_territorii.docx | 1012.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»»
Педагогический проект
Тема: «Инновационной образовательно-оздоровительной
технологии – терренкур на территории
«Салемальского детского сада «Золотая рыбка»
Подготовила: Сязи М.Н.,
воспитатель
2021г.
Название проекта: «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка»
Срок реализации проекта: на 2021 - 2022 года, поэтапно:
1 этап: подготовительный – сентябрь – октябрь 2021 г.
2 этап: основной - ноябрь 2021 – май 2022 г.
3 этап: итоговый – июнь 2022 г.
Поэтапный план реализации проекта
Этап проекта | Содержание этапа | Прогнозируемый результат | Средства контроля | Научно-методические, учебно-методические продукты |
Подготовительный этап - сентябрь – октябрь 2021 г. | - анализ мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста за год по организации экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду; - оценка развивающей пространственной среды; - реализация мероприятий, направленных на разработку проекта. | - Проект «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» - оснащение материально – технической базы детского сада необходимым оборудованием. | Экспертная оценка инновационного проекта специалистами ДОУ | Инновационный проект, опубликованный на официальном сайте детского сада |
Основной - ноябрь 2021 – май 2022 г. | - Реализация основного этапа проектной деятельности; -проведение мониторинга по следующим направлениям:
- составление учебного, календарно – тематического плана; - непосредственно – образовательная деятельность; - сотрудничество с родителями (законными представителями; - анализ промежуточных результатов деятельности по данному проекту. | Дошкольники: - качественные показатели физического, познавательного, речевого и социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; - установление причинно – следственных связей, постановка задач, составление плана, оценка и анализ полученных результатов; - овладение самостоятельной исследовательской деятельностью. Педагоги: - эффективное применение терренкур в образовательном процессе детского сада; - привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению физического воспитания, а также знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях. - повышение компетентности педагогов, родителей (законных представителей). | -мониторинг усвоения детьми образовательных областей; - аналитический отчет о реализации основного этапа проектной деятельности. -фото, видео материалы; | - отчет творческой группы по внедрению и реализации данного проекта на Управляющем совете, на педагогическом совете; - учебный, календарно – тематический планы деятельности педагогов (участников проекта); -консультативная и просветительская работа с родителями; - диссеминация опыта по использованию терренкура. - публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО |
Итоговый – май 2022г. | -подведение итогов работы по данному проекту; -внесение изменений в содержание проекта (при необходимости); разработка (рекомендаций); -диссеминация опыта по применению «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка». | -успешная реализация данного проекта; - возможность применение инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур другими педагогами; -повышение положительного имиджа Детского сада. | Анализ результативности и эффективности реализации проекта | - Аналитическая справка по реализации данного проекта; - публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования, на педагогическом совете, самооценка дошкольной организации по реализации проекта. |
Целевая группа:
• дошкольники 5-6 лет;
• воспитатели старшей группы;
• родители воспитанников (законные представители);
• администрация дошкольного образовательного учреждения.
Введение
Инновационные развития в дошкольном образования ориентированы на опережение системы в образовании. Новизна в образовании, в программах, методиках все активнее внедряют ИК технологии в дошкольный процесс.
В результате педагоги «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» непрерывно стремиться к поиску и осуществлению современных программ, методик, использование развивающей предметно пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории площадок ДОУ, применяемых в работе с дошкольниками.
Процесс разработки и внедрения проекта «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» мы основывались на следующую нормативно-правовую базу:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.
Давыдова О. И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС ДО).
Актуальность
В эпоху компьютеризации возникает проблема в физическом развитии детей дошкольного возраста, в последнее время приходящие в детский сад дети все чаще наблюдается в ухудшение здоровья. Проводя диагностику в начале года видишь детей с низкими двигательными навыками с ослабленным иммунитетом.
Следуя требованиям СанПин в учебной нагрузке на детей, ритм детей в детском саду остается высоким, постоянная смена образовательной и двигательной деятельностью, но находясь дома у детей меняется тенденция. Приходя домой, дети практически все свободное время проводят за гаджетами и в пассивном состоянии.
Поэтому перед нами стала цель найти те условия для развития дошкольника физических интересов и заинтересованности родителей в сбережении и укрепления здоровья детей.
Инновационность в образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории детского сада – это специально организованный маршрут для детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также для безопасной, доступной, вариативной, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют к укреплению иммунитета, и в развития физического здоровья.
Новизна проекта
«Терренкур» - применен к области образования, к построению воспитательно-образовательного процесса в соответствиями с требованиями ФГОС ДО одновременно с оздоровлением организма воспитанника ДОУ.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Укрепление иммунитета и повышения оздоровления организма детей, путем инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур.
Задачи проекта:
1. Изучить возможности внедрения инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур для детей в старшей группе проведение игры станция «Эколят»;
2. Способствовать формированию у родителей познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса, через инновационно образовательно-оздоровительной технологии – терренкур, проведением «Ярмарку экологических троп»;
3. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах оздоровительной технологии – терренкур, через составление план - схемы «Экологическая тропа».
Основная часть
Основоположником терренкура - немецкий профессор М. Эртель. Он на собственном опыте продемонстрировал положительный эффект от пеших прогулок.
В начале 20 - века в России под руководством врача Н.Н. Оболнонским были проложены первые рассчитанные тропы для терренкура.
Теоретические основы инновационной образовательно оздоровительной технологии - терренкур отражены в работах Березняк Л. Н., Давыдова О.И., Макаренко Г.А., Юрченя И.Н..
Терренкур (лечебная ходьба) – это ходьба по определенному маршруту, одна из форм ЛФК. Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, к укреплению иммунитета, нормализации психоэмоциональной деятельности.
Одним из способов организации детской активности и познавательно-исследовательской деятельности являются образовательные терренкуры – специальные маршруты по территории ДОУ. Для их реализации создаются и трансформируемую в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников среду: разрабатываем тематические «тропы», «станции», макеты, зоны игр, подбираем все необходимые оборудование и атрибуты.
Важная задача нашего коллектива заключается в поддержке и развитие в воспитанников физическом развитии инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур. Благодаря детской активности терренкур будет в детском саду востребован.
В результате к разработке проекта «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» способствовало все вышеперечисленное.
В перспективе, с целью физического, психического развития личности детей планируем проводить работу с использование терренкур.
План-график (сетевой график) выполнения работ
Этап работы | Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок реализации проекта |
1 | 2 | 3 |
Подготовительный этап | Создание проекта «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» 1. Функции администрации «Салемальского детского сада «Золотая рыбка»: - анализ материально - технической базы по внедрению инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур в детском саду; - анализ кадрового потенциала; - создание организационно-методических условий. 2. Создание творческой группы, с целью: - проведения мониторинга усвоения детьми образовательных областей; - изучение методической литературы по организации экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду; опыта других педагогов по применению инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур в образовательной деятельности; - разработка проекта; - поиск оптимальных предложений оздоровительной технологии – терренкур. 3. Информирование участников образовательного процесса о плане реализации проекта (дошкольники, педагоги, родители (законные представители). | сентябрь – октябрь 2021 г. |
1. Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ - организация план – схема для педагогов ДОУ «Экологическая тропа»; - утверждение учебного, календарно-тематического планов; - проведение: Непосредственно – образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей; Тематическая неделя «Эколята»; Целевая прогулка «Наблюдение за птицами; Досуг «В гостях у братьев наших меньших» (животные). участие детей в конкурсах различного уровня. Взаимодействие с семьей воспитанников. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через оформление тематических инсталляций - терренкур; Повышение компетентности родителей по теме данного проекта инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур; участие в детских – родительских проектах «Ярмарка экологических троп». | ноябрь 2021 – май 2022 г. | |
2. Диагностическая деятельность: - проведение мониторинга в начале и в конце учебного года по следующим направлениям:
- анализ мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. | сентябрь, апрель | |
Основной | 3. Дессиминация опыта по использованию данной технологии. - Публикации в профессиональных изданиях различного уровня, в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования | В течение года. |
Проведение анализа результатов, полученных в ходе реализации проекта. Внесение изменений в содержание проекта (при необходимости); Разработка рекомендаций по применению инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории в детском саду. | Май 2022 г. | |
Выступление на заседании педагогического совета детского сада по теме: «Выводы по реализации проектной деятельности и перспективы использования инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории в дошкольном учреждении» | Май 2022 г. | |
Итоговый | Публикация об итогах реализации проекта в профессиональных изданиях различного уровня. | Июнь 2022 г. |
Выпуск методических рекомендаций. | ||
Используемые и необходимые ресурсы с распределением обязанностей в коллективе, помещения, оборудование:
Сведения о ресурсах проектной деятельности
Используемые ресурсы | Необходимые ресурсы |
Нормативные | |
- Государственная программа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы», утверждённая постановлением Правительства от 25 декабря 2013 года № 1132-П. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». | |
Методические | |
1.Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА,2014. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников, М.: Издательство: Дом Федорова, 2010 г. 2.Пшеничникова А. Как использовать всю территорию детского сада для летних прогулок. Примеры маршрутов. – журнал Справочник старшего воспитателя, № 7, 2018г. Интернет-ресурс Режим доступа: http://enc-dic.com/efremova/Terrenkur-108095.html/ |
|
Кадровые | |
Кадровое обеспечение | Необходим интернет – вебинар по теме: «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории детского сада» |
Материально-технические | |
Территория ДОУ | Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур |
Распределение обязанностей участников проекта (педагогов) | |
Ф.И.О. исполнителей проекта (программы), занимаемая должность | Должность (обязанности) в проекте |
Заместитель Заведующего по научно-методической работе МБДОУ | Координатор проекта, консультативная помощь, предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов. |
Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель | Руководитель проекта. Разработка проекта, проведение обсуждений с участниками проекта : «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» Предоставление материала на сайт детского сада, Департамента образования |
Воспитатель | Разработчик проекта. |
воспитатель | Исполнитель проекта. |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе
(количественные показатели реализации)
Успешная реализация данного проекта поможет нам достичь положительного результата во всестороннем развитии личности воспитанников. Терренкур станет хорошим пособием для экспериментально - исследовательской деятельности не только на занятиях по физическому воспитанию, окружающему миру, но и в свободной деятельности детей.
Кроме того, педагогами (участниками проекта) будет создана методическая база по тематической направленности проекта: методические рекомендации, календарно-тематическое планировании, конспекты занятий, сценарии досуга, развлечений, семинара – практикума, мастер – класса и т.д.
Таким образом, данный инновационный проект позволит создать современный мобильный образовательный центр в дошкольном учреждении на территории ДОУ.
Количественные показатели реализации проекта
Название целевого показателя эффективности | Сентябрь-октябрь 2021г. | Ноябрь-май 2021-2022г. | Июнь 2022г. |
Доля воспитанников, включенных в инновационный проект. | 38% | 74% | |
Положительная динамика мониторинга усвоения детьми образовательных областей | 68% | ||
Показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемой услуги | 15% | 71% | |
Показатель развития материально-технической базы ДОУ (100% исполнение сметы, приобретение материалов и оборудования в рамках проекта) | 100% | 100% |
Методы оценки процесса и результата
При реализации предлагаемого проекта «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» для детей старшего дошкольного возраста мы планируем применять следующие методы оценки процесса и результата:
Оценка процесса | Оценка результата |
Поэтапная результативность (диагностика) | педагогическая диагностика по образовательным областям и анализ полученных результатов. |
Анкетирование родителей детей | оценка удовлетворенности предоставления образовательной услуги. |
Участие детей и взрослых в конкурсах различного уровня | призовые места в конкурсах различного уровня. |
Диссеминация опыта работы педагогов по проекту. | -выступления на педагогических конференциях различного уровня, педсоветах, методических объединениях. - публикация статей в профессиональных изданиях, на официальном сайте «Салемальского детского сада «Золотая рыбка». |
Возможные проблемы и риски
В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.
Условия возникновения | Методы устранения |
На уровне организации: - отсутствие опыта работы некоторых педагогов с инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур; - недостаточность целевого финансирования. | - участие в дистанционных вебинарах, мастер – классах по теме проекта; - оснащение учреждения мобильным образовательно-оздоровительной технологии – терренкур |
На уровне содержания: - недостаточное методическое обеспечение. | - приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта. |
Заключение
Выводы и оценка продуктивности проекта, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
При условии продуктивности проектной деятельности в Детском саду «Золотая рыбка» будет создана более комфортная среда, которая предполагает создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.
Применение терренкура при организации образовательного процесса позволит внедрить новое в содержание, формы, методы воспитания и обучения дошкольников и открывает дополнительные возможности педагогам в организации совместной деятельности взрослого и детей.
Значение применения проекта для развития системы образования
Приобретенный опыт работы учреждения по внедрению «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» в образовательный процесс позволит рекомендовать дошкольным учреждениям муниципального образования Ямальский район апробировать данную технологию.
С этой целью запланирована диссеминация опыта по реализации проектной деятельности на различных уровнях, а именно:
• на сайте сада;
• на районном методическом совете образовательных организаций
• на сайте департамента образования МО Ямальский район;
• в виде отчетов о деятельности дошкольного учреждения на сайте департамента образования.
Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса
В перспективе, с целью диссеминации опыта по данной работе, планируем создать страничку проекта «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка» на официальном сайте дошкольного учреждения.
Оценив возможности пришли к выводу, что использование инновационность в образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории детского сада позволить детям дошкольного возраста в игровой форме познать азы мира физического, экологического и оздоровительного развития и в дальнейшем применять эти знания в жизни.
Описание позитивных изменений – количественные и качественные показатели эффективности.
Проект рекомендован для
участия в конкурсе
«Ярмарка педагогических идей и
проектов _____________________ ________________
Подпись руководителя образовательной организации
Приложения
Примерный маршрут терренкура в ДОУ
Первая остановка «Цветочная клумба»
Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Игра «Угадай по описанию»
Вторая остановка «Спортивная площадка»
Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперѐд-назад прогнулись. (Наклоны, вперѐд-назад.)
По команде приседаем —
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Игровое упражнение «Цапли»
«Лягушки»
Разметкам на асфальте:
- «Классики цифровые»,
- «Солнечные классики»,
- « Классики гусеничка»,
- «Светофор»,
- полоса препятствий «Змейка»,
- трехступенчатый бум (разноуравневый).
- «Беговая дорожка» - бег в разном (медленном, среднем, быстром) темпе на разные дистанции 10 - 30 метров.
Катание на самокате, велосипеде в заданном направлении.
На маршруте терренкуре ребятам предстоит пройти по «дорожке – елочке», спиральке, «зигзагу», «таинственным следам», «линии равновесия», «веселой лесенке», «змейке».
Примерный маршрут терренкур для родителей с объяснением прохождения и возможностью вариативно усложнять маршрут:
- Змейка;
- Классики;
- Следочки;
- Дорожка – елочка;
- Зигзаг удачи (канат).
- Канатоходцы.
Третья остановка «У песочницы»
Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись!
Игра «Слепи фигурку»
Консультация для родителей «Терренкур в ДОО».
Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей.
Мы решили использовать терренкур, как способ оздоровления в работе с детьми нашего сада.
Терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.
Он улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ.
Нами разработаны маршруты терренкура для разных возрастных групп. Составлена карта этих маршрутов.
Маршрут терренкура включает в себя: спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, фитоогород, тропу препятствий «Змейка» и другие возможные объекты на территории ДОУ
Педагогическая технология маршрутов терренкура помогает интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков.
Терренкур способствует развитию двигательной активности на прогулке, превратив территорию детского сада в большой спортивный стадион.
Игровые занятия с использованием изображений на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, о поведении животных, поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют психологические процессы.
Упражнения и игры по разметкам на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий юбилея детского сада "Золотая рыбка" - "Путешествие на машине времени".
В сценарии вы найдете юбилейные песни, театрализованное представление, поздравления гостей. Его легко можно дополнить собственными материалами, песнями для детей и танцевальными композициями....
Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».
Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...
Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"
Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безоп...
Сценарий юбилея детского сада «Золотая рыбка – 2012»
Данный сценарий был подготовлен к празднованию юбилея (20 летия) детского сада....
Экскурсия по детскому саду "Золотая рыбка"
Дети смогут совершить виртуальную экскурсию по детскому саду....
Участие в проекте МБДОУ«Центр развития ребенка – Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» Инновационные площадки «Планета детства»
Цель: Создать разностороннюю развивающую среду для ребенка во время пребывания на свежем воздухе, чтобы дать ему возможность проявить себя в разных видах деятельности....