Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Быкова Дарья Эдуардовна

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_24_polnoe_kartoteki_i_algoritmy.docx685.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 24

Подборка картотек алгоритмов по здоровьесбережению


Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 «открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

СБОРНИК

 «Картотека упражнений игровой оздоровительной

гимнастики после дневного сна

с детьми дошкольного возраста»

Составитель: Быкова Д.Э.

                                                                 

КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

(по возрастным группам)

Младший, средний дошкольный возраст

КОМПЛЕКС № 1

Гимнастика в постели

«Гимнастика для котят»    

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (дети потягиваются лежа на спине)

Лапки друг о дружку трем (потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем (хлопают).

А теперь поднимем ножки, (поочередно поднимают ноги)

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая – мы котята бравые.

На животик повернулись, (переворачиваются на живот)

Снова дружно потянулись.

Оторвали от подушки (поднимают и опускают голову)

Носик, голову и ушки,

На коленки резво встали – (двигают тазобедренными суставами влево и вправо)

«Хвостиками» помахали, (выгибают и прогибают спину)

Выгнулись, прогнулись.

На бок повернулись, (поворачивают голову вправо и влево)

Сели на кроватке (сидя на кровати, свешивают ноги, почесывают пятки)

Почесали пятки,

Постучали об пол немножко, (стучат пятками об пол)

Набирайтесь силы, ножки!

Профилактика плоскостопия

 Сил набрались наши ножки,

 Поскакали по дорожке, (ходят по дорожке здоровья)

 По дорожке не простой,

 По неровной, по колючей,

 По шершавой – вот какой!

 Мы проснулись, мы готовы

 Петь, играть и бегать снова.

 Дружно нам сказать не лень:

 «Здравствуй, день, веселый день!»

Профилактика нарушений осанки

«Кивки»

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад (8 раз).

«Робот»

И.п. – 1 - руки в сторону; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6-8 раз).

«Поворотик»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот вправо, руки вперед; 2 – и.п.; 3 – поворот влево, руки вперед; 4 – и.п.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Пчелы». 

Мы представим, что мы пчелы, мы ведь в небе новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох) (5 раз).

«Гудок парохода».

Прогудел наш пароход, в море всех он нас зовет. И.п. – 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 1-2 секунды; 3 – с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен) (6 раз).

«Дышим тихо, спокойно, плавно».  

Все мы медленно подышим. Тишину вокруг услышим. И.п. – Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос (5 -10 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 2

Пробуждение    Вот, ребята, вы проснулись,

                                 Дружно вместе потянулись.

                                           Гимнастика в постели

Потягивание

И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.        

Игра «Колобок» Что за странный колобок,

                                  Колобок – румяный бок?

                                  Полежал чуток,

                                  Взял и развалился. (Дети сгруппировались, колени подтянули к подбородку, руками обняли ноги).

                                  Вот, вы все и колобки!

                                  Раз – два – три – четыре – пять

                                  Развалились вы опять!

Легкий массаж 

Надо глазки потереть, чтоб могли они смотреть,

Чтоб весельем лишь сияли, никогда не унывали!

Где же, где же наши ушки?

Не забыли и про вас – помассируем сейчас!

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Игра «Танцующий верблюд» 

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отнимать).

Игра «Забавный медвежонок» 

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед - назад, вправо – влево. То же кружась на месте, вправо – влево.

Профилактика нарушений осанки

«Встали»  А теперь расправим плечи, глубоко вдохнем через нос.

                     Скажем громко «у-у-у», как будто мы огромный паровоз!

«Ножницы»

И.п. – ноги врозь. Скрестные движения руками с постепенным наклоном вперед.

«Винтик»  

И.п. – стоя, ноги врозь, руки за голову, поворот туловища налево – направо.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Ушки». 

Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят. И.п. – 1 – наклон головы вправо – сильный вдох; 2 – наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при  наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (4 – 6 раз).

«Вырасти большой».

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.п. – 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (4 – 5 раз).

«Удивимся».  

Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть. И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п. (8 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 3

                           

Пробуждение (воспитатель звонит в хрустальный колокольчик):

                              Колокольчик ледяной,

                              Он всегда, везде со мной.

                              «Просыпайтесь!» - говорит,

                              «Закаляйтесь!» - всем велит.

                                           Гимнастика в постели

Киски просыпаются (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.                         

Игры с одеялом (Дети прячутся под одеяло, и так 2 – 3 раза).

Вот идет лохматый пес,

А зовут его – Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

Легкий массаж 

(«Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Бег босиком из спальни в группу

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Здравствуйте – до свидания» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Совершать движения стопами от себя – на себя (5 – 6 раз).

Игра «Поклонились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Согнуть и разогнуть пальцы ног (8 – 10 раз).

Профилактика нарушений осанки

«Гномик»  

Ходьба на пятках, руки на поясе.

«Паровоз»  

Имитировать движение колес паровоза руками. И.п.- стоя, одна нога впереди, другая сзади.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Часики». 

Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот (6 – 8 раз).

«Покачивание».  

Покачаемся слегка, ведь под ногами облака. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – наклон вправо «кач» (вдох); 2 – наклон влево «кач» (выдох) (шесть раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 4

                           

Гимнастика в постели

Потягивание 

(«Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Зима и лето» 

(напряжение и расслабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. 3-4 раза

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить 6-8 раз.

Профилактика нарушений осанки

Физкультминутка «У меня спина прямая».

И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Новый год»

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». 

И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.

«Елочка нарядная». 

И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

«Хлопушка». 

И.п. - стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

КОМПЛЕКС № 5

                           

Гимнастика в постели

Игра «Зима - лето» 

(напряжение и расслабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны сгруппироваться, подтянув колени к груди, обхватив их руками, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

«Лыжные тренировки» 

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 – 3 – одновременно приподнять голову и одну ногу, на счет 4 – вернуться в и.п. Выполнить упражнение другой ногой.

Профилактика плоскостопия

Комплекс №4

Профилактика нарушений осанки

«Спрятались в сугробе»

Ходьба на пятках в полуприседе, руки на поясе.

 «Рисуем на снегу»

И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – отвести вытянутую правую ногу в сторону; 2 – и.п.; 3 - отвести вытянутую левую ногу в сторону; 4 – и.п.

«Детвора рада зиме»

И.п. – сидя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания (восемь прыжков) в чередовании с ходьбой. (Два раза). Указание. Прыгать легко.

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Дуем на снежинки». 

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1,2 – вдох; 1-4 – выдох (3 раза).

«Снежинка». 

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох) (6 раз).

«Снеговик». 

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться вправо (вдох); 2 – и.п. (выдох); 3 – повернуться влево (вдох); 4 – и.п. (выдох) (6 раз).

Водные процедуры

                     

КОМПЛЕКС № 6

                                           Гимнастика в постели

«Гимнастика для котят»    

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (дети потягиваются лежа на спине)

Лапки друг о дружку трем (потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем (хлопают).

А теперь поднимем ножки, (поочередно поднимают ноги)

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая – мы котята бравые.

На животик повернулись, (переворачиваются на живот)

Снова дружно потянулись.

Оторвали от подушки (поднимают и опускают голову)

Носик, голову и ушки,

На коленки резво встали – (двигают тазобедренными суставами влево и вправо)

«Хвостиками» помахали, (выгибают и прогибают спину)

Выгнулись, прогнулись.

На бок повернулись, (поворачивают голову вправо и влево)

Сели на кроватке (сидя на кровати, свешивают ноги, почесывают пятки)

Почесали пятки,

Постучали об пол немножко, (стучат пятками об пол)

Набирайтесь силы, ножки!

Профилактика плоскостопия

 Сил набрались наши ножки,

 Поскакали по дорожке (ходят по дорожке здоровья).

 «Лягушата и ребята»

Лягушата все по лужам (дети поочередно поднимают носок то правой, то   

Шлеп, шлеп, шлеп…       левой ноги, пятки от пола не отрывают)

А ребята по дорожкам   (поднимают то правую, то левую пятку, носок

Топ, топ, топ…                от пола не отрывают)

Рядом весело идут,        (поднимают то пятку, то носок)

Вместе песенку поют.

Профилактика нарушений осанки

«Маятник»

 Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад (8 раз).

«Бабочка»

 И.п. – 1 - руки в сторону; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6-8 раз).

«Поворотик»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот вправо, руки вперед; 2 – и.п.; 3 – поворот влево, руки вперед; 4 – и.п.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Гудок парохода».

Прогудел наш пароход, в море всех он нас зовет. И.п. – 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 1-2 секунды;  3 – с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен) (6 раз).

«Пчелы». 

Мы представим, что мы пчелы, мы ведь в небе новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох) (5 раз).

 «Погладь бочок».  

Мы погладим свой бочок от плеча до самых ног. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох); 2 – опускать руку и плечо (выдох). То же левой рукой (6 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 7

                           

Пробуждение    Вот, ребята, вы проснулись,

                                 Дружно вместе потянулись.

                                           Гимнастика в постели

Потягивание

И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Колобок»

Что за странный колобок,

Колобок – румяный бок?

Полежал чуток,

Взял и развалился. (Дети колени подтянули к подбородку, руками обняли ноги).

Вот, вы все и колобки!

Раз – два – три – четыре – пять

Развалились вы опять!

Легкий массаж 

Надо глазки потереть, чтоб могли они смотреть,

Чтоб весельем лишь сияли, никогда не унывали!

Где же, где же наши ушки?

Не забыли и про вас – помассируем сейчас!

Бег босиком из спальни в группу

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Игра «Танцующий верблюд» 

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отнимать).

Игра «Забавный медвежонок» 

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед - назад, вправо – влево. То же кружась на месте, вправо – влево.

Профилактика нарушений осанки

«Паровоз» А теперь расправим плечи, глубоко вдохнем через нос.

                     Скажем громко «у-у-у», как будто мы огромный паровоз!

«Ножницы»

И.п. – ноги врозь. Скрестные движения руками с постепенным наклоном вперед.

«Винтик»  

И.п. – стоя, ноги врозь, руки за голову, поворот туловища налево – направо.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Ушки». 

Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят. И.п. – 1 – наклон головы вправо – сильный вдох; 2 – наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при  наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (4 – 6 раз).

«Вырасти большой».

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.п. – 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (4 – 5 раз).

«Волшебник».  

Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть. И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п. (8 раз).

Водные процедуры.

                                     

КОМПЛЕКС № 8

Пробуждение под музыку

                                           Гимнастика в постели

Киски просыпаются 

(Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Легкий массаж («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Бег босиком из спальни в группу

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Пяточки поссорились, помирились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза).

Игра «Пальчики поссорились, помирились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Развести носки ног в стороны, свести вместе (3-4 раза).

Профилактика нарушений осанки

«Гномик»  

Ходьба на пятках, руки на поясе.

«Паровоз»  

Имитировать движение колес паровоза руками. И.п.- стоя, одна нога впереди, другая сзади.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Хлопок». 

Солнце мы хлопком все встретим, так полет мы свой отметим. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – поднять руки вверх (вдох); 2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох); 3 – развести руки в стороны (вдох); 4 – опустить руки вниз (выдох) (пять раз).

«Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот (6 раз)

«Китайский болванчик».  

Покачаемся слегка, ведь под ногами облака. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – наклон вправо «кач» (вдох); 2 – наклон влево «кач» (выдох) (шесть раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 9

Гимнастика в постели

«Растишка»

И.п. - лежа на спине, обе руки вытянуть за головой. Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох - максимально тянуть руки и ноги.

«Паучок» 

И.п. - лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Вдох – напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох – расслабиться.

«Потянем носочек» 

И.п. – лежа на спине. На счет 1 – ноги поднять вертикально; на 2 – 7  – двигать стопами на себя – от себя; на счет 8 – вернуться в и.п.

«Колобок» 

И.п. - лежа на спине, руки разведены в стороны. На счет 1 – 3 – группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их руками), на счет 4 – вернуться в и.п.

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Здравствуйте – до свидания» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Совершать движения стопами от себя – на себя (5 – 6 раз).

Игра «Гусеница пошла гулять» 

И.п. – сидя на полу, стопы стоят на полу, спина прямая. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы (2 – 3  раза).

Профилактика нарушений осанки

«Качели»

И.п.- о.с. 1 – поднять вверх правое плечо; 2 – и.п.; 3 – поднять вверх левое плечо; 4 – и.п.

«Солдатик»

И.п. - о.с. 1 – согнуть правую ногу, обняв ее в колене. Подтянуть к животу; 2 – и.п. То же другой ногой (десять раз).

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Часики». 

Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Маятник».

Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала. И.п. – руки на  поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 – и.п. Выдох со звуком «т-у-у-х»

«Погладь бочок».  

Мы погладим свой бочок от плеча до самых ног. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох); 2 – опускать руку и плечо (выдох). То же левой рукой (6 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Старший дошкольный возраст

КОМПЛЕКС № 1

                                           Гимнастика в постели

«Гимнастика для котят»    

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (дети потягиваются лежа на спине)

Лапки друг о дружку трем (потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем (хлопают).

А теперь поднимем ножки, (поочередно поднимают ноги)

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая – мы котята бравые.

На животик повернулись, (переворачиваются на живот)

Снова дружно потянулись.

Оторвали от подушки (поднимают и опускают голову)

Носик, голову и ушки,

На коленки резво встали – (двигают тазобедренными суставами влево и вправо)

«Хвостиками» помахали, (выгибают и прогибают спину)

Выгнулись, прогнулись.

На бок повернулись, (поворачивают голову вправо и влево)

Сели на кроватке (сидя на кровати, свешивают ноги, почесывают пятки)

Почесали пятки,

Постучали об пол немножко, (стучат пятками об пол)

Набирайтесь силы, ножки!

Профилактика плоскостопия

  «Лягушата и ребята»

Лягушата все по лужам (дети поочередно поднимают носок то правой, то   

Шлеп, шлеп, шлеп…      левой ноги, пятки от пола не отрывают)

А ребята по дорожкам   (поднимают то правую, то левую пятку, носок

Топ, топ, топ…               от пола не отрывают)

Рядом весело идут,        (поднимают то пятку, то носок)

Вместе песенку поют.

«Мишка косолапый»

Ходьба на внешней стороне стопы.

«Ходунки»

Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, на плечах, в стороны).

Профилактика нарушений осанки

«Паровоз»  

Имитировать движение колес паровоза руками. И.п.- стоя, одна нога впереди, другая сзади.

Поза «зародыш» (хатха-йога). И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Насос».

Накачаем мы воды. Чтобы поливать цветы. И.п. – стоя прямо, руки опущены, ноги врозь. 1 – наклон туловища в сторону(вдох); 2 – руки скользят . при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) (10-12 раз).

 «Вырасти большой».

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.п. – 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (4 – 5 раз).

«Волшебник».  

Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть. И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п. (8 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 2

 Гимнастика в постели

«Растишка» 

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

 «Потянем носочек» 

И.п. – лежа на спине. На счет 1 – ноги поднять вертикально; на 2 – 7  – двигать стопами на себя – от себя; на счет 8 – вернуться в и.п.

«Колобок» 

И.п. - лежа на спине, руки разведены в стороны. На счет 1 – 3 – группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их руками), на счет 4 – вернуться в и.п.

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Здравствуйте – до свидания» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Совершать движения стопами от себя – на себя (5 – 6 раз).

Игра «Гусеница пошла гулять» 

И.п. – сидя на полу, стопы стоят на полу, спина прямая. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы (2 – 3  раза).

Игра «Кружки» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты, спина прямая. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу (5 - 6  раз).

Профилактика нарушений осанки

«Качели»

И.п.- о.с. 1 – поднять вверх правое плечо; 2 – и.п.; 3 – поднять вверх левое плечо; 4 – и.п.

«Солдатик»

И.п. - о.с. 1 – согнуть правую/левую ногу, обняв ее в колене. Подтянуть к животу; 2 – и.п.

«Флюгерок»

И.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1 – поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2 – и.п.; 3 – поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4 – и.п. (десять раз).

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот.

«Часики». 

Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Маятник».

Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала. И.п. – руки на  поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 – и.п. Выдох со звуком «т-у-у-х»

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 3

Гимнастика в постели

Потягивание. 

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». 

И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить три-четыре раза.

Самомассаж головы 

(«помоем голову»). И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».

Профилактика плоскостопия

Корригирующая ходьба 

(«отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

Профилактика нарушений осанки

Физкультминутка «У меня спина прямая». 

И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Полет на Луну»

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.

«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить 4-6 раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох -и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. -        ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох-через стороны поднять руки вверх; выдох-руки   плавно   опустить, произнести: «Ах!».

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 4

Гимнастика в постели

Потягивание 

(«Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Зима и лето» 

(напряжение и расслабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней 

(«зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо.

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

Профилактика нарушений осанки

«Спрятались в сугробе»

Ходьба на пятках в полуприседе, руки на поясе.

«Падает снег»

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки в стороны, вверх, подняться на носки. Вернуться в и.п.

«Рисуем на снегу»

И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – отвести вытянутую правую ногу в сторону; 2 – и.п.; 3 -  отвести вытянутую левую ногу в сторону; 4 – и.п. (10 раз).

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Новый год»

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». 

И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.

«Елочка нарядная». 

И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.

«Хлопушка». 

И.п. - стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

«Дует Дед Мороз».

И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.

Дифференцированная работа с детьми, часто болеющими

простудными заболеваниями

Игра «Гонки снежинок». На старте выстраиваются несколько детей, у каждого снежинка, вырезанная из тонкой, легкой бумаги (например, салфетки). И.п. - стоя с опорой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети начинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии финиша. Побеждают дети, прошедшие всю дистанцию, не касаясь снежинки руками. Затем можно переходить к водным процедурам.

КОМПЛЕКС № 5

 Гимнастика в постели

Игра «Зима - лето» 

(напряжение и расслабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны сгруппироваться, подтянув колени к груди, обхватив их руками, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

 «Лыжные тренировки» 

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 – 3 – левая нога стопой скользит по правой голени; на счет 4 – вернуться в и.п. Выполнить упражнение другой ногой (8 – 10 раз).

«На лыжне» 

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 – 3 – одновременно приподнять голову и одну ногу, на счет 4 – вернуться в и.п. Выполнить упражнение другой ногой.

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

Профилактика нарушений осанки

«Неваляшка»  

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад (8 раз).

«Звезда»  

И.п. – 1 - руки в сторону; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6-8 раз).

«Хлопушка»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот вправо, руки вперед; 2 – и.п.; 3 – поворот влево, руки вперед; 4 – и.п.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Дуем на снежинки». 

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1,2 – вдох; 1-4 – выдох (три раза).

«Снежинка». 

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох) (шесть раз).

«Снеговик». 

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться вправо (вдох);  2 – и.п. (выдох); 3 – повернуться влево (вдох); 4 – и.п. (выдох) (шесть раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 6

Пробуждение под музыку

                                           Гимнастика в постели

Киски просыпаются 

(Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.               

Легкий массаж («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Бег босиком из спальни в группу

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Пяточки поссорились, помирились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза).

Игра «Пальчики поссорились, помирились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Развести носки ног в стороны, свести вместе (3-4 раза). 

Профилактика нарушений осанки

«Глазки» Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд (5 – 6 раз).

 «Кошечка» И.п.- ноги врозь. 1 – наклонить туловище, прогибая спину и отводя вытянутые руки в стороны; 2 – и.п. При наклоне держать голову прямо (шесть раз).

«Ножки» И.п.- руки на поясе. 1 – поднять вытянутую правую ногу назад - вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же другой ногой. Туловище держать прямо (десять раз).

«Попрыгай-ка» И.п.- руки на поясе. Прыжки ноги врозь – ноги вместе в чередовании с ходьбой (два раза по десять прыжков).

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот

«Китайский болванчик».  

Покачаемся слегка, ведь под ногами облака. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – наклон вправо «кач» (вдох); 2 – наклон влево «кач» (выдох) (шесть раз).

Игра «Поклонились» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Согнуть и разогнуть пальцы ног (8 – 10 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 7

 Гимнастика в постели

«Потянем носочек» 

И.п. – лежа на спине. На счет 1 – ноги поднять вертикально; на 2 – 7  – двигать стопами на себя – от себя; на счет 8 – вернуться в и.п.

«Колобок» 

И.п. - лежа на спине, руки разведены в стороны. На счет 1 – 3 – группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их руками), на счет 4 – вернуться в и.п.

Легкий массаж 

(«Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Профилактика плоскостопия

Игра «Здравствуйте – до свидания» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Совершать движения стопами от себя – на себя (5 – 6 раз).

Игра «Гусеница пошла гулять» 

И.п. – сидя на полу, стопы стоят на полу, спина прямая. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы (2 – 3  раза).

Игра «Кружки» 

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты, спина прямая. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу (5 - 6  раз).

Профилактика нарушений осанки

«Качели»

И.п.- о.с. 1 – поднять вверх правое плечо; 2 – и.п.; 3 – поднять вверх левое плечо; 4 – и.п.

«Солдатик»

И.п. - о.с. 1 – согнуть правую/левую ногу, обняв ее в колене. Подтянуть к животу; 2 – и.п.

«Флюгерок»

И.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1 – поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2 – и.п.; 3 – поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4 – и.п. (десять раз).

Дыхательно-звуковая гимнастика

 «Часики». 

Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Маятник».

Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала. И.п. – руки на  поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 – и.п. Выдох со звуком «т-у-у-х»

«Погладь бочок».  

Мы погладим свой бочок от плеча до самых ног. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох); 2 – опускать руку и плечо (выдох). То же левой рукой (6 раз). 

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 8

 Гимнастика в постели

 «На пляже». 

И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить три-четыре раза.

Самомассаж головы 

(«помоем голову»). И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

«Загадки» Воспитатель загадывает загадки, а дети «рисуют», что загадано, движениями правой, затем левой стопы.

1.«Радуга» Крашеное коромысло над рекой повисло. И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2.«Месяц» За домом у дорожки висит пол-лепешки.  И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 3.«Дождь» Шумит он в поле и в саду, а  в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. И.п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой. Затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Профилактика нарушений осанки

Физкультминутка «У меня спина прямая». 

И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Пчелы». 

Мы представим, что мы пчелы, мы ведь в небе новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох) (5 раз).

«Гудок парохода».

Прогудел наш пароход, в море всех он нас зовет. И.п. – 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 1-2 секунды;  3 – с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен) (6 раз).

«Дышим тихо, спокойно, плавно».  

Все мы медленно подышим. Тишину вокруг услышим. И.п. – Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос (5 -10 раз).

Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 9

Пробуждение (воспитатель звонит в хрустальный колокольчик):

                                         Колокольчик ледяной,

                                         Он всегда, везде со мной.

                                        «Просыпайтесь!» - говорит,

                                        «Закаляйтесь!» - всем велит.

                                         

 Гимнастика в постели

Киски просыпаются 

(Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Легкий массаж («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

«Загадки» Воспитатель загадывает загадки, а дети «рисуют», что загадано, движениями правой, затем левой стопы.

1.«Солнце» В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.

И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2.«Туча» По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось – и она расплакалась. И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 3.«Молния» Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Профилактика нарушений осанки

 «Петух».

Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг. И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) (5 – 6 раз).

«Мельница». 

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох) (шесть раз).

«Поворот». 

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться вправо (вдох);  2 – и.п. (выдох); 3 – повернуться влево (вдох); 4 – и.п. (выдох) (шесть раз).

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Часики». 

Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот «Покачивание».  

Покачаемся слегка, ведь под ногами облака. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – наклон вправо «кач» (вдох); 2 – наклон влево «кач» (выдох) (шесть раз).

                                           Водные процедуры.

Приложение 12

частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Картотека дидактических игр

«Безопасность в быту»

Составил воспитатель:

Быкова Д.Э.

        

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал:

* игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;

* фишки;

* кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

* То же в игровом уголке.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок:

 ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

Вариант:  «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).

В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

«СТО  БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

 картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: 

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

        

Приложение 12

Карточка №1.

Массаж спины.

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.

Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками.

Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Поглаживают ладошками.

Карточка №2.

Массаж рук.

Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки.

Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.

То улитка ползёт, домик на себе везёт.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Вот подул ветерок, закачался листок.

Поколачивание кулачками.

И опять по травинке

Поглаживание руки ладонью.

Медленно ползёт улитка.

При повторении делается массаж другой руки.

Карточка №3.

Массаж головы.

На комод забрался ёжик.

У него невидно ножек.

У него, такого злючки,

Не причёсаны колючки.

Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.

И никак не разберёшь-

Щётка это или ёж?

Средними пальцами  массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.

Карточка №4.

Массаж лица.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Потереть ладонями друг о друга.

Чтобы глазки блестели,

Средними пальцами провести, не надавливая о закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх.

Чтоб кусался зубок.

Помассировать большими пальцами вески.

Карточка №5.

Массаж ушей.

Тили- тили, тили- бом!

Загнуть вперёд ушные раковины и отпустить их так, чтобы ощутить хлопок.

Сбил сосну зайчишка лбом.

Оттягивать мочки вниз и в стороны.

Жалко мне зайчишку:

Массаж козелка.

Носит зайка шишку.

Массаж вершины завитка.

Поскорее сбегай в лес,

Растирание ладонями ушей.

Сделай заиньке компресс!

Поглаживание ушей ладошками.

Карточка №6.

Самомассаж.

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Присели, через пальчики в щель посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Воздух набираем.

Ладошки на грудки положили

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук-

Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук-

Грудка наслаждается.

Карточка №7.

Массаж глаз.

Косой, косой, на ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай.

Потереть друг о друга средние пальцы рук, чтобы их разогреть, прикрыть неплотно глаза и проводить пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут.

Совершать круговые движения глазами в одну сторону.

Не найдёт тебя медведь.

Выходи- тебе гореть!

То же в другую сторону.

Карточка №8.

Массаж лица.

Где ты дождик побывал?

 Где ты дождик поливал?

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

Побывал в саду, полил ягоду!

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

А какую ягоду ты полил  саду?

Поколачивание щёчек.

-И клубнику, и малину, и смородину!

Лёгкое похлопывание щёк.

А крыжовник ты полил?

-Не полил, забыл.

Похлопывание шеи.

Ой, вернись назад да полей весь сад!

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

Карточка №9.

Баю- баю- баиньки, купим сыну валенки.

Потирание стопы.

Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке.

Разминание пальцев стопы.

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.

Поглаживание стопы.

Карточка №10.

Массаж стоп.

Ду- ду- ду- от медведя я уйду.

Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке.

Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.

Сжимать кончик большого пальца.

Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?

Разминать пальцы ног руками.

Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.

Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!

Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.

Карточка №11.

 Массаж ушей.

Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.

Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.

Шах- шах- шах- это утка в камышах.

Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.

Шей- шей- шей- выходи из камышей.

Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.

Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.

Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.

Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.

Погладить уши ладонями.

Карточка №12.

Массаж стоп.

Застучали в мастерской молоточки снова, починить мы башмачки каждому готовы.

И.П.- сидя на стуле, одну ногу положить на другую. Выполнять потирание стопы ладонями..

Тук- тук- тук, тук- тук- тук- всюду слышен перестук.

Разминание пальцев стопы

Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки.

Энергично провести всеми пальцами руки по стопе, как бы царапая, в направлении от пальцев к пятке.

Сил, сапожник, не жалей. Доставай колодки, и посадим мы на клей новые подмётки.

Поглаживание стопы.

Карточка №13.

Массаж спины.

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дети похлопывают друг друга по спине.

По весёлой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальцами.

Дома, дома посидите,-

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите.

Бом! Бом! Бом!

А уйду- тогда гуляйте.

Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Поглаживают.

Карточка №14.

Массаж ушей.

Зеленеет лук в воде, пузырьки на бороде,

Левой рукой обхватить шею с правой стороны и потереть её,  проводя ладонью к основанию горла.

Пузырёчки, пузырьки- шалуны, озорники!

Повторить правой рукой

Каждый этот пузырёчек очень бороду щекочет.

Если так щекотать, всяк захочет хохотать!

Указательным и большим пальцем руки оттянуть кожу на шее и отпустить её (16 раз)

Лук трясёт бородой, навостряет стрелки:

-Скоро буду молодой лежать на тарелке.

Большим пальцем левой руки обхватить шею слева, а остальными пальцами – справа, помассировать шею вверх и вниз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год

Подборка и систематизация пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик для детей 5-6 лет с ЗПР на каждый месяц учебного года...

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.

нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год....

Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 6-7 лет

Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 6-7 лет...

Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 6-7 лет на учебный год.

Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 6-7 лет  на учебный год....

Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 6-7 лет

Цель гимнастики – оптимизация и улучшение полноценной работы артикуляционного аппарата....