Картотека гимнастики после сна, утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики
картотека (подготовительная группа)
Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Ключинский детский сад «Звёздочка»
Картотека гимнастики после сна, утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики
2024 – 2025 г.г.
Воспитатель: Малькова В.В.
СЕНТЯБРЬ (1-2 неделя)
Комплекс упражнений «Ты мой друг и я твой друг» I. Вводная часть.
Вход в зал и построение в одну шеренгу.
Инструктор: Я знаю, что вы – дружные ребята, сегодня все упражнения выполняете парами, вдвоём с другом, помогая и поддерживая товарища. Ваша дружба станет ещё крепче!
«Вместе весело шагать по просторам»- ходьба парами по залу,
«А бегать вместе ещё веселее» - бег парами,
«А прыгать вместе как весело» - подскоки по залу парами.
Построение в колонну парами на середине зала.
II. Основная часть.
1. «Надо помериться силой».
И.п- стать лицом друг к другу, выставить вперёд правую(левую), ногу, руки встык, согнуты в локтях.
Ладони и прямые пальцы рук соприкасаются.
1-8-попеременно выпрямлять и сгибать руки, 9-10 - и.п.
Повторить 4 раза
2. «Посмотрим в окошко друг на друга».
И.п.- стать спиной друг к другу на расстоянии одного шага, ноги шире плеч, руки на поясе.
1-2-наклон вперёд, посмотреть в «окошко» на партнёра,
3-4 - и.п.
Повторить 6 раз.
3. «Качаемся на качелях».
И.п. - стать лицом друг к другу, держась за руки, ноги на ширине ступни.
- 4-на каждый счёт пары поочерёдно низко приседают, 5-6-и.п.
Повторить 6 раз.
4. «Силачи».
И.п. –сидя на полу, ноги встык, руки в упоре сзади.
1-3-упираясь ногами, одновременно приподнять ягодицы.
4 - и.п.
Повторить 6 раз.
5. «Домик».
«Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём». И.п. - лёжа на спине голова к голове, взяться за руки.
1-2-поднять ноги до касания ступнями друг друга, 3-4 - и.п.
Ноги прямые, темп медленный.
Повторить 6 раз.
6. «Попрыгаем».
И.п. - стать лицом друг к другу, ноги прямые,
1-4 – прыжки на месте,
5-8 - прыжки с поворотом кругом друг от друга, 9-12 - ходьба на месте.
Повторить 4 раза
III. Заключительная часть.
Инструктор: настал черед, пришла пора поиграть нам, детвора!
- Подвижная игра «Догони свою пару».
Дети встают парами на одной из сторон зала: один впереди, другой сзади (отступая на 2-3 шага). По сигналу инструктора первые быстро перебегают на другую сторону зала, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
- Задание «Пройди парой».
Дети ходят парами, не держась за руки, четыре шага на носочках, четыре – на всей ступне (20-30 с).
Инструктор: Молодцы! Вы – настоящие друзья!
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
«Доброе утро!»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту) Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики») Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем. Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки) И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
- «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
- «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
- Чередование «Хоботок» - «Улыбка» «Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
СЕНТЯБРЬ (3-4 неделя)
Комплекс упражнений «Золотой лес»
- Водная часть.
Дети входят в зал с листьями в руках и строятся в одну шеренгу.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Когда это бывает?
- Верно, осенью. Осень часто называют «золотой». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в золотой лес. Мы поиграем в растения и животных, узнаем, как лесные жители готовятся к зиме. Но сначала хорошо подготовимся к нашему походу в лес.
Ходьба по залу друг за другом. Построение в три звена.
II часть. Основная часть.
1. «Дует сильный ветер»
И.п.: ноги на ширине ступни, руки с листьями внизу.
1 – поднять руки с листьями вверх.
2-3 – наклоны рук вправо-влево; 4 – и.п.
- «Гонит ветер листья по лесным тропинкам»
И.п.: ноги на ширине ступни, руки с листьями внизу.
1-2 – повороты туловища вправо-влево, руки с листьями внизу; 3-4 – и.п.
Повторить 6 раз.
- «Летят листья по ветру то вверх, то вниз». И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.
1-2 – присесть, опустить листья на пол;
3-4 – встать, поднять руки с листьями вверх.
5-6 – и.п.
Повторить 6 раз.
- «Закружил ветер листья в танце».
И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.
1-4 – кружение в правую сторону;
5-8 – кружение в левую сторону; 9-12 – ходьба на месте.
Повторить 6 раз.
- «А вот ветер сорвал с дерева веточки с листьями и тоже катит их по тропинке».
И.п.: лежа на спине, ноги вместе, руки с листьями вытянуты за головой.
1-4 – поворот на живот в одну сторону; 5-8 – поворот в и.п.
То же выполнить в другую сторону.
Повторить 5 раз.
- «Ветер стих и только изредка ласково шевелит листики на тропинке». И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.
1-2 – на вдохе поднять согнутые в локтях руки с листьями перед собой.
3-4 – подуть на листья; 5-6 – и.п.
Повторить 4 раза.
Дежурный собирает листья. Построение в одну колонну.
III. Заключительная часть.
Подвижная игра «Совушка»
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
«Просыпайтесь»
Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! (машут руками)
Доброе утро всем, всем, всем!» (хлопают в ладоши)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот.
Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
- «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
- «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
- «Окошко»
Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.
Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
ОКТЯБРЬ (1-2 НЕДЕЛЯ)
Комплекс упражнений «На огороде»
- Водная часть.
На огород мы все пойдем
И овощей там наберем. Ходьба друг за другом.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая на носках. Ходьба на носках.
И по бордюру мы идем, ходьба приставным шагом.
И приседаем мы на нем. с приседанием.
Потом обходим деревца Бег змейкой, обычный бег.
У огорода отдохнем
И снова вместе мы идем. Ходьба друг за другом.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1.» Подсолнух», «Посреди двора золотая голова»
И.п.: о.с.
1-2 – руки через стороны вверх, подняться на носки; 3-4 и.п.
Повторить 8 раз.
- «Редиска». «За кудрявую косу из норки я ее тащу». И.п.: стоя на коленях.
1-2 – наклон туловища вперед, руки вперед и вниз; 3-4 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Репка». «Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок». И.п.: сесть с прямыми ногами, руки впереди внизу.
1-2 – руки в стороны и вверх; 3-4 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Картошка». «И зелен, и густ на грядке вырос куст, покапай немножко: под кустом-картошка». И.п.: лежа на спине.
1-2 – поднять руки и ноги под углом 45* вверх; 3-4 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Капуста». «Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки. Целый день на животе нежится на грядке».
И.п.: лежа на животе, руки под подбородком.
На счет 1-2 – согнуть ноги в коленях вверх, руки за спину; 3-4 – и.п.
Повторить 6 раз.
- «Морковь». Сидит девица в темнице, а коса на улице» И.п.: лежа на спине.
1-2 – поднять ноги вверх, руки согнуть в локтях, подпирая руками таз; 3-4 – и.п.
Повторить 4 раза.
- «Огородное пугало». «Кто же здесь стоит на палке с бородою из мочалки?
Ветер дует –шумит, ногами дергает, скрипит».
И.п.: о.с.
1-4 – прыжки на двух ногах на месте; 5-8 – ходьба на месте.
Повторить 8 раз.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Передай тыкву»
По сигналу дети передают мяч друг другу, стоя в кругу.
- Ходьба друг за другом с выполнением заданий для рук: руки в стороны (вдох), скрестно-(выдох). Спокойная ходьба по залу.
Много овощей собрали
И немножечко устали.
Мы немного отдохнем.
И опять гулять пойдем.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
«Трямди – песенка»
Дети стоят парами лицом друг к другу.
Маленькие пальчики, трям – трям, трям! (здороваемся кончиками пальцев рук)
Барабанят пальчики: трям, трям, трям!
А теперь ладошки: трям,трям, трям!
Шлепают ладошки, трям,трям, трям!
Кулачками постучим: трям,трям, трям!
По трям-трямски говорим: трям,трям, трям!
Засопели носики: трям,трям, трям!
Носики, насосики, трям,трям, трям! (касаются носиками)
А теперь мы улыбнулись (пружинка и улыбка)
Прыгнули и повернулись. (прыжок и покружились)
Мы в Трям-трямдии живем (хлопки)
Трямди песенки поем! Трям, трям, трям
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык – Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
- «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.
Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
- «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
- «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
ОКТЯБРЬ (3-4 неделя) Комплекс упражнений «Цветы»
- Вводная часть.
Темным лесом, светлым лугом. Ходьба обычная.
Мы шагаем друг за другом. Ходьба с высоким подниманием колена.
Чтоб цветочки не помять, Ходьба друг за другом.
Нужно ножки поднимать.
Меж деревьев мы шагали - Ходьба змейкой.
Вдруг мы поле увидали! Ходьба в быстром темпе.
Если только вы бы знали,
Как мы быстро пошагали!
Ищем мы цветочки, Ходьба врассыпную с приседаниями.
Чтоб сплести веночки.
Вот букет огромный вскоре мы собрали. Ходьба друг за другом.
И ковер огромный на лугу соткали. Построение в круг.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1.» Цветы распускаются» «Наши нежные цветки распускают лепестки».
И.п.: стойка на носках, руки вверх, руки соединены тыльными сторонами кистей.
1- руки в стороны; 2 – и.п.
Повторить – 8 раз.
2. «Цветы колышутся». «Ветерок чуть дышит и цветы колышет». И.п.: стоя на коленях.
1- 2 – руки поднять вверх; 3-6 – наклоны туловища и рук из стороны в сторону; 7-8 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Цветы устали». «Вот цветочки все устали, лепестки позакрывали». И.п.: сед с прямыми ногами.
1-2 – руки в стороны; 3-4 –руки к носкам ног; 5-6 –руки в стороны; 7-8 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Цветы засохли». «Тихо-тихо засыпают, стебелечки наклоняют». И.п.: сед ноги руки вдоль туловища.
1-2 – лечь на спину; 3-4 – и.п.
Повторить 4 раза.
- «Одуванчик». «Есть такой цветок – круглый, как венок. На него подуть слегка- осталась ножка от цветка».
И.п.: сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.
1-2 – ноги согнуть в коленях, обхватить руками, голову наклонить; 3-4 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Чертополох». На лугу среди букашек поднялся переполох». И.п.: лежа на животе.
1-2 – поднять голову и плечи, руки в стороны; 3-6 – круговые движения руками назад; 7-8 –и.п.
Повторить 6 раз.
- «Налетел ветер». «Вдруг подул ветерок, закачались цветки, зашумели лепестки, задрожали стебельки». И.п.: о.с.
1-4 – прыжки на двух ногах (руки вверх – в стороны); 5-8 – ходьба на месте.
Повторить 8 раз.
III. Заключительная часть.
Подвижная игра «Кто больше соберет цветов».
(под музыку дети бегают, прыгают, остановка музыки – сигнал для «сбора цветов». Дети ходят по «полю», «собирая цветы».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
«Цветочек»
На полянке между кочек (дети сидят на корточках, сжавшись в комочек)
От травы зелёной, (медленно поднимают голову) Потянулся вверх цветочек.
Хрупкий, несмышлёный.
Он от ветра задрожал («дрожат»)
И листочки вверх поднял (выпрямляются, поднимают вверх руки)
Вот росой умылся, («умываются»)
А потом… раскрылся! (встают, руки в стороны)
Здравствуй, солнце ясное! (хлопают в ладоши). Здравствуй день погожий!
Я цветок! Такой прекрасный, (гладят себя по голове)
Добрый и хороший!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
- «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
- «Кружок»
Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении.
«Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
- Чередование «Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
НОЯБРЬ (1-2 неделя)
Комплекс упражнений «Веселая обезьянка» (с лентами) I. Вводная часть.
- Ребята, вы хотите поиграть?
- Смотрите, кто к нам пришел в гости?
(Под веселую музыку в зал вбегает обезьянка, здоровается, приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки).
- Ходьба в колонне (15сек)
- Ходьба приставным шагом вперед (15 сек)
- Бег врассыпную (20сек) 4. Ходьба по кругу (15 сек)
5. Построение в круг.
II. Основная часть.
- «Обезьянка приветствует ребят»
И.п.: стоя ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Наклонить голову вперед. Вернуться в и.п. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок.
Вернуться в и.п.
Повторить 5 раз. Темп медленный.
- «Ленточки к плечам»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, в руках ленточки, руки в стороны.
Руки с ленточками поднять к плечам. Вернуться в и.п.
Повторить 4 раза. Темп умеренный.
- «Обезьянка играет с ленточками». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.
Подуть на ленточки: 1-2 – вдох; 1-4 – выдох.
Повторить 4 раза. Темп медленный.
- «Обезьянка показывает ребятам ленточки».
И.п.: сидя на пятках, руки с ленточками за спиной.
Встать на колени. Повернуться направо, руки вытянуть вперед, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
- «Обезьянка спрятала ленточки»
И.п.: лежа на спине, руки с ленточками подняты над головой.
Поднять правую ногу, согнутую в колене, спрятать ленточки под коленом.
Вернуться в и.п.
Выполнить то же с левой ногой. Вернуться в и.п.
Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.
- «Обезьянке весело с ребятами».
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Выполнить 6-8 подскоков, чередуя с ходьбой.
Повторить 2 раза.
III. Заключительная часть.
- Ходьба по кругу с различным положением рук: ленточки к плечам, за спину, в стороны (20сек)
- Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» (20сек).
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
«Змейка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох. Повторить 4 раза.
Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.
«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Приподнять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.
Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.
«Змейка». И.п. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повторить 4-6 раз.
Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу.
Повторить 4-6 раз.
«Горка».
И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа, есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
- «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
- «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
4. «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
НОЯБРЬ (3-4 неделя)
Комплекс упражнений «Домашние животные» I. Вводная часть.
1.Ходьба обычная друг за другом (20сек)
- Ходьба на носках (20сек)
- Медленный бег (20сек)
- Быстрый бег (20 сек)
- Ходьба врассыпную (20сек)
- Ходьба в колонне по одному (20сек)
- Построение в две колонны.
II. Основная часть.
1.Дыхательное упражнение.
«Ах» - вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х».
Повторить 5 раз.
- «Ласковая киска».
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.
1-2 – руки развести в стороны, пальцы сжаты в кулак, спину прогнуть назад.
3-4 – вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.
- «Верная собака».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на плечах.
Свести локти перед грудью, вернуться в исходную позицию; отвести локти максимально назад; вернуться в исходную позицию.
Повторить 7 раз. Темп медленный, затем умеренный. Индивидуальные указания.
- «Корова мычит»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «му-у-у-у-у», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Повторить 5 раз.
- «Ленивый поросенок»
И.п.: лежа на спине, руки на полу над головой.
1-повернуться на правый бок, руки скрестить на груди.
2-вернуться в и.п.
3-повернуться на левый бок, руки скрестить на груди.
4-вернуться в и.п.
Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
- «Игривая лошадка».
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади.
1-поднять правую ногу, пошевелить пальцами стопы.
2-вернуться в и.п.
3-поднять левую ногу, пошевелить пальцами стопы.
4-вернуться в и.п.
Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп умеренный.
- «Веселый ягненок»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки на плечах. Выполнить прыжки на двух ногах (10прыжков), чередуя с ходьбой на месте.
Повторить 4 раза.
III.Заключительная часть.
- Бег в быстром темпе (20сек)
- Бег врассыпную в медленном темпе (20сек)
- Ходьба в колонне по одному (30сек).
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Упражнения в положении лежа на животе
Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна другой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову - вдох, опустить - выдох. Повторить 2-3 раза.
«Ласточка». И.п. - руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох - приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
«Ножницы». И.п. - то же. Поднять прямые ноги над полом, разводить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.
Упражнения в положении стоя на коленях
Наклоны. И.п. - стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.
Упражнения в положении лежа на спине
Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки - «большие крылышки». Выдох - сесть прямо, держа руки в положении «большие крылышки». Вдох - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.
Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. - лежа на спине, одна рука на животе, другая - на груди. При вдохе высоко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и держать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
- «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
- «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
4 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно
опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чухчух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
ДЕКАБРЬ (1-2 неделя)
Комплекс упражнений «Профессии»
I. Вводная часть.
1.Построение. Равнение. Проверка осанки. Ходьба обычная. (20сек).
- Ходьба широким шагом. (20сек).
- Ходьба в полуприседе (20сек).
- Бег с подскоками с поочередными взмахами правой и левой рукой (30сек).
- Ходьба обычная (20сек). Перестроение в три колонны.
II. Основная часть. 1.«Веселый дирижёр» И.п.: основная стойка.
- – руки в стороны.
- – руки вперед.
- – руки в стороны
- – вернуться в и.п.
Повторить 8 раз. Темп умеренный.
- «Ответственный врач»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.
1-2 – вдох, 3-6 – выдох.
Повторить 7 раз. Темп умеренный.
- «Шахтер»
И.п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1-3 – резкие повороты вправо.
4 – вернуться в исходную позицию.
Повторить движения в другую сторону.
Повторить 6 раз. Темп умеренный.
4.» Забавный фотограф» И.п.: основная стойка.
- – присесть, руки в упор.
- – толчком выпрямить ноги.
- – толчком присед в упоре.
- – вернуться в и.п.
Повторить 6 раз. Темп умеренный, затем быстрый.
5.» Шофер»
И.п.: лежа на спине.
1-3 – поднятые ноги поочередно сгибать и разгибать (велосипед).
4 – вернуться в и.п.
Повторить 5 раз.
6.» Внимательный милиционер».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
- – поворот вправо, левая рука на правое плечо, правая рука за спину.
- – вернуться в и.п.
3-4 – повторить движения в другую сторону.
Повторить 5 раз. Темп умеренный.
7.» Веселое настроение»
И.п.: о.с.
Прыжки на двух ногах, ноги скрестно – ноги врозь. Положение рук разное:
на поясе, внизу или на каждый прыжок руки в стороны, затем вниз.
Повторить 4 раза по 10 прыжков. Дыхание произвольное.
III. Заключительная часть.
- Бег в быстром темпе (20сек).
- Бег врассыпную в медленном темпе (20сек)
- Ходьба в колонне по одному (30 сек).
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Упражнения в положении лежа на животе
Дыхательное упражнение. И.п. - руки вперед, голова лбом касается пола.
Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.
Упражнение на координацию. И.п. - то же. Приподнять над полом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком положении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.
«Рыбка». И.п. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.
Упражнения в положении стоя на коленях
Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
Упражнения в положении лежа на спине
«Велосипед». И.п. - то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.
Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцепленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
- «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («тата-та») помогает ребёнку выполнять задания.
3.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
4.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
ДЕКАБРЬ (3-4 неделя) Комплекс упражнений «Киска»
- Вводная часть.
- Угадайте, кто сегодня придет к нам в гости: «Мохнатенькая, усатенькая.
Лапки мягоньки, а коготки востры». (Киска).
- Давайте вместе поиграем с кошечкой.
1.Ходьба обычная. (15сек).
- Ходьба на носочках (15 сек).
- Бег обычный (15 сек).
- Ходьба (10сек).
- Построение врассыпную.
II. Основная часть.
- «Кошечка греет голову на солнышке».
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Повернуть голову направо. Вернуться в и.п. Повернуть голову налево.
Вернуться в и.п. Повторить 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.
- «Кошечка показалась затем спряталась». И.п.: сидя на пятках, руки за спиной.
Встать на колени, потянуться, посмотреть вверх. Вернуться в и.п.
Повторить 5 раз. Темп медленный.
- «Кошечка дышит».
И.п.: ноги вместе, руки опущены.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Повторить 5 раз.
- «Кошечка сердится и волнуется».
И.п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.
Выгнуть спину, опустить голову. Вернуться в и.п.
Повторить 5 раз. Темп медленный.
- «Кошечка отдыхает».
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Повернуться на правый бок, прижать ноги к животу. Вернуться в и.п.
Повернуться на левый бок, прижать ноги к животу. Вернуться в и.п.
Повторить 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
III. Заключительная часть.
- Бег за «кошечкой» в медленном темпе по кругу. (15сек).
- Ходьба обычная (15сек). Несколько раз зевнуть и потянуться.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Упражнения в кроватке:
- «Потягушки» - И. п.: лёжа на спине. Тянемся пяточками вперед и двумя руками вверх (6 раз).
- «Чебурашка» - И. п.: сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
- «Буратино» - И. п.: сидя на коленях, лепим красивый нос для Буратино.
Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик» (6 раз).
Упражнения на коврике:
Скачут, скачут в лесочке, Зайцы – серые клубочки, прыг – скок, прыг – скок. Встал зайчонок на пенек, всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз – шагают все на месте. Два – руками машут вместе.
Три – присели, дружно встали. На четыре потянулись. Пять – прогнулись и нагнулись. Шесть все встали снова в ряд, зашагали как отряд.
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. 2. «Лопаточка»
Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
4. «Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить
3-4 раза.
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека пальчиковой, утренней и дыхательной гимнастик
Картотеки пальчиковой, утренней и дыхательной гимнастик...

Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна для старшей группы сентябрь-май....

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)
Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)
Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей
Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей...

Картотека гимнастики после сна для подготовительной группы с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа.
Гимнастика после сна способствует быстрому и комфортному пробуждению детей после дневного сна ,вызывает у детей положительные эмоции, поднимает мышечный тонус.От правильного дыхания во мно...