Картотека гимнастики после сна, утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики
картотека (подготовительная группа)

 Малькова Виктория Валерьевна

Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Ключинский детский сад «Звёздочка»

Картотека гимнастики после сна, утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики

2024 – 2025 г.г.

Воспитатель: Малькова В.В.


СЕНТЯБРЬ (1-2 неделя)

Комплекс упражнений «Ты мой друг и я твой друг» I.  Вводная часть.

Вход в зал и построение в одну шеренгу.

Инструктор: Я знаю, что вы – дружные ребята, сегодня все упражнения выполняете парами, вдвоём с другом, помогая и поддерживая товарища. Ваша дружба станет ещё крепче!

«Вместе весело шагать по просторам»- ходьба парами по залу,

«А бегать вместе ещё веселее» - бег парами,

«А прыгать вместе как весело» - подскоки по залу парами.

Построение в колонну парами на середине зала.

II. Основная часть.  

1. «Надо помериться силой».

И.п- стать лицом друг к другу, выставить вперёд правую(левую), ногу, руки встык, согнуты в локтях.

Ладони и прямые пальцы рук соприкасаются.

1-8-попеременно выпрямлять и сгибать руки, 9-10 - и.п.

Повторить 4 раза

2. «Посмотрим в окошко друг на друга».

И.п.- стать спиной друг к другу на расстоянии одного шага, ноги шире плеч, руки на поясе.

1-2-наклон вперёд, посмотреть в «окошко» на партнёра,

3-4  - и.п.

Повторить 6 раз.

3. «Качаемся на качелях».

И.п. - стать лицом друг к другу, держась за руки, ноги на ширине ступни.

  1. 4-на каждый счёт пары поочерёдно низко приседают, 5-6-и.п.

Повторить 6 раз.

4. «Силачи».

И.п. –сидя на полу, ноги встык, руки в упоре сзади.

1-3-упираясь ногами, одновременно приподнять ягодицы.

4 - и.п.

Повторить 6 раз.

5. «Домик».

«Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём». И.п. - лёжа на спине голова к голове, взяться за руки.

1-2-поднять ноги до касания ступнями друг друга, 3-4 - и.п.

Ноги прямые, темп медленный.

Повторить 6 раз.

6. «Попрыгаем».

И.п. - стать лицом друг к другу, ноги прямые,

1-4 – прыжки на месте,

5-8 - прыжки с поворотом кругом друг от друга, 9-12 - ходьба на месте.

Повторить 4 раза

III. Заключительная часть.

Инструктор: настал черед, пришла пора поиграть нам, детвора!

  1. Подвижная игра «Догони свою пару».

Дети встают парами на одной из сторон зала: один впереди, другой сзади (отступая на 2-3 шага). По сигналу инструктора первые быстро перебегают на другую сторону зала, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.

  1. Задание «Пройди парой».

Дети ходят парами, не держась за руки, четыре шага на носочках, четыре – на всей ступне (20-30 с).

Инструктор: Молодцы! Вы – настоящие друзья!

 

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

«Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту) Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики») Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем. Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки) И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

 

  1. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Качели» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох), 

Качели вниз (выдох), 

Крепче ты, дружок, держись. 

 «Дерево на ветру» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.  

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕНТЯБРЬ (3-4 неделя)

Комплекс упражнений «Золотой лес»

  1. Водная часть.

Дети входят в зал с листьями в руках и строятся в одну шеренгу.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

      Утром мы во двор идем-       Листья сыплются дождем,

      Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

     Когда это бывает?

- Верно, осенью. Осень часто называют «золотой». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в золотой лес. Мы поиграем в растения и животных, узнаем, как лесные жители готовятся к зиме. Но сначала хорошо подготовимся к нашему походу в лес.

Ходьба по залу друг за другом. Построение в три звена.

II часть. Основная часть.

1. «Дует сильный ветер»

И.п.: ноги на ширине ступни, руки с листьями внизу.

1 – поднять руки с листьями вверх.

2-3 – наклоны рук вправо-влево; 4 – и.п.

  1. «Гонит ветер листья по лесным тропинкам»

И.п.: ноги на ширине ступни, руки с листьями внизу.

1-2 – повороты туловища вправо-влево, руки с листьями внизу; 3-4 – и.п.

Повторить 6 раз.

  1. «Летят листья по ветру то вверх, то вниз». И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.

1-2 – присесть, опустить листья на пол;

3-4 – встать, поднять руки с листьями вверх.

5-6 – и.п.

Повторить 6 раз.

  1. «Закружил ветер листья в танце».

И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.

1-4 – кружение в правую сторону;

5-8 – кружение в левую сторону; 9-12 – ходьба на месте.

Повторить 6 раз.

  1. «А вот ветер сорвал с дерева веточки с листьями и тоже катит их по тропинке». 

И.п.: лежа на спине, ноги вместе, руки с листьями вытянуты за головой.

1-4 – поворот на живот в одну сторону; 5-8 – поворот в и.п.

То же выполнить в другую сторону.

Повторить 5 раз.

  1. «Ветер стих и только изредка ласково шевелит листики на тропинке». И.п.: ноги вместе, руки с листьями внизу.

1-2 – на вдохе поднять согнутые в локтях руки с листьями перед собой.

3-4 – подуть на листья; 5-6 – и.п.

Повторить 4 раза.

Дежурный собирает листья. Построение в одну колонну.

III. Заключительная часть.

Подвижная игра «Совушка»

 

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

«Просыпайтесь»

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!

 Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!  

Ушки мы разбудим, лобик разотрем,  

 

 

Носиком пошмыгаем и песенку споем:  

«Доброе утро! Доброе утро! (машут руками)  

Доброе утро всем, всем, всем!» (хлопают в ладоши)

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот.

Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

  1. «Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

  1. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

  1. «Окошко»

Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.

Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 

«Дровосек» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.  

«Сердитый ежик»  

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.  

  

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ (1-2 НЕДЕЛЯ)

Комплекс упражнений «На огороде»

  1. Водная часть.

На огород мы все пойдем                            

И овощей там наберем.                            Ходьба друг за другом.

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая на носках.                          Ходьба на носках.

И по бордюру мы идем,                        ходьба приставным шагом. 

И приседаем мы на нем.                          с приседанием.

Потом обходим деревца                          Бег змейкой, обычный бег. 

У огорода отдохнем

И снова вместе мы идем.                         Ходьба друг за другом.

II. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения.

1.» Подсолнух», «Посреди двора золотая голова»

И.п.: о.с.

1-2 – руки через стороны вверх, подняться на носки; 3-4 и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Редиска». «За кудрявую косу из норки я ее тащу». И.п.: стоя на коленях.

1-2 – наклон туловища вперед, руки вперед и вниз; 3-4 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Репка». «Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок». И.п.: сесть с прямыми ногами, руки впереди внизу.

1-2 – руки в стороны и вверх; 3-4 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Картошка». «И зелен, и густ на грядке вырос куст, покапай немножко: под кустом-картошка». И.п.: лежа на спине.

1-2 – поднять руки и ноги под углом 45* вверх; 3-4 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Капуста».  «Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки. Целый день на животе нежится на грядке».

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком.

На счет 1-2 – согнуть ноги в коленях вверх, руки за спину; 3-4 – и.п.

Повторить 6 раз.

  1. «Морковь». Сидит девица в темнице, а коса на улице» И.п.: лежа на спине.

1-2 – поднять ноги вверх, руки согнуть в локтях, подпирая руками таз; 3-4 – и.п.

Повторить 4 раза.

  1. «Огородное пугало». «Кто же здесь стоит на палке с бородою из мочалки?

Ветер дует –шумит, ногами дергает, скрипит».

И.п.: о.с.

1-4 – прыжки на двух ногах на месте; 5-8 – ходьба на месте.

Повторить 8 раз.

III. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Передай тыкву»

По сигналу дети передают мяч друг другу, стоя в кругу.

  1. Ходьба друг за другом с выполнением заданий для рук: руки в стороны (вдох), скрестно-(выдох). Спокойная ходьба по залу.

Много овощей собрали                  

И немножечко устали.                      

Мы немного отдохнем.

И опять гулять пойдем. 

 

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

«Трямди – песенка» 

Дети стоят парами лицом друг к другу. 

Маленькие пальчики, трям – трям, трям! (здороваемся кончиками пальцев рук) 

Барабанят пальчики: трям, трям, трям!

А теперь ладошки: трям,трям, трям!

Шлепают ладошки, трям,трям, трям!

Кулачками постучим: трям,трям, трям!

По трям-трямски говорим: трям,трям, трям!

Засопели носики: трям,трям, трям!

Носики, насосики, трям,трям, трям! (касаются носиками) 

А теперь мы улыбнулись (пружинка и улыбка) 

Прыгнули и повернулись. (прыжок и покружились) 

Мы в Трям-трямдии живем (хлопки) 

Трямди песенки поем! Трям, трям, трям

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык – Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

  1. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

  1. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Надуй шарик» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.  

 «Листопад»  

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.  

 

 

ОКТЯБРЬ (3-4 неделя) Комплекс упражнений «Цветы»

  1. Вводная часть.

Темным лесом, светлым лугом.                                     Ходьба обычная. 

Мы шагаем друг за другом.                                            Ходьба с высоким подниманием колена.

Чтоб цветочки не помять,                                              Ходьба друг за другом.

Нужно ножки поднимать.

Меж деревьев мы шагали -                                             Ходьба змейкой.

Вдруг мы поле увидали!                                                 Ходьба в быстром темпе.

Если только вы бы знали,

Как мы быстро пошагали!

Ищем мы цветочки,                                                         Ходьба врассыпную с приседаниями.

Чтоб сплести веночки.

Вот букет огромный вскоре мы собрали.                      Ходьба друг за другом.

И ковер огромный на лугу соткали.                               Построение в круг. 

II. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения.

1.» Цветы распускаются» «Наши нежные цветки распускают лепестки».

И.п.: стойка на носках, руки вверх, руки соединены тыльными сторонами кистей.

1- руки в стороны; 2 – и.п.

Повторить – 8 раз.

2. «Цветы колышутся». «Ветерок чуть дышит и цветы колышет». И.п.: стоя на коленях.

1- 2 – руки поднять вверх; 3-6 – наклоны туловища и рук из стороны в сторону; 7-8 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Цветы устали». «Вот цветочки все устали, лепестки позакрывали». И.п.: сед с прямыми ногами.

1-2 – руки в стороны; 3-4 –руки к носкам ног; 5-6 –руки в стороны; 7-8 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Цветы засохли». «Тихо-тихо засыпают, стебелечки наклоняют». И.п.: сед ноги руки вдоль туловища.

1-2 – лечь на спину; 3-4 – и.п.

Повторить 4 раза.

  1. «Одуванчик». «Есть такой цветок – круглый, как венок. На него подуть слегка- осталась ножка от цветка».

И.п.: сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.

1-2 – ноги согнуть в коленях, обхватить руками, голову наклонить; 3-4 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Чертополох». На лугу среди букашек поднялся переполох». И.п.: лежа на животе.

1-2 – поднять голову и плечи, руки в стороны; 3-6 – круговые движения руками назад; 7-8 –и.п.

Повторить 6 раз.

  1. «Налетел ветер». «Вдруг подул ветерок, закачались цветки, зашумели лепестки, задрожали стебельки». И.п.: о.с.

1-4 – прыжки на двух ногах (руки вверх – в стороны); 5-8 – ходьба на месте.

Повторить 8 раз.

III. Заключительная часть.

Подвижная игра «Кто больше соберет цветов».

 (под музыку дети бегают, прыгают, остановка музыки – сигнал для «сбора цветов». Дети ходят по «полю», «собирая цветы».

 

 

 

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

«Цветочек»

На полянке между кочек (дети сидят на корточках, сжавшись в комочек) 

От травы зелёной, (медленно поднимают голову) Потянулся вверх цветочек.

Хрупкий, несмышлёный.

Он от ветра задрожал («дрожат») 

И листочки вверх поднял (выпрямляются, поднимают вверх руки) 

Вот росой умылся, («умываются») 

А потом… раскрылся! (встают, руки в стороны) 

Здравствуй, солнце ясное! (хлопают в ладоши). Здравствуй день погожий!

Я цветок! Такой прекрасный, (гладят себя по голове) 

Добрый и хороший!

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

  1. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

  1. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении.

«Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

  1. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 «Гуси летят» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».  

 «Пушок» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ (1-2 неделя)

Комплекс упражнений «Веселая обезьянка» (с лентами) I. Вводная часть.

  • Ребята, вы хотите поиграть?
  • Смотрите, кто к нам пришел в гости?

(Под веселую музыку в зал вбегает обезьянка, здоровается, приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки).

  1. Ходьба в колонне (15сек)
  2. Ходьба приставным шагом вперед (15 сек)
  3. Бег врассыпную (20сек) 4. Ходьба по кругу (15 сек)

5. Построение в круг.

II. Основная часть.

  1. «Обезьянка приветствует ребят»

И.п.: стоя ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Наклонить голову вперед. Вернуться в и.п. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок.

Вернуться в и.п.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

  1. «Ленточки к плечам»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, в руках ленточки, руки в стороны.

Руки с ленточками поднять к плечам. Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

  1. «Обезьянка играет с ленточками». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Подуть на ленточки: 1-2 – вдох; 1-4 – выдох.

Повторить 4 раза. Темп медленный.

  1. «Обезьянка показывает ребятам ленточки».

И.п.: сидя на пятках, руки с ленточками за спиной.

Встать на колени. Повернуться направо, руки вытянуть вперед, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

  1. «Обезьянка спрятала ленточки»

И.п.: лежа на спине, руки с ленточками подняты над головой.

Поднять правую ногу, согнутую в колене, спрятать ленточки под коленом.

Вернуться в и.п.

Выполнить то же с левой ногой. Вернуться в и.п.

Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.

  1. «Обезьянке весело с ребятами».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Выполнить 6-8 подскоков, чередуя с ходьбой.

Повторить 2 раза.

III. Заключительная часть.

  1. Ходьба по кругу с различным положением рук: ленточки к плечам, за спину, в стороны (20сек)
  2. Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» (20сек).

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

 «Змейка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох. Повторить 4 раза.

Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.

«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Приподнять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.

Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.

 «Змейка». И.п. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повторить 4-6 раз.

Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу.

Повторить 4-6 раз.

«Горка».  

И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа, есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

  1. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

  1. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

4. «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

Укреплять мускулатуру языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 

«Жук» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».  

 «Петушок» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 

 

 

НОЯБРЬ (3-4 неделя)

Комплекс упражнений «Домашние животные» I. Вводная часть.

1.Ходьба обычная друг за другом (20сек)              

  1. Ходьба на носках (20сек)                                    
  2. Медленный бег (20сек)                                        
  3. Быстрый бег (20 сек)
  4. Ходьба врассыпную (20сек)
  5. Ходьба в колонне по одному (20сек)
  6. Построение в две колонны.

II. Основная часть.

1.Дыхательное упражнение.

«Ах» - вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х».

Повторить 5 раз.

  1. «Ласковая киска».

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1-2 – руки развести в стороны, пальцы сжаты в кулак, спину прогнуть назад.

3-4 – вернуться в исходное положение.

Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.

  1. «Верная собака».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на плечах.

Свести локти перед грудью, вернуться в исходную позицию; отвести локти максимально назад; вернуться в исходную позицию.

Повторить 7 раз. Темп медленный, затем умеренный. Индивидуальные указания.

  1. «Корова мычит»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «му-у-у-у-у», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Повторить 5 раз.  

  1. «Ленивый поросенок»

И.п.: лежа на спине, руки на полу над головой.

1-повернуться на правый бок, руки скрестить на груди.

2-вернуться в и.п.

3-повернуться на левый бок, руки скрестить на груди.

4-вернуться в и.п.

Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

  1. «Игривая лошадка».

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади.

1-поднять правую ногу, пошевелить пальцами стопы.

2-вернуться в и.п.

3-поднять левую ногу, пошевелить пальцами стопы.

4-вернуться в и.п.

Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп умеренный.

  1. «Веселый ягненок»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки на плечах. Выполнить прыжки на двух ногах (10прыжков), чередуя с ходьбой на месте.

Повторить 4 раза.

III.Заключительная часть.

  1. Бег в быстром темпе (20сек)
  2. Бег врассыпную в медленном темпе (20сек)
  3. Ходьба в колонне по одному (30сек).

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Упражнения в положении лежа на животе 

Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна другой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову - вдох, опустить - выдох. Повторить 2-3 раза.

«Ласточка». И.п. - руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох - приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

«Ножницы». И.п. - то же. Поднять прямые ноги над полом, разводить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.

Упражнения в положении стоя на коленях 

Наклоны. И.п. - стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.

Упражнения в положении лежа на спине 

Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки - «большие крылышки». Выдох - сесть прямо, держа руки в положении «большие крылышки». Вдох - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. - лежа на спине, одна рука на животе, другая - на груди. При вдохе высоко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и держать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

  1. «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

  1. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

4 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Ворона» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно

опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].  

«Паровозик» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чухчух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.  

ДЕКАБРЬ (1-2 неделя)

Комплекс упражнений «Профессии»

I. Вводная часть.

1.Построение. Равнение. Проверка осанки. Ходьба обычная. (20сек).

  1. Ходьба широким шагом. (20сек).
  2. Ходьба в полуприседе (20сек).
  3. Бег с подскоками с поочередными взмахами правой и левой рукой (30сек).
  4. Ходьба обычная (20сек). Перестроение в три колонны.

II. Основная часть. 1.«Веселый дирижёр» И.п.: основная стойка.

  1. – руки в стороны.
  2. – руки вперед.
  3. – руки в стороны
  4. – вернуться в и.п.

Повторить 8 раз. Темп умеренный.

  1. «Ответственный врач»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1-2 – вдох, 3-6 – выдох.

Повторить 7 раз. Темп умеренный.

  1. «Шахтер»

И.п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1-3 – резкие повороты вправо.

4 – вернуться в исходную позицию.

Повторить движения в другую сторону.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

4.» Забавный фотограф» И.п.: основная стойка.

  1. – присесть, руки в упор.
  2. – толчком выпрямить ноги.
  3. – толчком присед в упоре.
  4. – вернуться в и.п.

Повторить 6 раз. Темп умеренный, затем быстрый.

5.» Шофер»

И.п.: лежа на спине.

1-3 – поднятые ноги поочередно сгибать и разгибать (велосипед).

4 – вернуться в и.п.

Повторить 5 раз.

6.» Внимательный милиционер».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

  1. – поворот вправо, левая рука на правое плечо, правая рука за спину.
  2. – вернуться в и.п.

3-4 – повторить движения в другую сторону.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

7.» Веселое настроение»

И.п.: о.с.

Прыжки на двух ногах, ноги скрестно – ноги врозь. Положение рук разное:

на поясе, внизу или на каждый прыжок руки в стороны, затем вниз.

Повторить 4 раза по 10 прыжков. Дыхание произвольное.

III. Заключительная часть.

  1. Бег в быстром темпе (20сек).
  2. Бег врассыпную в медленном темпе (20сек)
  3. Ходьба в колонне по одному (30 сек).

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Упражнения в положении лежа на животе 

Дыхательное упражнение. И.п. - руки вперед, голова лбом касается пола.

Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.

Упражнение на координацию. И.п. - то же. Приподнять над полом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком положении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.

«Рыбка». И.п. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

Упражнения в положении стоя на коленях 

Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

Упражнения в положении лежа на спине 

«Велосипед». И.п. - то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.

Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцепленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

  1. «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («тата-та») помогает ребёнку выполнять задания.

3.«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

4.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 «Вырасти большой» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.  

 «Часики» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.  

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКАБРЬ (3-4 неделя) Комплекс упражнений «Киска»

  1. Вводная часть.
  • Угадайте, кто сегодня придет к нам в гости: «Мохнатенькая, усатенькая.

Лапки мягоньки, а коготки востры». (Киска).

  • Давайте вместе поиграем с кошечкой.

1.Ходьба обычная. (15сек).

  1. Ходьба на носочках (15 сек).
  2. Бег обычный (15 сек).
  3. Ходьба (10сек).
  4. Построение врассыпную.

        II. Основная часть.          

  1. «Кошечка греет голову на солнышке».

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Повернуть голову направо. Вернуться в и.п. Повернуть голову налево.

Вернуться в и.п. Повторить 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

  1. «Кошечка показалась затем спряталась». И.п.:  сидя на пятках, руки за спиной.

Встать на колени, потянуться, посмотреть вверх. Вернуться в и.п.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

  1. «Кошечка дышит».

И.п.: ноги вместе, руки опущены.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Повторить 5 раз.

  1. «Кошечка сердится и волнуется».

И.п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.

Выгнуть спину, опустить голову. Вернуться в и.п.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

  1. «Кошечка отдыхает».

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Повернуться на правый бок, прижать ноги к животу. Вернуться в и.п.

Повернуться на левый бок, прижать ноги к животу. Вернуться в и.п.

Повторить 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

III. Заключительная часть.

  1. Бег за «кошечкой» в медленном темпе по кругу. (15сек).
  2. Ходьба обычная (15сек). Несколько раз зевнуть и потянуться.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Упражнения в кроватке: 

  1. «Потягушки» - И. п.: лёжа на спине. Тянемся пяточками вперед и двумя руками вверх (6 раз).
  2. «Чебурашка» - И. п.: сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
  3. «Буратино» - И. п.: сидя на коленях, лепим красивый нос для Буратино.

Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик» (6 раз).

Упражнения на коврике: 

Скачут, скачут в лесочке, Зайцы – серые клубочки, прыг – скок, прыг – скок. Встал зайчонок на пенек, всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз – шагают все на месте. Два – руками машут вместе.

Три – присели, дружно встали. На четыре потянулись. Пять – прогнулись и нагнулись. Шесть все встали снова в ряд, зашагали как отряд.

(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. 2. «Лопаточка»

Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

4. «Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 «Каша кипит» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить

3-4 раза.  

 «Воздушный шарик» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 раз подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека пальчиковой, утренней и дыхательной гимнастик

Картотеки пальчиковой, утренней и дыхательной гимнастик...

Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна для старшей группы сентябрь-май....

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей...

Картотека гимнастики после сна для подготовительной группы с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа.

Гимнастика после сна  способствует  быстрому и комфортному пробуждению детей после дневного сна ,вызывает у детей положительные эмоции, поднимает мышечный тонус.От правильного дыхания во мно...