каталог игр при болезнях уха, горла и носа
картотека (старшая группа)
Игры при болезнях горла и носа
Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.
Ветер есть дыхание природы. Козьма Прутков
Дыхание – самая важная функция. Важность функции определяется тем, как долго может организм без нее существовать. Без питания - месяц, а без дыхания - две минуты. А так же тем, какие компенсаторные и защитные механизмы включаются при нарушении этой функции. При нарушении дыхания появляется бронхиальная обструкция, удушье, астма, разрушаются легкие, повышается артериальное давление. А при недостаточной эффективности компенсаторных механизмов нарушается обмен веществ и иммунитет, возникают трудно излечимые заболевания от аллергии вплоть до диабета и онкологии.» К.П. Бутейко
«Ветер»
Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.
Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу, лечу, лечу, куда хочу,(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть),
Могу подуть направо, (голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой),
Могу подуть вверх – в облака (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородкомкасаясь груди, спокойный глубокий выдох через рот)
А пока - я тучи разгоню. (круговые движения руками).
«Экспресс»
Цель игры: улучшение функции дыхания, развития умения действовать в коллективе, реагировать на сигнал.
Описание игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль вначале может выполнять ведущий. Он гудит, отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («ту-ту»), они начинают двигаться вперёд сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего: «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и по сигналу «Приехали!» останавливаются.
Игры следует чередовать с более активными играми, приведенными ниже:
«Совушка-сова».
Цель. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
Ход игры. Дети садятся полукругом перед воспитателем. По сигналу воспитателя «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…у…ффф». Повторяют 2-4 раза.
«Ванька – встанька»
Цель игры: углубление дыхания, общефизиологическое воздействие, укрепление мышц ног, связочно – мышечного аппарата стоп.
Ход игры: Игроки рассчитываются на первый и второй, становятся в две шеренги лицом к друг другу, держась крепко за руки (можно выполнять в паре со взрослым) . По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.
«Рыцарский турнир»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.
Необходимый материал: 2 гимнастические палки (можно похожие варианты), мел.
Ход игры: находящиеся в противоположных концах комнаты, берут палку обеими руками за один конец и садятся на нее верхом, как на коня. Затем они скачут друг к другу и, оказавшись посередине комнаты в начертанном круге, пытаются вытолкнуть противника из круга.
Победитель издает победный призыв – поднимает язык вверх и громко щелкает языком по небу. Затем назначают следующую пару.
«Кот и воробьи»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.
Необходимый материал: коврики.
Ход игры: Ведущий с помощью считалки определяет «кота», Остальные игроки - «Воробушки». Игроки сидят на корточках или стоят на ковриках. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки полетели!» «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу – мяу!» и бежит ловить «воробушков»; пойманных отводит к себе в «дом» (заранее отведенное место).
«Побулькаем»
Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Необходимые материалы: Стакан или бутылочка, наполненная на треть водой, соломинка (коктейная трубочка), фанты (жетоны, фантики).
Описание игры: Перед каждым ребёнком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот , у кого получилось булькать дольше всех, получает фант.
«Мышка и Мишка»
Цель игры: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный, (выпрямиться , встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)
У мыщки очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»)
Мышка ходитв гости к Мишке, он же к ней не попадет (надо ходить по залу)
Техника безопасности во время проведения игр:
- в зонах безопасности при ходьбе и при беге не должно быть посторонних предметов.
- следует избегать проведения игр в жаркую погоду при прямых солнечных лучах.
- не нарушать санитарно-гигиенических норм: плохое освещение, вентиляция, запыленность и т.д.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М., 2002
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. - М.: КноРус, 2007
3. Березовский Б. А. «Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательных путей и легких». 2005
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей от3 до 5 лет) – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katalog_igr_gorlo_nos.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры при болезнях горла и носа
Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.
Ветер есть дыхание природы. Козьма Прутков
Дыхание – самая важная функция. Важность функции определяется тем, как долго может организм без нее существовать. Без питания - месяц, а без дыхания - две минуты. А так же тем, какие компенсаторные и защитные механизмы включаются при нарушении этой функции. При нарушении дыхания появляется бронхиальная обструкция, удушье, астма, разрушаются легкие, повышается артериальное давление. А при недостаточной эффективности компенсаторных механизмов нарушается обмен веществ и иммунитет, возникают трудно излечимые заболевания от аллергии вплоть до диабета и онкологии.» К.П. Бутейко
«Кто громче?»
Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Необходимые материалы: фанты - жетоны.
Описание игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «м-м-м» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «м-м-м» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнёс звук «м-м-м» правильно и громче всех, вручается франт. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.
«Ветер»
Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.
Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу, лечу, лечу, куда хочу,(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть),
Могу подуть направо, (голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой),
Могу подуть вверх – в облака (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородкомкасаясь груди, спокойный глубокий выдох через рот)
А пока - я тучи разгоню. (круговые движения руками).
«Побулькаем»
Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Необходимые материалы: Стакан или бутылочка, наполненная на треть водой, соломинка (коктейная трубочка), фанты (жетоны, фантики).
Описание игры: Перед каждым ребёнком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот , у кого получилось булькать дольше всех, получает фант.
«Экспресс»
Цель игры: улучшение функции дыхания, развития умения действовать в коллективе, реагировать на сигнал.
Описание игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль вначале может выполнять ведущий. Он гудит, отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («ту-ту»), они начинают двигаться вперёд сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего: «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и по сигналу «Приехали!» останавливаются.
«Мышка и Мишка»
Цель игры: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный, (выпрямиться , встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)
У мыщки очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»)
Мышка ходитв гости к Мишке, он же к ней не попадет (надо ходить по залу)
Игры следует чередовать с более активными играми, приведенными ниже:
«Совушка-сова».
Цель. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
Ход игры. Дети садятся полукругом перед воспитателем. По сигналу воспитателя «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…у…ффф». Повторяют 2-4 раза.
«Ванька – встанька»
Цель игры: углубление дыхания, общефизиологическое воздействие, укрепление мышц ног, связочно – мышечного аппарата стоп.
Ход игры: Игроки рассчитываются на первый и второй, становятся в две шеренги лицом к друг другу, держась крепко за руки (можно выполнять в паре со взрослым) . По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.
«Рыцарский турнир»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.
Необходимый материал: 2 гимнастические палки (можно похожие варианты), мел.
Ход игры: находящиеся в противоположных концах комнаты, берут палку обеими руками за один конец и садятся на нее верхом, как на коня. Затем они скачут друг к другу и, оказавшись посередине комнаты в начертанном круге, пытаются вытолкнуть противника из круга.
Победитель издает победный призыв – поднимает язык вверх и громко щелкает языком по небу. Затем назначают следующую пару.
«Кот и воробьи»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.
Необходимый материал: коврики.
Ход игры: Ведущий с помощью считалки определяет «кота», Остальные игроки - «Воробушки». Игроки сидят на корточках или стоят на ковриках. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки полетели!» «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу – мяу!» и бежит ловить «воробушков»; пойманных отводит к себе в «дом» (заранее отведенное место).
Техника безопасности во время проведения игр:
- в зонах безопасности при ходьбе и при беге не должно быть посторонних предметов.
- следует избегать проведения игр в жаркую погоду при прямых солнечных лучах.
- не нарушать санитарно-гигиенических норм: плохое освещение, вентиляция, запыленность и т.д.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М., 2002
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. - М.: КноРус, 2007
3. Березовский Б. А. «Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательных путей и легких». 2005
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей от3 до 5 лет) – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОРЛО НЕ БОЛЕЛО?
Что делать, чтобы горло не болело? Оберегать себя от переохлаждения: не ходить в мокрой одежде, с мокрыми ногами, не быть на сквозняке, не пить холодные напитки.Закаляться: утром и вечером ...
Закаливание детей в детском саду полосканием горла
Закаливание детей в детском саду полосканием горла...
Комплекс оздоровительных упражнений для горла
Упражнения для горла для детей всех возрастов...
Музыкально-ритмические движения "Просто-просто мы маленькие звёзды" (носа-носа)
Популярная среди детей музыка, которая заводит и хочется под неё не только танцевать, но и петь. А танец всем знакомый "Носа-носа" и песня хороша тем, что она переделана для выпуска в школу. ...
современный танец к выпуску "Просто мы маленькие звёзды" на современную музыку "Носа-носа"
"Просто, просто, мы маленькие звёзды" под современную флэшмоп музыку "Носа-носа"Детям танец очень нравится, с удовольствием подпевают и чувствуют себя взрослыми. Музыка заводит родителей, несложные, п...
Конспект совместной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе. Тема: «Откуда берутся болезни? Правила поведения в случае болезни».
Конспект совместной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе....
Игры на преодоление болезней носа и горла
Игры на преодоление болезней носа и горла...