Навыки жизни
учебно-методический материал (средняя группа)

Жданкина Оксана Аркадьевна

Центральным понятием программы является свобода, ответственность и здоровье. Она предполагает воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_zhizni.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Юго – Западное Управление Самарской области

Структурное подразделение

государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4 –

Дом детского творчества

г.о. Чапаевск

«Утверждаю»

Заведующий СП ГБОУ СОШ №4-

Дом детского творчества

_____________   Устинова О.В.

«______»  __________________

Программа принята на

основании решения

методического совета

от «___»  ___________г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Навыки жизни»

Возраст обучающихся: 12-14 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составитель программы:

Жданкина Оксана Аркадьевна

педагог дополнительного образования

Чапаевск

2020

Оглавление.

Пояснительная записка

- Актуальность программы

- Цель, задачи программы

- Методы и формы реализации  программы

- Структура программы

- Ожидаемые результаты реализации программы

- Критерии и способы определения результативности

- Формы подведения итогов

Тематический план занятий

Содержание программы (краткое описание тем занятий)

Модуль №1. Мы одна команда.

Модуль №2. Привычки и здоровье.

Модуль №3. Массовые мероприятия и конкурсы по ЗОЖ.

Необходимое оборудование, инструменты и материалы для реализации программы

Список литературы

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Программа разрабатывалась на основании следующих документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019г. №262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242.

8. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ).

9. Методические рекомендации по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО.

Актуальность.

Профилактика алкоголизма, наркомании, различных форм деструктивных аддикций является актуальной проблемой общества в настоящее время особенно, когда речь идет о молодом поколении, раннем этапе становления и развития личности. Существует два приоритетных направления антинаркотического воспитания - традиционное (дидактические формы подачи информации) и тренинговое.

Последнее направление учитывает психологические ресурсы обучаемого, максимально использует их для оптимальной адаптации и выработки стойкой антиаддиктивной позиции.

Центральным понятием программы является свобода, ответственность и здоровье. Она предполагает воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Занятия посвящаются проблемам осознания ценностей, построению самоуважения, навыкам распознавания чувств, управлению собой в состоянии стресса, решению конфликтов, умению настаивать на своем. В результате обучения владению собой и обстоятельствами появляется возможность сделать свой выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им "НЕТ".

Предоставление ребенку возможности выбора, признания альтернатив в отношении к психоактивным веществам влечет за собой необходимость принятия ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки. Поэтому в программе большую часть времени занимает обучение принятию решений и формированию понимания возможных последствий тех или иных поступков.

Таким образом, антинаркотическая программа ориентирована на саморазвитие, направлена на собственные усилия ребенка стать независимой, ответственной и регулирующей личностью. Обучение приемам саморегуляции охватывает три уровня: мировоззрение, навыки социального поведения и управления психическими состояниями. Ставятся типовые, комплексные задачи по развитию социальной и личностной компетенции, выработки способов предупреждения возможных проблем и навыков самозащиты. Решение каждой из задач предполагает обучение детей нескольким психогигиеническим навыкам. Так, социальная и личностная компетентность невозможна без навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Предупреждение проблем достигается посредствам формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, решения конфликтов, сопротивления давлению извне. В результате антинаркотическая программа воспитывает человека, который в состоянии осуществлять самосохранительное поведение, противостоять аутодеструкции.

Новизна.

Программа построена по модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории. Каждый модуль имеет самостоятельные цели, его можно использовать в составе других курсов и программ или даже совершенно самостоятельно. Модули могут взаимодополнять друг друга. Их наполнение может пересекаться в зависимости от запросов целевой группы. Все это позволяет легко учитывать возраст и уровень обученности и информированности подростков.

Разноуровневое обучение предполагает:

- учет индивидуальных типологических особенностей обучающихся (черт характера, способностей, темперамента);

- умение составлять психологическую характеристику учащихся (тип мышления, особенности памяти…);

- анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;

- учет направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей)

Сетевая формаобеспечивает возможность освоения обучающимися общеобразовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.

Программа реализуется совместно со специалистами Наркологического диспансера, Центра социальной помощи семье и детям, молодежного центра «Выбор», территориального отдела Самарского областного центра медицинской профилактики.

Дистанционные формы обучения:

- почтовая рассылка видео – и аудио – материалов;

- общение через сеть Интернет (общение через сообщения и новостную ленту, оценивание через комментирование и лайки);

- сетевое взаимодействие (лекции специалистов).

Педагогическая целесообразность программы.

Данная программа помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание вести активный, здоровый образ жизни, научиться самостоятельно организовывать профилактические мероприятия и вовлекать в них своих сверстников.

Программа поможет обучающимся выработать обязательность, вежливость, воспитанность, доброжелательность, толерантность по отношению к окружающим, осознанное отношение к нормам поведения и общения.

Цель и задачи программы:

Цель: выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков.

Задачи:

1.Развивающие.

 Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

- умение безопасно и эффективно общаться,

- умение понимать и выражать свои чувства,

- умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

2. Воспитательные.

Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

- уверенности в себе,

- честности,

- открытости,  

- чувства юмора

и навыков:

- умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

- умения принимать решения,

- умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Обучающие.

Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы. 

Срок реализации программы, режим занятий:

Программа реализуется 1 год, занятия проводятся в групповой форме работы. Регулярность занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.

Программа включает:

1) Психологическое тестирование – целью тестирования является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения.

2) Теоретические занятия – предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости.

3) Психологический тренинг – после работы с каждой темой или в виде самостоятельного психологического тренинга.

4) Повторное психологическое тестирование – после прохождения всего курса работы.

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

1) Сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая установка на неприятие употребления ПАВ.

2) Повышен уровень информативности о влиянии ПАВ на организм и личность человека.

3) Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

Критерии и способы определения результативности программы:

педагогическое наблюдение;

анализ результатов анкетирования и диагностирования;

участие в мероприятиях (викторинах, играх, конкурсах);

решение проблемных ситуаций, самооценочные суждения обучающихся; изготовление и распространение буклетов;

написание сочинений;

изготовление коллажей;

презентация проектов;

активность обучающихся на занятиях.

Мониторинг эффективности программы осуществляется на всех модулях ее реализации.

Формы подведения итогов реализации программы:

Продуктивные формы: игры-театрализации, викторины.

Документальные формы: анализ результатов анкетирования (анкета обратной связи), дневник педагогических наблюдений.

Модуль 1 «Мы одна команда»

Цель:  формирование системы саморазвития и личностного роста обучающихся.

Задачи:

- познакомить с индивидуальными психологическими особенностями личности;

- формировать у обучающихся понятия группового взаимодействия, развивать коммуникативные и познавательные функции;

- научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения;

- обучить навыкам уверенного поведения и умению отстаивать свои убеждения

Планируемые результаты.

Должен знать: типы темперамента, характера человека, правила уверенного поведения, способы решения конфликтных ситуаций

Должен уметь: вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного принятия и уважения; конструктивно разрешать конфликты.

Должен владеть: навыками рефлексии и самоанализа

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Знакомство. Основные нормы взаимоотношения в группе

       0,5

1

1,5

Раздел 1. Цивилизованное общение

3

12

15

1.Познай себя

1

2

3

2. Культура общения

2

7

9

3. Творческая работа (мои правила общения между людьми)

0

3

3

Раздел 2. Самопознание через ощущения, чувство и образ

3

4,5

7,5

1. Как человек выражает свои чувства и эмоции

2

2,5

4,5

2. Стресс. Способы преодоления стресса

1

2

3

Раздел 3. Учимся разрешать конфликты

4

8

12

1. Конфликтная история

1

2

3

2. Коммуникативные навыки

1

2

3

3. Какой я в конфликте

1

2

3

4. Способы разрешения конфликтов

0,5

1

1,5

5. Итоговое занятие. Интеллектуальная игра.

       0,5

1

1,5

Всего:

10,5

25,5

36

Модуль 2 «Привычки и здоровье»

Цель: формирование здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Задачи:

- овладеть знаниями снижающих вероятность приобщения обучающихся к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ;

- формировать ценностное отношение к своему здоровью и ЗОЖ

Планируемые результаты.

Должен знать: основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии, правила поведения в ситуациях социального риска.

Должен уметь: обосновывать собственную позицию в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ.

Должен владеть: способами уверенного отказа в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ.

Наименование

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Курить не модно – дыши свободно!

4

8

12

1. Вводное занятие. Вредные привычки

1

2

3

2. Курение – коварная ловушка

1

2

3

3. Электронная сигарета

1

0,5

1,5

4. Осторожно: снюс!

1

0,5

1,5

5. Сочинение сказок о проникновении Злого Дыма в Царство Организма

0

3

3

Раздел 2. Мифы и правда об алкоголе

3,5

4

7,5

1.Подростковый алкоголизм

1

0,5

1,5

2. Вся правда об алкоголе

1

0,5

1,5

3. Пивной алкоголизм

1

0,5

1,5

4. Игры-театрализации

0,5

2,5

3

Раздел 3. Имя беды - наркомания

2,5

6,5

9

1.Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь

2

4

6

2. Сочинение «Письмо другу: как не стать наркоманом»

0,5

2,5

3

Раздел 4. ТВ, видео, компьютерные игры

1,5

6

7,5

1. За и против

1

2

3

2. Конкурс плакатов

0

1,5

1,5

3. Итоговое занятие. Квест-игра «Мы за ЗОЖ»

0,5

2,5

3

Всего:

11,5

24,5

36

Модуль 3 «Массовые мероприятия и конкурсы по ЗОЖ»

Цель: создание условий для творческой самореализации детей.

Задачи:

- научить самостоятельно организовывать профилактические мероприятия;

- формировать организаторские способности;

- познакомить с приемами и методами коллективного дела

Планируемые результаты.

Должен знать: виды и типы игровых технологий, методику коллективной и творческой деятельности.

Должен уметь: самостоятельно работать с информацией, специальной литературой, планировать и анализировать свою деятельность, работать в команде.

Должен владеть: организаторскими способностями по подготовке и проведению мероприятий

      Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. КОД (курс организаторов досуга)

6

9

15

1.Раз, два – начинается игра

3

4,5

7,5

2. Творческая мастерская

3

4,5

7,5

Раздел 2. Подготовка и проведение игровых массовых мероприятий

5

16

21

Всего:

11

25

36

1 модуль «Мы одна команда» (36ч)

Вводное занятие. 

 Знакомство. Основные нормы взаимоотношений в группе.
Установление контакта.
Коллективные игры и упражнения на знакомство. Включение обучающихся в процессе группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона.

Раздел  1. Цивилизованное общение 

Тема 1.Познай себя.
Самооценка. Индивидуальные психологические особенности личности. Определение своего типа темперамента. Характер человека. Мой любимый герой (примеры для подражания)

Тема 2.Культура общения.
Я и мой класс. Умение понимать своих сверстников. Дружба. Умение понимать старших. Трудности в общении с взрослыми людьми. Мои отношения с родителями. Правила общения с окружающими людьми.

Тема 3.Творческая работа «Мои правила общение между людьми»
Коллажи, плакаты, сочинение, проекты, листовки

.

Раздел  2. Самопознание через ощущение, чувства и образ.

Тема 1. Как человек выражает свои чувства и эмоции.
Развитие понимания себя и других. Отреагирование собственных чувств. Мое настроение. Влияние настроения на взаимоотношения других людей.

Тема 2.Стресс. Способы преодоления стресса.
Знакомство с понятием стресс, умение управлять своими эмоциями и справляться со стрессом.

Раздел  3. Учимся разрешать конфликты. 

Тема 1. Конфликтная история.
Повышение ответственности подростка за свое поведение в конфликтной ситуации, информирование об эмоциональных и социальных последствиях конфликтов.

Тема 2.Коммуникативные навыки.
Развитие навыков конструктивного общения в конфликтных ситуациях, развитие навыков эмпатического слушания.

Тема 3. Какой я в конфликте.
Сформировать представление о способах поведения, которые обычно используют обучающиеся в конфликтных ситуациях. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.

Тема 4.Способы разрешения конфликта.
Стратегии выхода из конфликтных ситуаций по классификации К.Томаса, развитие способностей конструктивного разрешения конфликта (использование стратегий «сотрудничество», «компромисс»)

 2 модуль  «Привычки и здоровье» (36ч)

Раздел  1. Курить не модно – дыши свободно! 

Тема 1.Вредные привычки.
Повышение значимости жизненных ценностей.

Тема 2. Курение – коварная ловушка.
Факты, свидетельствующие о вреде курения. Кинолекторий. Настольные игры «ЗОЖ»

Тема 3. Электронная сигарета.

Мифы об электронной сигарете. Работа с буклетами.

Тема 4.Осторожно: снюс!

Жевательный табак (снюс). О чем говорят исследования. Показ презентации.

Тема 5. Сочинение сказок о проникновении Злого Дыма в Царство Организма.

Сочинение сказок с иллюстрациями.

Раздел  2. Мифы и правда об алкоголе.

Тема 3. Подростковый алкоголизм.
Мультфильм о пьянстве и трезвости.

Тема 4. Вся правда об алкоголе.
Причины употребления алкоголя. Влияние алкоголя на организм человека. Последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

Тема 5. Пивной алкоголизм.

Просмотр фильма.

Тема 6. Игры-театрализации.

Инсценировка сказок о ЗОЖ.

Раздел  3. Имя беды – наркомания. 

Тема 1. Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь.
Наркотическая зависимость и ее последствия. Факты распространения  наркомании среди подростков. Навыки уверенного отказа. Отработка рефлексивных навыков, навыков отказа.

Тема 2. Сочинение «Письмо другу: как не стать наркоманом»
Слайд – шоу «Мы за ЗОЖ»

Раздел  4. ТВ, видео, компьютерные игры. 

Тема 1. За и против.
Диспут и влияние компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы на морально – психологическое состояние человека. Расширение знаний учащихся о вреде и пользе технических новинок, о правилах безопасной работы с ними.

Тема 2.Конкурс плакатов «Привычки и здоровье».

Тема 3.Квест-игра «Мы за ЗОЖ».

 3 модуль «Массовые мероприятия и конкурсы по ЗОЖ» (36ч)

Раздел  1. «КОД» (курс организаторов досуга) 

Тема 1. Раз, два – начинается игра.
Организация досуга сверстников. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей. Игры на свежем воздухе. Массовые игры и мероприятия, их организация и проведение.

Тема 2. Творческая мастерская.
Декорации. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию. Костюмерная мастерская. Изготовление костюмов к мероприятиям.

Раздел 2. Подготовка и проведение игровых массовых мероприятий.  

Используемые методы:

1) Обучение методом функционального биоуправления – позволяет усвоить навыки саморегуляции до уровня автоматизма, сделав их неотъемлемой частью личностных реакций человека.

2) Выступление в роли обучающего – вынуждает любого разобраться во всем, прежде всего, самому.

3) Обучение практикой действия «ролевые игры» – психологический тренинг дает возможность каждому участнику получить свой индивидуальный опыт поведения и разрешения тех или иных ситуаций.

4) Обсуждение в группах «мозговой штурм», дискуссия – личностно задействует участников и, при условии создания благоприятной атмосферы во время работы и высокой мотивации участников группы, позволяет им подробно рассказывать о своих личностных переживаниях, чувствах, выслушивать мнения других участников и на основе собственного опыта приходить к каким-то выводам.

5) Использование наглядных пособий – позволяет задействовать в усвоении информации не только аудиальный канал, но и визуальный и кинестетический каналы. Использование диаграмм моделей, плакатов позволит также структурировать и обобщить информацию.

6) Аудио-визуальные средства – всегда в большой степени привлекают внимание людей. Особенно эффективно использование этих средств в психологическом тренинге, когда каждый может увидеть себя со стороны.

7) Чтение – требует большей активности от обучающегося, но результат полностью зависит от готовности читающего воспринимать данную информацию.

8) Лекция.

Материально – техническое обеспечение программы:

Учебный класс, парты, стулья, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, флэш-карты, принтер, различные атрибуты, костюмы, маски,  канцелярские товары.

Информационно – методическое обеспечение программы:

Методическая литература, разработки тренинговых занятий, игр, минилекций, диспутов, конкурсов, викторин, опросников, анкет, диагностический материал, видеофильмы, наглядный материал.

Список литературы.

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Программа разрабатывалась на основании следующих документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019г. №262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242.

8. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ).

9. Методические рекомендации по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО.

Основная  литература.

  1. Гурски, С. Внимание - наркомания! / С. Гурски. - М.: Медицина, 2015. - 144 c.2
  2. Зойя, Л. Наркомания. Патология или поиск инициации? / Л. Зойя. - М.: КДУ, Добросвет, 2015. - 208 c.
  3. Исаев, Игорь Врата Бездны. Мистические механизмы наркомании и алкоголизма: моногр. / Игорь Исаев. - М.: ЭТП, 2015. - 368 c.
  4. Будущее в моих руках [Текст] // НаркоНет. – 2017. – № 12. – С. 20-25.
  5. Заставить родителей быть трезвыми [Текст] // НаркоНет. – 2017. – № 11. – С. 35.
  6. Зеленина, О. А. Классный час по профилактике употребления алкоголя среди обучающихся: «Час о серьёзном» [Текст] / О. А. Зеленина // Не будь зависим – скажи «НЕТ!» : наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2016. – № 3-4. – С. 22-23.
  7. Ирбулдина, Л. Ю. Как просто скатиться на дно [Текст] / Л. Ю. Ирбулдина // Читаем, учимся, играем. – 2017.  № 10. – С. 101-106.
  8. Мартинчик А. Н. Потребление алкоголя взрослым населением Арктичемкой зоны и населением других природно-климатических зон [Текст] / Мартинчик А. Н. [и др.] // Научный вестник Ямало-ненецкого автономного округа. – 2017. – № 2 (95). – С. 39-42.
  9. А. Лопатина Природа - глазами души / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 576 c.
  10. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
  11. Андрэ, Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. - М.: ПрофитСтайл, 2018. - 224 c.
  12. Грант, Адам Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений / Адам Грант. - Москва: Мир, 2019. - 861 c.
    Донченко, Е. А. Личность. Конфликт. Гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - М.: Издательство Политической литературы Украины, 2016. - 178 c.
  13. Рубштейн, Нина Хочу… стать уверенным! Полный тренинг по развитию уверенности в себе / Нина Рубштейн. - М.: "Издательство "Эксмо", 2015. - 224 c.
  14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 20016. 288 с.


Интернет – ресурсы:

 http://www.narkonet.net.

 http://www.stratgap.ru
 
http://stop-narkotik.ucoz.ru
 
http://www.protivnarkotikov.ru
 
http://www.narkonet.net
 
http://rehab.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр....

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...

статья на тему: Организация моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста.

В статье указан материал о организации моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста....

Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет жизни.

Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4  «Пчелки» общеразвивающей направленностидл...

Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»

Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...